Педагогическое мастерство преподавателя психологии.

Педагогическое мастерство преподавателя психологии заключается в совокупности его педагогических способностей, его позитивного отношения к себе, учащимся (студентам), окружающему миру, наличия умений и навыков развивать обучающуюся личность содержанием психологических дисциплин и формами обучения. Критериев педагогического мастерства преподавателя множество с позиций различных теорий. Мы рассмотрим только те критерии, которые определяются закономерностями формирования педагогического мастерства.

Одной из закономерностей формирования педагогического мастерства является условия психического и личностного развития педагога. Мы в первую очередь выделяем биологические, социальные и психологические условия. Бесспорно, во многом определяет профессионального развития качества и свойства человека, обусловленные генотипом. В отечественной психологии их обозначают как задатки, предпосылки развития. На наш взгляд, многие структурные компоненты педагогических способностей, например, суггестивные способности, в большей мере передаются по наследству – невозможно то развить, чего у человека нет. Например, сколько бы не занимались развитием способностей обоняния, динамика будет не существенной, у человека данные анализаторы развиты от природы слабо.

Формирование профессионального мастерства во многом определяют социальные условия развития как в широком плане (уровень и формы отношений в обществе), так и в узком плане (содержание и формы межличностного взаимодействия в малых группах). В либеральном обществе больше возможностей для личностного развития, чем в демократическом обществе, и тем более, чем в авторитарном. При взаимодействии с лицами высокого уровня развития больше возможностей для профессионального роста, чем во взаимодействии с ограниченными в развитии людьми.

Определяющими условиями профессионального развития, конечно, являются психологические условия. В отечественной психологии эти условия определяются слишком кратко – активность самой личности. Фактически это означает, что профессионализм специалиста, как и его личностное развитие, полностью определяется тем, как он воспринимает, осознает и переживает все явления окружающего мира, в том числе и биологические, социальные и другие условия. Если человек и обладает педагогическими способностями, но не осознает это и конструктивно не переживает, вряд ли он достигнет педагогического мастерства. Также и с социальными условиями, если специалист не понимает сложившихся социальных условий в широком и узком планах, не осознает их и конструктивно не переживает, то условия сами по себе не будут способствовать профессиональному росту личности. Иначе, профессиональное мастерство может определяться социальной ситуацией психического и личностного развития. По Л.С. Выготскому, социальная ситуация развития есть совокупность внутренних и внешних условий, определяющих систему отношений человека к себе, другим людям, окружающему миру. Единицей социальной ситуации развития является переживание.

Следовательно, мир переживаний педагога определяет его профессиональное мастерство: конструктивное отношение педагога к себе, окружающим людям, в том числе и своим ученикам, и окружающему миру и является одним из критериев профессионального мастерства. Под конструктивными отношениями мы понимаем такие эмоционально окрашенные переживания, которые способствуют активности, направленной на дальнейшее профессиональное и личностное совершенствование.

Следующей закономерностью профессионального и личностного развития специалиста является его обусловленность потребностями и мотивами. Кроме естественных и духовных потребностей (иерархии потребностей, описанной А. Маслоу), необходимо учитывать и возрастные потребности педагога, которые, возникая на определенных периодах жизни, накладывают отпечаток на всю мотивационно-потребностную сферу личности. Удовлетворение потребностей всегда вызывает не только удовольствие, положительные эмоции, но и способствует возникновению новых, более высокого уровня потребностей, проявлению психических и личностных новообразований возраста, бесконфликтного протекания возрастных и других кризисов развития. Неудовлетворенность возрастных и других потребностей педагога может вызвать активность педагога, но такая компенсационная активность, как правило, не является конструктивной. Следовательно, следующим критерием профессионального мастерства педагога является удовлетворенность основных его потребностей. При этом, необходимо отметить, что если у педагога преобладают мотивы достижения успеха и он считает себя успешным человеком, то это может свидетельствовать о его высоком уровне профессионального мастерства. Если же у педагога доминируют мотивы избегания наказания, и он себя считает неудачником, то это признак низкого уровня профессионального мастерства.

Педагогическое мастерство во многом определяется уровнем развития педагогических способностей. Совокупность свойств (качеств) личности, которые определяют ее успех в педагогической деятельности, называют педагогическими способностями. В структуру педагогических способностей входят:

- коммуникативные способности, включающие в себя предрасположенность и умения эффективно общаться, строить и прогнозировать межличностные отношения, разрешать конфликтные ситуации и т.д.

- организаторские способности, включающие предрасположенность и умения организовать в нужный момент себя, других людей с целью достижения цели, решения задач;

- академические способности, включающие предрасположенность и умения учиться, видеть учебную дисциплину в целом, прогнозировать использование полученных знаний в будущем;

- суггестивные способности, включающие предрасположенность и умение внушать, влиять на людей, позитивно воздействовать на них;

- способность к эмпатии, включающая в себе предрасположенность и умение сочувствовать, сопереживать другим людям;

- педагогическая наблюдательность, включающая предрасположенность и умения адекватно воспринимать и рефлексировать отношения окружающих людей в процессе обучения и воспитания;

- гностические способности, включающие предрасположенность и умения исследовательской работы, так невозможно обучать и развивать личность, не изучая ее;

- артистические способности, включающие предрасположенность и умение убедительно играть роли, которые естественно вытекают из педагогической деятельности.

Кроме отмеченных способностей педагогу в определенной степени, возможно необходимо, владеть музыкальными, художественными и другими творческими способностями, которые способствуют успешности педагогической деятельности.

Следует заметить, что в определении способностей мы выделяем генетическую обусловленность их понятием предрасположенность и социальную сторону умения, которые можно развивать.

У педагога не все способности развиты в одинаковой мере, и недостаточное развитие одних педагог может компенсировать в деятельности наиболее развитыми способностями.

Кроме критериев педагогического мастерства, связанных с отмеченными закономерностями, которые лежат в основе профессионального роста, педагогическое мастерство включает в себя наличие у специалиста профессиональных знаний, умений и навыков.