Безопасность эксплуатации грузоподъемных машин и подъемно-транспортного оборудования. Их классификация.

В различных отраслях экономики широко используется различная подъемно-транспортная техника: мостовые и козловые краны, автопогрузчики, средства малой механизации. Рабочая группа грузоподъемных устройств и транспортного оборудования зачастую является опасной зоной не только для обслуживающего персонала, но и для посторонних лиц. Основными источниками опасности являются: вращающиеся и перемещающиеся объекты,падение грузов с высоты, транспорт (погрузчики, мостовые и др. краны). Основными причинами аварий являются: неудовлетворительная организация работ, подъём груза с превышением грузоподъёмности, неправильная обвязка и строповка, применение неиспытанных стропов, неправильная установка кранов, отрыв защемлённого груза и подъём груза с косым натяжением канатов, неудовлетворительное содержание подкрановых путей, эксплуатация кранов с неисправными приборами безопасности.

Для предупреждения аварий и травм во время эксплуатации все грузоподъемные машины используют следующие средства защиты:

-Оградительные - устройства, препятствующие появлению человека в опасной зоне. Практически ограждения выполняются в виде различных сеток, решеток, экранов, кожухов и др. устройств для колес, зубчатых колес, барабанов, валов, распределительных щитов, контактных панелей, главных троллейных проводов, лестниц, посадочных и смотровых площадок и т. д. Ограждения могут быть стационарными (несъемными), подвижными (съемными) и переносными. и др. Они должны иметь такие размеры и быть установлены таким образом, чтобы в любом случае исключить доступ человека в опасную зону.

-Предохранительные устройства – это такие устройства, которые автоматически отключают машины или агрегаты при выходе какого-либо параметра оборудования за пределы допустимых значений. Примерами устройств этого типа могут служить: устанавливаемые различные тормозные устройства, позволяющие быстро остановить движущиеся части оборудования; концевые выключатели и ограничители подъема, предохраняющие движущиеся механизмы от выхода за установленные пределы, и др.

-концевые выключатели, предназначены для автоматического отключения механизма подъёма крюка или механизма передвижения крана при подходе к крайним положениям.

-концевые упоры, предназначенные для предотвращения перехода кранов, крановых тележек и тельферов, двигающихся с рабочим грузом за пределы рельсового пути;

-ограничители грузоподъемности, Ограничители грузоподъёмности служат для защиты крана от перегрузки путём включения механизма подъёма или изменения вылета стрелы. Они делятся на ограничители массы груза и ограничители момента.

-рельсовые захваты, используемые для крепления крана к рельсовым путям при длительной работе на одном месте, при сильном ветре или при уклоне пути;

-тормоза, применяемые для механизмов подъема, передвижения и поворота грузоподъемных машин;

-Блокировочные устройства исключают возможность проникновения человека в опасную зону или устраняют опасный фактор на время пребывания человека в опасной зоне. блокировочные контакты, снимающие напряжение с троллеев при открывании крышки люка и выходе крановщика на галерею крана;

-сигнализирующие устройства для предупреждения об отклонениях технологических параметров от нормы или о непосредственной угрозе. знаки безопасности - предназначены для информации персонала о работе машин и оборудования, например, указатели грузоподъемности, устанавливаемые на всех стреловых кранах, у которых рабочая грузоподъемность меняется в зависимости от установленного наклона (вылета) стрелы;

Однако, все указанные устройства не обеспечивают 100% безопасности. Большую роль играет человеческий фактор. Часто крановщик работает в условиях недостаточного визуального контроля ситуации. И здесь чрезвычайно важна функция стропальщика, который дает крановщику руководящие указания.

Классификация:

По своему назначению и конструктивному исполнению подъемно-транспортные машины подразделяются на основные виды: грузоподъемные - машины периодического действия, транспортирующие - машины непрерывного действия, промышленные роботы - автоматические машины периодического действия.

Основные виды подъемно-транспортных машин:

1. Грузоподъемныемашины - домкраты, лебедки (тали), грузоподъемные краны и погрузчики.

Домкраты - простейшие грузоподъемные механизмы, применяемые в основном при ремонтных и монтажных работах. Высота подъема грузов составляет 0,15 - 0,7 м. Используются в виде толкателей, т.е. подъем грузов осуществляется без грузозахватных устройств. Некоторые домкраты могут производить горизонтальное перемещение поднятых средств на небольшое расстояние. В зависимости от конструкции домкраты делятся на реечные, винтовые, гидравлические.Реечные домкратыс ручным приводом (грузоподъемностью 0,5 - 10 т) обладают существенным недостатком - невозможностью установки груза на высоте с большой точностью.Винтовые домкраты имеют ручной привод и электрический. Винтовой домкрат состоит из корпуса, винта, головки, шарнирно соединенной с винтом, закрепленной в корпусе гайки и приводной рукоятки с собачкой кранового механизма. При качательных движениях рукоятки храповое колесо вместе с винтом поворачивается и винт выдвигается из корпуса. Самопроизвольное опускание груза предотвращается наличием самотормозящей резьбы.Гидравлические домкраты. Привод - ручной или машинный.

Лебедки (тали). Лебедки - грузоподъемные устройства для подъема и перемещения грузов тяговым органом (канат или цепь), навиваемым на барабан. Привод - ручной или машинный. Они используются в грузоподъемных кранах и подъемниках как механизмы подъема груза и передвижения крановых тележек.Тали - компактные подъемные лебедки, имеющие ручной и механический привод и подвешиваемые к балкам или специальным тележкам, перемещающимся по подвесному пути (монорельсу). Применение - внутри и межцеховое перемещение грузов, обслуживание станков, поточных и автоматических линий и т.п.

Грузоподъемные краны предназначены для подъема, перемещения, опускания груза с помощью грузозахватного устройства. Это универсальные грузоподъемные машины, состоящие из остова (в виде металлоконструкции) и крановых механизмов, грузозахватных устройств. Грузозахватные устройства применяются как универсальные - крюки, петли для непосредственного принятия груза, так и специальные. Для штучных грузов (ящиков, бочек, мешков, листов и т.д.) - клещевые, эксцентриковые и другие захваты, грейферы - для подачи сыпучих грузов, электромагниты - для транспортирования грузов из стали и чугуна, вакуумные захваты - для транспортирования листового материала, а также коробок, ящиков и т.п.Наибольшее применение получили стационарные рельсовые мостовые и поворотные стреловые краны, краны-штабелеры.

Мостовые краныприменяются для внутрицеховых и внутрискладских погрузочно-разгрузочных работ. Схема двухбалочного мостового крана опорного типа состоит из главных и концевых балок, составляющих мост крана. В концевых балках моста укреплены ходовые колеса крана на рельсы, которые закреплены на подкрановых балках, установленных на колоннах цеха или эстакадах, механизмы подъема груза и передвижения тележки смонтированы на крановой тележке. К мосту прикреплена кабина крановщика. Питание электроэнергией механизмов крана производится с помощью специальных токоведущих шин. Основная характеристика двухбалочных мостовых кранов - пролет, он составляет 10,5 - 34,5 м; грузоподъемность - 5 - 100 т. При грузоподъемности 1 - 5 т применяют однобалочные краны (кран-билки) с электроприводом. Применяются также опорные однобалочные и двухбалочные мостовые краны с ручным приводом грузоподъемностью от 3,2 до 20 т.

В стреловых (консольных) кранах груз подвешен к балкам на концевой части стрелы или на грузовой тележке, перемещающейся по стреле, и находится вне опорного контура крана, что обуславливает возникновение опрокидывающего момента.

2. Транспортирующие машины (конвейеры) подразделяются на машины с тяговым органом - ленточные конвейеры, цепные конвейеры, тележечные конвейеры, машины без тягового органа - гравитационные устройства, качающиеся конвейеры, шнеки (винтовые конвейеры), пневматические транспортирующие устройства. Транспортирующие машины с тяговым органом - это ленточные и цепные конвейеры.

Ленточные конвейеры состоят из рамы, тягового органа (бесконечная лента, являющаяся одновременно и несущим элементом конвейера), приводного и хвостового барабана с натяжным устройством и грузом, поддерживающих роликом, загрузочного и разгрузочного устройства, отклоняющего барабана и устройства для очистки.

Транспортирующие машины применяют для межоперационного транспортирования грузов в машиностроении, при производстве товаров народного потребления, а также в литейном производстве (подача формовочной смеси), при производстве загрузки и выгрузки грузов и т.п. Конвейеры с проволочной стальной лентой применяют для транспортирования деталей с одновременной термообработкой.

Цепные конвейеры. В качестве тягового органа я этих конвейерах применяют цепь. Для перемещения грузов цепь снабжается пластинами, ковшами, люльками, тележками и т.п.

Для транспортирования штучных и массовых грузов, а также для автоматических и поточных линий, для линий сборки применяют тележечные конвейеры, сгибающиеся в вертикальной или горизонтальной плоскости. Цепи этих конвейеров соединены с тележками, передвигающимися на катках по рельсам. Для этих целей применяют также конвейерами с установленными грузозахватными устройствами.

Подвесной конвейер состоит из замкнутого тягового органа (цепи или каната) и кареток для поддержания тягового органа и прикрепления подвесок, пути. Благодаря большой протяженности конвейера, его пространственной гибкости можно обслуживать одним конвейером законченный производственный цикл от заготовки производства и до складирования, а также применять его при складской переработке грузов.

Транспортирующие машины без тягового органа - это машины непрерывного транспорта: различные виды гравитационных устройств - качающиеся конвейеры, шнеки, пневмоустройства и т.п.В гравитационных устройствах использую силу тяжести. К ним относятся: наклонная плоскость, желоб, труба, по которым скатывается груз, а также наклонные рольганги как приводные, так и без привода.

3. Промышленные роботы, подразделяющиеся по назначению, конструктивным показателям, способу управления, быстродействию, точности.Робот - автоматическое устройство, осуществляющее механические действия, подобные действиям человека при выполнении физической работы. Создание и применение роботов вызвано повышенными требованиями к качеству выполняемых робот и производительности за счет применения переналаживаемых технологических систем, и в конечном итоге, стремлением освободить человека от непосредственного участия в производственном цикле, который обусловлен увеличением физических нагрузок на человека (грузоподъемности, быстродействия, повторяемости и т.п.), что уменьшит уровень травматизма и профзаболеваний. По способу управления роботы делятся на программные, адаптивные и интеллектуальные.

Программные - работают по заранее заданной программе - роботы первого поколения.

Адаптивное управление - работа по заранее заданному алгоритму управления. Роботы второго поколения. Они имеют средства очувствления (техническое зрение, устройство ориентации, датчики усилий и т.д.), реагируют на изменение обстановки и меняющиеся работы, разрабатывают программу управления по обходу препятствий, выбору необходимых деталей и т.д.

Интеллектуальное управление - наряду с вышеприведенными качествами имеют внутреннюю систему самообучения, которая выбирает и запоминает наиболее эффективные программные приемы выполнения рабочих действий, т.е. такая развитая система управления наделяет робот искусственным интеллектом. Это роботы 3-го поколения.машина подъемный транспорт робот