Модель спроса и модель предложения. Ценовые и неценовые факторы спроса и предложения. Образование равновесной рыночной цены.

Вопросы для междисциплинарного государственного экзамена

Для выпускников специальности «Экономика и управление на предприятии»

Экономическая теория

1. Модель спроса и модель предложения. Ценовые и неценовые факторы спроса и предложения. Образование равновесной рыночной цены.

2. Эластичность спроса и предложения: ценовая эластичность спроса; факторы эластичности; эластичность спроса по доходу; перекрестная эластичность спроса; факторы эластичности предложения.

3. Основные модели рынка: совершенная конкуренция и несовершенная конкуренция (монополистическая конкуренция, олигополия; чистая монополия). Виды монополий, антимонопольное законодательство.

4. Издержки производства, их виды и взаимосвязь с объемом выпуска продукции.

5. Оптимизация объема производства и максимизация прибыли фирмы в условиях совершенной конкуренции. Точка нулевой прибыли и точка прекращения производства на кривой предложения фирмы в условиях совершенной конкуренции.

6. Максимизация прибыли фирмы в условиях несовершенной конкуренции.

7. Образование рыночных цен на факторы производства и распределение доходов в рыночной экономике.

8. Результаты национального производства: ВВП, ЧНП и др. показатели. Два метода измерения общественного продукта: «поток товаров» и «поток доходов». Элементы системы национальных счетов (СНС).

9. Система государственных финансов. Государственный бюджет. Фискальная политика. Механизм действия фискальной политики: встроенные стабилизаторы и дискреционная фискальная политика.

10. Кредитная система. Спрос и предложение на денежном рынке. Равновесный процент. Понятие и виды кредита.

11. Двухуровневая банковская система. Центральный банк и его функции. Коммерческие банки, их операции и виды деятельности.

12. Кредитно-денежная политика государства. Инструменты денежно-кредитной политики.

13. Сущность инфляции. Причины и механизм инфляции в рыночной экономике. Измерение инфляции. Кривая Филлипса. Социальные и экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика.

14. Рынок труда и проблемы безработицы. Основные виды и причины безработицы.

15. Циклический характер экономического развития. Государственное регулирование экономического роста. Антициклическая политика.

Модель спроса и модель предложения. Ценовые и неценовые факторы спроса и предложения. Образование равновесной рыночной цены.

 

Спрос – это количество товара, которое потребители готовы и в состоянии купить при каждом возможном уровне цен в течение определённого периода времени.

Согласно закону спроса при прочих равных условиях снижение цены ведёт к увеличению спроса и наоборот. Другими словами существует обратная зависимость между ценой и величиной спроса.

Кривая спроса выглядит следующим образом:

Необходимо различать «спрос» (вся кривая) и «величину спроса» (параметр одной точки кривой на оси Х).

Таким образом, движение вдоль кривой от одной точки к другой показывает изменение величины спроса, происходящее под воздействием ценового фактора.

 

 

Кроме цены на спрос влияют неценовые факторы, которые приводят к сдвигу кривой спроса.

К неценовым факторам спроса относятся:

- изменение дохода потребителя;

- реклама;

- изменение ожиданий потребителей;

- изменение цен на взаимозаменяемые и взаимодополняющие товары;

- изменение вкусов и предпочтений потребителей;

- сезонность и др.

 

Предложение – это количество продукта, которое производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке при каждом возможном уровне цен в течение определённого периода времени.

Желание производить данный товар или заниматься данным видом деятельности определяется квалификацией, опытом, интересом к данному делу и т.п.

Возможность ограничена рыночным спросом и наличием барьеров на пути вхождения в данный вид деятельности (юридических и экономических).

Согласно закону предложения при прочих равных условиях рост цен ведёт к росту объёма предложения и наоборот. Другими словами существует прямая зависимость между ценой и величиной предложения.

Кривая предложения выглядит следующим образом:

Движение вдоль кривой предложения от одной точки к другой отражает изменение объёма предложения, вызванное только изменением цены.

 

 

В ряде случаев происходит сдвиг кривой предложения, это означает, что под воздействием неценовых факторов происходит изменение предложения.

К неценовым факторам предложения относятся:

- цены на ресурсы;

- характер применяемой технологии;

- величина налоговых ставок;

- дотации;

- ожидание продавцов;

- природные катастрофы;

- политические факторы и др.

 

Равновесие на рынке образуется в случае совпадения интересов продавцов и покупателей.

Точка О – точка равновесия, спрос в этой точке равен предложению.

Это динамическое равновесие, которое постоянно нарушается и восстанавливается в результате соответствующей реакции покупателей и продавцов на отклонение цены от равновесного уровня.

Ситуация равновесия меняется в результате действия неценовых факторов со стороны спроса и (или) предложения.

 

В том случае, если рыночная цена отклоняется от равновесной, на рынке может образовываться избыток или дефицит товаров.

 

 

Эластичность спроса и предложения: ценовая эластичность спроса; факторы эластичности; эластичность спроса по доходу; перекрестная эластичность спроса; факторы эластичности предложения.

 

Потребитель и производитель чувствительны к изменению рыночной цены. Степень реакции одной величины на изменение другой показывает эластичность спроса или предложения.

Для определения этой величины используют коэффициент эластичности – это отношение процентного изменения одной величины к процентному изменению другой величины.

Эластичность спроса

Различают три вида эластичности спроса:

1. эластичность спроса по цене (ценовая);

2. эластичность спроса по доходу;

3. перекрёстная эластичность спроса.

Эластичность спроса по цене

Эластичность спроса по цене характеризует степень реакции объема спроса (объема продаж) на изменение рыночной цены.

Коэффициент эластичности спроса: (всегда величина отрицательная):

Различают пять вариантов ценовой эластичности спроса.

1. абсолютно эластичный спрос Ед = ∞ (любое количество продукции продается по данной цене)

2. абсолютно неэластичный спрос Ед = 0 (потребители не реагируют на изменение цены)

3. спрос единичной эластичности Ед = 1 (изменение цены вызывают такие же изменение в спросе)

4. эластичный спрос Ед > 1 (незначительные изменения цены вызывают значительные изменения в объёме спроса)

5. неэластичный спрос Ед < 1 (значительные изменения цены вызывают незначительные изменения в объёме спроса).

Факторы ценовой эластичности спроса:

- наличие доступных и равноценных заменителей;

- значимость товара для потребителя (предмет первой необходимости или предмет роскоши);

- удельный вес расходов на данный товар в доходе потребителя;

- временные рамки, в пределах которых принимается решение о покупке;

- размеры запаса данного товара у потребителя.

Эластичность спроса по доходу

Эластичность спроса по доходу – степень реакции объёма спроса на товар в зависимости от изменения дохода потребителя.

Возможны следующие варианты:

1) Еу > 0 – нормальный товар;

2) Еу < 0 – низкокачественные товары;

3) Еу = 0 – товары первой необходимости.

 

Перекрёстная эластичность спроса.

Перекрестная эластичность спроса – влияние изменения цен на товар А на спрос на товар В.

Возможны следующие варианты:

1) Еcross > 0 – взаимозаменяемые товары.

2) Еcross < 0 – взаимодополняющие товары;

3) Есross = 0 – независимые товары.

Эластичность предложения

Эластичность предложения – это степень изменения в количестве предлагаемого товара в ответ на изменение его рыночной цены.

 

1) Es = ∞ – абсолютно эластичноое предложение

2) Еs = 0 – абсолютно неэластичное предложение

3) Еs = 1 – предложение единичной эластичности

4) Еs > 1 – эластичное предложение

5) Еs < 1 – неэластичное предложение.

 

Факторы эластичности предложения:

- возможность быстро изменять масштабы производства;

- редкость ресурса;

- характер продукции;

- фактор времени (период в течение, которого производители имеют возможность приспосабливаться к изменению цены и изменять объёмы предложения).

В зависимости от фактора времени различают три временных периода:

1. Кратчайший (мгновенный) – настолько мал, что производители не успевают отреагировать на изменение рыночной цены. Все факторы производства неизменны, вследствие чего предложение абсолютно неэластично.

2. Короткий – производительные мощности остаются неизменными, но может изменяться интенсивность их использования, т. е. переменными становятся некоторые факторы производства, следовательно, предложение неэластично.

3. Долгосрочный – достаточный для изменения производственных мощностей организации новых предприятий, т. е. переменными становятся все факторы производства, предложение эластично.

 

Основные модели рынка: совершенная конкуренция и несовершенная конкуренция (монополистическая конкуренция, олигополия; чистая монополия). Виды монополий, антимонопольное законодательство.

 

Рыночная конкуренция – это борьба за ограниченный спрос потребителя, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.

В ходе конкурентной борьбы рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. В условиях рыночной экономики, конкуренция является важным механизмом экономических связей между потребителями и производителями. Конкуренция обеспечивает немалый экономический эффект, стимулируя снижение цен, повышения качества, расширение ассортимента выпускаемой продукции, внедрение научно-технических достижений.

Существует ценовая и неценовая конкуренция. При ценовой конкуренции в качестве главного способа борьбы за большую долю рынка используется механизм снижения цен. Неценовая конкуренция предполагает повышение потребительской ценности товара (повышение качества, улучшение сервиса, рекламы и т.д.).

По степени развития конкуренции выделяют два основных типа рынка:

1. рынок совершенной конкуренции

2. рынок несовершенной конкуренции

- монополистическая конкуренция;

- олигополия;

- монополия.

 

Характерная черта Совершенная (чистая) конкуренция Несовершенная конкуренция
Монополистическая конкуренция Олигополия Чистая монополия
Число фирм очень большое количество много от 3 до 8 классическая (жёсткая) – 3-4 фирмы; мягкая (аморфная) – 6-8 фирм одна
Тип продукции однородная (гомогенная) стандартная дифференцированная, есть заменители стандартная или дифференцированная (зависит от отрасли) уникальная, близких заменителей нет
Возможность контроля над рыночной ценой отсутствует, для каждого производителя цена – величина, данная рынком ограничена относительно узкими рамками (зависит от эластичности спроса на данный товар) ограничена взаимозависимостью, значительна при тайном сговоре значительная
Условия вступления в отрасль (барьеры) экономические барьеры отсутствуют, рынок «прозрачен», возможен свободный вход в отрасль и выход из нее невысокие экономические барьеры (предпочтения потребителей, эффект жизненного цикла товара и др.) высокие экономические барьеры (высокая стоимость выхода на рынок, эффект масштаба, доступ к ресурсам и каналам распределения, патентная защита и др.) непреодолимые экономические и юридические барьеры, доступ в отрасль закрыт
Основные виды конкурентной борьбы конкуренция «выживания» в равных для всех условиях ценовая конкуренция, неценовая конкуренция (качество, новизна, реклама и др.) неценовая конкуренция: - для отраслей с однородной продукцией – технологическая конкуренция (за снижение издержек), - для отраслей с дифференцированной продукцией – конкуренция качества, реклама, новизна и др. конкурентная борьба отсутствует;   информационная реклама для потребителей;   связь со средствами массовой информации
Примеры отраслей некоторые отрасли сельского хозяйства (пшеница, хлопок, технические культуры и др.), торговля акциями на открытой бирже розничная торговля, услуги, производство потребительских товаров, строительство и др. производство стали, подшипников, добыча и переработка нефти (однородная продукция), производство автомобилей (дифференцированная продукция) муниципальные предприятия, городской водопровод, теплосети и электросети, местная телефонная станция и т.п.

 

При рассмотрении таблицы имеется в виду, что границы между различными моделями рынка условны, размыты, существует множество переходных вариантов и форм.

Различают три вида монополий:

- естественные монополии – технологические особенности таковы, что единственный производитель обслуживает рынок более эффективно, чем это способны сделать несколько конкурирующих между собой фирм;

- искусственные монополии – образуются на основе сговора и подавляют конкурентов с помощью патентов, лицензий и т. д.;

- случайные монополии – образуются в результате ограниченного во времени превышения спроса на предложение, т. е. когда фирма находит свою уникальную рыночную нишу.

Все виды конкуренции и монополии в реальной экономике сосуществуют рядом, тесно переплетаются и находятся в постоянном развитии. Неправомерно ставить вопрос таким образом, что совершенная конкуренция – это хорошо, а монополия – это всегда плохо. Каждый тип рынка естественно складывается и наиболее эффективно функционирует в «своей нише» экономики.

Можно отметить некоторые положительные стороны несовершенной конкуренции в виде олигополии или даже монополии. В современных отраслях промышленности некоторые фирмы вырываются вперед благодаря своим нововведениям, эффективной технологии и обладают значительным контролем над рынком и ценами. Свои монопольные прибыли такая фирма снова вкладывает в дальнейшие исследования и оказывается, таким образом, способной идти впереди своих соперников, постоянно накапливая результаты и успехи. Монопольную прибыль можно расценивать, в данном случае, как добровольную плату общества за их риск и новаторство.

В антимонополистическом законодательстве большинства западных стран преобладает «доктрина рациональности». Акценты смещаются от осуждения монополии, как таковой, к объективному определению последствий монополизаций рынков, методов ценовой и неценовой конкуренции с точки зрения их воздействия на эффективность экономики, влияние на конкуренцию в общенациональном масштабе.

Таким образом, главный принцип антимонополистического законодательства состоит в том, что основным признаком монополии признаётся не крупный размер компании сам по себе и даже не большая величина контролируемого ею рынка, а наличие у компании монопольных намерений и достаточность рыночной власти для их осуществления.

Под монополией здесь понимается политика ограничения конкуренции в ее различных видах, прежде всего в виде воздействия на цены.

При рассмотрении большинства дел о нарушении антитрестовских законов решающими становятся доказательства наличия монопольной власти.

В связи с этим огромную роль играет определение рынка и в географическом и в продуктовом планах (более широко или узко с учетом товаров- субститутов) – релевантного рынка. В зависимости от определения рынка меняется и доля на нем данной компании и интенсивность конкуренции.

Важное место в антимонопольных делах занимают вопросы слияний компаний, которые могут быть:

- горизонтальными – объединение фирм конкурентов;

- вертикальными – объединение фирм бывших в отношениях продавца и покупателя;

- конгломератные – все остальные случаи.

Противозаконными чаще всего признаются горизонтальные слияния.

Большинство антимонопольных дел направлено против сговора компаний о проведении единой рыночной политики (о фиксированных ценах, дележе рынков сбыта, бойкоте какого-либо контрагента – поставщика или дилера и т.п.).

Первые антимонопольные законы были приняты в США: в 1890 г. – закон Шермана и в 1914 г. – закон Клэйтона.

Главная особенность монополизации Российского рынка состоит в том, что она сложилась как наследница государственного монополизма социалистической экономики. То есть сознательно создавался только один производитель. Следовательно, применение антимонопольной политики и содержание антимонопольных законов должно учитывать эти особенности.

Демонополизация российской экономики возможна только вместе с развитием рыночного механизма и его конкурентной основы. Возможны три варианта демонополизации:

- прямое разделение монопольных структур;

- иностранная конкуренция;

- создание новых предприятий.

Следует еще добавить, что, осуществляя демонополизацию, необходимо четко очертить зоны естественной монополии, которые не должны быть при этом затронуты. Это зоны контролируемых цен и деятельности командных структур государства.