Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Электротехника и электроника» для студентов всех форм обучения и МИППС направления 140100.62 Теплоэнергетика и теплотехника
Краснодар
Составитель: канд.техн.наук, доц. Л.Е. Копелевич,
УДК 621.316.176.
Электротехника и электроника:методические указания к практическим занятиям по дисциплине для студентов всех форм обучения и МИППС направления 140100.62 Теплоэнергетика и теплотехника.Составили: Л.Е. Копелевич кафедра Электротехники и электрических машин Краснодар: Изд.КубГТУ, 2013 – 66 с.
Рассмотрены алгоритмы решения задач по применению комплексных чисел для определения токов в ветвях цепи с одним источником энергии, напряжения между двумя узлами. Программа составлена с использованием материалов по методике направляемого и контролируемого самообучения, разработанной канд.техн.наук, доц. Л. Шатуновским (кафедра электротехники, МЭИ).
Ил. 87. Табл. 4 Библиогр.: 8 назв.
Печатается по решению методического совета Кубанского государственного технологического университета.
Инструкция по работе с методическими указаниями…………….
3.
Программа дисциплины……………………………………………
4.
Контрольные работы……………………………………………….
5.
Задания на контрольные работы…………………………………..
6.
Содержание и оформление контрольных работ………………….
7.
Темы лабораторных работ………………………………………….
8.
Вопросы для подготовки к экзамену………………………………
9.
Список рекомендуемой литературы……………………………….
Дополнительная литература………………………………………
Список обучающих пособий……………….………………………
Приложение А………………………………………………………
Приложение Б………………………………….……………………
Содержание
Введение Электротехника – наука о техническом использовании электричества и магнетизма в народном хозяйстве. Интенсивное использование электрической энергии связано со следующими ее особенностями: легко преобразовываться в другие виды энергии, возможностью централизованного и экономического получения, простой передачей к потребителям на большие расстояния.
Выработка и передача тепловой энергии невозможны без использования различных электротехнических устройств: электрических генераторов и двигателей, трансформаторов, линий электропередач, электронных регуляторов и датчиков, других электротехнических устройств.
Полученные при изучении курса знания студенты теплотехнических специальностей используют при курсовом и дипломном проектировании.
Приведенные в пособии задания охватывают материал курса по разделу «Электрические цепи» и соответствуют образовательным стандартам Российской Федерации. При выполнении контрольных работ студенты получают навыки в использовании основных инженерных методов расчета электрических цепей постоянного и переменного токов, основных режимов и характеристик трансформаторов, электрических машин и электронных устройств.
Последовательность изучения отдельных разделов курса, выдачи контрольных работ устанавливает кафедра электротехники на установочной сессии.
Остальные разделы курса «Электротехника и электроника» студентами в процессе лекций и выполнения лабораторных работ.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1
ТЕМА: АНАЛИЗ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЦЕПЕЙ ПОСТОЯННОГО ТОКА.
На аудиторные занятия по изучению методов решения задач по курсу «Электротехника» советуем всегда приносить:
1 Конспект лекций
2 Учебник
3 Вычислительные и чертежно-графические принадлежности.
Результаты Вашей работы по изучению методов решения задач аккуратно записывать в рабочую тетрадь.
Записи в рабочей тетради СОВЕТУЕМ вести в следующем порядке:
1 По каждой теме уясните и запишите на новой странице цели и задачи занятия.
2 Изучите по пособиям (первое из которых Вы сейчас читаете) общий подход к решению первой из поставленных задач и запишите обобщенное предписание к решению.
3 Изучите ПРИМЕР решения одного варианта этой типовой задачи и составьте краткое его описание.
4 Решите САМОСТОЯТЕЛЬНО предложенную в пособии задачу.
ЗАПИШИТЕ РЕШЕНИЕ И ОТВЕТ
5 Сравните СВОЕ решение и ответ с приведенными в пособии. Отметьте допущенные ошибки.
6 Продолжайте изучение по тексту пособия. Составленное таким образом описание ВАШЕЙ работы должно стать для Вас справочникомпри подготовке к экзамену.
Не стремитесь переписывать все подряд из пособия.
ТО, ЧТО ВЫ ПЕРЕПИСАЛИ ИЗ ПОСОБИЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ, НЕ ОЗНАЧАЕТ, ЧТО ВЫ ОСВОИЛИ МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ, Т.Е. ДОСТИГЛИ ЦЕЛИ.
Обязательно выполняйте инструкции пособий – решайте самостоятельно задачи, опираясь на приведенные в пособиях примеры и общие алгоритмы!
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ
1 Научиться преобразовывать электрические схемы, используя метод эквивалентных преобразований резистивных элементов.
2 Научиться применять законы Кирхгофа для определения токов в ветвях, напряжения между двумя узлами схемы.
ЗАДАЧА №1
Определить ток в ветви с источником, если известно: , , , , , , , .
Перепишите условия задачи в рабочую тетрадь!
При решении задач этого типа рекомендуем следовать предписанию:
1 Найти в схеме резистивные элементы, соединенные параллельно, и заменить их эквивалентными (перечертить схему).
2 Найти в схеме элементы, соединенные последовательно, и заменить их эквивалентными (перечертить схему).
3 Пользуясь эквивалентными преобразованиями, привести схему к виду, где – эквивалентное сопротивление.
4 .
Применим теперь данное предписание к решению задачи №1.
АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ:I-ый этап: Заметим, что точки и соединены «накоротко», резисторы и параллельны. Аналогично соединены резисторы и . Перерисуем схему, учтя что:
,
.
II этап: В преобразованной схеме и соединены последовательно; заменим их эквивалентным .
Перерисуем схему.
III этап: Теперь и параллельны; перерисуем схему введя
IV этап: В результате преобразований заменяем искомую схему эквивалентной.
.
называют ВХОДНЫМ или ЭКВИВАЛЕНТНЫМ сопротивлением двухполюсника .
ПОДУМАЙТЕ!
Как изменится алгоритм решения если сопротивление будет равно:
а) б) 0 ?
Изобразите последовательность эквивалентных схем!
ДЛЯ КОНТРОЛЯ
Приводим один из возможных вариантов таких последовательностей:
Решите теперь аналогичную задачу самостоятельно.
ЗАДАЧА 1-1
Определить ток в схеме, если: , , , , , , .
Запишите Ваше решение и ответ в рабочую тетрадь!
Если Вы получили , то переходите к кадру 20. Иначе (или для самоконтроля) ознакомьтесь с кадрами 17-19.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ 1-1
I этап. Заметим, что точки «а» и «b» соединены с ветвью с бесконечно малым сопротивлением, т.е. резисторы и соединены параллельно. Заменим их эквивалентными .
II этап. Перерисуем схему и заметим, что и соединены последовательно. Эквивалентное им .
Теперь резисторы , и параллельны.
Заменим их эквивалентным и перерисуем еще раз схему.
III этап. В преобразованной схеме .
IV этап. СЛЕДОВАТЕЛЬНО
.
Запишите задание на дом:
ЗАДАЧА 1-3
,
,
,
,
,
,
.
ЗАДАЧА 1-4
; ;
.
В обеих задачах определить ток в ветви с источником.
Ответ:
Ответ:
СДЕЛАЙТЕ ПЕРЕРЫВ 5 МИНУТ, ПОСЛЕ ЧЕГО ПРИСТУПАЙТЕ К ИЗУЧЕНИЮ ЗАДАЧИ ВТОРОГО ТИПА.
ПЕРВАЯ ЗАДАЧА формулируется так:
В схеме с одним источником определить напряжение между точками и , т.е. , если заданы величины всех сопротивлений и величина ЭДС.
При решении этой задачи рекомендуем следовать предписанию:
1 Записать уравнение по II закону Кирхгофа для контура, содержащего .
2 Определить неизвестные токи, входящие в выражение для , применяя метод СВЕРТЫВАНИЯ (эквивалентных преобразований0 для схемы с одним источником или один из методов анализа цепей с несколькими источниками (контурных токов, законов Кирхгофа, узловых напряжений).
АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ
1 Задаемся направлениями токов в ветвях схемы и записываем по II-ому закону Кирхгофа для контура
или
.
2 Определяем и
а) Методом свертывания
,
,
б) Методом двух узлов
,
,
Определяем .
Если, например, ; ; ; ; , то
; ;
Решите теперь аналогичную задачу самостоятельно.
ЗАДАЧА 2-1
Определить , если ; ; ; ; .
ЗАПИШИТЕ ВАШЕ РЕШЕНИЕ И ОТВЕТ В РАБОЧУЮ ТЕТРАДЬ.
Ответ: .
Если вы считаете, что решение подобных задач в дальнейшем не вызовет у Вас затруднений, переходите к кадру 30, где приведено задание на дом.
Домашнее задание
В последующих трех задачах определить напряжение .
ЗАДАЧА 2-2
; ; ; ; .
Ответ: .
31
ЗАДАЧА 2-3
; ; ;
; .
Ответ: .
ЗАДАЧА 2-4
; ; ;
; .
Ответ: .
Если у Вас осталось время, РЕШИТЕ задачи из домашнего задания.
Ответы и решения покажите преподавателю.
Еще раз настоятельно рекомендуем не пренебрегать домашней подготовкой!
Занятие окончено.
Желаем Вам успешной работы!
До свидания.
Практическое занятие №2
Тема: АНАЛИЗ МОСТОВЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЦЕПЕЙ ПОСТОЯННОГО НАПРЯЖЕНИЯ (МОСТОВЫЕ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ)
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
- Научиться применять метод эквивалентного генератора (активного двухполюсника) для определения тока в одной из ветвей измерительного моста
- Овладеть методикой построения градировочной характеристики мостового преобразователя, используемого в качестве первичного измерительного преобразователя неэлектрической величины (температуры, влажности, давления и т.п.) в электрический сигнал
Мостовая цепь содержит 4 узла и 6 ветвей: 4 – с резисторами – плечи моста; ветвь с источником ЭДС. и резистором (внутреннее сопротивление источника) – диагональ источника; ветвь с резистором – измерительная диагональ или мостовая ветвь.
Ток в мостовой ветви равен нулю, если выполнять условие баланса моста:
B
R5
R2
R4
R3
R0
d
c
a
E
R1
Рассмотрим методику анализа мостовых цепей.
1 Определить ток в ветви с первичным преобразователем (ПП), если известны напряжение источника, сопротивления резисторов плеч и диагоналей и семейство вольтамперных характеристик (ВАХ) ПП.
2 Определить ток в мостовой ветви при различных значениях неэлектрической величины на входе преобразователя.
ЗАДАЧА №1
В ветви с ПП определить ток (первичный преобразователь), если:
, .
a
d
E
R1
IT
R4
RT
R3
R2
b
c
ВАХ ПП (терморезистора) задана таблицей
Условие задачи запишите в рабочую тетрадь.
При решении задач этого типа рекомендуем следовать предписанию (кадры 6-11).
1
RT
a
b
RT
a
EЭ
A
RЭ
B
Определить параметры двухэлементной схемы замещения активного двухполюсника, к которому подключена ветвь с , где , или .
2 Применить метод пересечения характеристик эквивалентного генератора и ПП.
U
I
UT
Iвах
IT
EЭ
ВАХПП
АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ:
b
c
I4X
a
d
E
R1
I1X
R4
UBax
R3
R2
I этап. Для определения рассмотрим цепь при отключенной ветви с преобразователем
а) т.к. , то
для определения необходимо
задать условно-положительным направлением токов в полученной цепи (режим холостого хода) и составить для контура, содержащего искомое напряжение , уравнение по II-му закону Кирхгофа.
Выбираем контур
Для контура
, где и – неизвестны.
б) для определения и применим формулу узлового напряжения
,
тогда ;
в) Искомая величина
.
II этап. Для определения можно использовать оба способа:
а) Преобразовать двухполюсник , приняв равными нулю все э.д.с. в ветвях схемы, .
R4
R3
R2
R1
Bb
a
b
a
E
R1
R4
R3
R2
b
a
R1
R4
R3
R2
b
a
A
b
a
П
б) определить , используя выражение ,
где – ток в ветви при соединении проводом точек и (режим КЗ).
, , где
, ,
d
I1K
b
I3K
I4X
a
d
E
R1
I1к
R4
IBax
R3
R2
I3K
b
E
R1
I2K
R4
R3
R2
III этап. Применяя метод пересечения характеристик, находим напряжение и ток терморезистора.
.
IT
IT
B
RT
a
EЭ
RЭ
U
I
UT
IBax
IT
EЭ
ВАХПП
Решите самостоятельно аналогичную задачу.
c
d
E
R1
R4
R3
R2
RT
ЗАДАЧА №2
Определить ток в первичном преобразователеRТ, сопротивление которого изменяется в зависимости от уровня напряжения нелинейно.
ВАХ ПП
Если вы получили ответы , переходите к кадрам 20-28. По предыдущей теме Вы сможете пройти рубежный контроль. Если есть сомнения, изучите кадры 16-18 и проверьте себя, решив самостоятельно задачу кадра 14.
ЗАДАЧА №3
I этап. Определяем и активного двухполюсника, к зажимам которого подключен ПП (терморезистор).
,
Для определения рассмотрим режим холостого хода двухполюсника до его преобразования при отсоединенном ПП :
; ;
; ;
EЭ=Uabx=47В
Uabx
I4X
I1X
I2X
a
I3X
b
E
R1
R4
R3
R2
Для определения исключаем из схемы источник ЭДСE (E=0), тогда
a
a
B
E
R1
R4
R3
R2
B
R1
R4
R3
R2
II этап.Ток в ветви с ПП находим графическим методом:
I mA
U
B
UT
IK=EЭ/rЭ
ВАХПП
IT
Сделайте перерыв 5 минут и после этого приступайте к изучению методики построения градуированной кривой мостового преобразователя, т.е. зависимости тока ПП ветви от величины неэлектрического воздействия на входе: .
ЗАДАЧА №4
Определить ток в ветви ( ) преобразователя при изменении неэлектрической величины ( ) на входе, если .
Семейство ВАХ преобразователя приведено на следующем кадре.
b
a
E
R1
R4
RT
R3
R2
Влияние неэлектрического параметра ( ) можно представить как:
а) изменение ВАХ, т.е. семейство ВАХ ПП, если первичный преобразователь – термистор, то
-
-
б) изменение сопротивление термистора в функции температуры
При решении задач этого типа рекомендуем воспользоваться методом линейных соотношений (см.лекции).
Ток в любой ветви линейной части схемы связан с током в ветви с преобразователем соотношением:
, где – ток в ветви с преобразователем, остальные обозначения поясняются на следующем кадре.
c
a
c
c
d
b
a
RT
A
a
I0k
ik
I1
I0
Iik
23
d
b
A
d
b
A
, для определения используем внешнюю характеристику эквивалентного генератора и вольтамперную характеристику:
t1
I0
c
d
B
a
A
RT
EЭ
RЭ
I
I0k
I0
EЭ
t01
ПРЕДПИСАНИЕ
Найти величину в ветви с преобразователем как функцию от величины температуры в месте расположения датчика – составь таблицу
Для этого:
а) определить параметры двухэлементной схемы замещения ( и ) двухполюсника, к которому подключается ветвь с первичным преобразователем;
б) в режиме ХХ ветви с преобразователем, при определении , записать значение и условно-положительное направление тока в ветви и мостовой ветви ( );
в) в режиме КЗ ветви с датчиком, при определении и , записать значение и условно-положительное направление тока в мостовой ветви ( );
г)
t021
U
t0n
I
I0k
I0(t)
EЭ
t011
применяя метод пересечения характеристик, записать в таблицу (если задано семейство ВАХ ПП) или, если задан закон изменения , то
д) записать в таблицу значения , воспользовавшись равенством: , если задан закон изменения .
B
a
t0
RT
EЭ
RЭ
е) найти величину , воспользовавшись формулой:
.
Решите предложенную ЗАДАЧУ №4 (кадр 20). Вы должны получить следующие результаты: