Естественно-научная философия.

5.Советская философия.

6.Философия "русскогозарубежья".

1. Основными направлениями русской философии конца XIX - XX вв.были:

• философия "золотого века" (религиозная философия, космизм);

• естественно-научная философия;

• советская философия;

• философия русского зарубежья.

Говоря в целом о современной русской философии, следует отметить две ее основополагающие черты:

• сильное влияние советской традиции (например, материализм, формационный подход к истории);

обновление, объединение ее различных направлений (советской, зару­бежной и др.), освобождение от догм, приближение к мировой фило­софии.

2. "Золотым веком" духовной жизни России называется период 90-х годов XIX в. - 10-х годов XX в. На это время пришелся новый расцвет (ренес­санс) русской литературы, искусства, философии.

Видными представителями религиозного направлениятого периода были С.Н. Булгаков, братья Трубецкие, П.А. Флоренский, С.Л. Франк и другие.

С.Н. Булгаков(1871 - 1944) выдвинул идею объединения всех христиан­ских церквейв единую христианскую "экуменическую" Церковь.

Причину всех бед на Земле философ видел в разобщении.

В обществе - это разделение на экономическую, политическую, духов­ную сферы и разобщенность внутри них.

В религии - разобщенность христианских церквей (православие, като­личество, протестантизм). Выход из создавшегося положения Булгаков видел в объединении всех в едином, абсолютном и всемогущем Боге и единой христианской Церкви.

Булгаков выступал сторонником идеи Божественного предопределения судьбы человека и ответственности человека перед Богом после смерти.

Крупным представителем религиозного направления также был фило­соф и священник П.А. Флоренский(1882 - дата смерти спорна - 1937 или 1943, погиб на Соловках в заключении).

Флоренский рассматривал мир как единое взаимосвязанное целое. По Фло­ренскому, целостный мир антиномичен (соткан из противоречий, напри­мер, хаотичность и логичность мира, единство и прочность Бога и т. д.). Знание открывается разуму непосредственно.

Флоренский выдвинул идею, что в будущем в связи с новейшими техни­ческими открытиями будет найдено новое понимание взаимоотношений материи и духа, относительность, непостоянство времени и пространства. Идеи Флоренского подтвердились благодаря открытиям в области кван­товой механики, теории относительности Эйнштейна и др. физико-ма­тематическим открытиям.

Философское творчество П. Флоренского многогранно. Помимо ука­занных направлений его изыскания затрагивают все сферы философии.

3. Космизм- направление в философии, которое рассматривало космос, окружающий мир (природу), человека как единое взаимосвязанное це­лое. Наиболее выдающимися представителями данного направления были Н.В. Бугаев, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский.

В.И. Вернадский(1863 - 1945) - крупный русский и советский ученый и философ-космист. Подробно обосновал теорию ноосферы.

По мере эволюции человека усиливается его преобразующая деятель­ность окружающей природы. Появляется ноосфера - сфера разума,жиз­ни человека, его материальной и духовной культуры. Ноосфера посто­янно расширяется и охватывает другие области бытия. Биосфера (сфера жизни) постоянно, но неуклонно переходит в ноосферу.

По Вернадскому, в будущем ноосфера станет ведущей на Земле и пе­реместится в космос.

К.Э. Циолковский(1857 - 1935) был сторонником идеи вечности, несотворимости, неуничтожимое материи. В основе материи Циолков­ский видел мельчайшие частицы - атомы. Атомы, принимая различные конфигурации, создают все разнообразие материальных тел.

Разрушаясь, вещество, тело не исчезает совсем - оно распадается на атомы, из которых возникают новые вещества и тела. Во Вселенной существует круговорот атомов, а материя сохраняется, периодически меняя форму.

Циолковский не считал цивилизацию Земли единственной и уникальной формой жизни во Вселенной. По Циолковскому, космос по своей сути жи­вой и жизнь - неотъемлемая черта космического бытия. Поэтому во Вселен­ной существуют и иные разумные миры, разумные цивилизации.

Циолковский верил в возможности науки и техники, человека поко­рить космос и в общении межпланетных цивилизаций в будущем.

Н.В. Бугаев(1837 - 1902) построил философскую систему космических монад. Согласно данной теории, весь космос состоит из бесчисленного множества духовных единиц - монад. Монады концентрируют в себе энергию, знания, "воспоминания прошлого". Благодаря жизни и взаи­модействию космических монад возможна как земная, так и вселенс­кая цивилизация.

А.Л. Чижевский(1897 - 1964) создал уникальную и оригинальную фи­лософскую систему космической биологии. Суть ее в том, что развитие жизни на Земле (биосферы) происходит не только под влиянием внут­ренних причин, но и находится под сильнейшим влиянием космоса. Определяющую роль в процессах, происходящих на Земле, в жизни биосферы, по Чижевскому, играет Солнце. Всплески активности Солн­ца влияют на поведение животных, приливы и отливы, социальные ка­таклизмы - войны, революции.

Свои идеи Чижевский старался выразить не научными понятиями с помощью языка науки, а стихами, художественными произведениями. Философия Чижевского на Западе была признана оригинальной, но имеющей под собой научную почву. В СССР его "солнцепоклонническая"-философия была объявлена ненаучной и абсурдной, философ подвер­гался гонениям.

4. Естественно-научная философия была представлена в творчестве уче­ных-естествоиспытателей И.М. Сеченова, Д.И. Менделеева, М.М. Кова­левского, К.А. Тимирязева и других.

Основными направлениями естественно-научной философии были:

материалистическое;

социально-политическое.

Представители материалистического направления(Сеченов, Менделеев, Тимирязев) рассматривали бытие с точки зрения естественных наук - биологии, химии, физики, медицины. Ими было доказано атомарное строение мира, сложная структура атома и различие веществ в зависи­мости от внутреннего строения атома и конфигурации атомов (напри­мер, Менделеевым). Философы-естествоиспытатели допускали возможность познания, изучали его механизм, были сторонниками материалистического понимания сознания.

Социально-политическое направлениебыло представлено, главным образом, творчеством Мечникова и Ковалевского. Данные ученые рассматривали общество как единое целое, имеющее многофакторную природу, изучали факторы, воздействующие на общество (географические, климатические, экономические и т. д.). Развитие общества, по их мнению, происходит по объективным законам.

5. Начиная с 20-х гг. XX в. и вплоть до начала 90-х гг. XX в. легальная рус­ская философия (как и философия других народов СССР) развивалась, главным образом, как советская философия.

В целом советская философия имела ярко выраженный материалисти­ческий характер и развивалась в жестких рамках марксистской филосо­фии (диалектического и исторического материализма), что делало ее несколько догматической.

Большое влияние на советскую философию оказало философское твор­чество В.И. Ленина,который пытался развить марксистское материа­листическое учение и приспособить его к условиям России.

Можно выделить три этапа развития советской философии:

1917 - 30-е гг. - время продолжающихся дискуссий при сильном давле­нии официального марксизма-ленинизма;

30-е - 50-е гг. - период полной идеологизации философии, превращения ее в служанку официальной власти; сильное, определяющее влияние на философию позиции И. В. Сталина по ряду философских вопросов;

50-е - 80-е гг. - время возрождения самостоятельности советской философии.

К основным направлениям, которыми занималась советская филосо­фия 60-х - 80-х гг., можно отнести следующие: проблема ценностей; проблема нового толкования марксизма-ленинизма, возвращения к "истинному Марксу", "истинному Ленину"; проблема гносеологии; проблема сознания; проблема идеальности; проблема культуры; проблема философских методов.

Среди имен, оставивших наиболее яркий след в советской философии: Н.И. Бухарин (проблемы сознания, психики), А. Богданов (теория систем - "тектология"), А.Ф. Лосев (проблемы человека, истории),А.М. Деборин (творческое понимание материализма),Л. Гумилев (вопросы истории, этногенеза), М. Мамардашвили (проблемы человека, морали, нравственности), В. Асмус (широкий круг исследований), Ю. Лотман (общество, философия, история).

6. Далеко не все философы нашли возможность для продолжения своей жизни и философских изысканий в СССР после установления совет­ской власти.

По этой причине в эмиграции, в различных иностранных государствах возникло особое философское направление, получившее название "фи­лософия русского зарубежья".Его видными представителями являлись Д.С. Мережковский, Н.А. Бердяев, Л. И. Шестов, П.А. Сорокин и другие.

П.С. Мережковский(1864 - 1941) разрабатывал проблемы взаимоотно­шений человека и Бога.

По Мережковскому, в своей жизни человеческая личность проходит три этапа: языческий, приобщения к христианствую, полной внутренней гармонии человека, его слияния с христианством.

Идеалы человека и общества Мережковского - христианин, гармонич­ная и добродетельная личность, живущая с такими же другими лично­стями в религиозном безгосударственном объединении.

Философия Л. Шестова(1866 - 1938) была близка к экзистенциализму, и ее главной темой был человек, его жизнь, его поступки, его права.

Согласно Шестову, человек и человеческая жизнь уникальны, жизнь человека независима от внешних обстоятельств, человек имеет право активно добиваться реализации своих прав и интересов, "герой" же имеет . право открыто противопоставлять себя обществу.

Философия Н.А. Бердяева(1874 - 1948) носит многоаспектный харак­тер, однако в ней преобладает экзистенциональная и религиозная на­правленность. Можно выделить следующие основные положения фило­софии Бердяева:

высшей ценностью в окружающем мире является свобода;

свобода, "соборность" (единство духа и воли) составляют основу су­ществования человека;

свобода человека подвергается угрозе извне;

данную угрозу несут в себе прежде всего общество и государство, кото­рые являются соответственно объективацией всеобщей воли и меха­низмом подавления; общество и государство стремятся подчинить человека, подавить его индивидуальность; задача человека - сохранить свою самобытность, не дать обществу и государству ассимилировать себя;

ключевую роль в жизни человека играет также религия;

Бог должен быть нравственным символом, примером для человека;

• отношения между Богом и человеком должны быть "на равных"; Бог не должен выступать в роли Господа (господина), а человек - в роли его раба;

• человек должен стремиться к Богу, но' не пытаться заменить Бога са­мим собой.

В своих социально-политических взглядах Бердяев отводит значитель­ную роль проблеме исторической судьбы России и русского народа. По Бердяеву, строящийся в СССР социализм (коммунизм) имеет истоки в русском национальном характере (общность, взаимовыручка, стрем­ление к равенству, справедливости, коллективизму). Россия не должна принимать сторону ни Востока, ни Запада. Она должна стать посредни­ком между ними и выполнить сдою историческую миссию. Истори­ческая миссия России - построить "Царство Божие" (то есть общество, основанное на взаимной любви и милосердии) на Земле.

Философия Бердяева имеет эсхатологическую направленность (обосно­вывает "конец света" в будущем).

Она также оказала большое влияние на развитие европейского экзистенционализма - учения о человеке и его жизни.

Питирим Сорокин(1889 - 1968) - русский философ, живший и работав­ший в США, сделал главной темой своей философии проблемы чело­века и общества.

Им были подробно разработаны актуальные для западного мира теории: стратификации, социальной мобильности.

Стратификация - разделение общества на многочисленные социальные группы (по уровню дохода, профессии, национальности, влиянию) - страты.

Важнейшим условием демократии и устойчивости общества является социальная мобильность населения - возможность перехода из одной стра­ты в другую.

История, по Сорокину, - процесс смены ценностей. Согласно мнению философа большую угрозу для человечества в современный период стали представлять рост бездуховности и неограниченное развитие науки и техники.