Этикет в компьютерных сетях
Интернет — это целый мир, параллельный нашему, обычному. Компьютеры, объединенные в компьютерные сети, открывают небывалые возможности для быстрого обмена информацией. Сеть — это самая большая в мире библиотека, доска объявлений, служба знакомств, а в ближайшем будущем и самый большой магазин. Это другой мир, где нет государственных границ, нет неравноправных и одиноких. Человек, попавший сюда, в киберпространство, становится другим.
Среди многочисленных сервисов Интернета самыми распространенными являются Всемирная Паутина — ВВВ, электронная почта, телеконференция, пересылка файлов по сети и дискуссионные клубы. Каждая из этих услуг требует соблюдения определенных правил этикета. Для обозначения правил сетевого этикета придуман новый специальный термин — нэтикет. Его нарушение влечет за собой предупреждение, посылаемое пользователю по электронной почте с указанием конкретных ошибок в его поведении.
Особенности этикета в Интернете заключаются прежде всего в соблюдении следующих правил:
• не принято без предварительного согласования с авторами или владельцами веб-страниц и веб-серверов использовать размещенную в ВВВ справочную, графическую, текстовую и иную информацию в коммерческих целях;
• пользователь, имеющий выход в Интернет через какого-либо провайдера, может размещать в Интернете свою веб-страницу с информацией, которую он считает необходимым опубликовать.
Существует ряд этических правил, которых должен придерживаться создатель страницы:
• адрес страницы должен быть понятен и максимально краток;
• информация, размещенная на странице, должна указывать владельцев упоминаемых торговых марок; в отдельных случаях оговаривается авторское право на страницу или информацию, размещенную на ней;
• предусматривается возможность выбора пользователем текстового режима или режима упрощенного просмотра страницы в тех случаях, когда на странице размещается много графической информации;
• в случае, если пользовательские программы не поддерживают работы с графикой, предусматривается возможность получения основной информации со страницы в текстовом виде;
• при замедленной скорости передачи данных в Интернете (происходит медленное загружение страниц) необходимо предусмотреть возможность переключения пользователем своего браузера (программы просмотра веб-страниц) в текстовом режиме и получения необходимой информации со страницы; размещают информацию таким образом, чтобы ее легко можно было найти на странице;
• при наличии на странице информации, запрещенной для детей или людей с определенными религиозными убеждениями, ее следует предварять предупреждающими надписями, характеризующими особенности данного материала;
•на некоторых страницах, рассчитанных на получение откликов и дальнейшую связь с другими пользователями, целесообразно размещать ссылку на электронный почтовой адрес, предназначенный для этих целей;
• при обновлении страницы приводится дата, указывающая когда это произошло; она будет облегчать другому пользователю (посетителю страницы) поиск новой информации, размещенной на данной странице;
•некорректно пытаться угадать пароль или номер кредитной карточки платных или защищенных от входа пароля страниц Интернета; тем более не следует пытаться «взламывать» страницу, поскольку такой шаг может привести к неприятным последствиям;
• при подключении к Интернету с помощью телефонной линии (через провайдера) необходимо выбрать для сеансов связи такое время, когда телефон пользователя наиболее свободен, иначе в течение всего сеанса линия будет занята и дозвониться по данному номеру будет невозможно.
Электронная почта (она же E-mail, на компьютерном жаргоне «емеля») — самая простая и наиболее используемая в России услуга Интернета. С ее помощью можно передать сообщение в любой конец света не более чем за сутки. Телефон, конечно, работает быстрее, но ведь далеко не всегда удается дозвониться до нужного человека, а сообщение электронной почты будет «лежать» в компьютере адресата и ждать, когда его прочитают.
Любой человек, имеющий компьютер, подключенной к Интернету, может завязать знакомство с жителем любой страны мира. Для этого достаточно подписаться на так называемую телеконференцию.
Телеконференция — это своеобразный журнал, публикующий исключительно письма читателей. Или можно сказать так: его авторы — это и есть его читатели. Конечно, выходит это издание без цензуры и без какой-либо правки редактора. И автором может стать любой. Среднестатистическому пользователю Интернета доступны 2 — 3 тыс. различных телеконференций. Но если среди многообразия тем нет той самой, единственной, то можно организовать ее самостоятельно, ведь один из главных моральных принципов Интернета звучит так: «Индивидуализм приветствуется».
А чтобы единомышленникам было легче найти друг друга, конференции делятся на семь основных категорий:
сотр — вычислительная техника и смежные области;
news — полезная информация для новичков;
гее — развлекательная;
sci — наука и техника, кроме компьютерной сферы;
soc — социальные вопросы;
talk — философские дискуссии на общечеловеческие темы вроде «Есть ли жизнь после смерти?»;
misc — «всякая всячина» (поиск и предложения работы, продажа и покупка и т.п.).
Каждая категория, в свою очередь, состоит из разделов и подразделов, в каждой конференции могут идти дискуссии по нескольким близким темам одновременно. Например, можно выбрать категорию гее (развлечения), в ней найти раздел music (музыка), внутри него отыскать подраздел pop (популярная), а в нем, наконец, обнаружится телеконференция, посвященная творчеству какого-то конкретного певца, ансамбля и т. п. А там — адрес фэн-клубов, отзывы на последний альбом того или иного певца, интересные факты из его биографии, сообщенные неизвестными доброжелателями.
Система телеконференций удобна для просмотра и необременительна. Можно подписаться на любое количество конференций на любой срок и отменить подписку в любой момент. Можно найти нужную статью по названию или автору. Так, например, если пользователь наткнется на статью, в которой некий автор отзывается об его любимом певце в непозволительном тоне, то пользователь без труда может настроить компьютер так, чтобы никогда больше не читать сочинения этого автора. А если пользователь, наслушавшийся голоса любимого певца, вдруг захочет написать в его честь хвалебное стихотворение, он может сесть за клавиатуру компьютера и набрать этот текст. И весь мир прочтет его!
Поведение пользователя электронной почты характеризуется конфиденциальностью переписки. Это означает установление системы паролей и идентификации пользователей, имеющих доступ к данному электронному почтовому ящику. Не принято свой пароль передавать другим людям или пытаться узнать пароль других пользователей. Как правило, распределением паролей для почтовых ящиков занимается администратор сети предприятия или учреждения.
Установить идентификацию пользователей одного почтового ящика может один из его пользователей, которому поручено это дело.
Несмотря на интимный характер переписки, она все-таки может стать доступной почтовому (системному) администратору. Разумеется, это его привилегия не должна использоваться им для корыстных целей. Точно так же, как рядовой пользователь не может посылать экстренные сообщения всем пользователям электронной почты данного сервера (рассылка по всем почтовым ящикам) без разрешения администратора. Если подобный шаг все-таки был сделан, системный администратор может отключить его почтовый ящик.
Этикет работы в компьютерных сетях предусматривает необходимость придерживаться общепринятых в этой сфере правил, таких, например, как необходимость отказа от подписки в тех случаях, когда пользователь не имеет возможности в течение длительного времени «забирать» письма из своего почтового ящика (отъезд в командировку, болезнь и т.п.). Делать это нужно потому, что автоматически приходящие информационные письма очень скоро заполнят почтовый ящик, что нарушит нормальное функционирование других пользователей электронной почты.
Взаимоотношения с коллегами по переписке, как правило, носят конфиденциальный характер, поэтому помещать в сообщение информацию о чем-то таком, что должно быть недоступно для других, не рекомендуется. Конфиденциальную информацию лучше зашифровывать, чтобы не оказать плохую услугу и себе, и своим коллегам по переписке.
Этика пользования электронной почтой предполагает, что пользователь не станет рассылать по случайно попавшим к нему адресам свои рекламные сообщения. При этом следует помнить, что в ряде стран такое несанкционированное использование почты носит уголовно наказуемый характер. Точно так же считается неправомочным использовать те или иные бесплатные сети (чаще всего локальные сети в научных учреждениях) для своей частной переписки.
Какое бы сообщение пользователь не сформулировал, его перед отправкой необходимо несколько раз прочитать. Возможно, что-то в нем придется изменить или исправить, поскольку сделать это после отправки практически невозможно. В конце сообщения должна быть проставлена электронная подпись — фамилия и имя, а также по возможности номер рабочего телефона, факса, адрес веб-страницы (если она имеется) или почтовый индекс и адрес.
В электронном почтовом сообщении не стоит часто использовать заглавные буквы, поскольку они всегда символизируют крик
о помощи. Для того чтобы акцентировать внимание на том или ином слове, перед ним можно поставить какой-либо символ (звездочку и т. п.) или выделить это слово в отдельную строку. Однако злоупотреблять символами не рекомендуется, особенно теми,
которые управляют зрительным восприятием. Общее число символов в каждой строке не должно превышать 60 — 65 ед., что соответствует стандарту монитора в текстовом режиме. Письмо, написанное с соблюдением строки указанной длины, легко читается с помощью любого почтового программного обеспечения. К тому же при чтении этого сообщения у адресата не возникнет необходимости некорректного переноса слов, поскольку у него может быть установлена почтовая программа с иными параметрами.
Среди прочих правил, связанных с этической стороной переписки, следует указать на следующее. Не рекомендуется в своих : сообщениях указывать адреса электронной почты других людей из-за опасения, что они могут быть кем-то использованы в корыстных целях. Другое правило гласит: не стоит увлекаться созданием громоздких по объему текста писем, которые к тому же могут обладать излишней литературностью и эмоциональностью. Помимо того, что объемное письмо замедлит пересылку, оно еще переполнит электронный почтовый ящик как на почтовом сервере отправителя, так и на почтовом сервере адресата. В этом случае неизбежно вмешательство системного администратора, который может поступить с ним по своему усмотрению и даже уничтожить его. Кстати, адресат может не получить письма и по другим причинам, например в результате сбоев в работе сервера. Для проверки факта получения письма (как правило, электронные письма не пропадают) необходимо обратиться к администратору. Если все же пропажа обнаружилась, скандал поднимать не стоит. Достаточно отправить письмо заново. Для этого не следует торопиться уничтожать отправленные письма. Почтовые программы обычно сохраняют корреспонденцию на жестком диске до тех пор, пока пользователь сам ее не уничтожит.
В правилах хорошего тона рекомендуется сразу же отвечать на электронное письмо — в тот же день, когда оно получено. Целесообразно регулярно «заглядывать» в свой почтовый ящик, чтобы забирать адресованные письма и не допускать его переполнения. В ответных письмах, чтобы придать им большую эмоциональную значимость, общепринято использовать набор определенных символов: рожицы (смайлики, от англ. smile — улыбка), имеющие определенное выражение. Так, распространенными считаются: улыбающийся смайлик (добрая улыбка); печальный (грустный) смайлик; хохочущий смайлик; удивленный смайлик.
Стилистика составления неофициальных писем для электронной почты предполагает использование в целях сокращения текста общепринятых англоязычных акронимов-аббревиатур:
SUL (See you Later) — «До встречи», «Увидимся позже»;
F2F (Face to face) — «Лицом к лицу»;
TNX (Thanks) - «Спасибо»;
ASAP (As soon as possible) — «Как можно быстрее»;
4U (For you) - «Для Вас».
Разумеется, включение в текст письма подобных сокращений предполагает, что адресат знаком с ними и может легко и правильно их расшифровать.
Для выполнения нескольких взаимосвязанных работ локальная сеть подходит как нельзя лучше: один служащий фирмы может брать на себя функции по приему заказов, другой — обеспечивать их комплектацию, третий — проверять поступление оплаты, четвертый — контролировать отгрузку. Их усилия объединены одной программой, обеспечивающей согласованную работу без дополнительных усилий.
Правила поведения пользователя в сети сформулированы в форме инструкций или официальных правил, утвержденных администрацией. При отсутствии таких правил соблюдение этических норм в локальной сети конкретной организации строго обязательно. Они касаются прежде всего вопросов, связанных с правом менять настройки или режимы работы сетевого сервера. Это может делать только администратор сети, в обязанности которого также входят подключение новых компьютеров к сети, регистрация новых пользователей, в том числе присвоение им сетевого имени, выдача сетевых паролей.
В соответствии с существующими правилами рядовой пользователь не должен самостоятельно пытаться приводить в рабочее состояние компьютер, если произошел сбой сетевого соединения или наблюдается неустойчивость в его работе. В любом случае следует обратиться к администратору сети, который обязан устранить неисправность. Как известно, сеть может плохо работать из-за того, что пользователь неверно выбрал протокол обмена, неправильно установил скорость обмена, а также по другим причинам. В любом случае консультация пользователя с сетевым персоналом считается этической нормой, которой следует придерживаться.
Контрольные вопросы к главе 2
1. Какая деталь фирменного бланка считается главной?
2. Перечислите типы визитных карточек. Каковы правила их использования?
3. С какой целью загибают верхний правый угол визитной карточки?
4. Каковы правила вручения визитных карточек?
5. Перечислите виды надписей, которые, как правило, имеются на визитных карточках.
6. Что такое деловое письмо? Какие этические требования предъявляются к его тексту и языку?
7. Изложите структуру делового письма.
8. Какие виды писем распространены в деловом мире?
9. Чем отличается сопроводительное письмо от письма-напоминания?
10. Укажите основные положения коммерческого письма фирмы-продавца к фирме-покупателю.
11. В чем состоят этические нормы, которые должны соблюдаться при деловой переписке?
12. Назовите формы вежливости и формы обращения, используемые в личных письмах.