Структура компании

В структуру системы АК «Транснефть» входят 12 дочерних обществ, основным видом деятельности которых является транспортировка нефти по магистральным нефтепроводам и 1 общество – ОАО «АК «Транснефтепродукт», основным видом деятельности которого является организация транспортировки нефтепродуктов по магистральным нефтепродуктопроводам. Кроме того, в структуру системы АК «Транснефть» входят 12 сервисных организаций, основными видами деятельности которых являются: погрузочно–разгрузочная деятельность в морских портах; обеспечение технологической связью; ремонт подводных переходов, диагностика магистральных нефтепроводов; метрологическое обеспечение транспорта нефти; проектно-изыскательские работы; осуществление функций заказчика-застройщика; оказание услуг по ведению бухгалтерского, налогового и управленческого учета; оказание страховых услуг; негосударственное пенсионное обеспечение; издание профессионального журнала «Трубопроводный транспорт нефти».

В состав системы АК «Транснефть» входит 1 зависимое общество - ООО «Трубопроводный Консорциум «Бургас-Александруполис», основным видом деятельности которого является проектирование, строительство, эксплуатация нефтепровода «Бургас-Александруполис».

Организационная структура системы АК «Транснефть» представлена в таблице 9.1.:

Таблица 9.1.

Структура системы АК «Транснефть» по состоянию на 31.12.2008

№ п/п Наименование общества Виды деятельности Акционеры (участники) общества
Дочерние общества
1. Открытое акционерное общество «Сибнефтепровод» (ОАО «Сибнефтепровод») Транспортировка нефти ОАО «АК «Транснефть» - 100 %
2. Открытое акционерное общество «Магистральные нефтепроводы «Дружба» (ОАО «МН «Дружба») Транспортировка нефти ОАО «АК «Транснефть» - 100 %
3. Открытое акционерное общество «Приволжские магистральные нефтепроводы» (ОАО «Приволжскнефтепровод») Транспортировка нефти ОАО «АК «Транснефть» - 100 %
4. Открытое акционерное общество «Северо-Западные магистральные нефтепроводы» (ОАО «СЗМН») Транспортировка нефти ОАО «АК «Транснефть» - 64 %, ОАО «Связьинвестнефтехим» - 36%
5. Открытое акционерное общество «Транссибирские магистральные нефтепроводы» (ОАО «Транссибнефть») Транспортировка нефти ОАО «АК «Транснефть» - 100 %

 

 

6. Открытое акционерное общество «Урало-сибирские магистральные нефтепроводы имени Д.А.Черняева» (ОАО «Уралсибнефтепровод») Транспортировка нефти ОАО «АК «Транснефть» - 75,5 %, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - 24,5 %
7. Открытое акционерное общество «Верхневолжские магистральные нефтепроводы» (ОАО «Верхневолжскнефтепровод») Транспортировка нефти ОАО «АК «Транснефть» - 100 %
8. Открытое акционерное общество «Магистральные нефтепроводы Центральной Сибири» (ОАО «Центрсибнефтепровод») Транспортировка нефти ОАО «АК «Транснефть» - 100 %
9. Открытое акционерное общество «Северные магистральные нефтепроводы» (ОАО «СМН») Транспортировка нефти ОАО «АК «Транснефть» - 100 %
10. Открытое акционерное общество «Черноморские магистральные нефтепроводы» (ОАО «Черномортранснефть») Транспортировка нефти ОАО «АК «Транснефть» - 100 %
11. Общество с ограниченной ответственностью «Балтийские магистральные нефтепроводы» (ООО «Балтнефтепровод») Транспортировка нефти ОАО «АК «Транснефть» - 54,2% ОАО «Верхневолжскнефтепровод» - 45,8%
12. Открытое акционерное общество «Акционерная компания трубопроводного транспорта нефтепродуктов «Транснефтепродукт» (ОАО «АК «Транснефтепродукт») Организация транспортировки нефтепродуктов ОАО «АК «Транснефть» - 100 %
13. Открытое акционерное общество «Волжский подводник» (ОАО «Волжский подводник») Диагностика, ремонт подводных переходов ОАО «АК «Транснефть» - 100 %

 

14. Открытое акционерное общество «Институт по проектированию магистральных трубопроводов» (ОАО «Гипротрубопровод») Разработка проектно-сметной документации ОАО «АК «Транснефть» - 100 %
15. Открытое акционерное общество «Связь объектов транспорта и добычи нефти» (ОАО «Связьтранснефть») Обеспечение технологической связью объектов магистральных нефтепроводов ОАО «АК «Транснефть» - 100 %
16. Открытое акционерное общество «Центр технической диагностики» (ОАО ЦТД «Диаскан») Диагностика магистральных нефтепроводов ОАО «АК «Транснефть» - 100 %
17. Закрытое акционерное общество «Центр метрологического обеспечения» (ЗАО «Центр МО») Метрологическое обеспечение транспорта нефти ОАО «АК «Транснефть» - 100 %
18. Общество с ограниченной ответственностью «ТрансПресс» (ООО «ТрансПресс») Издательская деятельность ОАО «АК «Транснефть» - 100 %
19. Общество с ограниченной ответственностью «Центр управления проектом «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ООО «ЦУП ВСТО») Выполнение функций заказчика – застройщика ВСТО ОАО «АК «Транснефть» - 100 %
20. Общество с ограниченной ответственностью «Транснефть Финанс» (ООО «Транснефть Финанс») Оказание услуг по ведению бухгалтерского, налогового и управленческого учета ОАО «АК «Транснефть» - 100 %

 

Основные нефтепроводы:

- Балтийская трубопроводная система (рабочая мощность 74 млн. тонн в год);

- Нефтепровод Дружба (рабочая мощность 66,5 млн. тонн в год);

- Участие в Каспийском трубопроводном консорциуме (28,2 млн. тонн в год);

- Нефтепровод Баку — Новороссийск;

- Исторический Нефтепровод Грозный — Туапсе.

Основные продуктопроводы:

- Нефтепродуктопровод Северный (рабочая мощность 8,4 млн. тонн в год);

- Нефтепродуктопровод Южный.

Текущие проекты:

Важнейшим текущим проектом «Транснефти» является проектирование и строительство трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан» (30 млн. тонн в год) и «Восточная Сибирь — Тихий океан-2» (50 млн. тонн в год с выделением первой очереди).

Также среди крупнейших текущих проектов:

Балтийская трубопроводная система-II (35 млн. т. в год);

Вторая очередь НПП Северный (увеличение мощности до 17 мл. т. в год);

Мурманский нефтепровод;

Заполярье — Пурпе — Самотлор;

Тихорецк — Туапсе-2 (12 млн т. в год);

Расширение КТК (67 млн т. в год).

 

Система магистральных нефтепроводов была создана в 1970–1985 гг. как единая технологическая и экономическая структура с централизованным управлением грузопотоками перекачиваемой нефти, обеспечением технической эксплуатации объектов, их диагностирования и капитального ремонта, а также технического перевооружения и реконструкции. Сетевая структура системы, высокая концентрация мощностей на главных направлениях перекачки, централизованное управление движением потоков нефти позволяют надежно обеспечивать доставку нефти предприятиям нефтепереработки внутри страны и на экспорт.

Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от «06» февраля 2002 года №8/1 введены тарифы ОАО «АК «Транснефть» за услуги по перекачке нефти для грузоотправителей на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) Российской Федерации и государств – участников соглашений о Таможенном союзе и на экспорт за пределы таможенной территории Российской Федерации и государств – участников соглашения о Таможенном союзе по магистральным трубопроводам обществ, входящих в систему ОАО «АК «Транснефть» - таблица 9.1.:

Таблица 9.1.

Тарифы за услуги по перекачке нефти по магистральным трубопроводам:

 

Наименование обществ, входящих в «АК «Транснефть» Тариф (руб. / 100 т/км)
ООО "Балтнефтепровод" 3,49
ОАО "Верхне-Волжские магистральные нефтепроводы" 3,49
ОАО "Магистральные нефтепроводы "Дружба" 2,44
ОАО "Приволжские магистральные нефтепроводы" 3,27
ОАО "Северные магистральные нефтепроводы" 7,41
ОАО "Северо-Западные магистральные нефтепроводы" 2,73
ОАО "Сибнефтепровод" 5,31
ОАО "Транссибирские магистральные нефтепроводы" 6,26
ОАО "Урало-Сибирские магистральные нефтепроводы" 2,91
ОАО "Магистральные нефтепроводы Центральной Сибири" 4,84
ОАО "Черноморские магистральные нефтепроводы" 7,02
   

Рис. 9.17. Схема магистральных нефтетрубопроводов и нефтепродуктотрубопроводов ОАО «АК «Транснефть»

 

Существует четырехуровневая структура управления: ОАО «АК «Транснефть» – дочерние общества –районные нефтепроводные управления – НПС и ЛПДС.

В 2009 году в компании создана головная отраслевая научная организация – Научно-исследовательский институт транспорта нефти и нефтепродуктов (ООО «НИИ ТНН»). Институт вносит достойный вклад в создание самой передовой техники и технологий для новых проектов «Транснефти», в частности тех, что реализуются в сложнейших климатических и геологических условиях.

В 2009 году начало работу дочернее общество компании ООО «Транснефтьстрой», консолидировавшее её строительные активы.

Для обеспечения эффективного управления и эксплуатации ТС ВСТО созданы дочерние общества –ООО «Востокнефтепровод», ООО «Дальнефтепровод», ООО «Спецморнефтепорт Козьмино».

Еще одно новое дочернее общество – ООО «Дальневосточная строительная дирекция» – успешно зарекомендовало себя при сооружении ТС ВСТО-2. Оно продолжит свою деятельность в системе «Транснефти» при реализации перспективных инвестиционных проектов на Дальнем Востоке.

Проектно-изыскательские работы выполняет ОАО «Гипротрубопровод» с филиалами в Самаре, Уфе, Омске, Тюмени и Волгограде.

Программа развития ОАО «АК «Транснефть» на перспективу включает в себя строительство новых и модернизацию существующих объектов.

Речь идет о проектах строительства продуктопроводов Кстово – Нагорная, Сызрань –Саратов – Волгоград – Новороссийск (проект «Юг»), расширении нефтепродуктопровода «Север».

В целом за десятилетие (2010–2020 годы) реализация инвестиционных проектов (включая Программу технического перевооружения, реконструкции и капитального ремонта ОАО «АК «Транснефть») даст макроэкономический эффект в размере 2,5 трлн. руб.

Основные направления работы последних пяти лет –это замена участков, построенных в 1940–1950 годы с трубами из низкоуглеродистых сталей с большим содержанием серы, участков с дефектами, выявленными по результатам внутритрубной диагностики, участков с коррозионными повреждениями, замена нефтепроводов, сооруженных с применением подкладных колец, модернизации трубопроводных мощностей: нефтепровод «Дружба-1», построенный в 1964 году, нефтепровод Горький – Ярославль, наиболее загруженные участки нефтепровода Тихорецк – Новороссийск, трубопроводы с подкладными кольцами в ОАО «Уралсибнефтепровод» и ОАО «Северо-Западные МН».

До 2020 года производственные программы предусматривают ежегодную замену 1 тыс. км линейной части, замену 100 резервуаров суммарной вместимостью 1,5 млн. м3. Будут построены 42 новых резервуара на 940 тыс. м3.

В компании действует Программа инновационного развития на период до 2017 года. Одним из основных ее направлений будет разработка высокоточ-

ных внутритрубных диагностических комплексов, в том числе комбинированного действия.

Другое важнейшее направление – разработка Системы обнаружения утечек и контроля активности. Она обеспечивает не только высокую чувствительность к медленно развивающимся утечкам, не превышающим нескольких литров в час, но и точность определения их координат (менее 10 м). Серьезные усилия будут сконцентрированы на совершенствовании конструкций магистральных и подпорных насосов, повышении их КПД (с 85 до 90%), снижении уровня потребляемой ими электроэнергии.

В задачи Программы входит увеличение межремонтного ресурса механоэнергетического оборудования, нормативного срока его службы.

На ТС ВСТО сегодня внедрена единая система управления, предусматривающая автоматический пуск и остановку всего нефтепровода «с одной кнопки», его перевод в безопасное состояние при возникновении нештатных ситуаций, функции поддержки диспетчера.

Анализ и обобщение результатов работы по совершенствованию диспетчерского управления помогут внедрить единую систему управления и на других магистралях компании. Она обеспечит автоматизированное планирование технологических режимов.

ОАО «Сибнефтепровод» — дочернее предприятие компании Транснефть, оператор магистральных нефтепроводов России. Полное наименование — Открытое акционерное общество «Сибнефтепровод».

Компания ОАО «Сибнефтепровод» образована в 1967 году как Управление магистральных нефтепроводов Западной и Северо-Западной Сибири.

Это крупнейшее дочернее предприятие Акционерной компании по транспорту нефти «Транснефть». Его стратегическое положение в экономике страны обусловлено значимостью основного региона деятельности – Тюменской области, где добывается больше половины российской нефти.

Рост добычи этого углеводородного сырья был стремительным – с нуля в начале 60-х до 1 миллиона тонн в сутки в начале 80-х годов прошлого века. Такими же темпами развивался и трубопроводный транспорт нефти: от скромного первого нефтепровода Шаим – Тюмень до мощных трансконтинентальных магистралей Нижневартовск – Курган – Куйбышев, Сургут – Горький – Полоцк и других.

Штаб- квартира ОАО "Сибнефтепровод" находится в г. Тюмень.

 

Структура ОАО «Сибнефтепровод»:

 

Управления магистральных нефтепроводов:

Уренгойское управление магистральных нефтепроводов (Уренгойское УМН)

ЯНАО, г.Новый Уренгой;

Нижневартовское управление магистральных нефтепроводов (Нижневартовское УМН), г.Нижневартовск;

Ишимское управление магистральных нефтепроводов (Ишимское УМН),

г.Ишим;

Нефтеюганское управление магистральных нефтепроводов (Нефтеюганское УМН), г.Нефтеюганск;

Сургутское управление магистральных нефтепроводов (Сургутское УМН),

г.Сургут;

Урайское управление магистральных нефтепроводов (Урайское УМН),

г.Урай;

Тобольское управление магистральных нефтепроводов (Тобольское УМН), г.Тобольск;

Ноябрьское управление магистральных нефтепроводов (Ноябрьское УМН),

ЯНАО, г.Ноябрьск;

Тюменское управление магистральных нефтепроводов (Тюменское УМН),

г. Тюмень.

 

Филиалы ОАО «Сибнефтепровод»:

Служба безопасности (СБ), г. Тюмень;

Тюменская база производственно-технического обслуживания и комплектации оборудованием (ТБПТОиКО), г.Тюмень;

Специализированное транспортное управление (СТУ), г. Тюмень;

Тюменское специализированное управление по предупреждению и ликвидации аварий на магистральных нефтепроводах (СУПЛАВ), г. Тюмень;

Тюменский ремонтно-механический завод (ТРМЗ), г. Тюмень;

Управление эксплуатации социальных объектов (УЭСО), г.Тюмень;

Дирекция по строительству инвестиционного проекта «Трубопроводная система «Заполярье-НПС «Пур-Пе» (Дирекция по строительству), ЯНАО, г.Новый Уренгой.

 

Органами управления ОАО «Сибнефтепровод» являются:

Общее собрание акционеров, Совет директоров, Правление и Генеральный директор.

Единственным акционером ОАО «Сибнефтепровод» является Открытое акционерное общество «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть» (ОАО «АК «Транснефть»).

В состав Совета директоров Общества входят:

Председатель - заместитель вице-президента ОАО «АК «Транснефть»;

Члены Совета директоров:

директор департамента экономики ОАО «АК «Транснефть»,

директор департамента корпоративного управления ОАО «АК «Транснефть»,

начальник управления договорной работы ОАО «АК «Транснефть»,

генеральный директор ОАО «Сибнефтепровод»,

секретарь - юрисконсульт отдела управления собственностью ОАО «Сибнефтепровод».

 

В состав Правления Общества входят:

Председатель - генеральный директор ОАО «Сибнефтепровод»;

Члены Правления:

заместитель генерального директора ОАО «Сибнефтепровод» - директор Дирекции;

главный инженер ОАО «Сибнефтепровод»,

заместитель генерального директора ОАО «Сибнефтепровод»,

заместитель генерального директора ОАО «Сибнефтепровод»,

заместитель генерального директора ОАО «Сибнефтепровод»,

заместитель генерального директора ОАО «Сибнефтепровод»,

заместитель генерального директора ОАО «Сибнефтепровод» ,

заместитель генерального директора ОАО «Сибнефтепровод»,

заместитель генерального директора – начальник СБ ОАО «Сибнефтепровод»,

секретарь - юрисконсульт отдела управления собственностью ОАО «Сибнефтепровод».

 

Руководство Общества:

генеральный директор ОАО «Сибнефтепровод»,

главный инженер ОАО «Сибнефтепровод»,

заместитель генерального директора ОАО «Сибнефтепровод»,

заместитель генерального директора ОАО «Сибнефтепровод»,

заместитель генерального директора ОАО «Сибнефтепровод»,

заместитель генерального директора ОАО «Сибнефтепровод»,

заместитель генерального директора ОАО «Сибнефтепровод»,

заместитель генерального директора ОАО «Сибнефтепровод» - директор Дирекции,

заместитель генерального директора ОАО «Сибнефтепровод»,

заместитель генерального директора – начальник СБ ОАО «Сибнефтепровод».

 

ОАО «АК «Транснефтепроду́кт» - российская транспортная монополия, оператор магистральных нефтепродуктопроводов России. Полное наименование - Открытое акционерное общество « Акционерная компания трубопроводного транспорта нефтепродуктов «Транснефтепродукт».

Штаб-квартира - в г. Москве. Юридически компания с 2006 года зарегистрирована в Санкт-Петербурге.

Основана в 1993 году в соответствии с Указом Президента РФ от 17 ноября 1992 № 1403.

Государству принадлежит 100 % акций «Транснефтепродукта». Уставный капитал компании составляет 1,264 млрд рублей.

С апреля 2007 года входит в состав государственной компании ОАО «АК «Транснефть».

Организации, занимающиеся транспортом нефтепродуктов:

ОАО "Мостранснефтепродукт",

ОАО "Сибтранснефтепродукт",

ОАО "Средне-Волжский Транснефтепродукт",

ОАО "Юго-Запад транснефтепродукт",

ОАО "Уралтранснефтепродукт",

ОАО "Рязаньтранснефтепродукт",

ООО "Балттранснефтепродукт".

Специализированные организации:

ООО ЧОП "Спецтранснефтепродукт",

ОАО "Телекомнефтепродукт",

ОАО "Торговый Дом "Транснефтепродукт".

 

ОСОБЕННОСТИ ТРАНСПОРТИРОВКИ НЕФТЕПРОДУКТОВ ТРУБОПРОВОДНЫМ ТРАНСПОРТОМ:

1. Перекачка различных видов нефтепродуктов по однотрубным нефтепродуктопроводам.

Обеспечение транспортировки различных нефтепродуктов по системе магистральных нефтепродуктопроводов осуществляется путем использования метода последовательной перекачки. Данный метод основан на поочередной транспортировке отдельных партий нефтепродуктов, сформированных на основе оптимальных объемов, позволяющих в минимальной степени допустить смешивание нефтепродуктов на границах их контактной зоны. Таким образом достигается возможность использования одних и тех же нефтепродуктопроводов для транспортировки различных нефтепродуктов с сохранением качества нефтепродуктов на уровне, определяемом государственными стандартами. При этом объемы смесей, образуемых на границах контактных зон дополнительно выдерживаются в резервуарах и доводятся до необходимой кондиции с помощью специальных мероприятий, разработанных в системе ОАО «АК «Транснефтепродукт». Использование системы последовательной перекачки позволяет выполнять транспорт нефтепродуктов без потерь качества и количества.

2. Всесезонный режим работы нефтепродуктопроводов.

Система магистральных нефтепродуктопроводов (МНПП) обеспечивает устойчивый транспорт нефтепродуктов независимо от сезона года и практически независимо от различных погодных явлений, связанных с ветрами любой скорости и осадками любой продолжительности. Кроме того, система устойчива и к различным аномальными явлениями, связанным с землетрясениями расчетной мощности, наводнениями и т.п.

Дублирование систем электроснабжения позволяет также избежать долгосрочного выхода из эксплуатации насосного и другого технологического оборудования, обеспечивающего жизнедеятельность системы нефтепродуктопроводного транспорта.

Российские нефтеперерабатывающие заводы в системе магистральных трубопроводов:

1. ОАО «Омский НПЗ» - ОАО «Газпром нефть»;

2. ОАО «Уфанефтехим» - ОАО "АНК" Башнефть";

3. ОАО «Ново-Уфимский НПЗ»(«НОВОЙЛ») - ОАО "АНК "Башнефть";

4. ОАО «Уфимский НПЗ» - ОАО "АНК "Башнефть";

5. АО «Салаватнефтеоргсинтез»;

6. ОАО «Куйбышевский НПЗ» (Самарский) - ОАО «НК «Роснефть»;

7. ОАО «Новокуйбышевский НПЗ» (Самарский) - ОАО «НК «Роснефть»;

8. ОАО «Сызранский НПЗ (Самарский) - ОАО «НК «Роснефть»;

9. ОАО «Нижнекамскнефтехим» (НПЗ ТАИФ-НК) - ОАО «ТАИФ-НК»;

10. ОАО «Нижегороднефтеоргсинтез» - ОАО «ЛУКОЙЛ»;

11. ООО «ПО «Киришинефтеоргсинтез» - ОАО «Сургутнефтегаз»;

12. ЗАО «Рязанская нефтеперерабатывающая компания» - ОАО «ТНК-ВР»;

13. ОАО «Московский НПЗ - ОАО «МНГК», ОАО "Газпром нефть";

14. ООО «Пермьнефтеоргсинтез» - ОАО «ЛУКОЙЛ»;

15. «ОАО «Славнефть-ЯНОС» (ЯНОС) - ОАО «НГК «Славнефть»;

16. ОАО "ТАНЕКО" - ОАО "Татнефть".

Подключенные белорусские НПЗ:

1. «Мозырский НПЗ» - ГК Концерн "Белнефтехим", ОАО «НГК «Славнефть»;

2. «Новополоцкий НПЗ» («Нафтан») - ГК Концерн «Белнефтехим».

 

Организации трубопроводного транспорта нефтепродуктов (ОТТН) транспортируют нефтепродукты как по прямым (от НПЗ до экспортного порта или потребителя), так и по смешанным транспортным схемам (от НПЗ – по трубопроводной системе ОТТН, затем железнодорожным транспортом). Расчет доли ОТТН на рынке услуг по транспортировке нефтепродуктов основан на первичной транспортировке от НПЗ и учитывает как прямые, так и смешанные схемы.

Организации трубопроводного транспорта нефтепродуктов оказывают услуги по транспортировке нефтепродуктов на внутренний рынок и на экспорт. В своей основной рыночной нише – экспортной логистике светлых нефтепродуктов – ОТТН занимают лидирующее положение. Их доля на рынке перевозок светлых нефтепродуктов на экспорт – около 46%, в частности, на рынке экспорта дизельного топлива с подключенных НПЗ – 75%.

При транспортировке нефтепродуктов на экспорт и на региональные рынки России основным конкурентом организаций трубопроводного транспорта нефтепродуктов является железнодорожный транспорт. В настоящее время на его долю приходится около 70% перевозок светлых нефтепродуктов. Доля ОТТН составляет около 25% перевозок светлых нефтепродуктов. Конкурентные преимущества ОТТН – возможность транспортировки крупных партий по сравнительно низкой цене, в том числе непосредственно до экспортных терминалов (Приморск, Вентспилс). К основным факторам конкурентоспособности ОТТН относится более высокая надежность, безопасность и экологичность нефтепродуктопроводного транспорта.

Транспортировка принятого от НПЗ нефтепродукта может осуществляться как по схеме прямого транспорта по системе магистральных нефтепродуктопроводов со сдачей его потребителю либо в емкости морского терминала, ЛПДС или нефтебазы, так и по смешанной схеме с использованием собственных пунктов налива нефтепродуктов в железнодорожные и автомобильные цистерны.

Большую часть годового объема транспорта нефтепродуктов по системе магистральных нефтепродуктопроводов составляет транспортировка экспортных ресурсов, рынки потребления которых сосредоточены в основном в странах дальнего зарубежья.

Кроме того, с применением смешанных схем транспорта нефтепродуктов осуществляется сдача нефтепродуктов на экспорт с использованием наливных пунктов организаций трубопроводного транспорта нефтепродуктов: «Никольское», «Брянск», «Гомель», «Новоград Волынский» и «Петропавловск» для дальнейшей транспортировки железнодорожным транспортом.

С использованием системы МНПП и ее наливных пунктов нефтепродукты поступают в Новосибирскую, Омскую, Кемеровскую, Тюменскую, Курганскую, Свердловскую, Челябинскую, Оренбургскую, Самарскую, Ульяновскую, Пензенскую, Липецкую, Воронежскую, Тамбовскую, Ростовскую, Курскую, Орловскую, Брянскую, Нижегородскую, Рязанскую, Тульскую, Калужскую, Московскую, Ленинградскую и ряд других областей, а также в Башкирию, Татарию, Мордовию, Чувашию, Марий Эл и на Северный Кавказ.

Осуществляются поставки авиационного топлива ТС-1 в аэропорты Москвы, Санкт-Петербурга и Уфы.

Потребителями услуг организаций трубопроводного транспорта нефтепродуктов выступают такие российские нефтяные компании как "Газпром нефть", "Роснефть", "Лукойл", "Татнефть", "Сургутнефтегаз", "АНК "Башнефть", а также ряд крупных коммерческих структур.

В последние годы значительно возросли объемы услуг по временному хранению и наливу нефтепродуктов на автомобильный транспорт через существующие в системе МНПП установки автоматизированного отпуска нефтепродуктов.

Основные направления транспортировки различных видов дизельного топлива, бензинов, авиакеросинов представлены на рис.9.18. :

 

 

Рис.9.18. Основные направления транспортировки видов топлива по системе магистральных нефтепродуктопроводов (МНПП)

Крупные продуктопроводы России:

Уфа — Брест с ответвлением на Ужгород;

Уфа — Омск — Новосибирск;

Нижнекамск — Одесса.

 

Структура управления ОАО «АК «Транснефтепродукт»:

Руководство:

президент,

первый вице-президент,

первый вице-президент,

вице-президент,

вице-президент,

вице-президент.

Совет директоров ОАО "АК "Транснефтепродукт":

председатель совета диреторов ОАО "АК "Транснефтепродукт",

заместитель вице-президента ОАО "АК "Транснефть",

директор департамента корпоративного управления ОАО "АК "Транснефть",

заместитель директора департамента строительства и инвестиционных проектов ОАО "АК "Транснефть",

заместитель директора департамента - начальник отдела графиков и оформления поставок нефти департамента транспорта, учета и качества нефти ОАО "АК "Транснефть",

генеральный директор ООО "ТранснефтьФинанс",

президент ОАО "АК "Транснефтепродукт".

 

Правление:

президент ОАО "АК "Транснефтепродукт" (председатель правления),

первый вице-президент ОАО "АК "Транснефтепродукт",

вице-президент ОАО "АК "Транснефтепродукт",

заместитель вице-президента-директор департамента транспорта, учета и ка чества нефтепродуктов ОАО "АК "Транснефть",

вице-президент ОАО "АК "Транснефтепродукт",

советник президента ОАО "АК "Транснефтепродукт",

вице-президент ОАО "АК "Транснефтепродукт".

 

ОАО «СИБТРАНСНЕФТЕПРОДУКТ» - полное название «СИБИРСКОЕ ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА НЕФТЕПРОДУКТОВ».

Общество является правопреемником Государственного Сибирского предприятия магистральных нефтепродуктопроводов.

Основной вид деятельности общества:

- транспортировка нефтепродуктов по магистральным трубопроводам (нефтепродуктопроводам);

- приём нефтепродуктов и осуществление сливо-наливных операций;

- хранение нефтепродуктов.

Адрес фактического места нахождения общества:

Российская Федерация, г. Омск.

Филиалы и представительства общества:

(Линейная производственно-диспетчерская станция) ЛПДС «Омск»,

г. Омск;

(Линейная производственно-диспетчерская станция) ЛПДС «Татарская», Новосибирская обл., г. Татарск;

(Линейная производственно-диспетчерская станция) ЛПДС «Сокур», 633121, Новосибирская обл., Мошковский район, п. Сокур,

(Перекачивающая станция) ПС «Плотниково», п. Плотниково,

(Перекачивающая станция) ПС «Барабинск», ст. Барабинск,

(Перекачивающая станция) ПС «Чулым», ст.Чулым.

 

 

Организационная структура ОАО «Сибтранснефтепродукт» представлена на рис.9.19. :

 

 

Рис. 9.19. Организационная структура ОАО «Сибтранснефтепродукт»

 

Историческая справка:

29 декабря 1956 года комиссия Министерства нефтяной промышленности СССР приняла с оценкой «хорошо» магистральный нефтепродуктопровод Омск-Сокур на участке Омск-Татарская. 31 декабря 1956 года в эксплуатацию приняты также наливная эстакады в Татарске и резервуарные парки в Омске и Татарске общей емкостью140 тыс. кубических метров. Первый налив в Татарске был произведен 30 апреля 1957 года. К 1958 году Татарская наливная станция стала стабильно отгружать по 6-7 железнодорожных цистерн в сутки.

В 1957 году продолжалось строительство участков продуктопровода «Татарская-Барабинск-Чулым-Сокур», в 1959 году введен в строй нефтепродуктопровод на участке Татарск-Сокур.

Строительство Сокурской наливной станции было начато в 1956 году. Одновременно возводилась площадка Сокур-1 с двадцатью резервуарами ( по 5000 м3), химической лабораторией, подстанцией, насосной, обмывочным пунктом, котельной, конторой, гаражом, складами. Строился жилой поселок с магазином и клубом.

Пробный налив нефтепродуктов был произведен в феврале – марте 1959 года.

С сентября 1959 года Сокурская наливная станция начала отгрузку нефтепродукта по железной дороге путем налива в вагоны-цистерны.

В 1960 году была введена в действие площадка Сокур-2, в 1961году – площадка Сокур-3, в 1964году – площадка Сокур-5, в 1966 году - площадка Сокур-4.

В 1960 году была проведена первая опытная последовательная перекачка партии дизтоплива летнего в количестве 14 тыс. тонн.

В 1962 году по трубопроводу последовательно перекачиваются автобензин А-66 и А-56, зимнее дизтопливо. В 1965 году производится последовательная перекачка 6 сортов нефтепродуктов (добавляется А-72 неэтилированный), а в 1966 году - восьми сортов нефтепродуктов - автобензина А-66, А-72, А-75, дизтоплива летнего четырех сортов, , зимнее дизтопливо.

В период с сентября 2010 года – по декабрь 2011 года произведен вынос участка трубопровода «Омск-Сокур» протяженностью 72 км, проложенного в селитебной зоне г. Новосибирска по территории Заельцовского Бора, за пределы городской черты.

Строительство велось с применением новейших технологий. Благодаря вводу нового участка эксплуатация МНПП стала более безопасной, появились дополнительные возможности увеличения объема поставок топлива.

 

Газопроводы России.

Единая система газоснабжения России принадлежит ОАО «Газпром».

В 1989 г. Министерство газовой промышленности СССР преобразовано в Государственный газовый концерн «Газпром».

5 ноября 1992 г. подписан указ президента Российской Федерации «О преобразовании ГГК «Газпром» в Российское акционерное общество «Газпром».

ОАО «Газпром» — глобальная энергетическая компания. Основные направления ее деятельности — геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация газа и других углеводородов, а также производство и сбыт электрической и тепловой энергии.

Рыночная капитализация ОАО «Газпром» по состоянию на 30 сентября 2013 г. составила 105 млрд. долларов США.

Группа «Газпром» является крупнейшей компанией мира по величине запасов природного газа. По состоянию на 31 декабря 2012 г. запасы газа Группы по категориям А+В+С1 (российские стандарты) оценивались в 35,1 трлн. куб. м, нефти и конденсата - 3 млрд. тонн.

По объемам добычи газа Группа «Газпром», на долю которой приходится 14% мировой добычи, находится в числе лидеров среди нефтегазовых компаний мира. В 2012 г. Группой добыто 487,0 млрд. куб. м. природного и попутного газа, 12,8 млн. т. конденсата и 33,3 млн. т. нефти.

Природный газ Средней Азии является важным элементом формирования общей ресурсной базы ОАО «Газпром». В 2012 г. Группой «Газпром» приобретено 35,7 млрд. куб. м. среднеазиатского газа.

Добываемый в России природный газ поступает в магистральные газопроводы, объединенные в Единую систему газоснабжения (ЕСГ) России.

ЕСГ является крупнейшей в мире системой транспортировки газа и представляет собой уникальный технологический комплекс, включающий в себя объекты добычи, переработки, транспортировки, хранения и распределения газа. ЕСГ обеспечивает непрерывный цикл поставки газа от скважины до конечного потребителя.

Благодаря централизованному управлению, большой разветвленности и наличию параллельных маршрутов транспортировки ЕСГ обладает существенным запасом надежности и способна обеспечивать бесперебойные поставки газа даже при пиковых сезонных нагрузках.

Протяженность ЕСГ составляет 165 тыс. км. Средняя дальность транспортировки по ЕСГ: внутри России — 2785 км, на экспорт — 3430 км. В транспорте газа используются 211 компрессорных станций с общей мощностью газоперекачивающих агрегатов 41,7 млн. кВт.

Подземные хранилища газа (ПХГ) являются неотъемлемой частью Единой системы газоснабжения России и расположены в основных районах потребления газа. Использование ПХГ позволяет регулировать сезонную неравномерность потребления газа, снижать пиковые нагрузки в ЕСГ, обеспечивать гибкость и надежность поставок газа. Сеть ПХГ обеспечивает в отопительный период до 20 % поставок газа российским потребителям, а в дни резких похолоданий эта величина может превышать 30 %.

На территории Российской Федерации расположены 25 подземных хранилищ с объемом оперативного резерва 65,2 млрд куб. м газа.

Эксплуатацию магистральных газопроводов осуществляют эксплуатирующие организации (ЭО) ОАО «Газпром». Разделение границ зон обслуживания между ЭО определяет ОАО «Газпром» .

Основными задачами ЭО являются:

- обеспечение транспорта заданных объемов газа промышленным и бытовым потребителям Российской Федерации на договорной основе и на экспорт по межгосударственным соглашениям;

- обеспечение эффективной работы, надежности и безопасности функционирования объектов МГ, оптимизации режимов работы, рационального расходования топливно-энергетических ресурсов и материалов, сокращения потерь газа при транспортировке, использования вторичных энергоресурсов;

- обеспечение безопасности при эксплуатации объектов МГ;

- соблюдение требований НД;

- поддержание надлежащего технического состояния объектов МГ, своевременное устранение выявленных в процессе эксплуатации дефектов и отказов;

- внедрение новых технологий, высокоэффективного оборудования, научной организации труда;

- локализация аварий и ликвидация их последствий;

- соблюдение нормативов по выбросам, сбросам вредных и загрязняющих веществ в окружающую среду;

- размещение производственных отходов.

В состав магистральных газопроводов входят объекты:

- линейная часть;

- компрессорные станции с узлами подключения;

- газораспределительные станции;

- газоизмерительные станции;

- станции охлаждения газа;

- подземные хранилища газа.

Линейная часть магистрального газопровода предназначена для транспортировки газа. Для обеспечения транспортировки газа предусматривают выполнение основных технологических операций:

- очистку полости МГ от твердых и жидких примесей посредством пропуска очистных устройств;

- ввод, при необходимости, метанола в полость ЛЧ МГ с целью предотвращения образования газогидратов или их разрушения;

- перепуск газа между отдельными газопроводами по внутрисистемным или межсистемным перемычкам, отключение и ввод в работу отдельных участков газопроводов.

Основной задачей компрессорных станций является обеспечение заданного режима компримирования газа (поддержание определённого давления).

Газораспределительныяе станции предназначены для редуцирования газа (понижении давления) при его поставке газораспределительным организациям, коммунально-бытовым и промышленным потребителям с заданными давлением, расходом, необходимой степенью очистки, одоризации, учетом расхода газа, и, при необходимости, контроля качественных показателей.

Установки воздушного охлаждения газа (аппараты воздушного охлаждения - АВО) проводят в соответствии с инструкцией по эксплуатации. Пределы изменения температуры газа на выходе АВО газа определяют требования инструкции по эксплуатации с учетом обеспечения продольной устойчивости магистрального газопровода, оптимального режима работы установки, сохранности изоляции трубопроводов, предотвращения гидратообразования.

Подземные хранилища газа предназначены для регулирования неравномерности газопотребления, связанной с сезонными колебаниями спроса на природный газ, а также для образования в основных газопотребляющих районах оперативного и стратегического резервных запасов для поддержания стабильности поставок газа, в т.ч. экспортных.

На большие расстояния газ перекачивается по магистральным газопроводам, но при доставке газа конечным потребителям используются уже газопроводы меньшего диаметра — газораспределительные сети. В зависимости от категории потребителя различают сети низкого (для газоснабжения жилых домов), высокого и среднего давления, которые предназначены для снабжения промышленных предприятий.

Крупнейшие газопроводы:

- газопровод Саратов — Москва — первый газопровод в России (840 км);

- Ставрополь — Москва;

- Краснодарский край — Ростов-на-Дону — Серпухов — Санкт-Петербург;

- Средняя Азия — Урал;

- Медвежье — Надым — Тюмень — Уфа — Торжок;

- Надым — Пунга — Пермь;

- Уренгой — Сургут — Тобольск — Тюмень — Челябинск.

- Северный поток;

- крупнейшая в мире система газопроводов Уренгой - Помары - Ужгород - страны Восточной и Западной Европы (4451 км);

- газопровод, проходящий от Оренбурга через Украину в страны Восточной и Западной Европы.

Строятся газопроводы Бованенково — Ухта, Сахалин — Хабаровск — Владивосток.

Проектируются газопроводы: Южный поток, Алтай, Якутия—Хабаровск—Владивосток и Прикаспийский газопровод.

 

Рис.9.20. Карта газопроводов России

 

Таблица 9.2.