Александр Цфасман ( 1906 — 1971)

 

Александр Наумович Цфасман ( 1906 — 1971) — советский пианист, композитор, аранжировщик, дирижёр. Родился в семье парикмахера в Александ­ровске (ныне Запорожье). Обучался игре на скрипке и фортепиано (с 7 лет), а с 12 лет поступил на фортепиан­ное отделение музыкального техникума в Нижнем Новгороде. В тринадцать лет (1919) он получил первую премию за исполнение Одиннадцатой Рапсодии Ференца Листа. В 1925−30 годах продолжил обучение в Мос­ковской консерватории (фор­тепианное отделение, класс про­фессора Ф. М. Блуменфельда), которую закончил с золотой медалью. Дирижёр осно­ванного им первого московского джазового оркестра «АМА-джаз» (1926−30). Через год этот оркестр впервые испол­нил джазовую музыку на радио и первым записал её на грампластинку («Алли­луйя»). В

1932 году Цфасман организовал «джаз-оркестр Александра Цфасмана». Одновременно Алек­сандр Цфасман выступает в 1930-е годы и как пианист с сольными про­граммами. С 1939 по 1946 являлся руко­водителем джаз-оркестра Всесоюзного радио.

1928: пролетарский писатель Максим Горький из своей уютной виллы на острове Капри обрушивается на эстрадно-танцевальную му­зыку, опуб­ликовав в газете «Правда» статью «О музыке толстых». О джазе как таковом речь в статье не шла: говорят, что писателя за­мучили танцевальные фокстроты, которые на первом этаже виллы крутил на патефоне беспутный сынок Горького. Однако праведный гнев престарелого Буревестника на долгие десятилетия стал воплощением официального советского представления именно о джазе: «...весь этот оскорбительный хаос бешеных звуков подчиняется ритму едва уловимому, и, послушав эти вопли минуту, две, начинаешь невольно воображать, что это играет оркестр безум­ных, они сошли с ума на сексуальной почве, а дирижирует ими какой-то человек-жеребец, размахивая огромным фаллосом».
1934: выходит фильм Григория Александрова «Весёлые ребята», первая советская музы­кальная комедия. Оглушительный успех. В главной роли - эстрадный певец Леонид Утё­сов, который свой оркестр именовал «Теа-джаз» («театральный джаз»). Утёсовская лёгкая эстрада с одесскими клез­мерскими корнями на долгие десятилетия становится си­нонимом слов «советский джаз» для большинства со­ветских слушателей.