Александр Цфасман ( 1906 — 1971)
Александр Наумович Цфасман ( 1906 — 1971) — советский пианист, композитор, аранжировщик, дирижёр. Родился в семье парикмахера в Александровске (ныне Запорожье). Обучался игре на скрипке и фортепиано (с 7 лет), а с 12 лет поступил на фортепианное отделение музыкального техникума в Нижнем Новгороде. В тринадцать лет (1919) он получил первую премию за исполнение Одиннадцатой Рапсодии Ференца Листа. В 1925−30 годах продолжил обучение в Московской консерватории (фортепианное отделение, класс профессора Ф. М. Блуменфельда), которую закончил с золотой медалью. Дирижёр основанного им первого московского джазового оркестра «АМА-джаз» (1926−30). Через год этот оркестр впервые исполнил джазовую музыку на радио и первым записал её на грампластинку («Аллилуйя»). В |
1932 году Цфасман организовал «джаз-оркестр Александра Цфасмана». Одновременно Александр Цфасман выступает в 1930-е годы и как пианист с сольными программами. С 1939 по 1946 являлся руководителем джаз-оркестра Всесоюзного радио.
1928: пролетарский писатель Максим Горький из своей уютной виллы на острове Капри обрушивается на эстрадно-танцевальную музыку, опубликовав в газете «Правда» статью «О музыке толстых». О джазе как таковом речь в статье не шла: говорят, что писателя замучили танцевальные фокстроты, которые на первом этаже виллы крутил на патефоне беспутный сынок Горького. Однако праведный гнев престарелого Буревестника на долгие десятилетия стал воплощением официального советского представления именно о джазе: «...весь этот оскорбительный хаос бешеных звуков подчиняется ритму едва уловимому, и, послушав эти вопли минуту, две, начинаешь невольно воображать, что это играет оркестр безумных, они сошли с ума на сексуальной почве, а дирижирует ими какой-то человек-жеребец, размахивая огромным фаллосом».
1934: выходит фильм Григория Александрова «Весёлые ребята», первая советская музыкальная комедия. Оглушительный успех. В главной роли - эстрадный певец Леонид Утёсов, который свой оркестр именовал «Теа-джаз» («театральный джаз»). Утёсовская лёгкая эстрада с одесскими клезмерскими корнями на долгие десятилетия становится синонимом слов «советский джаз» для большинства советских слушателей.