Бейси, Уильям «Каунт» (1904–1984)

Стал «Графом» (Count), до 30 лет удовлетворялся ролью пианиста в местном орке­стре Бенни Моутена и, если бы не внезапная смерть последнего, возможно, никогда не стал бы руководителем. В 1935 Бейси буквально за два года (при поддержке продюсера Джона Хэммонда) смог создать образцовый коллектив эпохи свинга. По аранжировкам для его коллектива играли и продолжают играть десятки и сотни джаз-оркестров всего мира. Показательной стала даже его манера игры на фортепиано – он почти никогда не солировал, его редкие аккорды или даже отдельные ноты, казалось, только расставляют знаки препинания в уже сыгранных аранжировках. Аккомпанемент его ритм-секции с неизменной гитарой Фредди Грина (за полвека,

так и не сыгравшего ни одного соло) максимально оттенял игру саксофониста Лестера Янга и певицы Билли Холи­дей. Каунт Бейси не считал себя ни композитором, ни даже аранжировщиком, хотя написал знаменитые «One O'Clock Jump», «Shiny Stockings» и «Allraight, OK You Win», но в его бенде работали такие корифеи аранжировщики, как Нил Хефти, Сэм Нестико, Квинси Джоунс. В середине 1990-х годов бенд приезжал в СССР, однако, к тому времени Бейси уже умер и руководил бендом Гровер Митчелл.

«Дюк» Эллинктон, Эдвард Кеннеди (1899–1974)

В получил прозвище Duke («Герцог»). Он создает то стиль джунглей, то стиль настроения, то обращается к академическим европейским музыкальным формам — сюитам, рапсодиям, балету и опере. Эллингтон изменил роль контрабаса, тенора и баритон-саксофона в биг-бенде. Он впервые начал использовать человеческий голос как инструмент. Положил начало латиноамериканскому джазу композицией «Caravan». В 1920-х годах с ансамблем «Вашингтонцы» перебрался в Нью-Йорк. С1930-х годов взял аранжировщиком Билли Стрейхорна (тот сочинил «Take the «A» Train», ставшая позывными оркестра. В годы Второй мировой войны в 1943 года выступает в знаменитом Карнеги-Холле, Весь сбор средств от концерта идет в помощь Красной Армии. В начале 50-х, из оркестра один за другим уходят «ключевые» музыканты. На несколько лет Дюк Эллингтон уходит в тень. Однако, уже летом 1956 года про

исходит триумфальное возвращение бенда Дюка на джазовом фестивале в Ньюпорте. Кульминация фестиваля — незабываемое, состоящее из 27-ми квадратов, соло саксофониста Пола Гонсалвеса. Композитор снова попадает в фокус, его фотография украшает обложку журнала «Time». Секрет успеха бенда в том, что Дюк писал партии под конкретного музыканта. Это была не партия трубы или сакса, а партия Кути Вильямса или Гонзалиса. Вот почему многие музыканты оставались с ним почти всю жизнь. Поскольку Дюк использовал оркестр в качестве источника мелодических идей, то даже тогда, когда оркестр приносил убытки, он содержал его за счёт заработков на Бродвее. Большинство музыкантов это переносили спокойно, хотя Тизол добился авторства на свой «Караван». В 1971 выступал в СССР.

Би боп