Причин возникновения стиля третье течение

1. Попытка джаза вырваться из границ куплетной формы с помощью синтеза с академической музыкой.Направление это сформировалось в 50-е годы и не связано с определенным стилем. Экс­периментальные работы разных музыкантов захватывали симфоджаз, джаз-рок, авангардные направ­ления. Важнейшим источником вдохновения для джазменов в поисках новых направлений эволюции своего жанра явились лучшие образцы европейской классической музыки.

2. Появления термина. Термин "третье течение" был введен критиком Джоном Уилсо­ном. Он обозначил альтернативу, а точнее - варианты синтеза первого и второго течения, т.е. академиче­ской музыки и джаза.

3. Движение академических композиторов в сторону джаза. Исторические контакты с джазом композиторов-классиков общеизвестны, и здесь можно было бы в каче­стве примера назвать десятки знаменитых имен - это Дворжак, Стравинский, Дебюсси, Равель, Мийо, Онеггер, Кшенек, а также Копленд, Гершвин и Бернстайн, но их попытками руководило желание привне­сти лишь отдельные элементы джаза в академическую музыку.

4. Движение джазменов в сторону академической музыки.Известно немало эксперимен­тальных работ со стороны заинтересованных джазменов, которые пробовали применять те или иные прин­ципы симфонического развития и использовать исходные принципы классической музыки в своих джазо­вых партитурах. В разные десятилетия подобные эксперименты иной раз приводили даже к появлению но­вых если не стилей, то, во всяком случае, самостоятельных ветвей на генеалогическом дереве истории джаза - так, в 20-е годы это был "симфо-джаз" - Поль Уайтмен, который хотел "сделать леди из джаза", в 40-е - "прогрессив" - Стэн Кентон, а в 60-е - "третье течение". "Третье течение" упоминается именно в джа­зовой истории, потому что к нему тогда пришли со своей стороны джазмены, а не классики. Это было экс­периментальное направление современного джаза, представители которого пытались создавать разверну­тые произведения для смешанных составов оркестров, включавших как, академических исполнителей, так и джазовых импровизаторов. Для композиций "третьего течения" характерно более органичное слияние европейской композиторской техники с джазовыми традициями.

5. Появление лидеров этого напрвления.Наиболее яркими представителями этого направления в США были музыканты и композиторы Гюнтер Шуллер, Джон Льюис (руководитель "Мо­дерн джаз квартета"), Гэри МакФарленд, Джимми Джуффри. Известны, например, совместные выступле­ния (и записи) Дюка Эллингтона с оркестрами Ла Скала и Лондонским симфоническим. При этом сочета­нии возникают новые гармонические и инструментальные оттенки, получается, так сказать, современная "интеллектуальная музыка". Она имеет классический подход к теме, но в своей основе она остается очень джазовой.

6. Появление хитов. Синтез двух этих составляющих в одном виде музыки, близкой как к джазу (свобода импровизации, ощущение свинга, свежесть новых тембров), так и к технике "серьезных" компо­зиций (приемы из области 12-тоновой музыки, полифония, политональность, полиритмия, общая темати­ческая эволюция и т.д.) привёл к созданию ярких хитов.

Появление в 3-м течении направления «Барокко-джаз». Композиции в которых соединялась музыка барочных композиторов – Баха, Генделя, Вивальди создавали джазмены: Дэйв Брубек, Билл Эванс, Джерри Маллиган, Жак Люсье, французкая группа Swinger Singers но в первую очередь это относится к «Модерн Джаз Квартету», возглавляемому пианистом Джоном Льюисом. (смотри о нём в главе Кул-джаз).