Причин возникновения блюза

История джазовой музыки.

Введение

Наверное, боле удачным для этого предмета был бы термин «История ритмической музыки», в которую входят – блюз, джаз, латино, рок, то есть вся музыка, которая сопровождается грувом, но за неимением другого термина, можно ос­тавить термин «джаз».

Изучение джазовых стилей должно происходить по трём основным направлениям

1. Теоретическое - знать фактические данные о стиле, его генезис – возникновение, основные идиомы – харак­терные особенности.

2. Слушательское - знание музыки каждого стиля. (Для этого, к пособию прилагается CD диск в формате MP3)

3. Практическое – попробовать самому сочинить небольшую, пару квадратов, пьесу, в каждом стиле.

Но все же, основной целью предмета является то, что история джаза, которая произошла в США – его родине, может повториться не только там, но и в любой другой стране, в том числе у нас. И ученик должен уметь спроециро­вать те условия, которые привели к возникновению джаза в XIX веке, на сегодняшний день. Например, 7 причин, ко­торые привели к возникновения Ново-Орлеанского джаза можно найти и в наше время.

«Сторвиль», квартал увеселительных заведений, место общение и обмена идеями музыкантов в которое при­вело к возникновению джаза – сейчас это может быть ИСИ, где ученик также может обменивается с друзьями идеями, запи­сями и создавать собственные проекты, как это сделали участники группы «Шестое чувство». Креолы, научившие негров нотной грамоте в Н.Орлеане – в Москве это могут быть педагоги и т.д. И если ученик сможет найти такие же «Ново-Орлеанские» причины здесь и сейчас, то это поможет ему понять, как он мо­жет использовать эти возможности для того, чтобы построить свой музыкальный творческий путь.

Блюз

причин возникновения блюза

1. Гражданская война, между Севером и Югом, за освобождение негров от рабства, которое произошло в 1863.

И, как реакция на свободу – рождение блюза в конце XIX века в негритянском сообществе Юго-востока США на плантациях «Хлопкового пояса». Негры в то время жестоко эксплуатировались на плантациях, выполняли всю самую грязную работу и все свои страдания негр заключал в блюз. Дж. Коллиер написал: «Блюз - это крик отчая­ния, вырвавшийся из горла поверженных во прах людей». Родиной блюза считается дельта реки Миссисипи.

2. Африканское общинное мышление. Всю жизнь африканца (женитьба, работа, место жизни) регламентирует об­щина. Вот почему африканцу, лишённому личностного мышления сюжет «Ромео и Джульетты» абсолютно не понятен читателям. Но для поддержки общинного духа, приходится постоянно поддерживать связь с общиной. Это происходит с помощью песни. Вот почему в африканской общине есть сотни песен на все случаи жизни. Охота, работа, рождение, похороны, всё сопровождается песней, есть даже песня, которой отмечают выпадение у ребенка молочногозуба.

3. Африканский тонированный язык. Во многих африканских языках реальная высота звучания слогов в слове опре­деляет его смысл. Например, слово oko на языке йоруба означает 'муж', если оба слога произносятся высоким тоном, 'мотыга'— если тон первого слога ниже тона второго, 'каноэ'— если тон второго слога ниже, чем тон пер­вого, и 'копье'— если оба слога произносятся низким тоном. Таким образом, речь и музыка переплетаются друг с другом и даже образуют единство. Человек, описывая что-то слу­чившееся с ним, в самые драматические, вол­нующие его моменты может перейти на пение. Участники судебной тяжбы иногда пропевают свои показания в суде. Понятно, что на таком языке любая пропетая европейская мелодия становится абсурдом, вот почему у аф­риканцев, при невозможность мелодической музыки приходится развивать музыку с помощью ритма. От этого преобладание ударных инструментов, т.н. «барабанный оркестр», в котором есть барабаны, величиной от напер­стка, до 2-х метрового гиганта, на котором играют сидя на нём верхом.

4. Появление рабочих песен (work songs), и холера (hollers) (ритмичные вскрики, сопровождавшие работу в поле). Ра­бочие песни пели лесорубы, строителей железных дорог, на хлопковых плантациях и на судоверфях, в этом выражался африканский общинный дух, когда все работы в Африке шли в песенном сопровождении. С музы­кальной стороны рабочие песни представляют собой песенную форму с малоразвитой мелодикой и характеризу­ются структурой короткого дыхания. Типичная еще для африканцев перекличка между солистом я хором (прием «зова и ответа») пронизывает подобные песнопения.

5. Появление спиричуэлов. Это произошло из-за обращение негров в христианство, причём, в те деноминации, кото­рые практиковали экстатические молитвы. Возникновение евангелическое движение “второе пробуждение”, которое практиковало экстатические формы молитвы и в котором участвовало черное население Соединенных Штатов. В этих Церквах возникли духовные песнопения - “спиричуэл”, на основе которых выкристаллизовался блюз. Блюз, в свою очередь, породил джаз и рок. Именно в этих жанрах исчезло разделение на композиторов и исполнителей. В них к музыкантам вернулась импровизация, которая существовала во времена Баха.

6. Возникновение грамзаписи. В 1920 г. негритянка Мэми Смит (Mamie Smith) записала на грампластинку свой «Crazy Blues» и, ко всеобщему удивлению, пластинка имела небывалый коммерческий успех. Фирмы грамзаписи, почуяв прибыль, набросились на новую музыку. В 1921 г. начался блюзовый бум. Представители фирм грамза­писи рыскали по Югу, без разбору подписывая контракты с негритянскими певицами. Всю страну охватило блю­зовое безумие, и американцы в очередной раз открыли для себя негритянскую музыку… В погоне за модой фирмы грамзаписи приглашали в студию практически всех негритянок, которые хоть сколько-нибудь умели петь, и объявляли их исполнительницами блюзов.

7. Появление гениев создавших хиты блюза. Это Уильямом Хенди, который вошёл в историю как «отец блюзов» и его «St. Louis Blues»стал хитом. А также такие исполнители такие, как «королева блюза» Бейси Смит, кото­рая создала блюзовую манеру пения с «Шаут-эффектами». Shout (англ. — крик, кричать) — обозначает стиль пе­ния, которое носит «кричащий» характер, в этом стиле присутствуют нетемперированные мелодические звуки, с интонацией с выкриков, вздохов.

Почему же только после освобождения родился блюз. Потому что негры ринулись на север, где познакомились с му­зыкальной европейской культурой. Вот почему в блюзе соединился культура 2-х американских общин. Белой и чер­ной.