Виды правовых семей современности.

Правовая семья– совокупность национальных правовых систем, основанная на общности источников, структуры права и историческом пути его формирования.

Правовые системы, основанные на традиционном и религиозном регулировании, где право не рассматривается как результат рациональной деятельности человека, а тем более государства, обладают значительным своеобразием. Различают т.н. традиционные правовые (построенные на обычном праве) и религиозные правовые (мусульманское, индусское право) системы. К странам традиционного права относят Японию, государства тропической Африки и некоторых др.

В основе обычного права лежат нормы традиций, обычаев, которые в течение достаточно долгого времени оставались неизменными и в связи с тем, что стали составляющим элементом правосознания, были должным образом закреплены на законодательном уровне.

В основе религиозной правовой системы лежит какая-либо система вероучения. Так, источниками мусульманского права являются Коран, Сунна и иджма. Коран – священная книга всех мусульман, состоящая из высказываний пророка Магомета, произнесенных им в Мекке и Медине. Наряду с общими духовными положениями там есть и установления вполне нормативно-юридического характера.

Сунна – мусульманское священное предание, рассказывающее о жизни пророка, представляет собой сборник норм – традиций, связанных с поведением и высказываниями пророка, которые должны служить образцами для мусульман. Иджма – третий источник мусульманского права – комментарии ислама, составленные его толкователями: докторами мусульманской религии. Эти комментарии восполняют пробелы в религиозных нормах. Окончательное толкование ислама дается в иджме, поэтому Коран и сунна непосредственного юр. значения не имеют. Практики ссылаются на сборники норм, содержащихся в иджме. Мусульманское право сформировалось в глубоком средневековье и с тех пор проделало существенную эволюцию с т. зр. развития своих источников.

Характерные черты этого права: архаичность, казуистичность, отсутствие писаных систематизированных нормво многом сглажены принятием в новейшее время законов, кодексов – продуктов деятельности государства.

Другой широко распространенной системой религиозного права является индусское право. Оно охватывает практически всех выходцев из Индии и так же как мусульманское право тесно связано с религией – индуизмом. В содержание этой системы входят обряды, верования, идеологические ценности: мораль, философия, которые нормативно закрепляют определенный образ жизни и общественное устройство. Индуизм сформировался в глубокой древности – почти 2 тыс. лет назад, однако сохранил свое регулирующее значение до настоящего времени. В этом качестве индуизм выступает элементом государственно-правовых отношений современного, в частности индийского общества. Особенную роль индусское право играет в сферах, где влияние религии до сих пор ощутимо – семейных, наследственных отношениях, кастовом статусе человека и. д. Главной тенденцией развития как обычного (традиционного), так и религиозного (мусульманского и др.) права является усиление роли закона как источника права. Однако эта тенденция реализуется на фоне значения традиционных и особенно религиозных норм и даже в известной мере – их возрождения в качестве ведущей нормативной системы общества, что весьма характерно для исламских государств.

 

 

96.Правовая семья – совокупность национальных правовых систем, основанная на общности источников, структуры права и историческом пути его формирования.

При рассмотрении этого вопроса следует обратиться к понятию социалистического государства. Теоретические основы соц. государства и права были заложены в трудах основоположников научного коммунизма К. Маркса и Ф. Энгельса и развиты в произведениях В. Ленина. Это учение практически не было полностью реализовано ни в одном из государств и правовых систем. Существовавшие же государства с провозглашенным в них социалистическим строем в современной юридической науке считаются псевдосоциалистическим. В основе этого учения лежит положение о том, что социалистическое государство должно прийти на смену капиталистическому (буржуазному) и представлять собой общенародное государство с республиканской формой правления, выражающее интересы не только рабочих, крестьян и интеллигенции, но и «трудящихся всех наций и народностей страны», при сохранении им классовой сущности, развитии роли демократии, усиления роли компартии. Государство вообще, согласно марксистско-ленинской теории является состоянием переходным и со временем должно отмереть.

Говоря о соц. правовой семье, имеются в виду страны бывшего социалистического содружества: СССР, ГДР, СФРЮ, Польша, Болгария, Венгрия, Чехословакия, Румыния.

Основанием для выделения соц. правовой семьи были в свое время социально-экономические и идеологические критерии, находившие концентрированное выражение в понятиях «общественно-экономическая формация», «социальный строй общества», который с помощью права стремилась утвердить и развивать государственную власть этих стран. Согласно марксистской концепции сущность права заключается в том, что оно выражает волю и интересы господствующего класса, право – средство, с помощью которого эти интересы, трансформируясь в государственную волю, проводятся в жизнь.

В настоящее время в современной науке существует мнение о том, что указанные страны ранее принадлежали к романо-германской правовой семье и теперь речь идет лишь об их возвращении в это сообщество. Однако, В.Н., считает, что вопрос о необходимости возвращения России и бывшего Союза в романо-германский правовой мир после распада семьи социалистического права вовсе не так очевиден, как иногда представляется, т.к. не все указанные страны относились до их т.н. социалистического периода к одной культурно-исторической общности, следовательно, для одних такое возвращение будет закономерным процессом, а для других – противоестественным вмешательством в их историческую судьбу.