Методические рекомендации

При подготовке к первому вопросу студент должен охарактеризовать типы омонимов.

При подготовке ко второму вопросу обратить внимание на использование иноязычных слов в русском языке.

При подготовке к третьему вопросу должен охарактеризовать типы устаревших слов: историзмы, архаизмы. Студент должен привести примеры.

Для подготовки к этому занятию студент должен обратиться к следующей литературе: Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов для бакалавров и магистрантов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2013; Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / И.Б. Голуб . – М.: Унив. кн., 2007. – 430 с.

 

Задания и вопросы для формирования и контроля владения компетенциями

 

Задание 1.Прокомментируйте приведенные ниже омографы. Составьте словосочетания с каждым из них.

Атлас, глазки, выкупать, ирис, характерный, хлопок, мука, вычитать, орган, парить, безобразный, пахнуть, кружки, видение, острота, лавровый, трусить, клубы.

Задание 2.Найдите предложения, в которых иноязычное слово употреблено неуместно. Исправьте их.

ü Родители оппонировали против моего решения поступать в этот вуз.

ü Человеческий организм способен адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

ü Премьера спектакля вызвала настоящий ажиотаж: у театра столпилась огромная толпа людей.

ü В этой больнице почему-то нерегулярно вентилируют помещение.

ü Общество аккумулирует в себе огромный потенциал - научный, культурный, духовный.

ü Обилие аксессуаров отягощает сюжет романа, отвлекая внимание от главного.

ü Как только я увидел его, сразу почувствовал неприязнь и антипатию.

ü Новый роман этого писателя уже анонсирован в печати.

ü Малыш во всём имитировал старшему брату.

ü Зимой Ольгу согревали мемуары о летнем отдыхе в спортивном лагере.

Задание 3.Определите уместность использования иноязычной лексики в данных предложениях. Обоснуйте свой ответ и произведите, где необходимо, синонимические замены.

1.Владимир Высоцкий жил на максимуме человеческих возможностей. 2. Этот спортсмен имеет хорошие ресурсы для улучшения своей спортивной формы. 3. Изменен регламент работы компьютеров. 4. Гран-при за лучший сайт получил Эрмитаж. 5. Новый сезон открывает хорошие перспективы для дальнейшей эволюции в области спортивной работы. 6. В школу ребенку обычно дают сок и сэндвич. 7. У транспортной системы Москвы скоро наступит полный коллапс. 8. Использование исключительно военной силы только генерирует бациллу террора. 9. В новом альянсе соединились суперэксклюзивные возможности. 10. Среди присутствующих на несанкционированном митинге превалировали представители молодежи.

Задание 4. Найдите русские эквиваленты для следующих иностранных слов. В случае затруднений воспользуйтесь словами для справок.

Альянс, антагонизм, афера, вербальный, вояж, дефиниция, имидж, индифферентный, легитимный, масс-медиа, менеджер, паритет, раритет, социум, фатальный, эксклюзивный.

Задание 5.Выделите в тексте историзмы и архаизмы. Укажите слова, которые вернулись из пассивного словарного запаса в активный.

Майор Ковалев приехал в Петербург по надобности, а именно искать приличного своему званию места: если удастся, то вице-губернаторского, а не то − экзекуторского в каком-нибудь видном департаменте. Майор Ковалев был не прочь и жениться; но только в таком случае, когда за невестою случится двести тысяч капиталу. <...>

Вдруг он стал как вкопанный у дверей одного дома, в глазах его произошло явление неизъяснимое: перед подъездом остановилась карета, дверцы отворились; выпрыгнул, согнувшись, господин в мундире и побежал вверх по лестнице. Каков же был ужас и вместе изумление Ковалева, когда он узнал, что это был собственный его нос! При этом необыкновенном зрелище, казалось ему, всё переворотилось у него в глазах... Он был в мундире, шитом золотом, с большим стоячим воротником, на нем были замшевые панталоны; при боку шпага. По шляпе с плюмажем можно было заключить, что он считался в ранге советника. (Н. В. Гоголь).

Задание 6. Из приводимых ниже примеров выпишите вы­деленные слова, определите их происхождение и значение, укажите; относятся ли они к активно употребляемым или к пассивным слоям лексики и к какому типу.

1. Сам ратник, сам трубач Пищит во всю гортань И вызывает Льва на Смертоносну брань (Кр.).

2. Певец любви, певец богов, Скажи мне, что такое слава? Могильный гул, хвалебный глас. Из рода в роды звук бегущий Или под сенью дымной кущи Цыгана дикого рассказ? (П.)

3. В том раю тишина бездыханна, Только в куще сплетенных ветвей Дивный голос твой, низкий и странный Славит бурю цыганских страстей (Бл.).

4. В речах старика «вселенная» и «вечность» приобретали весомость. Галактика становилась такой же реальной и близкой, как кущи тихих деревьев у балкона (Г. Ник.).

5. Землею этот Василий, сын Волков, в позапрошлом году был поверстан в отвод от отца, московского служилого дворянина (А. Н. Т.).

 

Задание 7. Объясните значение приводимых ниже архаизмов и подберите к ним синонимы из активного запаса современного языка:

Брадобрей,, лицедей, водомет, оный, сие. сеча, семо, овамо, камо, вельми, волхвы, отсель, выя, коло, лепта, бард, селянка, рыбарь, послух, пакы, позобати, днесь, кур, кокот, глаголет, политес, зефир, лобызать, лик, отверзать, око, розно, иже, алчность, сонм, лоно, брань, поварня, грядет, купно, зело.

Задание 8. Определите значение выделенных слов и укажи­те, к какому типу архаизмов они относятся.

1. Не токмо же то творятъ невежи, но и вежи, попове и книжници (Словарь И. И. Срезневского). 2. Таможникомъ велети беремена всякие, коробьи и бочки свивати и связывати дрягилемъ (Таможенная Новгородская грамота 1571 г.). 3. Прииде бо на нас царска повеления не княжеска роду, но самозван от простых людей (Причитания Северного края). 4. Но в нужде лишь узнать льзя истинного друга (Кр). 5. – Да что же, барин, делать, время-то такое; кнута не видишь, такая потьма! (Г.) 6. Сведения его почерпнуты, видно, большею частию из одних наслышек (Т.).7. Гаврила прибежал в страшных попыхах (Т.). 8. Сказались усталь долгая, истома непомерная (П.). 9. Что за сласть в вяземских пряниках. Нынче в них вдвое против прежнего сласти поубавилось (С.-Щ.): 10. И когда он запьет – нет ему тут никакого удержу (М. Г.). 11. – Дай рученьку, дай рученьку твою, – прерывистым голосом твердил он. – Очи мои давно погасли, а руки зрят. Перстами своими оглядеть тебя хочу. Царь- государь, дозволь!.. (Штшк.). 12. При досуге исполняют на скрипице заунывные и веселые, песни (Шишк.).

Задание 9. В приводимых ниже предложениях' из романа Л. Никулина «России верные сыны» найдите устаревшие слова, . определите: 1) их значение, 2) группу, к которой они относятся (исто­ризмы, архаизмы) г 3) стилистические функции.

1. Бородатый ратник, с крестом на ополченской шайке, приценивался к огромной живой рыбине, дивясь тому, что французы едят улиток. 2. В прежние времена он давал девицам уроки игры на клавикордах. 3. – Чего плачете, радоваться надо, что умру в честном бою, а не под батожьем, под кошками, в кандалах, в погребе, наг и бос, при всегдашнем поругании. 4. Городничий жаден, за грош удавится, сызнова барщину завел.

Задание 10. Определите, являются ли выделенные слова в приводимых ниже предложениях исконными словами русского языка или относятся к заимствованиям. Для справок используйте «Краткий этимологический словарь русского языка» II. М. Шанского и других, а также «Словарь иностранных слов».

1. Давным-давно застывшая страсть как будто шевельнулась в сердце (Т.). 2. Для северного глаза все было поразительно: обожженные утесы и безмолвие пустыни, грозная безжизненность от избытка солнца и недостатка влаги (Гонч.). 3. Это идейное содержание сплетено у художника неразрывным образом с его эмоциями, т. е. с тем восхищением или отвращением т.п. чувствами, которыми для него самого изображаемые им образы одеты (А. В. Луначарский). 5. Они вертятся от вас ко мне и от меня к вам, и сам черт не разберет, кто из них порочен, а кто добродетелен! (М. Г.). 6. Он по своему опыту солдатской службы хорошо знал, когда можно и когда нельзя жаловаться начальству (Сим.).

Задание 11. Пользуясь этимологическим словарем, опреде­лите происхождение приводимых ниже слов. Объясните их значение и укажите, в чем заключается различие между ними (фонетическое, лексико-семантическое, стилистическое).

Невежа – невежда, борозды – бразды, бередить – бред, голова – глава, волочить – влачить, короткий – краткий, крыша – кров, межа – между, могучий – могу­щественный, молоко – млеко, молочный – млечный, хоронить – хранить, чужой – чуждый.

Рекомендуемая литература и Интернет-ресурсы

Основная литература:

1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – 31-е изд. – Ростов н/Д : Феникс, 2013. – 539 с.

2. Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с.

3. Розенталь, Д.Э. Русский язык: учебное пособие / Д.Э. Розенталь – М., 2010. – 537 с.

Дополнительная литература:

1. Буторина, Е.П., Евграфова, С.М. Культура речи: учеб. пособие / Е.П. Буторина, С.М. Евграфова. – М.: ФОРУМ, 2009.

2. Голуб, И. Б. Новый справочник по русскому языке и практической стилистике: учеб. пособие / И. Б. Голуб. – М.: Эксмо, 2007. – 464 с.

3. Мандель, Б. Р. Русский язык и культура речи: история, теория, практика: учеб. пособие / Б. Р. Мандель. – Москва: Вузовский учебник, 2009. – 265 с.

4. Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2003. – 427 с.

Интернет ресурсы:

1. http://www.ahmerov.com/book_630_chapter_3_Predislovie.html - Библиотека «онлайн».

2. http://slovari.yandex.ru/ - Словари.

3. http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека.

4. http://linglang.ru/pages/dict/general/?t202id=81554 - 2000 словарей и энциклопедий.

5. e.lanbook.com – Электронно-библиотечная система «Лань».

6. www.gramota.ru – Грамота. Ру: справочно-информационный портал «Русский язык».