Преодоление тяготения

Дизайн

В информационной

Среде

При появлении новых технологий на первых порах они обычно на­правлены на то, чтобы упрощать и облегчать существование челове­ка в той реальности, модель которой отвечает, по его представлени­ям, истинному положению дел. Но затем на каком-то этапе технологии выходят за границы сугубо практической помощи - и тогда проис­ходит очередной культурный «взрыв», смена парадигм. Так, совер­шенствование технологической базы научных изысканий подвигает к новейшим открытиям в соответствующей области. Так, появление новых выразительных средств в искусстве, нового художественного языка провоцирует осознание невнятных ранее смыслов бытия. В наше время компьютеры давно уже не воспринимаются массовым сознанием только лишь как машины, ускоряющие и упрощающие не­которые технические процедуры. Если даже полностью отвлечься от мифологизации общения человека с машиной, от наделения ее антро­поморфными, а то и демоническими чертами - компьютер все равно никогда уже не займет место усовершенствованного арифмометра или «самовычерчивающего» кульмана. Произошел парадигмальный ска­чок, изменение миропонимания - и в этом, по-новому понятом мире компьютер-помощникпревратился еще и в компьютер-окно,сквозь которое можно заглянуть в незнакомую реальность.


Введение к части III. Перемещение из предметно-пространственной среды в информационную

В точном соответствии с давним уже, но пророческим высказыванием Томаса Мальдонадо, поставленным в качестве эпиграфа этой книги, философия ди­зайнаявляется выражением отношения к миру.Сегодня это утверждение, ра­зумеется, так же соответствует истине, как и прежде: миропонимание и место, которое мы отводим в этом мире дизайну, столь же взаимоувязаны. Однако в теперешних условиях приходится уточнить: дизайна — чего? Вещей? Но оче­видно, что совершенствованием мира вещей дизайн не исчерпывается. Сре­ды? Да, философия средового дизайна уже больше соотносится с современны­ми представлениями о мироустройстве. Такие осознанные в средовом подходе свойства дизайнерского объекта, как его системность, вероятностный харак­тер развития, зависимость от индивидуальных особенностей осваивающего сознания, применение логики «и/и», то есть принципа «дополнительности» при его освоении, пространственно-временное и субъектно-объектное един­ство при восприятии его — все это находит себе соответствие и в новейшей картине мира.

Сохраняя названные качества, философия нового направления профессиональ­ной деятельности — медиадизайна — добавляет к ним существенную поправ­ку: предметно-пространственнаясреда обращается здесь средой информаци­онной.По аналогии с «предметно-пространственной», такую среду можно было бы назвать «знаково-виртуальной». Вещь обратилась здесь, в лучшем случае, ее знаком, а физическое пространство сменилось пространством, уже не обла­дающим привычной метрикой. Разумеется, в силу нашей физической приро­ды меняющийся облик нашего окружения навсегда сохранит свою материаль­ность, но уже сегодня основным средообразующим факторомнашей жизни становится человеческое сознание,погруженное в глобальное информацион­ное поле.

В своем месте мы условились, что Вещьв дизайне определяет стиль и образ жиз­ни, уровень развития цивилизации, Среда— освоенное человеком окружение, куда включены не только материальные объекты, но и элементы иной природы, влияю-


______________ Перемещение из предметно-пространственной среды в информационную 145

щие на средовую атмосферу. А что такое для дизайна Информация?С позиции культуры, неотъемлемой частью которой является дизайн, информация — это сум­ма накопленных человеческим сообществом духовных знаний (идеационная концепция культуры) и практических навыков (функциональная концепция куль­туры), выраженных в знаково-символической форме и способных быть передан­ными адресату (другому сообществу, грядущему поколению или инопланетянам для первого знакомства). В современном понимании культуры как единстве ма­териального и духовного начал, понимании, снявшем антиномию ее радиационной и функциональной концепций, социальная информация практически совпадает с самой культурой, в которой формируется и которую определяет. Дизайн ин­формационных сообщений — это активное профессиональное воздействие на со­стояние (степень упорядоченности, эстетическую организацию, суггестивность и т. п.) глобального информационного поля, а значит, непосредственное влияние на сознание людей.

Процедура передачи информации требует, как известно, наличия некоторых ус­ловий, а именно: нужен канал коммуникации и общий для адресанта и адресата код, то есть одинаковое понимание ими используемых знаков.

 

Иными словами, для беседы двух людей по телефону надо, чтобы тот был исправен и чтобы оба умели говорить на одном языке. Если же эти усло-вия соблюдены, для них есть реальная возможность и услышать, и попять друг друга. На деле все происходит, конечно, сложней, по это — базовое условие.

С позиции культуры информационное поле — это некое внепространственное вместилище, куда погружен закодированный опыт человечества. Наиболее совер­шенным каналом коммуникации сегодня выступает, конечно, Интернет, обеспе­чивающий этому опыту весьма впечатляющее глобальное распространение. В но­вой реальности компьютер становится окном, тоннелем, каналом, он осуществляет возможность единичному и конечному человеческому сознанию войти в инфор­мационную среду всей планеты, в новое для него вневременное, внепространствен­ное и трансперсональное бытие. Разумеется, этому можно найти аналогии в исто­рии культуры, пусть и не столь выразительные. И, разумеется, на этом пути есть как обретения, так и утраты — собственно, как и при любых заметных изменени­ях, происходящих в культуре и цивилизации.

Но кроме этого компьютер используется для порождения принципиально нового, мультимедийногопродукта, причем используется уже не в качестве усо­вершенствованного инструмента, поскольку изначально не планируется возвра­щение этого продукта в привычный мир тактильных взаимодействий (как это происходит, например, при создании макета печатных изданий). Компьютер выступает здесь порождающей средой интерактивных объектов, виртуаль ных миров, существующих лишь в электронной форме, но при этом обладаю­щих собственной жизнью, своими пространством, временем, образом и смыс­лом.

Дизайн — это функция, производная от культуры, это — одна из ее реакций на рез­кие цивилизационные, технологические сдвиги. И медиадизайн, конечно же, явля-


146 Введение к части III. Перемещение из предметно-пространственной среды в информационную

ется выражением новейших представлений о мире. Если «место, которое мы отво­дим дизайну в мире, зависит от того, как мы понимаем этот мир», значит, чтобы понять место, роль и суть современного дизайна электронного продукта такого типа, следует представлять себе, каковы же особенности сегодняшних представлений о мире. К этому мы подойдем, но прежде проследим, какой путь к сегодняшнему дню прошла Информация и какие на этом пути возникали проблемы.


Преодоление тяготения

«Гутенберговой