Модель спроса и модель предложения. Ценовые и неценовые факторы спроса и предложения. Образование равновесной рыночной цены.
Вопросы для междисциплинарного государственного экзамена
Для выпускников специальности «Экономика и управление на предприятии»
Экономическая теория
1. Модель спроса и модель предложения. Ценовые и неценовые факторы спроса и предложения. Образование равновесной рыночной цены.
2. Эластичность спроса и предложения: ценовая эластичность спроса; факторы эластичности; эластичность спроса по доходу; перекрестная эластичность спроса; факторы эластичности предложения.
3. Основные модели рынка: совершенная конкуренция и несовершенная конкуренция (монополистическая конкуренция, олигополия; чистая монополия). Виды монополий, антимонопольное законодательство.
4. Издержки производства, их виды и взаимосвязь с объемом выпуска продукции.
5. Оптимизация объема производства и максимизация прибыли фирмы в условиях совершенной конкуренции. Точка нулевой прибыли и точка прекращения производства на кривой предложения фирмы в условиях совершенной конкуренции.
6. Максимизация прибыли фирмы в условиях несовершенной конкуренции.
7. Образование рыночных цен на факторы производства и распределение доходов в рыночной экономике.
8. Результаты национального производства: ВВП, ЧНП и др. показатели. Два метода измерения общественного продукта: «поток товаров» и «поток доходов». Элементы системы национальных счетов (СНС).
9. Система государственных финансов. Государственный бюджет. Фискальная политика. Механизм действия фискальной политики: встроенные стабилизаторы и дискреционная фискальная политика.
10. Кредитная система. Спрос и предложение на денежном рынке. Равновесный процент. Понятие и виды кредита.
11. Двухуровневая банковская система. Центральный банк и его функции. Коммерческие банки, их операции и виды деятельности.
12. Кредитно-денежная политика государства. Инструменты денежно-кредитной политики.
13. Сущность инфляции. Причины и механизм инфляции в рыночной экономике. Измерение инфляции. Кривая Филлипса. Социальные и экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика.
14. Рынок труда и проблемы безработицы. Основные виды и причины безработицы.
15. Циклический характер экономического развития. Государственное регулирование экономического роста. Антициклическая политика.
Модель спроса и модель предложения. Ценовые и неценовые факторы спроса и предложения. Образование равновесной рыночной цены.
Спрос – это количество товара, которое потребители готовы и в состоянии купить при каждом возможном уровне цен в течение определённого периода времени.
Согласно закону спроса при прочих равных условиях снижение цены ведёт к увеличению спроса и наоборот. Другими словами существует обратная зависимость между ценой и величиной спроса.
Кривая спроса выглядит следующим образом:
Необходимо различать «спрос» (вся кривая) и «величину спроса» (параметр одной точки кривой на оси Х).
Таким образом, движение вдоль кривой от одной точки к другой показывает изменение величины спроса, происходящее под воздействием ценового фактора.
Кроме цены на спрос влияют неценовые факторы, которые приводят к сдвигу кривой спроса.
К неценовым факторам спроса относятся:
- изменение дохода потребителя;
- реклама;
- изменение ожиданий потребителей;
- изменение цен на взаимозаменяемые и взаимодополняющие товары;
- изменение вкусов и предпочтений потребителей;
- сезонность и др.
Предложение – это количество продукта, которое производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке при каждом возможном уровне цен в течение определённого периода времени.
Желание производить данный товар или заниматься данным видом деятельности определяется квалификацией, опытом, интересом к данному делу и т.п.
Возможность ограничена рыночным спросом и наличием барьеров на пути вхождения в данный вид деятельности (юридических и экономических).
Согласно закону предложения при прочих равных условиях рост цен ведёт к росту объёма предложения и наоборот. Другими словами существует прямая зависимость между ценой и величиной предложения.
Кривая предложения выглядит следующим образом:
Движение вдоль кривой предложения от одной точки к другой отражает изменение объёма предложения, вызванное только изменением цены.
В ряде случаев происходит сдвиг кривой предложения, это означает, что под воздействием неценовых факторов происходит изменение предложения.
К неценовым факторам предложения относятся:
- цены на ресурсы;
- характер применяемой технологии;
- величина налоговых ставок;
- дотации;
- ожидание продавцов;
- природные катастрофы;
- политические факторы и др.
Равновесие на рынке образуется в случае совпадения интересов продавцов и покупателей.
Точка О – точка равновесия, спрос в этой точке равен предложению.
Это динамическое равновесие, которое постоянно нарушается и восстанавливается в результате соответствующей реакции покупателей и продавцов на отклонение цены от равновесного уровня.
Ситуация равновесия меняется в результате действия неценовых факторов со стороны спроса и (или) предложения.
В том случае, если рыночная цена отклоняется от равновесной, на рынке может образовываться избыток или дефицит товаров.
Эластичность спроса и предложения: ценовая эластичность спроса; факторы эластичности; эластичность спроса по доходу; перекрестная эластичность спроса; факторы эластичности предложения.
Потребитель и производитель чувствительны к изменению рыночной цены. Степень реакции одной величины на изменение другой показывает эластичность спроса или предложения.
Для определения этой величины используют коэффициент эластичности – это отношение процентного изменения одной величины к процентному изменению другой величины.
Эластичность спроса
Различают три вида эластичности спроса:
1. эластичность спроса по цене (ценовая);
2. эластичность спроса по доходу;
3. перекрёстная эластичность спроса.
Эластичность спроса по цене
Эластичность спроса по цене характеризует степень реакции объема спроса (объема продаж) на изменение рыночной цены.
Коэффициент эластичности спроса: (всегда величина отрицательная):
Различают пять вариантов ценовой эластичности спроса.
1. абсолютно эластичный спрос Ед = ∞ (любое количество продукции продается по данной цене)
2. абсолютно неэластичный спрос Ед = 0 (потребители не реагируют на изменение цены)
3. спрос единичной эластичности Ед = 1 (изменение цены вызывают такие же изменение в спросе)
4. эластичный спрос Ед > 1 (незначительные изменения цены вызывают значительные изменения в объёме спроса)
5. неэластичный спрос Ед < 1 (значительные изменения цены вызывают незначительные изменения в объёме спроса).
Факторы ценовой эластичности спроса:
- наличие доступных и равноценных заменителей;
- значимость товара для потребителя (предмет первой необходимости или предмет роскоши);
- удельный вес расходов на данный товар в доходе потребителя;
- временные рамки, в пределах которых принимается решение о покупке;
- размеры запаса данного товара у потребителя.
Эластичность спроса по доходу
Эластичность спроса по доходу – степень реакции объёма спроса на товар в зависимости от изменения дохода потребителя.
Возможны следующие варианты:
1) Еу > 0 – нормальный товар;
2) Еу < 0 – низкокачественные товары;
3) Еу = 0 – товары первой необходимости.
Перекрёстная эластичность спроса.
Перекрестная эластичность спроса – влияние изменения цен на товар А на спрос на товар В.
Возможны следующие варианты:
1) Еcross > 0 – взаимозаменяемые товары.
2) Еcross < 0 – взаимодополняющие товары;
3) Есross = 0 – независимые товары.
Эластичность предложения
Эластичность предложения – это степень изменения в количестве предлагаемого товара в ответ на изменение его рыночной цены.
1) Es = ∞ – абсолютно эластичноое предложение
2) Еs = 0 – абсолютно неэластичное предложение
3) Еs = 1 – предложение единичной эластичности
4) Еs > 1 – эластичное предложение
5) Еs < 1 – неэластичное предложение.
Факторы эластичности предложения:
- возможность быстро изменять масштабы производства;
- редкость ресурса;
- характер продукции;
- фактор времени (период в течение, которого производители имеют возможность приспосабливаться к изменению цены и изменять объёмы предложения).
В зависимости от фактора времени различают три временных периода:
1. Кратчайший (мгновенный) – настолько мал, что производители не успевают отреагировать на изменение рыночной цены. Все факторы производства неизменны, вследствие чего предложение абсолютно неэластично.
2. Короткий – производительные мощности остаются неизменными, но может изменяться интенсивность их использования, т. е. переменными становятся некоторые факторы производства, следовательно, предложение неэластично.
3. Долгосрочный – достаточный для изменения производственных мощностей организации новых предприятий, т. е. переменными становятся все факторы производства, предложение эластично.
Основные модели рынка: совершенная конкуренция и несовершенная конкуренция (монополистическая конкуренция, олигополия; чистая монополия). Виды монополий, антимонопольное законодательство.
Рыночная конкуренция – это борьба за ограниченный спрос потребителя, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.
В ходе конкурентной борьбы рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. В условиях рыночной экономики, конкуренция является важным механизмом экономических связей между потребителями и производителями. Конкуренция обеспечивает немалый экономический эффект, стимулируя снижение цен, повышения качества, расширение ассортимента выпускаемой продукции, внедрение научно-технических достижений.
Существует ценовая и неценовая конкуренция. При ценовой конкуренции в качестве главного способа борьбы за большую долю рынка используется механизм снижения цен. Неценовая конкуренция предполагает повышение потребительской ценности товара (повышение качества, улучшение сервиса, рекламы и т.д.).
По степени развития конкуренции выделяют два основных типа рынка:
1. рынок совершенной конкуренции
2. рынок несовершенной конкуренции
- монополистическая конкуренция;
- олигополия;
- монополия.
Характерная черта | Совершенная (чистая) конкуренция | Несовершенная конкуренция | ||
Монополистическая конкуренция | Олигополия | Чистая монополия | ||
Число фирм | очень большое количество | много | от 3 до 8 классическая (жёсткая) – 3-4 фирмы; мягкая (аморфная) – 6-8 фирм | одна |
Тип продукции | однородная (гомогенная) стандартная | дифференцированная, есть заменители | стандартная или дифференцированная (зависит от отрасли) | уникальная, близких заменителей нет |
Возможность контроля над рыночной ценой | отсутствует, для каждого производителя цена – величина, данная рынком | ограничена относительно узкими рамками (зависит от эластичности спроса на данный товар) | ограничена взаимозависимостью, значительна при тайном сговоре | значительная |
Условия вступления в отрасль (барьеры) | экономические барьеры отсутствуют, рынок «прозрачен», возможен свободный вход в отрасль и выход из нее | невысокие экономические барьеры (предпочтения потребителей, эффект жизненного цикла товара и др.) | высокие экономические барьеры (высокая стоимость выхода на рынок, эффект масштаба, доступ к ресурсам и каналам распределения, патентная защита и др.) | непреодолимые экономические и юридические барьеры, доступ в отрасль закрыт |
Основные виды конкурентной борьбы | конкуренция «выживания» в равных для всех условиях | ценовая конкуренция, неценовая конкуренция (качество, новизна, реклама и др.) | неценовая конкуренция: - для отраслей с однородной продукцией – технологическая конкуренция (за снижение издержек), - для отраслей с дифференцированной продукцией – конкуренция качества, реклама, новизна и др. | конкурентная борьба отсутствует; информационная реклама для потребителей; связь со средствами массовой информации |
Примеры отраслей | некоторые отрасли сельского хозяйства (пшеница, хлопок, технические культуры и др.), торговля акциями на открытой бирже | розничная торговля, услуги, производство потребительских товаров, строительство и др. | производство стали, подшипников, добыча и переработка нефти (однородная продукция), производство автомобилей (дифференцированная продукция) | муниципальные предприятия, городской водопровод, теплосети и электросети, местная телефонная станция и т.п. |
При рассмотрении таблицы имеется в виду, что границы между различными моделями рынка условны, размыты, существует множество переходных вариантов и форм.
Различают три вида монополий:
- естественные монополии – технологические особенности таковы, что единственный производитель обслуживает рынок более эффективно, чем это способны сделать несколько конкурирующих между собой фирм;
- искусственные монополии – образуются на основе сговора и подавляют конкурентов с помощью патентов, лицензий и т. д.;
- случайные монополии – образуются в результате ограниченного во времени превышения спроса на предложение, т. е. когда фирма находит свою уникальную рыночную нишу.
Все виды конкуренции и монополии в реальной экономике сосуществуют рядом, тесно переплетаются и находятся в постоянном развитии. Неправомерно ставить вопрос таким образом, что совершенная конкуренция – это хорошо, а монополия – это всегда плохо. Каждый тип рынка естественно складывается и наиболее эффективно функционирует в «своей нише» экономики.
Можно отметить некоторые положительные стороны несовершенной конкуренции в виде олигополии или даже монополии. В современных отраслях промышленности некоторые фирмы вырываются вперед благодаря своим нововведениям, эффективной технологии и обладают значительным контролем над рынком и ценами. Свои монопольные прибыли такая фирма снова вкладывает в дальнейшие исследования и оказывается, таким образом, способной идти впереди своих соперников, постоянно накапливая результаты и успехи. Монопольную прибыль можно расценивать, в данном случае, как добровольную плату общества за их риск и новаторство.
В антимонополистическом законодательстве большинства западных стран преобладает «доктрина рациональности». Акценты смещаются от осуждения монополии, как таковой, к объективному определению последствий монополизаций рынков, методов ценовой и неценовой конкуренции с точки зрения их воздействия на эффективность экономики, влияние на конкуренцию в общенациональном масштабе.
Таким образом, главный принцип антимонополистического законодательства состоит в том, что основным признаком монополии признаётся не крупный размер компании сам по себе и даже не большая величина контролируемого ею рынка, а наличие у компании монопольных намерений и достаточность рыночной власти для их осуществления.
Под монополией здесь понимается политика ограничения конкуренции в ее различных видах, прежде всего в виде воздействия на цены.
При рассмотрении большинства дел о нарушении антитрестовских законов решающими становятся доказательства наличия монопольной власти.
В связи с этим огромную роль играет определение рынка и в географическом и в продуктовом планах (более широко или узко с учетом товаров- субститутов) – релевантного рынка. В зависимости от определения рынка меняется и доля на нем данной компании и интенсивность конкуренции.
Важное место в антимонопольных делах занимают вопросы слияний компаний, которые могут быть:
- горизонтальными – объединение фирм конкурентов;
- вертикальными – объединение фирм бывших в отношениях продавца и покупателя;
- конгломератные – все остальные случаи.
Противозаконными чаще всего признаются горизонтальные слияния.
Большинство антимонопольных дел направлено против сговора компаний о проведении единой рыночной политики (о фиксированных ценах, дележе рынков сбыта, бойкоте какого-либо контрагента – поставщика или дилера и т.п.).
Первые антимонопольные законы были приняты в США: в 1890 г. – закон Шермана и в 1914 г. – закон Клэйтона.
Главная особенность монополизации Российского рынка состоит в том, что она сложилась как наследница государственного монополизма социалистической экономики. То есть сознательно создавался только один производитель. Следовательно, применение антимонопольной политики и содержание антимонопольных законов должно учитывать эти особенности.
Демонополизация российской экономики возможна только вместе с развитием рыночного механизма и его конкурентной основы. Возможны три варианта демонополизации:
- прямое разделение монопольных структур;
- иностранная конкуренция;
- создание новых предприятий.
Следует еще добавить, что, осуществляя демонополизацию, необходимо четко очертить зоны естественной монополии, которые не должны быть при этом затронуты. Это зоны контролируемых цен и деятельности командных структур государства.