Олег Лундстрем (1916 — 2005)
Лундстрем Олег Леонидович (1916, Чита — 2005, Москва) - джазовый музыкант, композитор, дирижер, руководитель старейшего в мире джаз-оркестра (занесен в книгу рекордов Гиннеса). Родился в Чите в семье потомка обрусевших шведов, вместе с отцом в 1921 году переезжают в Харбин (Манчжурия) — на обслуживании КВЖД, куда отца пригласили на работу лектором Харбинского политехнического института. В 1932 году Олег после обучения в коммерческом училище поступает в Политехнический институт, и одновременно — в музыкальный техникум, который |
оканчивает по классу скрипки в 1935 году. В 1934 году, собрал свой джаз-оркестр. В 1947 году Олег Лундстрем вместе с музыкантами оркестра переезжает в СССР, в Казань. Этот город был выбран потому, что там была консерватория. Первоначально приехавший оркестр решают сделать джазовым коллективом ТАССР. Но постановление ЦК КПСС об опере Вано Мурадели "Октябрь" в 1948 году ломает все. Выясняется, что джаз народу не нужен. И музыкантов распределяют в оперный театр, в оркестры кинотеатров. Олег поступает в Театр оперы и балета в качестве скрипача, а осенью 1948 года вместе с большой группой приехавших музыкантов становится студентом Казанской государственной консерватории. В 1953 году Олег Лундстрем оканчивает консерваторию по классу композиции (профессор А. С. Леман) и по симфоническому дирижированию (профессор И. Шерман), оставшись там преподавать теоретические дисциплины и вести студенческий симфонический оркестр. 1 октября 1956 года приказом министра культуры РСФСР руководством Олега Лундстрема создается концертный эстрадный оркестр в системе. Почти за 40 лет коллектив объездил более 300 городов нашей необъятной Родины и десятки за рубежом. Многие годы Олег Лундстрем и его оркестр — неизменные участники крупных международных джазовых фестивалей, записано много пластинок, но главное – это наверное то, что оркестр Олега Лундстрема - настоящая кузница джазовых кадров. Через оркестр прошли все звёзды советского джаза, от Гараняна до Геннадия Гольштейна и Андрея Тавмосяна.
1957, лето: в Москве проходит VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. Впервые на памяти целого поколения приподнятый «железный занавес» первым делом впустил в страну джаз, вызвав огромный всплеск формирования нового поколения советских джазменов. В джаз приходит так называемое «поколение физиков» - студенты технических специальностей, ринувшиеся осваивать новую музыку (саксофонист Алексей Зубов, изучавший теоретическую физику, его коллега Георгий Гаранян, учившийся на инженера, и др.). Тон в московском джазе задают коллективы, базирующиеся в Центральном Доме работников искусств. На Фестивале молодёжи и студентов с успехом выступает Молодёжный оркестр ЦДРИ п/у Юрия Саульского, завоевав серебряную медаль фестиваля. Газета «Советская культура» по-доброму откликнулась на успех молодых советских джазменов статьёй «Музыкальные стиляги»: «...Пагубный пример утери самостоятельности являет собой молодежный эстрадный оркестр ЦДРИ. Мы с отвращением наблюдаем за длинноволосыми стилягами в утрированно узких брюках и экстравагантных пиджаках».
1961:в Москве под эгидой комсомола открывается первый джазовый клуб - кафе «Молодёжное», где базируется ансамбль трубача Андрея Товмасяна и саксофониста Алексея Козлова. СССР с двухмесячными гастролями посещает оркестр легендарного американского кларнетиста Бенни Гудмена; молодые участники его оркестра умудряются, несмотря на бдительный пригляд КГБ, общаться со своими советскими коллегами. Ленинградский саксофонист Геннадий Гольштейн передаёт в Нью-Йорк с оркестрантами Гудмена свои авторские сочинения; годом позже ансамбль звёзд нью-йоркского джаза (Фил Вудз, Зут Симс и др.) исполняет его музыку по радио «Свобода», именуя автора не иначе как «один советский джазовый композитор», во избежание неприятностей у Гольштейна.
Стиль би-боп в СССР