Тема 7. Поиск нового формообразования в начале 20 века, и школы дизайна.
1. Какое историко-экономическое положение стран Европы и США было на данный период?
2.Какие причины обусловили поиск новых форм в дизайне?
3. Что такое Модерн в дизайне и его отличия от других направлений?
4. Характеризуйте ранний американский функционализм, и проследите его эволюцию.
5. Почему Чикагская архитектурная школа была ведущей в США?
6. Сравните функционализм в США, Европе и СССР.
7. Германский Веркбунд.
8. Характеризуйте художественный авангард в Европе начала XX века.
10 Дизайн в промышленности США, Европе и СССР плюсы и минусы.
Литература: Аронов
1. В.Р. Теоретические концепции зарубежного дизайна. -М.: ВНИИТЭ, 1992г.
2. Аронов В. и др. 100 дизайнеров Запада. - М.: ВНИИТЭ, 1994г.
3. Воронов Н.В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна. Том 1. -М.: Союз Дизайнеров России, 2001г
4. Иконников В.А. Зарубежная архитектура: от “новой” архитектуры до постмодернизма, М.: Стройиздат, 1980.
5. Кирилин Л.Л. Страницы истории, науки и техники. М., 1986
6. Михайлов С.М. История дизайна. Том 1,2. - М.: Союз Дизайнеров России, 2000г.
7. Современный дизайн и наследие ВХУТЕМАСа. Ред. С.О.Хан
Магомедов. М., 1982
8. Борисова Е.А., Стернин Г.Ю. Русский модерн, - М.: Сов. художник, 1990.
9. Семенов Н.Н. Наука и общество. М., 1973.
В течение данного курса обучения предоставляется реферат, в котором студент более подробно исследует выбранную самостоятельно тему в рамках этого курса. Работа ведется под руководством педагога.
Примерные темы рефератов:
1. Модерн. Творчество Ф. Шехтеля, Л. Тиффани, Рене Лалика, Гектора Гимара, Л. Бакста, А. Гауди (на выбор).
2. Конструктивизм В. Татлина.
3. Инженер В. Шухов.
4.Творчество А. Родченко и В. Степановой
5. Агитационное искусство Советской России.
6. Функционализм. Яркие представители. Творчество. (на выбор).
7. Социально – жилищное строительство после Первой Мировой войны.
8. Ч. Макинтош. Творчество.
9. История кино, фотографии. Новаторские приемы.
10. Творчество Ле Корбюзье.
11. История автомобилестроения.
12. Сравнительная характеристика изобразительного искусства и дизайна Германии и России накануне Второй Мировой войны.
13. Феномен французской культуры Арт – Деко.
14. История советского автомобильного дизайна (на примере одного из заводов ЗИЛ, АЗЛК, ГАЗ, ВАЗ).
15.Советские интерьеры 60 –х.
16. Традиции русского народного костюма в дизайне одежды советского периода.
17. Творчество итальянских дизайнеров Соттсаса, Занузо, Беллини.
18. Финский дизайн. (Традиции и современность). Творчество Аалто Алвара.
19. Структура дизайнерской фирмы. (Эргономика, менеджмент, и маркетинг, как основные части современной работы дизайнера).
20. Дизайн и экология. (Современный ландшафтный дизайн. Роль природного компонента в жизни современного общества).
21. «Хай – Тек» в архитектуре и дизайне. Авангардные технологии будущего.
22. Дизайн и мода. ( Изменчивость моды. Перспективные направления. Характеристика деятельности современного кутюрье.
23. Популярный – дизайн 60-х. (Творческие источники. Принципы и закономерности формообразования. Каноны).
24. Минимализм в современном графическом дизайне.
25. Постмодернизм в современном графическом дизайне.
IV. Формы промежуточного и итогового контроля:
Студенты должны пройти одну промежуточную аттестации, которая оценивается по текущим результатам (оценкой).
В процессе обучения студенты должны выступать на семинарских занятиях, задавать и отвечать на вопросы, сопровождать свои сообщения репродукциями и предоставить реферат.
Итоговый контроль – зачет.
Вопросы к зачету:
1. Раскройте дизайн как вид проектно – художественной деятельности.
2. Раскройте специфику проектно–художественной деятельности дизайнера.
3. Обоснуйте роль техники во взаимоотношениях человека и природы на различных этапах развития общества.
4. Раскройте технику как основной компонент материальной культуры.
5. Дайте описание технике и науке Античной эпохи.
6. Дайте описание техническим и научным достижениям древних римлян.
7. Раскройте ремесленное производство в средних веков.
8. Раскройте экономический и культурный расцвет Италии в эпоху Ренессанс.
9. Раскройте предпосылки создания машинной техники.
10. Раскройте суть научной революции XVII века.
11. Дайте описание проблематики дизайна при разделении искусства, ремесла, техники и зарождении промышленного производства.
12. Дайте описание Научно – техническим открытиям и изобретениям конца XVII – начала XIX.
13. Дайте описание всемирным промышленным выставкам.
14. Определите роль России в международных промышленных выставках.
15. Раскройте особенности промышленного развития России и проблемы художественно-промышленного образования в 19-20 вв.
16. Раскройте поиск нового формообразования в начале 20 века, и школы дизайна.
17. Раскройте идею Германа Метезиуса об «индустриальном формообразовании во взаимодействии с искусством, промышленностью и ремеслом».
18. Раскройте идею Петера Беренса. Сочетание художественной образности формы с её оригинальностью к функции и «технологической естественностью».
19. Раскройте теорию Хенри Ван де Вельде, о творческой индивидуальности художника и неприятии канона и типизации.
20. Раскройте принцип Луиса Салливана - «Форма определяется функцией».
21. Раскройте идею Адольфа Лооса. Рационализм против нефункциональных украшательств и орнаментализма.
22. Раскройте суть комплексных проектов Франка Ллойда Райта. «Форма и функция едины».
23. Дайте описание Школе дизайна в Ульме и идеи Томаса Мальдонадо. Форма, следующая за функцией.
24. Дайте описание целям, задачам и сути ВХУТЕМАС – ВХУТОИН.
25. Раскройте Арт –Деко.
26. Раскройте идеи Органичного дизайна в Европе.
27. Раскройте суть дизайна Третьего Рейха (Германия).
Раскройте особенности предвоенного дизайна в СССР.
Раскройте концепции коммерческого дизайна. Стайлинга, Уолтера Тига и Реймонда Лоуи.
28. Дайте описание предпосылкам и особенностям Германского возрождения функционализма.
29. Итальянское экономическое чудо. Стиль Оливетти.
30. Скандинавский дизайн.
31. Японский дизайн.
Дизайн – утопии.
32. Теоретические концепции отечественного дизайна второй половины XX века.
33.Дизайн и рекламные технологии.
34. Основы теории и методологии проектирования среды.