ЛЕКЦИЯ 9. Социология семьи

1. Социальная сущность и функции семьи.

2. Классификация семейно-брачных отношений.

3. Кризис семейного института и его перспективы.

4. Демографическая и семейная политика.

 

 

1.

Классическое определение семьи гласит, что семья - это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью. А.Г.Харчев определяет семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, то есть систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определённых ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.

Однако всегда ли мы задумываемся над вопросами:

- Почему люди живут семьями?

- Семья - это личное дело каждого или она как-то связана с обществом?

- Влияет ли семья на общество или общество оказывает "давление" на семью?

- Всегда ли существовала семья?

- Сохранится ли семья в будущем?

- Выдержит ли семья суровые испытания, которые переживает наше общество сегодня?

Ведь сегодня по статистике Россия по количеству разводов стоит на первом месте (совсем недавно обогнав США). Но на место разрушенных браков вновь и вновь создаются новые. Ежегодно в нашей стране заключается около 2 млн. браков. Что это? Почему люди женятся и выходят замуж? Чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим семью как социальный институт, социальную общность и малую группу.

Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. Методологической основой понимания причин, побуждающих людей объединяться в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия, выступают потребности человека.

Структура потребностей человека, согласно модели американского психолога А. Маслоу, делится на: 1) физиологические и сексуальные потребности; 2) экзистенциальные потребности в безопасности своего существования; 3) социальные потребности в общении; 4) престижные потребности в признании; 5) духовные потребности в самореализации. Используя объяснительные возможности представленной структуры потребностей, попробуем разобраться в природе и социальных функциях семьи.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главным среди них являются следующие: 1) вступление в брак – образование семьи; 2) начало деторождения – рождение первого ребёнка; 3) окончание деторождения – рождение последнего ребёнка; 4) "пустое гнездо" – вступление в брак и выделение из семьи последнего ребёнка; 5) прекращение существования семьи – смерть одного из супругов. На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.

Семья как социальный институт возникла с формированием общества. Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами. Такими, например, как ухаживание, выбор брачного партнёра, сексуальными стандартами поведения, нормами, которыми руководствуются муж и жена, родители и дети и т.д., а также санкции за их невыполнение. Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой они упорядочивают и санкционируют их половую жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности.

На первых этапах развития общества отношения между мужчиной и женщиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми обычаями, представлявшими собой синкретические нормы и образцы поведения, базировавшиеся на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определённые обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционирующее их союз. Отныне социальный контроль и санкции осуществляло не только общественное мнение, но и государственные органы.

Основной функцией семьи, по мнению большинства социологов, является репродуктивная функции семьи. Эта функция выполняет две задачи: общественную – биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную - удовлетворение потребности в детях. В её основе - удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Противоположность полов, по мнению Э. Дюркгейма, - это не только базисное основание, на котором строится брачный союз, но и основная причина нравственной близости в семье. По мощности воздействия на стабильность семейно-брачных отношений она сильнее даже такого фактора, как кровное родство. "Мужчина и женщина страстно ищут друг друга именно потому, что они различаются". Э. Дюркгейм анализирует отношения полов с позиций разделения труда. Ограниченное вначале только сексуальными функциями, оно постепенно распространилось на многие другие.

Функции женщины и функции мужчины настолько специализировались, что женщины стали вести существование совершенно отличное от мужчины. Мужчина олицетворял могущество, силу, интеллект, а женщина - женственность, слабость, мягкость, эмоциональность. Функциональные различия постепенно видоизменили и физиологические признаки: рост, вес, общие формы, строение черепа мужчины и женщины существенно различаются. Изолированные друг от друга мужчина и женщина суть только различные части одного и того же конкретного целого, которое они, соединяясь, восстанавливают.

Одним словом, разделение полового труда - вот источник супружеской солидарности, утверждает Э. Дюркгейм. И по мере того, как росла дифференциация полов, развивался и укреплялся брачный союз, формировался долг супружеской верности.

Итак, физиологические и сексуальные потребности мужчины и женщины побуждают их объединяться для совместного осуществления определённых целей: воспроизводства человеческого рода, создания материальных условий существования - жилища, одежды, питания; удовлетворения потребности в детях, биологической зависимости детей от родителей, потребности в сексе.

Разве человек не может удовлетворить эту потребность вне семьи? Конечно, может. Например, Мердок, исследуя 250 различных обществ, обнаружил, что добрачные половые связи (за исключением кровосмесительных) дозволены в 65 обществах, допустимы в определённых условиях в 43, осуждаются в 6, запрещены в 44, в 92 нет точных данных.

Однако, общество в целом, а значит и люди, его составляющие, заинтересованы в том, чтобы эти биологические потребности осуществлялись в рамках семьи. Только выявив эти специфические особенности в реализации потребностей человека в условиях семьи, можно понять сущность семьи как социального института, а вместе с этим и истоки живучести семьи, её жизнестойкости, привлекательности для человека.

В природе, в животном мире социальные объединения животных являются результатом бессознательного (инстинктивного) приспособления к жизненным условиям, результатом естественного отбора, физиологической и психологической деятельности особей. Человеческие семейные группы приспосабливаются не только к физическим условиям, но также и к социальным отношениям, нормам, ценностям, принятым в обществе. Человеческое общество санкционирует, делает выбор, отдаёт предпочтение тому или иному устройству семьи, той или иной форме семьи, определяет состав, внутреннюю организацию семейных групп. Происходит сознательный отбор и приспособление семьи к социальному разуму (Ф. Г. Гиддингс).

Семья возникает из стремления удовлетворить сугубо личные потребности и интересы индивидов. Являясь малой группой, она соединяет их с общественными интересами. В семье личные потребности окультуриваются, упорядочиваются, организуются на основе принятых в обществе социальных ценностей, норм и образцов поведения и, в конце концов, приобретают характер социальных функций. В этом, прежде всего, состоит принципиальное отличие человеческой семьи от семьи животных. В итоге естественно-биологические потребности человека в удовлетворении сексуального влечения, реализации семейного инстинкта, стремление самца к господству, биологический инстинкт зависимости ребенка от матери - всё это трансформируется в социально-биологическую функцию семьи.

Благодаря социально-биологической функции семья как малая социальная группа имеет механизм самовоспроизводства, разрастаясь "изнутри". Ни одна другая социальная общность (класс, нация, группа) не имеет такого внутреннего механизма самовоспроизводства. Благодаря рождению детей семья воспроизводит не только самое себя, но и поддерживает биологическую непрерывность общества, обеспечивает воспроизводство населения. В семье рождается не только человек, но и гражданин. Семья включает в себя всю систему общественных отношений - брачных и родственных, правовых и социальных, хозяйственно-бытовых и экономических, нравственных и этических, психологических и эмоциональных. Благодаря этому семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у ребёнка представление о социальных связях и включает в них его с рождения.

Отсюда следующая важнейшая функция семьи - социализация личности, передача культурного наследия новым поколениям. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придаёт смысл самой человеческой жизни. Совершенно очевидно, что приоритет семьи как основной формы социализации личности обусловлен естественно-биологическими причинами. Семья имеет большие преимущества в социализации личности по сравнению с другими группами благодаря особой нравственно-эмоциональной психологической атмосфере любви, заботы, уважения, чуткости. Дети, воспитывающиеся вне семьи, имеют более низкий уровень эмоционального и интеллектуального развития. У них заторможена способность любить ближнего, способность к сочувствию и сопереживанию. Первые пять лет в жизни ребёнка особенно важны, так как именно на эти годы приходятся "сенситивные пики" развития, закладываются основы личности - память, интеллект, речь, мышление, эмоции, характер, познавательная активность. Семья осуществляет социализацию в самый ответственный период жизни, обеспечивает индивидуальный подход к развитию ребёнка, вовремя выявляет его способности, интересы, потребности. В этом возрасте ребёнок усваивает запреты и нормы поведения, которые закладываются в его "Сверх-Я".

Благодаря тому, что в семье складываются самые тесные и близкие отношения, какие могут существовать между людьми, в силу вступает закон социального наследия. По этому поводу в народе говорят: "Яблоко от яблони недалеко падает". Дети по своему характеру, темпераменту, стилю поведения во многом похожи на своих родителей. В каждой семье складывается своя атмосфера, своя культурная среда, и именно она оказывает наибольшее воздействие на ребенка. Эффективность родительства как института социализации личности обеспечивается ещё и тем, что оно носит постоянный и длительный характер, продолжается всю жизнь, пока живы родители - дети.

Следующая важнейшая функция семьи - экзистенциальная, функция социальной и эмоциональной защиты своих членов.

Известно, что сущность любого явления особенно ярко проявляется в экстремальной ситуации. В минуту опасности большинство людей стремится быть рядом со своими семьями. В ситуации, угрожающей жизни и здоровью, человек зовет на помощь самого родного и близкого человека - маму. В семье человек ощущает ценность своей жизни, находит бескорыстную самоотдачу, готовность к самопожертвованию во имя жизни близких людей. Сознание, что человек нужен и дорог кому-то, что его любят, и что за него готовы отдать жизнь, порождает чувство защищённости и безопасности, поддерживает моральный дух и уверенность.

Следующая важнейшая функция семьи - экономическая и хозяйственно-бытовая. Суть этой функции с общественной точки зрения заключается в поддержании несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества, с индивидуальной - в получении материальных средств и хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других.

Социально-статусная функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет (передаёт) определенный социальный статус членам семьи.

Рекреативная, восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. Эта функция недостаточно изучена, но учёные располагают достоверными фактами, доказывающими положительное влияние семьи на здоровье супругов. Следует привести некоторые примеры, подтверждающие это: холостяцкая жизнь способствует (прямо или косвенно) возникновению таких серьезных заболеваний, как гипертония, неврастения, язва. Супружество оказывает более благоприятное воздействие на здоровье супругов, причём на организм мужчины больше, чем женщины. А потерю одного из супругов тяжелее переносят мужчины, нежели женщины.

Досуговая функция осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определённые потребности индивида в проведении досуга.

Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов.

Фелицитологическая функция представляет в этом перечне особый интерес. Безусловно, понятие гедонизма, основанного на любви в семье, свойственно не только современной семье. Считать, что фелицитологическая функция не существовала и ранее, наивно. Но именно сейчас любовь и счастье стали основной причиной создания семьи, а не репродуктивные и экономические соображения. Поэтому усиление роли фелицитологической функции в семье делает современные семейно-брачные отношения специфичными по сравнению с семьей и браком других исторических периодов.

Итак, завершая разговор о природе и социальных функциях семьи, постараемся ответить на вопрос, поставленный в начале лекции. В чём неистребимая сила семьи?

Сила и притягательность семьи, её сущность заключаются в той целостности, которая присуща семье и как социальной общности, и как малой социальной группе, и как социальному институту. Целостность семьи образуется за счёт взаимопритяжения и взаимодополняемости полов, создающих "единое андрогенное существо", некую целостность, не сводимую ни к сумме членов семьи, ни к отдельному члену семьи. "Невозможно, чтобы люди жили вместе, постоянно поддерживали отношения, не ощущая то целое, которое они образуют своим объединением, не привязываясь к этому целому, не заботясь о его интересах и не учитывая их в своем поведении".

Семья создаётся для удовлетворения не одной-двух, а целого комплекса жизненно важных потребностей человека. Семья, таким образом, в отличие от других малых групп, союзов и корпораций, объединяет всю целостность своего существования, тогда как, например, члены производственного коллектива объединяют только свои профессиональные интересы.

Как никакое другое социальное образование, семья обладает уникальной способностью соединять личные - коллективные - общественные интересы благодаря её полифункциональности и способности окультуривать физиологические и психологические потребности человека, благодаря её способности к самоорганизации и саморазвитию как неразрывной клеточки большого социального организма, именуемого обществом.

 

 

2.

Одним из самых отличительных и самых удивительных свойств семьи является гибкость и динамичность форм её структурной организации. Благодаря универсальной способности адаптироваться к особенностям "всех времён и народов", семья создала огромное многообразие типов семейных структур, порой видоизменяя своё лицо до неузнаваемости, но сохраняя при этом неизменной свою сущность как социального института, социальной общности и малой группы.

Семьи различаются в зависимости от формы брака.

Брак - это исторически обусловленная форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их взаимные права и обязанности. В этой связи различают семьи полигамные и моногамные.

Полигамный(групповой) брак - самая распространённая в мире форма брака, встречается в 5 раз чаще, чем моногамный брак (брак одного мужчины с одной женщиной). Полигамия бывает двух видов: полиандрия и полигиния.

Полиандрия (многомужество) - это семья, в которой женщина имеет нескольких супругов. Имеет место во многих частях света: юго-восточная Индия, Тибет, Цейлон, Новая Зеландия, Гавайские острова.

Полигиния (многожёнство) - брак одного мужчины с двумя или более жёнами. Он зависит от способности супруга содержать большую семью и является более характерным для зажиточных классов. Имеет место в Китае, Турции, Иране, странах Ближнего и Среднего Востока.

Объективными основаниями брачных отношений выступает совокупность складывающихся в каждом обществе брачных нормативов, так или иначе упорядочивающих эти отношения в данном обществе. Именно наличие жёстких объективных регуляторов и превращает брачные отношения в систему отношений, в социальный институт. Важнейшее значение имеют правила выбора возможного брачного партнёра из имеющейся совокупности потенциальных партнёров, так называемого "брачного круга".

Экзогамия– запрет брачных отношений в пределах определённой группы лиц. В современных условиях экзогамия сводится к запрету кровосмесительных браков ("инцеста") – прародителей, родителей и детей, родных сестёр и братьев.

Эндогамия– запрет брачных отношений за пределами определённой группы лиц: племени, касты, государства и т.д. Так, в СССР в 1946-1954 гг. разрешались браки лишь между гражданами страны.

Гомогамия – ориентация на вступление в брак с партнёром того же социального круга. Характерны для закрытых обществ, но в ряде проявлений сохраняется и сегодня.

Гетерогамия – ориентация на вступление в брак с партнёром любого социального положения. Формируется в условиях современных высокомобильных обществ и выражается в растущем числе социально-смешанных, в частности, национально-смешанных браков.

 

В зависимости от состава различают семьи нуклеарные, сложные и большие.

Нуклеарная(простая) семья может быть как полной, так и неполной. Полной нуклеарной семьёй считается семья, в которой есть муж, жена и дети. Неполная семья - семья без одного из супругов: обычно мать с ребёнком, реже отец с ребёнком.

Сложная семья характеризуется тем, что состоит из представителей нескольких поколений.

Семьи различаются:

– по количеству имеющихся в них детей: бездетные, однодетные, малодетные, многодетные (от 3-х и более детей);

– по стажу семейной жизни: молодожёны, молодая семья, семья среднего супружеского возраста, пожилая супружеская пара;

– по географическому признаку: сельская и городская семья;

– по типу главенства в семье: авторитарная и эгалитарная.

 

Представляет интерес и деление семьи по иным критериям:

– Автоцентристские семьи. В таких семьях центром всех забот, основой семейной жизни является ребёнок. Повышение материальных и духовных забот о детях - явление положительное. Однако гипертрофия долга по отношению к ним приводит к неблагоприятным социальным и нравственным последствиям;

Супружеская семья. По словам социолога Голода С. И., в последние десятилетия появляется новый тип семьи, который условно назван супружеским. В этой семье основная ось отношений определяется не родительством и родством, а супружеством, т. е. личностными взаимоотношениями партнёров.

Семьи различаются также по особым условиям семейной жизни.

Дистантная (визитная) семья. Жизнь в ней весьма специфична из-за частого отсутствия одного из супругов, связанного с особенностью профессии. Это в основном семьи военных, моряков и т. д. В последнее время к таким семьям стали относить семьи, где один из супругов (чаще всего муж) проживает отдельно от семьи по различным мотивам.

Студенческая семья. Большое количество браков в наше время заключается среди студентов. Высокая мотивация на брак у студенческой молодёжи существует уже на первом курсе. 70% опрошенных первокурсников считают возможным вступление в брак в студенческие годы; 27% - предпочитают сначала получить образование, а затем создавать семью; 3% - уже состоят в браке. Взгляд студентов на функциональную нагрузку современной семьи отражает ориентацию на психологизацию семьи: психологическая функция занимает в ней доминирующее место (около 80%).

 

По типам цивилизационной эволюции семьи разделяются на патриархальные и эгалитарные.

Патриархальный тип семьи - необычайно устойчивый тип семейных отношений, его отдельные черты сохранялись в нашей стране до середины 60-х годов. Это, как правило, авторитарные семьи, представляющие собой маленькое абсолютистское государство с авторитарным стилем правления. Авторитет главы семьи непререкаем: решение всех вопросов жизни семьи (хозяйственно-экономических, правовых, политических, воспитательных) находилось только в его руках. Глава авторитарной семьи разбирает внутрисемейные ссоры, является ответственным за поведение членов семьи перед общиной, представляет семью вовне. Семейные отношения строятся на принципах иерархизма и неравенства членов семьи, на принципах принудительного коллективизма и централизма: индивидуальные интересы отдельных членов семьи полностью подчиняются интересам семьи.

Эгалитарная семья - это семья, основанная на демократических отношениях, равенстве мужчины и женщины, отношениях партнёрства, отмене всякой дискриминации. За время индустриальной цивилизации произошли коренные изменения в семье: на смену патриархальной семье пришла биархатная, эгалитарная семья. К началу 30-х годов, когда началась индустриализация, в России преобладала патриархальная семья (80%). Но уже в 1960-1970 гг. патриархальных семей насчитывалось не более 10%, эгалитарных - уже более 50% и семей переходного типа - 40%. В такой семье признаются права личности ребёнка, его права на свободу, автономию и инициативу. Здесь царят гуманные методы воспитания, основанные на доверии к личности ребёнка, его индивидуальности, воспитании чувства собственного достоинства, самостоятельного мышления, проявления инициативы, предприимчивости. Экономической основой эгалитарной семьи стала новая система формирования семейных доходов: высокая занятость женщины в народном хозяйстве, стипендия или заработки детей служат экономической базой независимости и самостоятельности. Изменились социальные функции семьи. Если в патриархальной семье основной функцией была хозяйственно-экономическая, то в эгалитарной - удовлетворение потребности в общении, воспитание творческой индивидуальности.

Нельзя утверждать, что такой тип семьи в нашем обществе стал преобладающим, в его становлении много трудностей и противоречий. Вместе с тем можно отметить, что демократический тип семьи становится основой, предпосылкой и условием демократических преобразований в обществе, воспитания и развития личности нового типа, обладающей развитым чувством собственного достоинства, самостоятельным критическим мышлением, способной к проявлению инициативы и творчества.

 

3.

Совершенно очевидно, что семья, как и общество в целом, переживает сегодня глубокий кризис. Являясь первичным элементом общества, она даёт в миниатюре картину тех же противоречий, которые присущи и обществу. Важно разобраться, что же происходит с семьей сегодня? Каково её будущее?

В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение её социальных функций, не ролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях. Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества, и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, заменились ролевыми, при которых подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддийской культурами стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в принятии семейных решений. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны, оно способствовало росту самосознания женщины, равенства в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличивая уровень смертности.

Не секрет, что современная семья переживает кризис. Проявлениями этого кризиса служат такие показатели, как падение рождаемости, нестабильность семьи, рост количества разводов, появление большого числа бездетных семей (сегодня таких семей - 15%), сознательный отказ от рождения единственного ребёнка; массовый отказ от детей, сдача их в родильные или детские дома, дома ребёнка, приёмники-распределители, бегство детей из дома; жестокое обращение с детьми вплоть до лишения жизни своих детей.

Показателем кризиса семьи выступает также резкое сокращение уровня брачности и одновременно активный рост внебрачной рождаемости. Число браков, начиная с 90-х годов, с каждым годом снижается. Так, если в 1990 г. в I квартале было заключено 301 тыс. браков, то в 1993 г. - 246,1 тыс. браков. Доля внебрачных детей в общем числе родившихся в 1992 г. составила 17%.

По количеству разводов Россия занимает первое место в мире. В 1994 г. на 1000 человек разводы впервые составили 105,3%, значительно превысив число заключённых браков. С 1991 г. смертность значительно превысила рождаемость. В 1994 г. рождаемость составила 9,6 ребёнка на 1000 человек, а смертность - 16,2 человек. Идёт процесс тотальной депопуляции населения. Катастрофически растут темпы сокращения населения. В 1992 г. коэффициент сокращения населения составил (-0,7), в 1993 г. (-5,0), 1994 г. - (-6,6).

Испытание семьи на прочность происходит под воздействием тотального кризиса, переживаемого обществом, глубинная природа которого носит цивилизационный характер. При прогнозировании семейно-брачных отношений следует иметь в виду, что семья оказалась под прицелом не одной, а сразу нескольких глобальных тенденций, затронувших и наше общество. Это переход (будем надеяться, к цивилизованному) к рынку, демократизация общества, информатизация общества, возрастание личностного потенциала, возрастающая роль женщин в общественной жизни.

При отсутствии государственной программы адаптации семьи к переходному состоянию общества семья сама методом проб и ошибок, ценой больших лишений "нащупывает" механизмы выживания. В современных условиях значительно изменяются социальные функции семьи. Например, большим преобразованиям подвергается экономическая функция семьи. Рыночные отношения значительно ускорили отказ от патерналистского, иждивенческого сознания семьи и понимание того, что выживание семьи - дело рук самой семьи (по принципу "Спасение утопающих - дело рук самих утопающих"). На основе изменения отношений собственности семья всё чаще начинает выступать хозяйственно-экономической единицей различных альтернативных видов собственности: семейной, арендной, фермерской, индивидуальной, кооперативной, личной приусадебной и др. Семья ищет внутренние резервы выживания, по-своему осваивая новые, рыночные виды деятельности: частнопредпринимательскую, "челночно" - коммерческую, спекулятивно-посредническую. По мере осуществления структурной перестройки экономики безработица коснётся каждой семьи. В этих условиях гарантированной поддержкой семейного бюджета всё более выступает личное подсобное, дачное и приусадебное хозяйство. Его доля в семейном бюджете за последние 5 лет резко возросла.

Развитие современной семьи во многом связано с возрастанием роли и значения личностного потенциала в семейных отношениях. Это обусловлено действием таких факторов, как переход к рыночным отношениям, правовому государству, информационным технологиям. Что в свою очередь требует наибольшего раскрытия творческого потенциала личности, возможностей её социальной адаптации. Складывается новое отношение к каждому члену семьи как персоне, что порождает по существу новую важнейшую функцию семьи - персоналитарную (от лат. persona - особа, личность). Это означает формирование такого типа семьи, где высшей ценностью станут индивидуальность личности, её права и свободы, где будут созданы условия для творческого развития и самовыражения каждого члена семьи, включая родителей и детей, на основе уважения достоинства личности, любви и согласия. Персоналитарная функция семьи в перспективе должна стать ведущей, определяющей сущность семьи в информационном обществе.

Серьёзным изменениям подвергнется и репродуктивная функция семьи. Социологи заметили, что в городах детей рождается меньше, чем в сельской местности. На количество детей в семье влияет не только урбанизация и связанная с ней экология, но и уровень образования женщины. Однако наибольшее влияние на преобразование воспроизводящей функции семьи оказывает изменение основы обмена веществ между человеком и природой в связи с информатизацией общества. Развитие информационного производства потребует определённого соответствия между новейшими предметами и средствами труда, новейшими технологиями и способностью работника к труду: его общей культурой, информированностью, интеллектуальными способностями, профессионализмом, состоянием здоровья, интересом к работе, работоспособностью, способностью к быстрой адаптации, умением самостоятельно принимать решения. Резко возрастает ценность каждой жизни. Человек в информационном обществе будет активно заниматься повышением информированности, сохранением здоровья, хорошей формы.

Для обеспечения качественного роста работника и подрастающего поколения должны быть созданы соответствующие жизненные условия и материальные средства, включающие в себя уровень образования и культуры, жилищные условия, качество питания, здравоохранения, сферы услуг, возможности отдыха, снятия нервного напряжения. Одним словом, возрастает потребность в качестве жизни. Алгоритм "качество информационного производства - качество информационного работника - качество жизни" неизбежно ставит семью в условия ограничения числа детей в семье.

Таким образом, репродуктивная функция семьи будет направлена на сознательное ограничение рождаемости и обеспечение высокого качества подготовки ребёнка к жизни и труду в условиях информационного общества. Акцент будет делаться на раскрытии индивидуальных способностей личности. Семейные конфликты в информационном обществе будут происходить в основном из-за неумения и нежелания считаться с индивидуальными личностными особенностями членов семьи. Неуважение к личному достоинству каждого отдельного члена семьи - серьезная причина для конфронтации и отчуждения. Современная семья активно реагирует на возрастание автономности своих членов. Прослеживается образование новых форм семейных структур.

Социологи отмечают возникновение разнообразных форм как моногамной (парной) семьи, так и полигамной (групповой) семьи. Среди парных семей распространены внебрачные семьи (семьи без отца): материнская семья, неполная семья и конкубинат (разновидность материнской семьи, когда отец принимает некоторое участие в воспитании ребенка, оказывает и помощь матери).

Появились новые формы полигамного брака: брак-коммуна, групповой брак (двоежёнство или двоемужество, обмен партнерами).

Некоторые учёные (например, С. И. Голод) постсовременный тип семьи именуют супружеским. В супружеской семье стратегическое отношение определяется не родством (как в патриархальной) и не родительством (как в детоцентристской), а свойством. Понять это можно так. Норма семейной жизни меняется: родители в такой семье отказываются полностью подчинять собственные интересы интересам детей. Основные семейные ценности формируются во взаимодействиях мужа и жены и лишь впоследствии становятся естественной базой для межпоколенных отношений "родители-дети". Характерным признаком постсовременной семьи является автономия супругов. Чем выше уровень цивилизационно-культурного развития общества, чем ярче член такого социума сознаёт себя как индивидуальность, тем, в принципе, насущнее его потребность в обособлении. Созвучная тенденция, без сомнения, прослеживается и в семье. Здесь, в частности, автономность выражается в том, что интересы каждого из супругов шире семейных и круг значимого общения для каждого из них выходит за рамки супружества. Их эмоциональные устремления регулируются не столько обычаями, традициями и внешними предписаниями, сколько индивидуальными представлениями, эстетическим идеалом и нравственными ценностями.

Ребёнок в постсовременной семье осознаёт, что его обязанности (и ответственность) по отношению к родителям состоят не столько в регулярной помощи в домашнем хозяйстве или в успешной учёбе, сколько в том, чтобы полнее использовать возможности, предоставляемые ему для развития и реализации своих способностей и таланта. В свою очередь, родители, отходя от скрупулёзной регламентации, поддерживают этику самореализации как социально-нравственную ценность. Впрочем, это всего лишь эскиз, требующий тщательной проработки.

В современном типе семьи опека подростка, как правило, продолжается долго - вплоть до брака. Для постсовременного же, напротив, характерно поощрение юношеской самостоятельности. Супружеская семья - исторически наименее стереотипизированное образование. Если иметь в виду зрелую её стадию, то здесь открываются уникальные возможности для разнообразных и богатых отношений между полами и между поколениями, появляются широкие возможности индивидуальной самореализации для всех.

В то же время возрастут требования к качеству межличностных отношений, взаимной терпимости, уважению прав и достоинства личности каждого члена семьи.

Одной из важных задач становления новых семейно-брачных отношений является опережающее воспитание семейной культуры подрастающего поколения. Знание молодёжи о семье ограничивается главным образом опытом семейной жизни родителей или дополняется далеко не лучшими образцами массового искусства, заполонившего экраны телевидения и кино, прессу и печать.

Если преемственность в передаче семейных традиций и представляет определённую ценность, то "идеалы" секса, насилия и страха, насаждаемые западной попкультурой, причиняют непоправимый вред молодому поколению. Опасность такого воздействия усугубляется тем, что сегодня закладываются основы семьи будущего, формируются исходные принципы и нормы взаимоотношений новой персоналитарной семьи. Необходимо переломить отрицательную тенденцию и создать систему подготовки молодого поколения к новому типу семейной жизни, используя образование, искусство, средства массовой информации, общественное мнение, общественные организации. Система семейного воспитания должна включать в себя: воспитание нравственной ценности семьи как оптимальной среды социализации и самовыражения личности; формирование личной психологической готовности к браку; воспитание культуры межличностных отношений; формирование культуры половых отношений; правильное понимание и выполнение супружеских обязанностей, установку на компромиссы, терпеливое и уважительное отношение друг к другу; ответственность и готовность строить брачно-семейные отношения новой персоналитарной семьи.

 

 

4.

Демографическая политика – система различных мер, предпринимаемых государством с целью воздействия на естественное движение населения, на решение специфических для данной страны проблем населения. Необходимость проведения демографической политики – воздействие государства на процессы рождаемости – признана практически всеми странами мира, независимо от демографической ситуации и темпов роста населения. Её целью является изменение или поддержка существующих в данный период времени демографических тенденций.

Существуют два основных типа политики в зависимости от демографической ситуации: 1) направленная на повышение рождаемости (типична для экономически развитых стран); 2) на снижение рождаемости (необходима для стран развивающихся).

Демографическая политика в экономически развитых странах проводится исключительно экономическими мерами и направлена на стимулирование рождаемости. К экономическим мерам относятся денежные дотации – ежемесячные пособия семьям, имеющим детей, льготы одиноким родителям, пропаганда повышения престижа материнства, оплачиваемые отпуска по уходу за ребёнком. В некоторых странах, где сильны позиции католической церкви (например, в Ирландии, США, в Польше) по её требованиям в последнее время в парламентах обсуждаются законы, предусматривающие уголовную ответственность для женщины, прервавшей беременность и врача, сделавшего аборт.

Проведение демографической политики в развивающихся странах с высокими темпами роста населения, особенно актуально. Однако её реализация затруднена нехваткой финансовых ресурсов и часто ограничивается лишь декларативными заявлениями. Зачастую эта политики вообще не принимается гражданами из-за традиций многодетности, высокого социального статуса материнства и, особенно, отцовства. Правительства большинства мусульманских стран вообще отвергают вмешательства государства в планирование семьи.

Рассмотрим ситуации в различных странах:

В Китае планирование семьи рассматривается как основополагающая политика. С 1981 г. в стране существует государственный комитет планирования рождаемости. Цель программ планирования семьи – отсрочка брака, увеличение интервалов между рождениями детей и особенно – поощрение однодетной семьи. Осуществление этой политики сталкивается с большими трудностями, особенно в сельской местности, где население ориентируется не менее чем на двухдетную семью. Такой ориентации способствует, и традиционные убеждения в необходимости отдавать предпочтение сыновьям, боязнь не иметь поддержки в старости. Следствием этого – участившиеся в последнее время явления инфантицида (убийство новорожденных девочек). По материалам выборочного обследования крестьянских семей в провинции Хубэй иметь одного ребёнка желают лишь 5% семей, двух детей – 51%, трёх и более – 44% семей.

Индияпервой из развивающихся стран с 1951 г. стала включать в государственные пятилетние планы развития народного хозяйства задачи снижения уровня рождаемости. Предусматривается распространение модели двухдетной семьи. В 70-е годы данная политика приобрела острый социальный характер, когда широкое распространение получило проведение принудительных стерилизаций. Нарушение прав личности привели к изменению содержания политики в этой сфере жизнедеятельности. Политика планирования семьи в Индии предусматривает самые различные пропагандистские, медицинские, административно-правовые и другие меры. По всей стране созданы тысячи центров семейного планирования, занимающиеся преимущественно его координационными, административными и биомедицинскими аспектами.

Имеющиеся прогнозы в целом нельзя назвать утешительными. В 1986 году эксперты ООН полагали, что к 2000 году население Индии возрастёт до 964 млн. человек, а в 1988 году они подняли эту планку до 1042 млн. человек. Соответствующие прогнозы на 2025 год составляли сначала 1229, затем 1446 млн. человек.

Второе место по темпам демографического роста (после Китая и Индии) занимают Пакистан и Нигерия, население которых увеличится со 156 млн. до 345 млн. и со 112 млн. до 244 млн. человек соответственно.

Отношение в западных странах к демографическим проблемам определяется как эгалитаристское, включающее соблюдение принципов демократии, социальной справедливости и прав человека. Они предполагают исключение репрессивных мер, превосходство индивидуального решения. Большинство промышленно развитых капиталистических стран к низкой рождаемости относятся неопределённо. Политика по увеличению рождаемости отмечалась во Франции, Греции, Люксембурге.

Германия, например, ведёт политику поощрения рождаемости. Правительство ФРГ в 1974 г. разрешило распространение контрацептивных средств и сняло ограничения на аборты в первые три месяца беременности, однако в начале следующего года верховный суд страны признал неконституционным разрешение абортов "по желанию" и ограничил право на них только "медицинскими показаниями" или другими чрезвычайными обстоятельствами. В наше время в Германиипринята сложная система поощряющих мероприятий демографической политики, которая делится на три основные группы: 1) семейные пособия и надбавки; 2) пособия при родах; 3) жилищные льготы.

Сложившаяся в настоящее время ситуация в области демографии в Российской Федерации характеризуется рядом негативных тенденций. С 1992 года в России отмечается депопуляция населения, которая обусловлена низкой рождаемостью с одной стороны и высоким уровнем смертности населения, особенно в младенческом и трудоспособном возрастах. Среди умерших в трудоспособном возрасте мужчины составляют около 80%, что в 4 раза выше уровня смертности женщин. Основные причины смертности – несчастные случаи, отравления и травмы, болезни системы кровообращения и новообразования, вредные привычки, войны. Целью демографической политики на среднесрочную перспективу является проведение мероприятий по снижению уровня смертности населения; создание предпосылок для стабилизации показателей рождаемости.

В связи с этим, основными задачами Правительства Российской Федерации в области демографической политики являются: 1) разработка основных направлений действий по реализации демографической политики РФ на долгосрочную перспективу; 2) разработка и реализация комплекса федеральных целевых программ по охране здоровья населения, в том числе по профилактике и лечению артериальной гипертонии среди населения Российской Федерации; оказанию онкологической помощи населению; профилактике и борьбе со СПИДом и др.; 3) разработка мер, предусматривающих аттестацию рабочих мест с целью выявления неблагоприятных факторов на здоровье работников, а также порядка экономического стимулирования работодателей в улучшении условий и охраны труда; 4) разработка и реализация мер по профилактике правонарушений, пьянства и наркомании.

В области создания условий жизнедеятельности семьи, дающих возможность воспитания нескольких детей, основным направлением должно стать обеспечение учёта демографического аспекта при разработке и реализации государственной жилищной политики, в том числе: во-первых, поддержание системы жилищных стандартов, обеспечение режима благоприятствования системы жилищных стандартов для семей с детьми; во-вторых, содействие развитию рыночных форм обеспечения доступности жилья, наилучшим образом удовлетворяющих жилищные потребности семей, находящихся в активной фазе репродуктивного цикла; в-третьих, учёт количества детей в семье, нуждающейся в улучшении жилищных условий, при определении размера помощи со стороны государства (безвозмездные субсидии на приобретение жилья, помощь в погашении ипотечных кредитов и т.п.)

 

Термин «семейная политика» стал употребляться в нашей литературе сравнительно недавно – в 70-е годы. В 90-е годы внимание политиков и ученых к проблемам семьи возросло. Следует отметить работы А.И. Антонова, В.Н. Архангельского, А.Г. Вишневского, С.В. Дармодехина, В.В. Елизарова, Л.П. Кукса, М.С. Мацковского, В.М. Медкова Н.М. Римашевской и др. Напомним, что в 1993 г. была принята Концепция государственной семейной политики Российской Федерации, а в 1996 г. Президент Российской Федерации подписал Указ "Об основных направлениях государственной семейной политики". В России современная семейная политика - результат длительного развития, начавшегося с ограниченных мер по защите матери и ребенка и направленного в сторону комплексной деятельности государства по поддержке института семьи в целом. В семейной политике заметно влияние двух теорий: одна подчеркивает роль социально-экономических факторов в развитии семьи, другая - роль конфликтов участников общественно-политического процесса. Согласно первой теории, называемой индустриализационной, изменения экономической среды (например, индустриализация, урбанизация создают новые потребности. Социально-экономическая и демографическая среды обитания семьи являются главными движущими силами в развитии государственной семейной политики. Снижение рождаемости, рост численности малоимущих семей, гендерные вопросы заставляют органы государственной власти во всем мире расширять и реформировать систему поддержки семьи. Теория конфликтов рассматривает в качестве главной движущей силы конфликт между участниками политического процесса. Деятельность политических партий, общественных организаций, публикации ученых могут привлекать внимание к проблемам семьи и заставить органы государственной власти более активно действовать по поддержке семьи. Политика, по определению Э. Гидденса, - "это средство, к которому власть прибегает для осуществления своих целей". Какие цели в отношении объекта политики - семьи - преследует власть в разных странах мира, какие средства использует для достижения желаемого результата?

Анализ отечественной и зарубежной литературы, нормативно-правовых актов по вопросам семьи показывает, что семейная политика в разных государствах имеет различные главные цели. В то время как во Франции, например, основная цель ее - повышение рождаемости, в странах Северной Европы - достижение равенства прав и возможностей мужчин и женщин, в южноевропейских странах - поддержка молодых семей. Правительства США и Великобритании не включают ее в сферу своей ответственности. Китайское руководство в 1979 г. провозгласило "политику однодетной семьи". Для поощрения такой семьи разработана система льгот (лучшее обеспечение жилплощадью, бесплатное образование и медицинское обслуживание). Для городских жителей однодетная семья должна стать нормой, в сельской же местности разрешается обзаводиться вторым ребенком, а иметь третьего большинству жителей запрещено. Нарушители подвергаются денежным штрафам, к ним применяются меры административного воздействия. Так, за рождение третьего ребенка родителям снижают зарплату. Пропаганда малой семьи проводится правительственными и общественными организациями Индии. В стране создана сеть консультаций, пунктов добровольной стерилизации. Семейная политика под лозунгом "Хорошая семья - небольшая семья" привела к резкому падению в 70-е годы престижа партии Индийский национальный конгресс и сына И. Ганди - Санджая Ганди, который был одним из организаторов кампании по сокращению рождаемости методом стерилизации. Вместе с тем, в Индии действуют определенные правила, в частности, запрещающие служащим государственной администрации иметь более трех детей.

Что касается России, то, учитывая катастрофическое падение численности населения в стране (только за 1999-2000 гг. оно уменьшилось на 1512,4 тыс. человек), главной целью государственной семейной политики, на наш взгляд, должно стать создание благоприятной атмосферы для семьи, в которой супруги хотят заводить и воспитывать детей. Мы разделяем положение, высказанное А.И. Антоновым и В.М. Медковым, что "в качестве основной модели семьи, поощряемой государством, мы видим полную семью с 3-4 детьми". В определении государственной семейной политики, данном в Указе Президента Российской Федерации, сказано, что она направлена "на улучшение условий и повышение качества жизни семьи". Такой подход к семейной политике в современной России, когда около трети населения имеет доходы ниже прожиточного минимума, объясним, но, на наш взгляд, является частичным и отражающим текущую ситуацию в стране. В большинстве развитых стран несмотря на то, что качество жизни там достаточно высокое, также происходит снижение рождаемости, уменьшение числа детей в семье, увеличение числа неполных семей, рост числа семей с двумя работающими супругами. Так, в Норвегии с каждым годом увеличивается число одиноких матерей с детьми. Если в 1989 г. они составляли 15,7% от всех семей с детьми, то в 1997 - 19,3%. В Дании число неполных семей с детьми в возрасте до 15 лет в 1981 г. было 18%, а в 1990 г. увеличилось до 21%. Эти и многие другие подобные примеры развития семьи в индустриально развитых странах дают основание считать, что в обозримом будущем в России полная семья с 3-4 детьми вряд ли станет нормой. Тем не менее, государство должно начать осуществлять конкретную и понятную для населения протекционистскую политику по отношению к полной семье с 3-4 детьми. По мнению А.И. Антонова и В.М. Медкова, "самым мощным фактором семейной дезорганизации явилось вовлечение в производство других, помимо мужчин, членов семьи - женщин и детей - с целью понижения стоимости рабочей силы". На основании этого делается вывод, что "государство должно стремиться к возрождению ситуации "однодоходной семьи", когда доход одного взрослого члена семьи является достаточным для нормальной жизнедеятельности семьи, включая рождение и социализацию нескольких детей". Представляется, что данный вывод справедлив, но развитие ситуации по такому сценарию маловероятно. Как уже отмечалось, в индустриально развитых странах число семей с двумя работающими супругами увеличивается, что объясняется не только необходимостью решения проблем материального характера, но и ростом потребностей. Исторически закономерное расширение и возвышение потребностей людей ведет к расширению круга общественных услуг, в которых нуждается человек, и повышению его требований к их качественному содержанию. Кроме этого, можно назвать еще ряд причин, по которым многие женщины предпочитают работать: получение удовлетворения от профессии, расширение возникающих на работе социальных контактов, желание иметь собственный доход.

Например, в Швеции именно достижение равенства прав и возможностей между мужчинами и женщинами является одним из важнейших элементов семейной политики. Шведское законодательство по вопросам семьи претерпело в последнее время значительные изменения, чтобы обеспечить право и возможность женщинам работать, несмотря на брак и материнство.

Проведенные социологические исследования выявили следующие факторы, оказывающие наибольшее влияние на решение супругов о том, сколько детей им заводить: жилищные условия, материальные возможности семьи, а также социально-экономическая ситуация в стране, регионе и в поселении, в котором проживает семья. Ко второй по значимости группе факторов относятся: стоимость ухода за детьми, доступность качественных детских учреждений, условия работы супругов и гибкость рабочего графика, отпуск по уходу за ребенком.

Никто из респондентов в числе факторов не назвал детское пособие и пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, что, по-видимому, объясняется их малыми размерами. Таким образом, существующая система пособий в Российской Федерации не может быть отнесена к эффективным мерам семейной политики, побуждающим семейные пары заводить детей. В то время как некоторые исследователи считают, что семейная политика может оказывать влияние на демографические тенденции, другие полагают, что колебания уровня рождаемости подвержены прежде всего влиянию экономических, культурных и социальных факторов. По их мнению, семейная политика может быть одним из многих факторов, воздействующих в конкретный исторический период на семью и оказывающих влияние на ее поведение, которое может быть ожидаемым или нет. Подобная недооценка роли семейной политики, возможно, объясняется тем, что в большинстве стран под этим термином вместо всеобъемлющей, четкой и скоординированной политики скрывается конгломерат законов, мер, Льгот, практически никак не связанных друг с другом.

Важным способом реализации семейной политики является законотворческая деятельность, направленная на поддержку семьи. В определении государственной семейной политики, данном С.В. Дармодехиным, верно сказано, что "система комплексной деятельности государства, направленная на социальный институт семьи, осуществляется на основе правового регулирования ее отношений с государством". В этом направлении первочередной задачей является принятие "многострадального" Федерального закона "О госудаственной поддержке многодетных семей", который расширяет и конкретизирует права и льготы, предоставляемые в качестве мер государственной политики многодетным семьям. Если государство действительно стремится изменить негативные тенденции в демографических процессах, права и льготы, установленные законодательно, необходимо предоставлять всем многодетным семьям, а не только тем, у которых среднедушевой доход меньше величины прожиточного уровня. Такой подход оправдан, по крайней мере, до тех пор, пока ситуация не начнет изменяться в лучшую сторону. Особое значение имеют положения, в которых говорится о разовых льготных кредитах или беспроцентных займах на строительство или приобретение жилья, а также о предоставлении многодетным семьям жилых помещений в первоочередном порядке бесплатно в домах государственного и муниципального жилищных фондов. По нашему мнению, необходимо в данный Федеральный закон внести дополнение, согласно которому супружеской паре, получившей льготный кредит на приобретение или строительство жилья, не нужно будет его возвращать при рождении трех и более детей.

Как отмечено выше, жилищные условия являются одним из самых важных факторов, влияющих на создание благоприятной атмосферы для семьи, в которой супруги хотят заводить и воспитывать детей. Поэтому целесообразно принять отдельный закон или другой нормативно-правовой акт о мерах государственной поддержки семей (особенно молодых, так как в Российской Федерации 80% детей рождается в семьях, где возраст матери до 30 лет) для решения жилищной проблемы. При разработке Концепции демографической политики на период до 2015 г., которая должна быть утверждена Указом Президента, планируется применение новых кредитных технологий для поддержки молодой семьи. Погашение кредита на приобретение жилья будет зависеть от количества детей, рожденных в семье. Если молодая супружеская пара родила одного или двух детей, то ей необходимо будет вернуть только часть суммы, а если троих, то кредит можно не возвращать. Будем надеяться, что эти планы в ближайшее время осуществятся.

Следует учитывать негативные последствия поощрения рождаемости путем предоставления квартир в некоторых восточноевропейских странах, а именно: резкое увеличение числа детей в неблагополучных семьях. Полноценная реализация такой семьей своих важнейших функций вызывает сомнение. Одновременно возрастает вероятность рождения больных детей. На наш взгляд, государственными льготами при решении жилищного вопроса в приоритетном порядке должны пользоваться семьи с 3-4 детьми и обоими родителями, состоящими в первом браке. Целесообразно ввести не только верхний ограничительный предел по доходам семьи, но и нижний, чтобы избежать негативных последствий, о которых говорилось выше. Каждая семья имеет право свободного выбора в определении желательного для нее количества детей, так же как и российское государство имеет право на протекционистские меры в отношении определенного типа семей, исходя из ухудшающейся демографической ситуации и возможностей бюджета.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Почему институт семьи считается базовым в любом обществе? Почему люди создают семьи?

2. В чем особенности семьи как социального института? Каковы основные формы организации семьи, её наиболее существенные функции?

3. Какое содержание Вы вкладываете в понятие "брак"? Какие формы брака обычно различают исследователи семейных отношений?

4. Каковы особенности современной семьи?

5. Каковы особенности функционирования семьи в кризисном обществе?

6. Меняется ли исторически роль мужчины в семье?

7. Можно ли считать, что семейные проблемы - это лишь личные проблемы конкретных людей?

8. Какой из типов семьи доминирует в современном обществе?

9. Какие из проблем современной семьи наиболее острые? Можно ли говорить о кризисе семьи? Если да, то в чём его сущность?