Музыкальные идиомы блюза.

Б). Блюзовый квадрат

Экстатический характер блюза проявился в том, что, для доведения чувства до накала, первую строфу повто­ряют два­жды:

1) "Я ухожу на кладбище, Потому что мир несправедлив.

2) Я иду туда, на кладбище, Мир так несправедлив.

/Чтобы потом дать "прорваться" сильному чувству в каден­ции:/

"Я пойду среди призраков, Чтобы послушать, как они поют о своем горе".

Если в европейской песенной форме квадрат состоит из 8-ми так­тов, то в блюзе, первый четы­рёх­такт всегда по­вторяется дважды, для того чтобы достичь кульминационного экстатиче­ского со­стояния и за счёт этого повтора пер­вой строки образовался 12-ти тактовый квадрат.

В). Риффовое строение мелодии

Если в европейской музыке мелодия имеет линейную характеристику, то в блюзе – мелодия свёрнута в кольца - риффы и постоянно повторя­ется. Мелодия свернулась в кольца-риффы, и вместо того, чтобы излагать музыкальную мысль с помо­щью мело­диче­ского раз­вития, стала созда­вать риффовую накачку, чтобы ввести слу­шателя в особое со­стоя­ние. Эти повторы, доводящие блюзовое состояние до высшего подъема, носят название рифф.

Г). Сжатие 4-х тактовой мелодии до 2-х тактов

Экстатическое ведение мелодии в блюзе "сжало" ее и об­разовались 2-х тактовые раз­рывы-паузы, в кото­рых со­лист должен набраться сил для следующего всплеска чувств, дож­даться, когда сила чувств про­рвется в новую фразу. В паузах стали делать инструментальное заполнение — "филл".

Д). Гармония блюза

Гармонические идиомы блюза тоже протестантского происхож­дения — это знамени­тый люте­ранский хорал, из которого выкристаллизовалась блюзовая гармония - 12-ти тактовый квад­рат:

I I I I
IV IV I I
V IV I I

Но, в отличие от европейской гармонии, в которой то­ника – это трезвучие, наложение блюзовых нот образо­вали в хоральной гармонии квази доминантсептаккорды на I и на IV ступени а также "расщепили" терцию аккорда и, если в европейской музыке су­ще­ствовал ма­жор и ми­нор, то в блюзе возникло сразу мажорно-минор­ное созвучие: