Понятие и основные черты предпринимательства

Тема 1. Сущность предпринимательства

 

1.1. Понятие и основные черты предпринимательства

1.2. Система предпринимательства

1.3. Виды и формы предпринимательства

 

 

Понятие и основные черты предпринимательства

Вначале рассмотрим подходы к определению сущности пред­принимательства в западных странах. Например, по понятиям аме­риканских ученых, предпринимательство — это вид деятельности по осуществлению смелых, важных и трудных проектов. Предпри­нимательство — это рискованное дело, добровольно осуществляе­мое гражданами (их объединениями) на свой риск и под свою от­ветственность. Предпринимательство ассоциируется со стремлени­ем сделать что-то новое, придумать что-то новое или улучшить уже существующее. Оно неразрывно связано с такими понятиями, как «динамизм», «инициатива», «смелость», и высвобождает в обще­стве тот потенциал, который многие интересные идеи превращает в реальность.

В западных странах современное предпринимательство харак­теризуется как особый, новаторский, антибюрократический стиль хозяйствования, в основе которого — постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации, умение привлекать и использовать для решения поставленной задачи ресурсы из са­мых разнообразных источников. На наш взгляд, такой подход имеет весьма важное значение и для развития предприниматель­ства в нашей стране. Но следует подчеркнуть при этом, что для создания и развития своего предприятия предприниматель дол­жен «искать» источники ресурсов на основе действующего зако­нодательства.

По мнению американского ученого Р.С. Ронстадта, предприни­мательство — это динамичный процесс наращивания богатства. Бо­гатство создается теми, кто больше всех рискует своими деньгами, имуществом, карьерой, кто не жалеет времени на создание соб­ственного дела, кто предлагает покупателям новый товар или услу­гу. Этот товар или услуга необязательно должны быть чем-то совер­шенно новым; главное, чтобы предприниматель сумел придать им новые качества, увеличить их ценность, затратив на это необходи­мые силы и средства. В свою очередь, известные американские уче­ные профессора Р. Хизрич и М. Питере дают, по их мнению, наи­более емкое определение предпринимательства, которое охватыва­ет все типы предпринимательского поведения: «Предприниматель­ство — это процесс создания чего-то нового, обладающего ценно­стью; процесс, поглощающий время и силы, предполагающий при­нятие на себя финансовой, моральной и социальной ответственно­сти; процесс, приносящий денежный доход и личное удовлетворе­ние достигнутым». И далее авторы пишут, что жизнь человека, который решает начать собственное дело, полна надежд, разочаро­ваний, беспокойств и упорного труда.

Р. Хизрич дает, на наш взгляд, одно из самых кратких определе­ний сущности предпринимательства: это — процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью.

А. Шапиро пишет, что практически во всех определениях пред­принимателя и предпринимательства речь идет о таком поведении, которое включает, во-первых, элемент инициативы, во-вторых, организацию или реорганизацию социально-экономических меха­низмов, с тем чтобы суметь с выгодой использовать имеющиеся ресурсы и конкретную ситуацию, и, в-третьих, взятие на себя от­ветственности за возможную неудачу, т.е. готовность рисковать. Как видно, в этом определении сочетаются экономический, личност­ный и управленческий подходы.

Определенный интерес вызывает точка зрения российского уче­ного-экономиста А.В. Бусыгина о сущностных понятиях предпри­нимательства, под которым он понимает стремление и действия к самостоятельному ведению деловой активности по практической реализации конкретной деловой идеи на определенных формали­зованных началах. По мнению А.В Бусыгина, предпринимательство есть искусство ведения деловой активности, есть прежде всего мыс­лительный процесс, реализуемый в форме делового проектирова­ния. В профессиональном смысле, по его мнению, предпринима­тельство рассматривается как умение организовать собственный бизнес и достаточно успешно осуществлять функции, связанные с ведением собственного дела.

По нашему мнению, предпринимательство представляет собой свободное экономическое хозяйствование в различных сферах дея­тельности (кроме запрещенных законодательными актами), осуще­ствляемое субъектами рыночных отношений в целях удовлетворе­ния потребностей конкретных потребителей и общества в товарах (работах, услугах) и получения прибыли (дохода), необходимых для саморазвития собственного дела (предприятия) и обеспечения финансовых обязанностей перед бюджетами и другими хозяйству­ющими субъектами.

Предпринимательство — это принципиально новый тип хо­зяйствования, базирующийся на инновационном поведении соб­ственников предприятия, на умении находить и использовать идеи, воплощать их в конкретные предпринимательские проек­ты. Это, как правило, рисковое дело, но тот, кто не рискует, не может в конце концов добиться успеха. Однако риск риску рознь. Предприниматель, прежде чем решиться на создание собствен­ного, должен произвести тщательные расчеты, хорошо изучить предполагаемый рынок сбыта и конкурентов, не пренебрегая при этом и собственной интуицией.

Для развития в России предпринимательства существенное зна­чение, на наш взгляд, имеет понимание того, что не любое но­вое дело является предпринимательством (хотя, конечно, счи­тать предпринимательством любое начинание в области форми­руемой рыночной экономики можно лишь с определенными ого­ворками). Предпринимательство в первую очередь связано с эф­фективным использованием всех факторов производства в целях экономического роста и удовлетворения потребностей отдель­ных граждан и общества в целом. Основная функция предприни­мательства в России должна состоять в том, чтобы производить, «доводить» до конкретных потребителей товары (услуги, рабо­ты) и получать за это материальное и моральное вознаграждение. Как писал В.И. Даль, предпринимать значит затевать, решиться исполнить какое-либо новое дело, приступить к совершению чего-либо значительного.

Существенное значение для развития в стране предпринима­тельства имеет определение этого понятия в гражданском законо­дательстве.

Определение сущности предпринимательской деятельности в законодательных актах

Чтобы успешно осуществлять свой бизнес, дееспособный граж­данин или предпринимательская организация должны хорошо знать гражданское законодательство, регулирующее эту деятельность. Впервые наиболее полное определение сущности понятия пред­принимательской деятельности было сформулировано в Законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1990 г.). В нем говорилось, что под предпринимательской деятель­ностью (предпринимательством) понимается инициативная само­стоятельная деятельность граждан и их объединений, направлен­ная на получение прибыли. Было установлено, что предпринима­тельская деятельность осуществляется гражданами на свой риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых орга­низационно-правовой формой предприятия. В данном Законе были, на наш взгляд, наиболее четко сформулированы права, обязаннос­ти и ответственность предпринимателей, а также гарантии им со стороны государства.

В первой части Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) говорится, что гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательс­кую деятельность, или с их участием. ГК РФ комплексно опреде­ляет сущность предпринимательской деятельности: это — самосто­ятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направлен­ная на систематическое получение прибыли от пользования иму­ществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2).

В соответствии с трактовкой понятия предпринимательской де­ятельности, установленной в ГК РФ, можно выделить несколько характерных черт и особенностей предпринимательства: 1) это са­мостоятельная деятельность дееспособных граждан и их объедине­ний. Никто не может кого-нибудь принудительно заставить зани­маться этой деятельностью; 2) это не просто самостоятельная, но инициативная деятельность, направленная на реализацию своих способностей и удовлетворение потребностей других лиц и обще­ства; 3) это деятельность рисковая, поэтому будущий предприни­матель должен помнить, что он будет рисковать и преодолевать сопротивление среды, к тому же государство не берет на себя ответ­ственность за возможные неудачи; 4) предпринимательство — это не разовая сделка, а процесс, направленный на систематическое извлечение прибыли (дохода) законным путем, следовательно, это профессиональная деятельность, так как, чтобы «систематически получать прибыль», нужно действовать компетентно, профессио­нально длительное время; 5) это деятельность, осуществляемая лицами (физическими и юридическими), зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, следовательно, эта деятельность законная, осуществляемая в соот­ветствии с правовыми законодательными актами; 6) гражданским законодательством установлен основной мотив осуществления пред­принимательской деятельности — получение прибыли, а чтобы этого добиться, нужно предложить (реализовать) потребителям товары (работы, услуги); 7) в законодательстве сформулированы пути по­лучения прибыли: путем пользования имуществом, продажи това­ров, выполнения работ, оказания услуг. Как видим, первой харак­терной особенностью предпринимательства является пользование имуществом, а второй — продажа товаров. А где же деятельность по производству товаров (продукции)? Фактически в ГК РФ установ­лена торгово-коммерческая деятельность. Чтобы что-то продать, нужно вначале произвести товар (услугу, работу) с соответствую­щими характеристиками (качеством). Следовательно, понятие пред­принимательской деятельности, установленное в ГК РФ, нуждает­ся в уточнении и дополнении, к примеру тезисом об ответственно­сти предпринимателей за результаты своего бизнеса. Правда, тезис о риске предполагает и ответственность.

Предпринимательство как явление и процесс

Предпринимательство как явление отражает всю совокупность отношений (экономических, социальных, организационных, лич­ностных и других), связанных с организацией предпринимателями своего дела, с производством товаров (выполнением работ, оказа­нием услуг) и получением желаемого результата в виде прибыли (дохода). Предпринимательство как явление отражает всю систему отношений (финансовых, экономических, социальных), которые объективно возникают у предпринимателей (как хозяйствующих субъектов) друг с другом, с потребителями, поставщиками всех факторов производства (сырья, материалов, оборудования, топли­ва, энергии и т.п.), с банками и другими субъектами рынка, с наемными работниками (сотрудниками) и, наконец, с государ­ством в лице соответствующих органов исполнительной власти, а также с органами власти субъектов РФ и местного самоуправления. Предпринимательство как экономическое явление отражает товар­ный характер отношений предпринимателей с другими хозяйству­ющими субъектами на основе действия экономических законов рыночной экономики (спроса и предложения, конкуренции, сто­имости и др.) и всех инструментов товарного производства и обра­щения.

Предпринимательство как процесс представляет собой сложную «цепочку» целенаправленных действий предпринимателей начиная с момента возникновения (зарождения) предпринимательской идеи и заканчивая воплощением ее в конкретный предпринимательский проект. Предпринимательство — это процесс создания новых това­ров, работ, услуг, обладающих ценностью для потребителей; про­цесс удовлетворения постоянно растущих потребностей; процесс, осуществляемый на основе постоянного комбинирования факто­ров производства, эффективного использования имеющихся ресур­сов для достижения наилучших результатов. Этот процесс является непрерывным, постоянно возобновляется, поскольку постоянно изменяются потребности, которые предприниматели удовлетворя­ют. Этот процесс требует больших затрат всех факторов производ­ства, часто обречен на временную неудачу, но в итоге предприни­мателю приносит личное удовлетворение достигнутый им денеж­ный доход (прибыль). Следовательно, предпринимательство как процесс включает в себя поиск новых творческих идей, их анализ и оценку с точки зрения потребностей рынка и экономической вы­годы, формирование целей по реализации идей, воплощение идей в новом предприятии, в создании нового, в освоении производ­ства новых продуктов, в совершенствовании организации произ­водства, т.е. в реализации и воплощении идей в конкретный ре­зультат (продукт, товар, технологию и т.д.), приносящий предпри­нимателю прибыль. Механизм создания собственного дела как про­цесс реализации предпринимательской идеи излагается в отдель­ной главе.

По мнению Й. Шумпетера, производить значит комбинировать имеющиеся в нашем распоряжении вещи и силы, а процесс про­изводства есть процесс комбинаций производительных сил, резуль­татом которых являются новые продукты. Производить нечто иное или иначе значит создавать другие комбинации из этих вещей или сил. Понятие осуществления новых комбинаций охватывает следу­ющие пять случаев:

1) изготовление нового, т.е. неизвестного потребителям, блага или создание нового качества того или иного блага;

2)внедрение нового, т.е. в данной отрасли промышленности еще практически неизвестного метода (способа) производства;

3)освоение нового рынка сбыта, т.е. такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны еще не была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет;

4)получение нового источника сырья или полуфабрикатов не­зависимо от того, существовал этот источник прежде, или не принимался во внимание, или считался недоступным, или его еще только предстояло создать;

5)проведение соответствующей реализации, например обеспе­чение монопольного положения (посредством создания трес­тов) или подрыв монопольного положения другого предпри­ятия.

Фактически Й. Шумпетер излагает часть процесса функциони­рования предпринимательских организаций в условиях конкурент­ной рыночной среды