Вопрос. Государственный строй

Возникновение древнерусского государства. Общественный строй.(9-12)

Момент возникновения нельзя датировать точно, оно называлось Древнерусское Киевское государство. В 9 веке оно втянулось в международную торговлю, торговля проходила по водному пути, из варяг в греки. повесть временных лет сообщает «что по началу южные словянские племена платили дань хазарам, а северные варяги.

В данной повести написанно что славянские племена призвали княжить варяжских князей так как славяне воивали между собой и чтобы установить мир и порядок обратились к иноземным князьям. 862 год пришли на русь рюрик, трувор,синевус(новгород, изборск, белозерск)

Общественный строй. Феодальное общество было стратифицированно:рабы и холопы

Феодылы: князья, бояре, дружиники местная знать. Осуществляли гражданское управление и отвечали за военную организацию они были взаимно связанно системой вассалитета, собирали дань и судебные штрафы.

Духовенство; сыграло важную роль в укреплении отечественной государственности на начальном этапе. 988-принятия христианства. С этого времени князья стали практиковать раздачу земли церквям и монархиям.

Городское население; более 300 городов- это военные пункты, центр ремесла и торговли.

Крестьянство: основная масса являлись смерды

вопрос. Государственный строй

Киевская русь не была централизованным государством. Государство населяли различные племена, местные князья обязаны были участвовать со своей ратью в походах киевских князей.присутстввать на федальных съездах.

Во главе древне русского государства стоял великий князь ему принадлежала законная власть. Сосредоточил и исполнительную власть в своих руках, руководил войском. С другими странами существовали дипломатические связи. Власть переходит по наследству.

Первоначально в киевской руси применялась дисетинная система управления которая перешла от воинских подразделений, сотский тыятский.

3.Правовая система Древнерусского государства (9-12 в.в).

Источники права. Возникновение Древнерусского государства естественно сопровождалось формированием древнерусского права, исторически первым источником которого были правовые обычаи - нормы обычаев доклассового общества, санкционированные возникающим государством. Среди них можно встретить кровную месть, принцип талиона -"равным за равное". Совокупность этих норм летописи и иные древнейшие документы называют "Законом русским".

Первыми писанными памятниками древнерусского права, дошедшими до нас, были договоры Руси с Византией. Заключенные после успешных военных походов, эти договоры носили международно-правовой характер, но в них вместе с тем получили отражение нормы Закона русского. (Из этих договоров мы, собственно, и знаем об основном содержании древнерусского обычного права).

Княжеское законодательство как источник права появляется на Руси в Х в. Особое значение имеют уставы Владимира Святославича, Ярослава, которые внесли изменения в действующее финансовое, семейное и уголовное право. Наиболее же крупным памятником древнерусского права является Русская Правда, сохранившая свое значение и в последующие (за киевским) периоды отечественной истории.

Русская Правда составлялась на протяжении длительного времени (в Х1-Х11 вв.), но отдельные ее статьи уходят в языческую старину. Впервые ее текст был обнаружен В.Н.Татищевым в 1738 г. Сейчас известны более ста ее списков, значительно отличающихся друг от друга и по объему, и по структуре, да и по содержанию. Правовой памятник принято делить на три редакции (большие группы статей, объединенные хронологически и смысловым содержанием): Краткую, Пространную и Сокращенную. В Краткую редакцию входят две составные части: Правда Ярослава (или Древнейшая) и Правда Ярославичей - сыновей Ярослава Мудрого. Правда Ярослава включает первые 18 статей Краткой редакции и целиком посвящена уголовному праву. Скорее всего, она была составлена тогда, когда шла борьба за киевский престол между Ярославом и его братом Святополком (1015-1019 гг.). Наемная варяжская дружина Ярослава расправилась с новгородцами, положив тем самым начало затяжному и невыгодному для Ярослава конфликту. Стремясь задобрить новгородцев, он и "дал" им Правду, повелев им "по ее грамоте ходите".

Правда Ярославичей включает следующие два десятка статей Краткой редакции (так называемый Академический список). Как явствует из ее заголовка, сборник разрабатывался тремя сыновьями Ярослава Мудрого при участии ближайшего окружения. Составление текста относится примерно к середине XI в. Со второй половины того же столетия стала формироваться Пространная редакция, сложившаяся в окончательном варианте в XII в. По уровню разработки правовых институтов это уже следующий этап в развитии древнерусского права, хотя наряду с новыми постановлениями Пространная Правда включает и видоизмененные нормы Краткой редакции. В ней представлено уголовное и наследственное право, основательно разработан правовой статус различных категорий населения. К XIII-XIV вв. относится возникновение Сокращенной редакции, которая представляет собой выборку из статей Пространной Правды, приспособленных для регулирования более развитых общественных отношений периода политической раздробленности на Руси.

Кроме Русской Правды, которая стояла в центре правовой системы Древнерусского государства, в эпоху Киевской Руси из правовых источников были известны церковные уставы князей Владимира и Ярослава Мудрого, от которых пошла история церковного законодательства, а также статьи из правовых сборников других славянских народов. Использовался, например, "Закон Судный людем" из Болгарии. Значение имели и Кормчие книги -византийские сборники церковно-гражданских постановлений, большей частью относящиеся к области семейно-брачного права.

Вся совокупность правовых обычаев и законов, действовавших на Руси, создавала основу для довольно развитой системы древнерусского права. Как и всякое феодальное право, оно было правом-привилегией, т.е. закон предусматривал неравноправие людей, принадлежавших к разным социальным группам. Так, холоп не имел почти никаких прав. Весьма ограниченной была правоспособность смердов, тем более закупов. Зато права и привилегии верхушки феодального общества закон брал под усиленную защиту.