Федеральное агенство морского и речного транспорта

Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского (включая морские торговые, рыбные, кроме рыбопромысловых колхозов, и специализированные порты) и речного транспорта, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере.

Федеральное агентство морского и речного транспорта осуществляет полномочия компетентного органа в области морского и внутреннего водного транспорта по выполнению обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации, в части выполнения функций по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом.

Федеральное агентство морского и речного транспорта находится в ведении Министерства транспорта Российской Федерации.

Совет Федерального агентства морского и речного – является совещательным органом и решает на своих заседаниях вопросы, определенные Положением о Федеральном агентстве морского и речного транспорта.

Экспертный совет при Совете Федерального агентства морского и речного транспорта является экспертным органом Федерального агентства морского и речного транспорта, призванным на основе взаимодействия с деловыми кругами и общественностью содействовать поиску эффективных решений в области морского и речного транспорта на основе взаимодействия государства и бизнеса.

Совет по образованию Федерального агентства морского и речного транспорта создан для выработки рекомендаций по формированию и реализации политики в области отраслевого образования.

Экспертный совет капитанов морских портов Федерального агентства морского и речного транспорта создан в целях повышения эффективности государственного портового контроля, соблюдения законодательства Российской Федерации в области морского транспорта.

Общественный совет при Федеральном агентстве морского и речного транспортаобразован в целях обеспечения взаимодействия граждан и общественных объединений Российской Федерации с Федеральным агентством морского и речного транспорта, учета потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации и прав общественных объединений при осуществлении полномочий в сфере морского и речного транспорта.

Распоряжением Росморречфлота от 10.02.2010 №АД-21-р (с изменениями от 13.05.2010 №АД-115-р, от 25.06.2010 №АД-167-р, от 30.08.2010 № АД-225-р) создан Совет руководителей речных бассейнов Федерального агентства морского и речного транспорта.

15 марта 2013 года распоряжением Правительства Российской Федерации № 358-р создано федеральное государственное казенное учреждение «Администрация Северного морского пути».

Федеральное государственное учреждение «Служба морской безопасности» является организацией, специализирующейся в области обеспечения безопасности объектов морского и речного транспорта, находящейся в ведении Федерального агентства морского и речного транспорта.

 

Структура центрального аппарата Росморречфлота:

Руководитель агенства

Управление обеспечения судоходства

Отдел обеспечения безопасности судоходства и порядка в порту

Отдел связи, навигации и научной деятельности

Отдел ледокольного обеспечения и гидрографии

Отдел аварийно-спасательных, подводно-технических работ и ЛАРН

Отдел организации процедур контроля судов

Управление внутреннего водного транспорт

Отдел пути и технического флота

Отдел гидротехнических сооружений

Отдел структурного реформирования, развития инфраструктуры и перевозок

Управление имущественных отношений и правового обеспечения

Отдел корпоративного управления

Отдел тарифного регулирования подведомственных организаций

Отдел земельных отношений

Отдел сделок с недвижимым имуществом

Отдел правового обеспечения

Управление экономики и финансов

Отдел сводного финансового планирования и анализа деятельности бассейновых органов государственного управления и образовательных учреждени

Отдел сводной бухгалтерской отчетности

Отдел финансирования центрального аппарата

Отдел финансирования текущих капитальных вложений и инвестиционных программ

Отдел финансового планирования и анализа деятельности администраций морских портов

Отдел внутреннего аудита, планирования и анализа деятельности предприятий

Управление инвестиций и программ развития

Отдел капитального строительства

Отдел планирования и организации торгов

Отдел федеральных программ

Отдел развития портов

Управление транспортной безопасности

Отдел транспортной безопасности объектов морского транспорта

Отдел транспортной безопасности объектов внутреннего водного транспорта

Отдел международного и межведомственного взаимодействия, сводного анализа и координации деятельности подведомственных организаций

Административное управление

Отдел делопроизводства

Отдел государственной службы и кадров

Отдел конвенционной подготовки, дипломирования и учебных заведений

Административно-хозяйственный отдел

Отдел мобилизационной подготовки, гражданской обороны и режима

Согласно Положению о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 года № 371, Росморречфлот осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимые для обеспечения исполнения функций федеральных органов исполнительной власти в сфере морского и речного транспорта, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям и федеральным государственным учреждениям, подведомственным Росморречфлоту (таблица 6.1.):

 

Таблица 6.1.

6.4.3. Структура управления морским пароходством

На примере Новороссийского морского пароходства рассмотрим организацию управления морским транспортом.

Новороссийское морское пароходство (ОАО «Новошип») является крупнейшей российской судоходной компанией на Черном море.

20 января 1967 года Министром морского флота СССР Бакаевым В.Г. был подписан приказ № 12 «О выделении Управления нефтеналивного флота из состава Черноморского пароходства и создании на его базе Новороссийского морского пароходства». Сегодня, как никогда ранее, очевидна историческая роль данного решения в укреплении мировых позиций Великой Морской Державы - России.

На балансе Новороссийского морского пароходства вначале числилось 115 танкеров общим дедвейтом около 5 млн. тонн, переданных из состава флота Черноморского пароходства. В 1971 году Новороссийское пароходство было награждено орденом Октябрьской революции. В 1981 году коллективу вручена международная награда Золотой Меркурий.

10 ноября 1992 года Постановлением главы Администрации города Новороссийска за № 2811 Новороссийское морское пароходство было зарегистрировано как открытое акционерное общество, созданное без ограничения срока.

Основные виды деятельности предприятия - осуществление транспортных, транспортно-экспедиторских, складских и любых коммерческих операций за рубежом и внутри страны.

Приоритетным направлением деятельности общества является перевозка углеводородного сырья и производных энергоносителей высокотехнологичными морскими судами. Для достижения этих целей общество активно участвует в национальных проектах, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов. Основой эффективной деятельности Компании является крупный, современный диверсифицированный флот.

На момент акционирования пароходства флот состоял из 101 судна суммарным дедвейтом 4,7 млн. тонн и средним возрастом 14,3 года, в том числе более половины - постройки 60-70-х годов, которые в силу возраста и специфических конструктивных особенностей оказались неконкурентоспособными на мировом рынке.

С 1993 по 2000 годы, в экономически нестабильное время перестройки в стране, было построено и приобретено 34 судна общим дедвейтом 1,37 млн. тонн. Это позволило обновить флот компании, уменьшить средний возраст судов, сохранить более 1200 рабочих мест.

В 2001 году советом директоров ОАО «Новошип» была утверждена Программа обновления флота на 2001-2005 годы. В «портфеле» заказов были, танкеры для сырой нефти типоразмера «Афрамакс», танкеры-продуктовозы и продуктовозы-химовозы типоразмера MR. Программа была успешно выполнена.

В 2005 году была принята Программа обновления флота на 2006- 2010 годы. Она предусматривала замену оставшихся физически и морально устаревших судов новыми высокотехнологичными танкерами. Суда строились, в основном, на корейских и хорватских судоверфях и вступали в строй строго по графику, определенному компанией.

20 июня 2007 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации за № 784 «Об открытом акционерном обществе «Современный коммерческий флот» произошла консолидация государственных активов двух крупнейших российских пароходств ОАО «Совкомфлот» и ОАО «Новошип». «Новошип» стал частью группы компаний «Совкомфлот».

ОАО«Совкомфлот» является стратегическим государственным предприятием, обладает уникальным опытом эксплуатации флота, в т.ч. в Арктике, и специализируется на работе в сложных климатических условиях. В 2010 году танкер SCF Baltica стал первым крупнотоннажным судном, прошедшим высокоширотным маршрутом из Атлантического океана в Тихий. Рейс танкера «VladimirTikhonov» в 2011 году открыл для коммерческого судоходства новый глубоководный высокоширотный маршрут, пролегающий севернее архипелага Новосибирских островов – «маршрут Тихонова».

Консолидация пароходств «Совкомфлот» и «Новошип» усилило рыночные позиции объединенной судоходной компании, которая сегодня входит в пятерку крупнейших танкерных компаний мира. Длинная линейка судов, мощные позиции в тех сегментах, которые наиболее востребованы крупными российскими нефтяными и газовыми компаниями, собственные технические разработки и уникальный набор передовых технологий позволяют удовлетворять самые высокие требования клиентов – первоклассных мировых нефтяных и нефтетрейдерских компаний, обеспечивая им устойчивую прибыль и стабильные условия бизнеса.

 

 

Органы управления и контроля ОАО «Новошип»:

Совет директоров ОАО«Новошип»

Ревизионная комиссия ОАО «Новошип»

Президент ОАО «Новошип»

Правление ОАО «Новошип»(коллегиальный исполнительный орган) :

    Президент Председатель правления  
    Руководитель дивизиона управления и развития нефтеналивного флота ОАО «Совкомфлот» Член правления  
    Первый вице-президент Член правления  
    Директор Департамента управления персоналом Член правления  
      Управляющий директор ООО «СКФ Новошип Технический Менеджмент» Член правления    
Дочерние и зависимые общества: Наименование   Вид деятельности   Контакты  
МОРСКОЙ БЛОК  
Intrigue Shipping Inc. Управление активами адрес: Либерия, 80 Broad Street, Monrovia  
   
Novoship Holdings Limited. Управление активами адрес: Кипр, Arch. Makarios III Avenue, 284,Fortuna Court, Block B, Limassol 3105  
   
       
   
Vestoro Holdings Limited. Управление активами адрес: Кипр 3105, Arch. Makarios III Avenue, 284,Fortuna Court, Block B, Limassol 3105  
   
W.W. Marpetrol, S.A. Перевозка грузов морским трансрортом адрес: Испания, C/.General Rodrigo, 6 - 1.°, Madrid 28003 тел.: +34 (91) 5331200 факс: +34 (91) 5350829
БЕРЕГОВОЙ БЛОК  
ООО «СКФ Новошип Технический Менеджмент» Деятельность в сфере морского транспорта, оказание услуг по организации управления судами адрес: 353900, Россия, Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Свободы, д.1 тел.: (8617) 60-16-26  
   
ОАО «Сочинский морской торговый порт» Портовые услуги в области морских пассажирских и круизных перевозок адрес: 354000 Россия, Краснодарский край, г. Сочи, ул. Войкова, д. 1 тел.: (8622) 60-96-46 факс: (8622) 60-96-09 e-mail: info@morport-sochi.ru http://morport-sochi.ru  
   
ООО «Новошипинвест» Инвестиционная деятельность, выполнение функций заказчика-застройщика адрес: 353900, Россия, Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Свободы, д.1 тел.: (8617) 60-18-85 факс: (8617) 60-18-78 e-mail: nsinvest@nvrsk.ru http://www.novoshipinvest.ru  
   
ООО «Новошипстрой» Cтроительство и реконструкция зданий, системы противопожарной защиты адрес: 353909 Россия, Краснодарский край, г. Новороссийск, Железнодорожная петля, д. 1 тел./факс: (8617) 27-33-82 e-mail: novoshipstroy@mail.ru http://www.novoshipstroy.ru  
   
ООО «Новоморснаб» Транспортно-экспедиторское обслуживание, агентирование и снабжение, автоперевозки адрес: 353901 Россия, Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Портовая, д. 10 тел.: (8617) 60-22-17 факс: (8617) 64-41-73 e-mail: secretary@novomorsnab.ru http://www.novomorsnab.ru  
   
ООО «Водный спортивный центр» Развитие водных видов спорта, организация спортивных мероприятий адрес: 353924 Россия, Краснодарский край, г. Новороссийск, проспект Ленина, д. 98 тел.: (8617) 72-57-44  
   
ООО «НовоТехСервис» Комплексное техническое обслуживание зданий и сооружений, комплексная уборка помещений, благоустройство территории адрес: 353900, Россия, Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Свободы, д.1 тел./факс: (8617) 60-19-06 e-mail: novotehservis@nvrsk.ru  
   
ООО «ЭлектроРадиоНавигационная Камера» Ремонт и обслуживание электро-радионавигационных приборов, корректура навигационных карт и пособий адрес: 353902 Россия, Краснодарский край, г. Новороссийск, Сухумийское шоссе, д. 120 тел.: (8617) 76-10-90 факс: (8617) 76-10-89 e-mail: ernc@ernc.ru http://www.ernc.ru  
   
ЧОУ УТЦ «Новошип Тренинг» Услуги в области профессионального образования адрес: 353920, Россия, Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Куникова, д. 28 тел.: (8617) 60-10-90 e-mail: smakarov@novoship.ru http://www.novoshiptraining.ru  
   
ООО «Сочи Гранд Марина» Управляющая компания по проекту реконструкции морского порта Сочи адрес: 123557 Россия, г. Москва, Средний Тишинский переулок, д. 28, стр. 1, оф. 320 тел.: (495) 660 46 12 факс: (495) 660 46 13 e-mail: sgminfo@scf-group.ru http://www.sochigrandmarina.com  
                                 

 

ОАО «Новошип» (Новороссийское морское пароходство), основанное в 1967 г., сегодня входит в состав группы компаний «Совкомфлот». «Новошип» оперирует танкерным флотом в сегментах Aframax (105 - 116 тыс.т.), Suezmax (156 тыс.т.), балкерами типа «Панамакс» (74 тыс.т.), а также LR2(112 тыс. т.) и MR (40-47 тыс т.). Флот компании насчитывает 48 современных судов, суммарным дедвейтом более 4,5 млн. тонн. Средний возраст танкерного флота компании – 7,6 года. «Новошип» сертифицирован на соответствие международным стандартам ISO 9001 («Менеджмент качества»), ISO 14001 («Экологический менеджмент») и OHSAS 18001 («Менеджмент здоровья и безопасности на производстве»). Численность плавсостава и берегового персонала составляет 4 тысячи человек. 14 дочерних компаний, работающих в морском и береговом бизнесе. На дату закрытия реестра акционеров (11 апреля 2013 года) уставный капитал ОАО «Новошип» состоял из 315 629 119 ценных бумаг, в том числе 286 836 224 обыкновенных и 28 792 895 привилегированных акций. При этом доля «Совком- флота» вместе с аффилированными лицами в уставном капитале ОАО «Новошип» составит 89,32%. 1 июля 2013 года начало работу ООО «СКФ Новошип Технический Менедж- мент» - новый технический менеджер флота в составе группы «Совкомфлот» и ОАО «Новошип». Общество создано на базе управления флотом компании «Ново- шип», которая владеет стопроцентной долей в его уставном капитале. Решение о выделении функции технического менеджмента было принято Советом директоров ОАО «Новошип» в декабре 2012 года с целью унификации деятельно- сти компаний группы и приведения структуры компании «Новошип» к единым стандартам СКФ. Подобную процедуру успешно осуществил целый ряд других тан- керных компаний - и российских, и зарубежных. Речь идет о выделении управленче- ской функции, которая обеспечивает эксплуатационную деятельность компании. ООО»СКФ Новошип Технический Менеджмент» организует управление рабо- той флота пароходства и сторонних судовладельцев. 6.4.4. Структура управления морскими портами. Рис. 6.35. Структурная схема управления портовой деятельностью на примере Калининградской области     Организационно-производственную структуру морского порта рассмотрим на примере Новороссийского морского торгового порта.     Рис. 6. 36. Акватория Новороссийского морского порта ОАО «Новороссийский морской торговый порт» — один из крупнейших портов Чёрного моря. Морской порт расположен на его северо-восточном побережье в не- замерзающей и удобной для судоходства Новороссийской, или Цемесской бухте. Навигация в порту длится круглый год. Новороссийская бухта доступна для судов с осадкой до 19,0 м, а внутренняя акватория порта — до 12,5 метров. Новороссийск был основан как город-порт 12 сентября 1838 года. 30 июня 1845 года «…Государь Император Высочайше повелеть соизволил: Открыть в Но- вороссийске на северо-восточном берегу Чёрного моря порт для приема приходя- щих из-за границы судов Российских и иностранных…». Морская торговля стала основным направлением деятельности в городе. Уже в 1846 году Новороссийск посетили 102 российских судна и 17 иностранных. В этот период через порт экспортировали рожь, пшеницу, мёд, рыбу, табак, сахар. В1887 году грузооборот порта составлял лишь 7,5 тыс. пудов, в порту не было никаких сооружений, кроме деревянной пристани общества «Русский стандарт». Значительным фактором развития морского порта явилось окончание в 1888 го- ду строительства железнодорожной линии Новороссийск-Тихорецкая. Новороссийский порт на рубеже XIX—XX вв. стал крупным торговым центром Се- верного Кавказа. В конце девяностых годов был реализован проект защиты судов, стоящих у причалов порта, от штормовых ветров: силами портовых рабочих бы- ли сооружены два мола — восточный и западный. Для обеспечения функций государства по управлению порта, обеспечения безопас- ности мореплавания, экологической безопасности, надзора за соблюдением зако- нодательства и нормативных актов в сфере торгового мореплавания в Новороссий- ском порту было создано Федеральное государственной учреждение «Администра- ция морского порта Новороссийск». Федеральное государственное учреждение «Администрация морского порта Новороссийск» (до реорганизации 28.03.2005 г. Распоряжением № ВР-112-р Федерального агентства морского и речного транс- порта — Государственное учреждение «Морская администрация порта Новорос- сийск») организовано 23 марта 1994 года Приказом № 26 Департамента морского транспорта Министерства транспорта РФ на основании Постановления Совета Ми- нистров — Правительства РФ № 1299 от 17.12.1993 года. На территории морского порта Новороссийск осуществляют свою деятельность более 80 хозяйствующих субъектов, которые оказывают различные виды порто- вых услуг: стивидорные, агентирующие, бункеровочные, сюрвейерские и другие). Производственную деятельность в порту с использованием причального фронта различного назначения в настоящее время ведут несколько организаций : - Группа компаний «Новороссийский морской торговый порт»: - ОАО «Новороссийский морской торговый порт» (включая Нефтегавань Шесха- рис); - ОАО «Новорослесэкспорт»; - ОАО «Новороссийский судоремонтный завод» (НСРЗ); - ОАО «ИПП»; - ОАО «Новороссийский зерновой терминал» (НЗТ); - ОАО «Флот НМТП». - ЗАО «Каспийский трубопроводный консорциум — Р» (КТК-Р). - ОАО «Новороссийское узловое транспортно-экспедиционное предприятие»- (НУТЭП). - ОАО "Комбинат «Стройкомплект» (КСК). - База технического обслуживания флота (БТОФ). - ФГУП «Новороссийское управление АСПТР» Госморспасслужбы России. В порту Новороссийска в Военной гавани находится также Новороссийская воен- но-морская база. В порту с морского вокзала в летний период осуществляются регулярные рейсы пассажирских судов на подводных крыльях серии « Колхида» в Сочи и Ялту.   Грузооборот порта за 2010 год составил более 117 млн. тонн.   Структура грузооборота за 2009, 2010 годы характеризуется следующими показателями:   Класс груза Грузооборот (тонн), 2009 год Грузооборот (тонн), 2010 год   Генеральные грузы 13058059 13686025 Наливные 92045203 89742596 Навалочные 4447800 4668223 Лесные 905078 1054379 Насыпные 11718368 8008704 Режимные 339339 442830 Всех грузов 122513847 117602756     Рис. 6.37. Схема Новороссийского морского порта       Рис. 6.38. Организационная структура внекатегорийного морского порта  
   
   
 
 

 

Рис. 6.39. Структурная схема каналов сбора информации ИВЦ ОАО « Восточный порт»

 

Тема 7. Внутренний водный транспорт, его производственные и организационные структуры

 

7.1. Роль внутреннего водного транспорта России

Внутренний водный транспорт является старейшим видом транспорта. На протяжении многих веков он играл огромную роль в формировании и развитии государств. С его помощью налаживались отношения, развивалась торговля, перебрасывались войска.

Перетаскивая суда через волоки, преодолевая многочисленные мели и пороги, подвергаясь постоянной опасности и проявляя необыкновенные судоходные качества, русские люди осваивали все новые и новые реки. Так был освоен водный путь из «Варяг в Греки», соединивший Варяжское море с Русским. Так были освоены реки Волга и Кама. Так были освоены реки Сибири и Дальнего Востока. Одновременно шло совершенствование обстановки, улучшение габаритов пути, шлюзование рек и строительство соединительных каналов. За период с 1933г. по 1964г. были построены и введены эксплуатацию Беломорско-Балтийский канал, канал имени Москвы, Волго-Донской судоходный канал и Волго-Балтийский водный путь.

К 1965г. была создана не имеющая аналогов в мире Единая глубоководная система европейской части России (ЕГС) протяженностью 6,5 тыс. км и глубиной 365 см.

В 1967г. Минречфлотом России было принято решение об увеличении глубины на ЕГС с 365 см до 400см. С принятием этого решения началось укрепление гидротехнических сооружений, достройка парапетов шлюзов и подходных каналов, а также массовое строительство дноуглубительного флота, которым ежегодно в руслах рек перерабатывалось до 500 млн. м куб. грунта.

Сегодня внутренние водные пути это мощный инфраструктурный комплекс, обеспечивающий транспортные связи с 26 республиками, краями, национальными автономными округами и 42 областями России. Протяженность внутренних водных путей составляет 101,7 тыс. км. На внутренних водных путях эксплуатируется 723 судоходных гидротехнических сооружения, включая 110 шлюзов, один судоподъемник, 8 насосных станций.

В соответствии с Европейским соглашением об основных внутренних водных путях международного значения, водные пути Единой глубоководной системы Европейской части России по своим параметрам отнесены к наивысшему классу внутренних водных путей, непосредственно связанных с важнейшими морскими бассейнами и транснациональными железными дорогами и автомагистралями.

С развитием внутренних водных путей развивался и речной транспорт. Ежегодно строились и вводились в эксплуатацию более 700 различных судов, включая теплоходы типа «Волго-Дон» и «Волго-нефть» грузоподъемностью 5000 тонн, а также современные туристические суда пассажировместимостью до 400 человек. В результате к 1995 году на учете в Российском речном регистре состояло около 42 тысяч различных судов, в том числе около 1 тысячи судов «река-море».

Ежегодно росли и перевозки. Так, если в 1913году речным транспортом перевозилось примерно 35 миллионов тонн груза, то в 1961г. перевозки составляли уже 223 млн. тонн грузов, а в 1988 г. – 582,3 млн. тонн. При этом перевозилось около 100 млн. пассажиров.

Вместе с тем, как показала практика, это только видимая и самая радужная сторона функционирования речного транспорта, как отрасли. Менее приятную картину рисует анализ речных перевозок и их удельный вес в общем объеме грузоперевозок.

Так, если в 1913 г. речным транспортом России перевозилось 29 % всех перевезенных грузов, то в 1928г. перевозилось уже 27,1 % грузов, а в 1990г. только 4,5 %.

Грузопотоки росли, флот строился, а относительное влияние водного транспорта на экономику все более и более уменьшалось. После 1990г. ситуация на водном транспорте стала резко ухудшаться. Произошло обвальное падение речных перевозок, которые упали до 100 млн. тонн и менее 18 млн. пассажиров. Речной транспорт оказался неконкурентоспособным, что привело к его массовому выводу из эксплуатации. Количество судов, находящихся на учете в Российском речном регистре, уменьшилось более чем в два раза, а остающиеся на сегодняшний день суда имеют средний возраст около 30 лет.

К 2007г. произошло некоторое оживление речных перевозок, которые достигли 153.4 млн. тонн. Но в общем объеме перевозки грузов (12068.8 млн. тонн) их удельная составляющая оказалась еще меньше - 1,27 %. Пассажиров в этом году речным транспортом было перевезено 21.5 млн. человек или 0,085 % от общего объема перевозки пассажиров (25023.2 млн. человек).

К 2009г. ситуация на речном транспорте снова ухудшилась. Общий объем перевозок упал ниже 100 млн. тонн, что составляет уже менее 1 % от общего объема перевозки грузов. При этом флот практически не строится (за исключением незначительного количества судов река-море), быстро стареет, а его конкурентоспособность все более и более падает.

Для решения накопившихся проблем речного транспорта необходимы кардинальные меры, направленные, прежде всего, на:

-разработку и системное продвижение четко продуманной государственной политики в области речного транспорта и внутренних водных путей;

-совершенствование системы управления речным транспортом;

-повышение конкурентоспособности речного флота и строительство судов нового поколения;

-оптимизацию структуры флота, учитывающей мировой опыт и реальные условия судоходства по водным путям России;

-разработку и совершенствование законодательного, нормативно-правового и нормативно-технического обеспечения;

-восстановление отраслевой науки и осуществление поисковых и перспективных научно-исследовательских проработок и т.д.

 

7.2. Этапы развития внутреннего водного транспорта России

Одним из первых документов, регламентирующих речное судоходство, стало Уложение 1649 года.

В 1759 г. был издан указ «О порядке судоходства по Волге, Тверце и прочим рекам…», ставший важным фактором регламентации условий судоходства в России.

Наиболее важным государственным документом стал «Устав купеческого судоходства», объявленный специальным манифестом от 25 июня 1781 г.

В 1798 году высочайшим указом был учреждён Департамент водяных коммуникаций, а 20 ноября 1809 г. учреждено Управление водяными и сухопутными сообщениями, преобразованное в 1820 г. в Департамент путей сообщения.

С середины XIX столетия в России появились паровые суда, в т.ч. и на сибирских реках. В 1838 г. в Обь-Иртышском бассейне пошел первый пароход, в 1862 г. открылось пароходство на Лене, a. в 1863 году — на Енисее.

10 марта 1837 г. были изданы первые в России Правила плавания для паровых судов.

В 1843 г. был учреждён закон, предоставляющий право свободного учреждения пароходства всем желающим.

Первое акционерное судоходное предприятие «По Волге» было создано в 1842-43 годах группой крупных петербургских промышленников.

В 1849 г. образовалось пароходное общество «Меркурий», которое в 1858 г. слилось с вновь созданным обществом «Кавказ»-образовалось акционерное общество «Кавказ и Меркурий».

К концу XIX века во всех основных речных бассейнах России акционерный капитал стал главным владельцем речного флота, на его долю приходилось 62 % всех пароходов, индивидуальные владельцы имели 35 % флота, казённые учреждения-3 %.

В первом десятилетии ХХ в. в результате опережающего развития же-лезных дорог и некоторого упадка речного судоходства созрели условия для слияния промышленного, торгового и финансового капитала. Предоставляя кредиты на обновление флота и скупая акции, банки обеспечивали себе прочные позиции в ведущих судоходных объединениях. Так, три крупнейших коммерческих банка России вошли между собой в соглашение и скупили акции двух крупных пароходств - обществ “Кавказ и Меркурий” и “Восточное”, сделавшись фактически владельцами этих судоходных объединений.

В 1916 г. два эти общества по инициативе банков объединились в трест КАМВО, поглотив последнее индивидуальное судоходное предприятие на Волге - пароходство Кашиной. Во главе правления КАМВО стал представитель одного из трех банков - Петербургского международного. В том же году трестом КАМВО был приобретен Одесский купеческий банк, переименованный в Русский торговый и транспортный банк. С помощью этого банка трест КАМВО приобрел две судоходные акционерные компании на Днепре и учредил на Черном море судоходное предприятие “Русский Ллойд”. В начале 1917 г. трест организовал дочернее предприятие - Мариинское пароходство. В результате под контролем треста КАМВО оказалось 6 крупных судоходных предприятий с флотом около 800 речных и морских судов.

Кроме КАМВО, крупным флотом располагали тресты, образованные “Товариществом нефтеналивного производства Бр. Нобель” и обществом “Мазут”. Фирма бр. Нобель в дополнение к своему флоту приобрела около половины акций судоходного общества “Кама”, 30 % акций общества “Океан”, акции других компаний. Общество “Мазут” приобрело флот общества “Ока”, а затем скупило все акции старейшей судоходной компании “По Волге”.

Среди трестов, ведущая роль в которых принадлежала капиталу судоходных предприятий, можно отметить “Торгово-промышленное и пароходное общество Волга”, имевшее в своем составе свыше 200 судов.

Трест “Волга” приобрел нефтяные участки и вел самостоятельную добычу нефти. Капиталы треста были вложены в ряд судостроительных предприятий. Объединившись с обществом “Русская нефть”, трест приобрел большинство акций Петроградского учетно-ссудного банка.

В речном судоходстве Сибири прослеживалась та же тенденция к кон-центрации капитала. В начале ХХ в. восемь крупнейших судоходных компаний владели более 43 % всех судов на реках Сибири и Дальнего Востока и почти 50 % по мощности.

В Обь-Иртышском бассейне в 1912 г. было создано акционерное общество с правлением в Петербурге, в которое вошли крупнейшие судоходные предприятия: “Товарищество Западно-Сибирского пароходства и торговли”, «Русско-Китайское товарищество пароходства и торговли” (бывшее Верхне-Иртышское пароходство) , пароходство Корнилова и ряд других. Флот объединенного предприятия состоял из 52 пароходов и 140 барж.

В Ленском бассейне наиболее крупным судоходным предприятием было акционерное общество “Ленское золотопромышленное товарищество” (“Лензолото”), предпринявшее в 1917 г. попытку объединения под своим руководством частных судоходных предприятий - пароходств Глотова, Громовых и Кушнарева, Фризера.

На Амуре крупнейшей судоходной компанией стало “Амурское общество пароходства и торговли” (“Паротор”), образованное в 1893 г. Стремление к централизации капитала привело к образованию в 1913-14 гг. путем поглощения мелких судоходных предприятий трех пароходных компаний - “Быстроход”, “Быстролет” и “Самолет”. В целях конкурентной борьбы с “Паротором” эти компании объединились в синдикат “Амурский флот”, располагавший флотом более чем в 200 судов. В ходе навигации 1916 г. “Амурский флот” и “Паротор” заключили соглашение о тарифах, подняв их на грузовых перевозках на 127 % и вдвое на пассажирских перевозках.

На Енисее, кроме частных и акционерных судоходных компаний, существовало казенное срочное пароходство, организованное в 1907 г. для осуществления перевозок в низовьях Енисея и для обслуживания морского экспорта и импорта.

В 1913 г. речной флот России насчитывал 5,5 тыс. пароходов и свыше 24 тыс. несамоходных судов, было перевезено свыше 35 млн. т грузов. Доля речного транспорта в общем объеме перевозок повысилась до 21 % против 19 % в 1880 г. Находившийся в эксплуатации флот принадлежал 169 акционерным предприятиям, часть которых объединилась в синдикаты и тресты, и 2 тыс. индивидуальных судовладельцев.

Внутренние водные пути находились в ведении Министерства путей сообщения, но в его составе не было органа, координирующего и определяющего перевозки и работу флота. В деятельности речного транспорта России ощущалось отсутствие государственной политики в области тарифов и строительства флота, координации эксплуатационной и коммерческой работы предприятий различных форм собственности.

В начале 1918 г. в частной собственности находился практически весь речной флот России в составе около 20 тыс. судов.

В соответствии с решениями VI съезда РСДРП(б) о национализации промышленности и транспорта вопросы национализации морского и речного флота рассматривались Совнаркомом (СНК) и Высшим Советом Народного Хозяйства (ВСНХ). 23 января (5 февраля по новому стилю) был подписан “Декрет о национализации торгового флота”.

В этом документе Совнарком постановил объявить общенациональной неделимой собственностью Советской республики судоходные предприятия, принадлежащие акционерным обществам, паевым товариществам, торговым домам и единоличным крупным предпринимателям и владеющие морскими и речными судами всех типов, служащими для перевозки грузов и пассажиров. Суда, служащие для мелкого промысла и принадлежащие мелким предприятиям, основанным на трудовых артельных началах, национализации не подлежали.

27 февраля 1918 г. было принято Постановление СНК “Об управлении морским и речным торговым флотом и водными сообщениями”, которое предусматривало создание при ВСНХ отдела водных сообщений, а в ведение ВСНХ передавались Управление внутренних водных путей Народного Комиссариата путей сообщения, Отдел торгового мореплавания и Отдел торговых портов Народного Комиссариата торговли и промышленности, а также другие учреждения по заведованию водными сообщениями и торговым флотом, сохранившиеся от прежней дореволюционной структуры управления.

В целях укрепления централизованного руководства транспортом и усиления влияния государственных органов управления областного и районного уровней 18 мая 1918 г. СНК принял постановление “О преобразовании органов управления водного транспорта”. Отдел водных сообщений ВСНХ был преобразован в Главное управление водного транспорта (Главвод), а на местах создавались областные (облводы) и районные (рупводы) управления водного транспорта.

К июню 1918 г. в речных бассейнах было создано 8 областных управлений: Волжское с центром в Нижнем Новгороде, Московско-Окское (Москва), Мариинское (Петроград), Северное (Архангельск), Северо-Западное (Орел, позднее Смоленск), Западно-Сибирское (Омск), Енисейское (Красноярск), Амурское (Благовещенск).

В каждом областном управлении было сформировано по 8-10 районных управлений. Например, в Западно-Сибирском облводе было создано 8 рупводов: Омское, Тобольское, Тюменское, Павлодарское, Семипалатинское, Томское, Новониколаевское, Барнаульское. Районы делились на участки, пристани, порты. Распорядительным органом областного и районного управлений были коллегии в составе 3-5 человек. Участками, пристанями, портами руководили заведующие, назначенные рупводами.

Наряду с новыми формами управления водным транспортом существовали и прежние структуры в виде различных правлений, деловых советов, коллегий пароходств. Лишь в трех бассейнах - Северо-Двинском, Енисейском и Амурском - были созданы единые органы управления флотом.

10 января 1920 г. был принят декрет о передаче управления водным транспортом Наркомату путей сообщения (НКПС). Образованное в составе НКПС Главное управление водным транспортом (Главвод) принимало на себя все функции Главвода при ВСНХ и признавалось единственным административным органом по руководству водным транспортом в республике. Однако в сентябре того же года Главвод был ликвидирован, а его функции возложены на два вновь созданных в составе НКПС центральных управления.

По приказу НКПС от 5 ноября 1920 г. было введено раздельное управление речным и морским транспортом. 28 июля 1921 г. в составе НКПС было учреждено Центральное управление речного транспорта (ЦУРек), ведавшее всеми вопросами эксплуатации, содержания, ремонта и развития внутренних водных путей и флота. На местах создавались округа путей сообщения, которые объединяли все виды транспорта. Областные управления водного транспорта (Волжское, Северо-Западное, Северное, Днепро-Бугское, Доно-Кубанское, Западно-Сибирское) находились в двойном подчинении - ЦУРеку и округам путей сообщения.

В условиях новой экономической политики (НЭП) потребовались новые организационно-хозяйственные формы на транспорте. В течение 1923 г. было создано 9 правлений государственных речных пароходств: Волжского, Северо-Западного, Северного, Доно-Кубанского, Верхне-Днепровского, Нижне-Днепровского, Западно-Сибирского, Амурского и Средне-Азиатского. В составе НКПС было организовано Центральное правление речных государственных пароходств (Центрорека). Для управления внутренними водными путями были созданы соответствующие органы в НКПС и в бассейнах.

Реорганизация управления водным транспортом продолжалась весь последующий период. Постановлением ЦИК и СНК от 13.02. 1930 г. были созданы всесоюзные объединения морского и речного транспорта ( 22 управления речного транспорта).

5 февраля 1931 г. вместо управлений было учреждено 15 государственных пароходств: Волжское, Московско-Окское, Камское, Днепровское, Днепро-Двинское, Северо-Западное, Северное, Доно-Кубанское, Закавказское, Средне-Азиатское, Западно-Сибирское, Енисейское, Восточно-Сибирское, Ленское и Амурское. Были созданы около 50 районных управлений речного транспорта.

В 1937-38 годах созданы Центральное управление речных путей в составе Наркомвода и бассейновые управления пути.

9 апреля 1939 г. на базе Наркомвода созданы Народный комиссариат речного флота и Народный комиссариат морского флота. В систему Наркомречфлота вошли 33 пароходства и 20 бассейновых управлений пути.

15 марта 1946 г. вместо Наркомречфлота образовано Министерство речного флота СССР.

15 марта 1953 г. образовано объединённое Министерство морского и речного флота, которое в 25 августа 1954 г. разделено на Министерство морского и Министерство речного флота СССР.

В 1956 г. вместо Министерства речного флота СССР были созданы соответствующие республиканские органы управления водным транспортом, в т.ч. Министерство речного флота РСФСР.

В 1990 г. в составе Министерства речного флота РСФСР находилось 21 пароходство, 11 бассейновых управлений водных путей, 3 управления судоходных каналов, 128 портов, 109 промышленных предприятий. Суда общего пользования составляли свыше 16 тыс. единиц. Судоходные пути имели протяжённость 100 тыс. км. Перевозки грузов составляли 560-580 млн. тонн.

5 июня 1990 г. на базе объединений, предприятий и организаций системы Министерства речного флота РСФСР был образован Концерн речного флота (Росречфлот). Все члены концерна сохраняли свою хозяйственную самостоятельность.

Концерн осуществлял функции органа государственного управления в вопросах пользования водными путями, контроля за безопасностью судоходства, техническим состоянием и пожарной безопасностью на флоте, координации и согласования с отраслями народного хозяйства вопросов перевозок грузов и пассажиров.

1 июля 1992 г. вышел указ Президента РФ № 721 « Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества», утверждена Государственная программа приватизации.

На речном транспорте к акционированию и приватизации было намечено более 80 % стоимости основных фондов – всё имущество речных пароходств.

В результате акционирования из состава пароходств выделились и стали самостоятельными акционерными обществами многие структурные подразделения. Например, в Западно-Сибирском речном пароходстве самостоятельными АООТ стали Новосибирский, Томский порты и Самусьский судостроительно-судоремонтный завод.

В целях обеспечения государственного управления речным транспортом в условиях переходного периода правительством было принято решение сохранить в государственной собственности контрольный пакет акций(25,5 %).

15 марта 1996 г. образована Федеральная служба речного флота России (Росречфлот) в составе Министерства транспорта РФ, преобразованная в 1996 г. в Государственную службу речного флота.

Указом Президента РФ от 09 марта 2004 года № 314 образована Федеральная служба по надзору в сфере транспорта в составе Министерства транспорта РФ. Является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере внутреннего водного транспорта, гражданской авиации, морского, железнодорожного, автомобильного (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г. N 371 утверждено Положение о Федеральном агенстве морского и речного транспорта. Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского (включая морские торговые, рыбные, кроме рыбопромысловых колхозов, и специализированные порты) и речного транспорта.

Этапы развитие речного транспорта Сибири рассмотрим на примере Западно-Сибирского речного пароходства.

Регулярное судоходство на реках Обь-Иртышского бассейна началось с 1838 года, с появлением в Сибири первых пароходов. Водными перевозками в это время занимались 12 частных компаний. Наиболее крупными были фирмы В.Е.Ельдештейна, Е.И.Мельниковой, Г.И.Фуксмана, И.Н.Корнилова.

В 1897 году купцы обратились к Министру Финансов России разрешить учреждение сообщества :

«Владельцы пароходовъ, плавающихъ ныне по рекамъ Западной Сибири коммерции советникъ И.И.Игнатовъ, Казанская первой гильдии купчиха Ольга Петровна Карпова, торговый дом «А.Трапезниковъ и К», потомственный почётный гражданинъ Иванъ Ивановичъ Казаковъ, торговый дом «Михаилъ Плотниковъ и сыновья» и Бийская 1-й гильдии купчиха Елена Григорьевна Морозова ходатайствуют о разрешении, на условиях, изложенныхъ въ представленномъ проекте устава, учредить Товарищество на паяхъ подъ фирмою «Товарищество Западно-Сибирского пароходства и торговли». По рекамъ Западной Сибири плаваетъ въ настоящее время 104 парохода, изъ которых учредителямъ предположительного Товарищества принадлежитъ: пароходству «Курбатова и Игнатова» 15 пароходовъ, «А.Трапезникова и К» 8 пароходовъ, «Михаилъ Плотниковъ и сыновья» 9 пароходовъ и Морозовой 4 парохода- всего 36 пароходовъ 3140 номинальныхъ силъ. Из остальных же 68 пароходовъ имеют: И.Н.Корнилова наследница 11 пароходовъ, пароходство Богословского Горного Округа 7 пароходовъ, купецъ Жернаковъ 4 парохода; прочие же 46 пароходовъ распределяются между другими разными лицами, при чёмъ все означенные выше 68 пароходовъ имеютъ въ общемъ свыше 4500 номинальныхъ силъ.»

Министерство Финансов рассмотрело прошение и проект устава и передало их на заключение Министерству Путей Сообщения. Министерство Путей Сообщения, рассмотрев ходатайство пароходовладельцев и приняв во внимание имеющиеся сведения, доставленные Правлением Томского Округа Путей Сообщения, отзывом от 4 сентября 1896 года за №7225, уведомило Министерство Финансов: «Соединение интересовъ и средствъ несколькихъ пароходовладельцевъ въ одно товарищество несомненно дастъ значительные сбережения по темъ изъ накладныхъ расходовъ на содержание администрации и пароходовъ, которые прежде производились каждымъ изъ пароходовладельцевъ въ отдельности. Сбережения эти несомненно отразятся на фрахтахъ за перевозку пассажировъ и грузовъ въ смысле их понижения, что для развития торговыхъ сношений и промышленности Сибири крайне важно.

Представляя при сёмъ исправленный проектъ устава Товарищества, Министерство Путей Сообщения полагало - бы таковой проектъ утвердить.

Объ изложенномъ Министръ Путей Сообщения имеетъ честь представить на уважение Комитета Министровъ.

Подпись: Министръ Путей Сообщения князь М.Хилковъ

Скрепил: Директор Андриевский.

Министерство Путей Сообщения Департаментъ шоссейныхъ и водяныхъ сообщений

Въ С.Петербурге 17 декабря 1897 года № 11.289».

На подлиннике Устава Товарищества написано: «Государь Императоръ уставъ сей рассматривать и величайше утвердить соизволилъ, въ Санктъ-Петербурге, въ 23 день января 1898 года».

Первыми директорами Правления были: И.И.Игнатов, С.Е.Селивёрстов, В.Ф.Кельин, Г.Г.Игнатов, Н.Е.Головин.

К 1915 году количество пароходов Товарищества возросло до 49. По реке Обь перевозки грузов флотом Товарищества составляли 26%, по реке Иртыш до 50 %.

16 февраля 1918 года в Новониколаевске исполком Совета народных депутатов издал Постановление о национализации торгового флота. Первое государственное пароходство приступило к работе в апреле 1923 года.

Правление Западно-Сибирского речного пароходства и Управление водных путей Сибири расположилось в г.Омске. Первым председателем Правления стал Дианов Александр Николаевич.

Район деятельности Западно-Сибирского речного пароходства был определён от восточного склона Урала до Байкала и от Северного ледовитого океана до границ с Монголией, т.е. Обь-Иртышский, Енисейский и Байкало-Ангарский бассейны.

Пароходство получило в своё ведение 189 пароходов, 69 катеров, 343 баржи, 44 паузка, 31 дебаркадер.

В 1923 году флотом пароходства перевезено 413 тысяч тонн грузов, в том числе в Обском районе – 140 тысяч тонн, Иртышском-217 тысяч тонн, в Тобольско-Туринском -29,5 тысяч тонн.

7 июня 1924 года Правление Западно-Сибирского пароходства было переведено из Омска в Новониколаевск и расположилось по адресу : улица Коммунистическая №57.

В 1931 году распоряжением Наркомвода из состава Западно-Сибирского пароходства выделяются в самостоятельные предприятия Иртышское, Енисейское, Ленское, Восточно-Сибирское пароходства.

В 1993 году государственное предприятие, ЗСРП, преобразуется в акционерное общество открытого типа (АООТ «ЗСРП»). С 1998 года пароходство приобретает своё нынешнее название - открытое акционерное общество «Западно-Сибирское речное пароходство» (ОАО «ЗСРП»).

С началом приватизации и акционирования перевозки резко сократились, в том числе из-за выхода из состава пароходства Новосибирского и Томского портов: 1991 год – 29046 тыс.тонн, 1992 год – 19605 тыс.тонн, 1993 год ( уже без Новосибирского и Томского портов ) – 7856 тыс.тонн, 1994 год ( прекращена буксировка плотов, перевозка хлебных грузов ) – 4245 тыс. тонн, 2000 год – 2558 тыс.тонн с грузооборотом 1803 млн. ткм.

Наименьший объём перевозок грузов был выполнен в 2009 году – 1040 тыс.тонн с продукцией 416 млн.ткм.

В навигацию 2010 года наметилась положительная динамика перевозок – 2057 тыс. тонн с продукцией 1447 млн.ткм.

Навигация 2011 года стала для ОАО ЗСРП последней в сфере активной перевозочной деятельности. Основное ядро флота и перегрузочной техники переданы в аренду ОАО «Томская судоходная компания» с последующим выкупом.

 

7.3.Основные технико-эксплуатационные характеристики речного транспорта

Внутренние водные пути – основа речного транспорта, водные пространства, используемые для судоходства и сплава леса. Они подразделяются на естественные (внутренние моря, озёра и реки ) и искусственные (шлюзованные реки, судоходные каналы, искусственные моря, водохранилища).

На внутренних водных путях движение судов происходит не по всей их ширине, а только по той части водного пространства, которая подготовлена для судоходства и обозначена на водной поверхности специальными навигационными ограждениями. Эту часть водного пространства называют судовым ходом (фарватером судового хода). Глубина, ширина и радиус кривизны судового хода определяют судоходные условия пути и носят название габаритных размеров. Минимальные габариты судового хода гарантируются при проектном уровне воды в реке. При уровнях воды, отличающихся от проектного, устанавливаются дифференцированные глубины.

В зависимости от интенсивности судоходства и требований, предъявляемых к составу и качеству навигационного ограждения, водные пути делятся на 5 групп, а в зависимости от гарантированной глубины судового хода-на 7 классов.

В зависимости от ветроволнового режима все судоходные внутренние водные пути делятся на 4 разряда: «М», «О», «Р», «Л». В основу этого деления положены максимальная высота и длина волны, повторяющиеся в течение навигационного периода не более 4 %.

На внутренних водных путях для обеспечения судоходства существуют различные гидротехнические сооружения – каналы, плотины, шлюзы, транспортные судоподъёмники.

Навигационные знаки, ограждающие судовой ход, в зависимости от водного пути подразделяются на речные, канальные, озёрные и водохранилищные, а по месту расположения – на береговые и плавучие. Плавучие – бакены, буи, вехи. Береговые – створные знаки, ориентиры и мостовые знаки.

Сигнальные огни на знаках различают по цвету, форме, характеру горения.

Для содержания и эксплуатации внутренних водных путей РФ используется более 2000 единиц технического и вспомогательного флота, а также разветвленная ремонтно-техническая база.

Управление и содержание ВВП осуществляют «Администрации внутренних водных путей» региональных бассейнов (до реформы - 15 государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства (ГБУВПиС), имеющие в своем составе 98 филиалов, непосредственно занимающихся содержанием и эксплуатацией ВВП и СГТС. Общая численность специалистов, работающих на ВВП и СГТС, составляет 21,5 тыс. человек.

Таким образом, ВВП представляют собой сложный воднотранспортный комплекс, определяющий состояние и развитие всего внутреннего водного транспорта.

Формирование управления ВВП началось с выхода Указа Павла I от 28 февраля 1798 г. о создании Департамента для произведения и управления всех дел по водяным коммуникациям. Департамент находился под ведомством Сената и имел разветвленную сеть территориальных структурных подразделений - Округов путей сообщения.

Речное судно – плавучее средство, специально предназначенное для перевозки людей, грузов или выполнения иных работ на воде.

Суда делятся на: самоходные, несамоходные, скоростные, маломерные, парусные, плоты, буксирный состав, толкаемый состав, по мощности на 6 групп (маломерные, 1 – 5 групп).

Классификация речных судов по назначению:

- транспортные;

- служебно-вспомогательные;

- суда технического флота;

- промысловые;

- суда специального назначения.

К транспортным судам относятся:

- грузовые;

- грузопассажирские;

- пассажирские;

- буксиры и толкачи.

По роду перевозимого груза транспортные суда подразделяются:

- сухогрузные;

- наливные;

- комбинированные.

Сухогрузные суда подразделяются на:

- универсальные;

- комбинированные;

- специализированные.

К специальным судам относят:

- контейнеровозы;

- овощевозы;

- автомобилевозы;

- газовозы;

- суда для перевозки песка;

- суда для перевозки тяжёловесных грузов.

К комбинированным судам относят:

- нефтерудовозы;

- сухогрузно-наливные;

- баржи-площадки.

К пасажирским судам относятся:

- туристические;

- пассажирские;

- экскурсионные.

К судам технического флота относят суда, предназначенные для технического обслуживания судов, портового хозяйства и водных путей:

- земснаряды;

- землесосы;

- плавдоки;

- плавкраны;

- суда для очистки акватории.

Служебно-вспомогательные суда предназначены для материально-технического обеспечения флота:

- бункеровщики;

- плавмастерские;

- ледоколы;

- портовые буксиры-толкачи;

- разъездные суда.

К судам специального назначения относят:

- научно-исследовательские; учебные; учебно-производственные.

По архитектурно-конструктивным особенностям суда различаются в зависимости от числа корпусов, числа палуб, типа энергетической установки, типа движителя, режима и способа движения.

Надзор за техническим состоянием судов и установление разрядов районов плавания осуществляет Морской регистр и Речной Регистр РФ.

Речной Регистр РФ является органом государственного технического надзора за судами речного флота, эксплуатирующимися на внутренних водных путях и выходящими в морские прибрежные районы.

Речной Регистр с учетом условий плавания в различных бассейнах устанавливает их разряд, разрабатывает правила классификации и др. нормативные материалы для проектирования, постройки и эксплуатации судов.

Техническому надзору РР подлежат самоходные суда с главными двигателями мощностью 37 кВт и более, несамоходные суда валовой вместимостью 285 м3 и более, суда специального назначения (дноуглубительные снаряды, дебаркадеры, доки и т.п.) длиной 20 м и более.

Бассейны, в которых эксплуатируются речные суда, разделяют на три категории:

- внутренние водные бассейны,

- устьевые участки с морским режимом судоходства,
- морские районы плавания.

Основные технико – эксплуатационные особенности и достоинства речного транспорта:

- высокая провозная способность глубоководных путей;

- сравнительно низкая себестоимость;

- сравнительно низкий удельный расход топлива;

- высокая производительность;

- меньшие капиталовложения, чем в железнодорожный транспорт.

Относительные недостатки:

- сезонность работы;

- ограниченная география перевозок;

- низкая скорость доставки;

- зависимость от навигационных и гидрометеорологических условий;

- необходимость длительного накопления крупной партии груза.

 

 

Типы речных судов:

 

Рис7.1. Первые пароходы Сибири: п/х «Товарпар», переименованный

после национализации флота в п/х «Пролетарий»

Рис. 7.2. Пассажирский прогулочный теплоход «Москва»

Рис. 7.3. Туристический пассажирский теплоход

Рис. 7.4. Пассажирский теплоход на подводных крыльях «Восход»

 

 

Рис.7.5. Пассажирский теплоход на подводных крыльях «Метеор»

 

 

Рис.7.6. Пассажирский теплоход на подводных крыльях «Ракета»

 

 

Рис.7.7. Пассажирский теплоход городских и пригородных линий ( ПТ )

 

Рис.7.8. Толкаемый состав

 

 

 

Рис 7.9. Речной буксир – толкач проекта № 1741 мощностью 600 л.с.

 

Рис.7.10. Буксир – толкач пр. 428 мощностью 2000 л.с.

 

 

Рис.7.11. Грузовой сухогрузный теплоход

 

 

Рис.7.12. Буксир-толкач проекта № 3290 мощностью 2400 л.с.

 

 

Рис.7.13. Служебно-вспомогательный теплоход

 

 

 

Рис 7.14. Сухогрузный теплоход «Волго-дон»

 

 

Рис.7.15. Грузовой речной паром

 

 

 

Рис. 7.16. Танкер для перевозки наливных грузов

 

 

Рис 7.17. Большегрузный толкаемый состав

 

 

Рис. 7.18. Путейский обстановочный теплоход

 

 

Рис. 7.19. Грузовой теплоход для перевозки автомобилей

 

 

Рис. 7.20. Буксир – толкач проекта № 911В мощностью 300 л.с.

 

 

 

Рис.7.21. Сухогрузная баржа-площадка проекта Р-56

 

Рис. 7.22. Нефтеналивная баржа проекта № 459-Н

Рис. 7.23. Нефтеналивной состав: т/х пр. № Р-96В с баржей пр. № 81462

Рис. 7.24. Плавучий кран КПЛ-16-30

 

Рис.7.25. Плавучий кран КПЛ-5-30

 

 

 

Рис. 7. 26. Откачная станция ОС-11

 

 

Рис.7.27.Толкаемый состав: т/х пр. Р-96Б (150 л.с.) с баржей пр.Р-92 (400 т.)

 

 

7.4. Организационные структуры внутреннего водного транспорта

 

Министерство транспорта Российской Федерации координирует и контролирует деятельность Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Федерального агенства морского и речного транспорта.

Департамент государственной политики в области морского и речного транспорта взаимодействует с Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, Федеральным агенством морского и речного транспорта, территориальными органами и организациями транспортного комплекса, предприятиями водного транспорта в вопросах выработки государственной политики в области речного транспорта, координации и контроля деятельности федеральных служб и агенств.

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта через территориальные Управления государственного морского и речного надзора (Госморречнадзор) осуществляет надзор за соблюдением законодательства речными предприятиями, выдаёт разрешения на установленные виды деятельности, вырабатывает меры по снижению аварийности на флоте.

Федеральное агенство морского и речного транспорта осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества предприятий водного транспорта, проводит работы по содержанию внутренних водных путей и организует диспетчерское регулирование движением судов в бассейнах через федеральные бюджетные учреждения - Администрации бассейнов водных путей, заключает государственные контракты на транспортные услуги, организует обучение и повышение квалификации специалистов речного транспорта, осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета на реализацию возложенных на агенство функций.

В каждом речном бассейне регионов России функционируют федеральные бюджетные учреждения Министерства транспорта РФ, которые осуществляют государственный надзор и контроль деятельности предприятий водного транспорта.