Теория справедливости Джона Стейси Адамса
Основные идеи теории заключаются в следующем:
- люди сравнивают полученное вознаграждение с усилиями, затраченными на достижение результата;
- люди сравнивают полученное вознаграждение с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу.
Если работник считает вознаграждение несправедливым, то он:
- снижает результативность труда настолько, насколько снижено его вознаграждение («как мне платят, так я и работаю»)
- пытается увеличить вознаграждение за свой труд
- производит переоценку своих возможностей
- пытается повлиять на руководителя с целью изменить оплату труда или нагрузку других
- пытается перейти в другое подразделение или организацию
Принцип справедливости для российского персонала очень важен. Многие конфликты и противоречия возникают именно по причине нарушения данного принципа (в российской практике – до 25% увольнений от общего количества недовольных несправедливой системой оплаты).
Учитывая данное обстоятельство, руководству необходимо специально разъяснять, почему одному работнику зарплата повышена, а другому - нет. При таком разъяснении руководству рекомендуется приводить объективные аргументы в защиту своего решения.
Модель Портера-Лоулера (комплексная теория мотивации)построена на сочетании элементов теории ожиданий и теории справедливости. Суть ее в том, что введены соотношения между вознаграждением и достигнутыми результатами.
Согласно модели Портера-Лоулера, достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей и характерных особенностей, а также осознания им своей роли. Уровень приложенных усилий будет определяться ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данный уровень усилий действительно повлечет за собой вполне определенный уровень вознаграждения.
Более того, в теории Портера-Лоулера устанавливается соотношение между вознаграждением и результатами, т.е. человек удовлетворяет свои потребности посредством вознаграждений за достигнутые результаты.
Один из наиболее важных выводов Портера и Лоулера состоит в том, что результативный труд ведет к удовлетворению.
Выводы:
· Мотивирует персонал наличие прямой связи между результатами труда и вознаграждением.
· С целью эффективной мотивации ценных сотрудников необходимо учитывать, какие потребности для них являются доминирующими, а какие – фоновыми. Кроме того, важно знать, что для некоторых сотрудников потребность в профессиональном самовыражении может быть главенствующей.
· Кроме потребностей, которые описал Маслоу, для многих людей является важной также потребность во власти, успехе и причастности к делу.
· Для сотрудников имеют значение условия, при которых реализуются их ожидания в том, что если они затратят определенные усилия и время на выполнение задачи и получат хороший результат, то ждет вознаграждение.
· Мотивирующим выступает принцип справедливости, в соответствии с которым за одинаковый объем работы и затраченные усилия на ее выполнение работники должны получить одинаковое вознаграждение.
· Четкая формулировка задач и оценка эффективности ее выполнения, хорошая организация труда выступают нередко факторами мотивации в компании.