Межличностное взаимодействие и его структура.

Целью обучения психологии с позиции гуманистического подхода является развитие личности средствами содержания предмета и формами обучения. Иначе психологические знания и методы, приемы, способы обучения являются средством психического и личностного развития человека. Уровень и темпы развития личности, на наш взгляд, определяются структурой и содержанием межличностного взаимодействия в малой группе. Мы считаем, что межличностное взаимодействие - это психическая и (или) физическая активность личности, направленная на других людей и себя, и обеспечивающая изменение (развитие) психических и личностных образований взаимодействующих.

К актам межличностного взаимодействия мы относим не только непосредственный контакт (внешняя и внутренняя активность) двух или более людей, но и относим даже мысль (внутренняя активность) человека о другом человеке. Мысль о другом человеке уже образует обратную, а точнее взаимную, психическую связь и оказывает влияние возникающего образа на человека, который проявляет эту внутреннюю активность.

Кроме того, в некоторых направлениях практической психологии утверждается положение о том, что мысль активна и может оказывать специфическое воздействие на человека, на которого она направлена.

На наш взгляд, межличностное взаимодействие представляет собой сложную, по крайней мере, трехуровневую систему, которую можно представить в виде модели (см. рис.1). Внешний слой (страта) представляет собой межличностное общение, внутреннее кольцо на модели иллюстрирует совместную деятельность, а сердцевина, круг в центре, есть отношения в структуре межличностного взаимодействия.

 


 

 

Рис.1.Схема структуры межличностного взаимодействия.

 

В межличностном взаимодействии внешней стороной является общение между людьми. Так, как мы в первую очередь воспринимаем внешнюю сторону взаимодействия, поэтому мы по общению судим о людях, об их развитии, их личностных качествах. Общение может быть вербальным и невербальным. Под вербальным общением в психологии понимается обмен информацией с помощью слов, знаков, символов. Взгляд, мимика, жесты, пантомимика, стиль прически, цвет и стиль одежды, сила, тембр и высота голоса, паузы и интонации в общении, запахи, исходящие от человека, энергетический потенциал человека и многое другое – все это относится к невербальному общению. При этом человек в большей мере воспринимается другим человеком неосознанно с помощью невербальных средств общения в соответствии со сложившимися с самого детства социальными стереотипами.

В межличностном общении можно выделить в свою очередь слой (страта), который в основном направлена на удовлетворение естественных потребностей самой личности в общении, и на этой страте доминирует невербальное общение. Второй слой (страту) образует общение, которое обеспечивает выполнение совместной деятельности, осуществления профессиональной деятельности и т.п. и в этой страте, на наш взгляд, доминирующим является вербальное общение. Третий слой (страта) образует общение, которое направлено на совершенствование отношений, в том числе и межличностных (повышение статуса, достижения определенной социальной роли и т.п.)

Совместная деятельность представляет собой внутреннюю и внешнюю активность личности, направленную на получение результатов значимых для всех её участников. В структуре взаимодействия она занимает (см. рис.1) среднее, связывающее, соединяющее место между общением и отношениями. Деятельность сама по себе включает следующие структурные компоненты: цель, задачи, мотивы, условия, действия, саморегуляцию и результат.

Аналогично и в системе совместной деятельности можно выделить также три слои (страты): внешний слой (страту), которая в основном направлена на удовлетворение естественных потребностей самой личности в действиях, движениях. В этой страте деятельности, которая находится на границе с общением, содержится и общение, обеспечивающее деятельность. Второй слой (страту) образует совместная деятельность, которое обеспечивает достижение результата, материализованного предмета или создание образа и т.п. Третий слой (страта) этой системы образует деятельность, которое направлено на совершенствование отношений, в том числе и межличностных (повышение статуса, достижения определенной социальной роли и т.п.)

Система отношений занимает центральное место в системе межличностного взаимодействия, и представляют собой на модели центральный круг. На наш взгляд, отношение – это эмоционально окрашенная мысль об объекте (предмете, явлении, личности), на который она направлена. Совокупность всех таких мыслей-переживаний и образуют систему отношений - внутреннее (психическое) состояние личности.

Отношения складываются, формируются и развиваются в межличностном общении и совместной деятельности и, конечно, проявляются в общении и деятельности. Система отношений также образуют три слоя (страты): внешняя – это система отношений развивающейся во взаимодействии личности ко всем явлениям окружающего мира. К этому уровню относятся производственные, правовые, экономические, религиозные, политические и другие отношения к природным и общественным явлениям.

Второй слой (страта) на модели отражает межличностные отношения. В первую очередь это различные личные и деловые отношения между людьми. Межличностные отношения могут быть поверхностными, и строится на основе общих представлений о человеке, сформированных в межличностном общении на эмоциональном уровне (симпатии - антипатии), и их назвали личными. Межличностные отношения, опосредованные совместной деятельностью и сформированные на рациональном уровне с учетом объективных показателей развития личности или показателей производительности человека в деятельности, в психологии называют деловыми Центральным в системе отношений является – это отношение личности к самой себе, основанная на представлениях личности о самой себе («Я – образ»).

Все компоненты межличностного взаимодействия: общение, совместная деятельность и отношения самостоятельны и внутренне взаимосвязаны. Межличностное взаимодействие, т.е его компоненты образно представляет личность с трех позиций: "что она говорит", "что она делает" и "что она думает". Отмеченные компоненты находятся в структурно-функциональной иерархии. Межличностное общение удовлетворяет потребности человека в эмпатии и в других необходимых для него чувствах и эмоциях, в субъективной информативности, обеспечивает совместную деятельность, формирует и развивает межличностные отношения. Совместная деятельность предоставляет дополнительные возможности человеку для общения и совместных действий, направленных на совершенствование отношений. Самым важным во взаимодействии являются отношения, внутренний мир человека, его личностное развитие, ради чего и существует общение и совместная деятельность. В свою очередь сложившиеся межличностные отношения определяют уровень межличностного общения и совместной деятельности, для того чтобы обеспечить дальнейшее развитие отношений, а значит и развитие личности.

 

7.2. Межличностное общение и его особенности.

Развитие личности в малой группы, успешность ее деятельности во многом определяются её статусной структурой в системе межличностного общения. Всех членов группы по их активности общения можно отнести к одной из четырех статусных групп: лидеры в общении, активные, пассивные, изолированные в общении. Для того, что бы определить статус в системе межличностного общения не достаточно беглого взгляда. Чаще мы обращаем внимание на речевую активность и отождествляем ее с общительностью индивида. Только при тщательном наблюдении мы можем выявить референтность (значимость) в общении. Интегрированный показатели общительности и референтности позволяет определить статус индивида в системе общения. Дифференциация членов группы в системе межличностного общения позволяет определить диагностические групповые и индивидуальные показатели: коэффициенты благополучия и оптимальности общения, показатели лидерства и изолированности в общении и др.

Кроме структурных показателей в системе межличностного общения следует выделить следующие содержательные характеристики: индивидуальный стиль общения, экспрессивность, экспансивность, направленность в содержании общения.

Успешность совместной деятельности, а также эмоциональное благополучие каждого члена группы зависит от индивидуального стиля общения. Это означает, что каждый человек отличается индивидуальными особенностями в общении, иначе, имеет и проявляет определенные поведенческие стереотипы в межличностном общении. В психологии имеется несколько классификаций стилей общения. В контексте проблемы межличностного общения как структурного компонента взаимодействия считаем целесообразным использовать подход, который предложен Н.А. Березовиным и Я.Л. Коломинским и адаптирован нами.

Известно, что содержание и (или) стиль общение может вызывать у любого человека положительные, отрицательные или амбивалентные переживания. Конечно, на первый взгляд, хочется определиться следующим образом: человек, который вызывает положительные переживания, заслуживает одобрения. Однако все психические феномены нежелательно рассматривать одномерно:

либо хорошо, либо плохо. Если дополнить характеристику переживаний по критерию "положительные - отрицательные" переживания характеристиками по критерию "конструктивные -деструктивные" переживания, то получим следующую модель:

конструктивные

переживания

 

Отрицательный Положительный

стиль общения стиль общения

 

Нейтрально-ситуативный

 

стиль общения

Отрицательные Положительные

переживания переживания