ВОПРОС 48. Российская психология в советский период (40-70г)
После завершения дискуссии о роли и значении физиологического учения И.П. Павлова для познания психических явлений начинается относительно спокойный, с точки зрения политического и идеологического воздействия на психологию, период ее развития. Изменения, произошедшие в политической жизни страны во времена "хрущевской оттепели", способствовали тому, что идеологическое давление и контроль за наукой перестал быть столь жесткими, как это было в первое послевоенное десятилетие. Тем самым были созданы условия для интенсивного поступательного развития психологической науки.
· Этот период в истории советской психологии характеризуется:
o активным включением психологии в решение практических задач;
o расширением исследовательского проблемного поля и ростом прикладной ориентированности проводимых исследований;
o формированием новых научных направлений и усилением связи с другими науками;
o развитием комплексного подхода в познании психической реальности и разработкой системной методологии психологических исследований;
o укреплением организационной и материально-технической базы психологии;
o постановкой новых теоретических проблем и разработкой категориально-понятийного аппарата психологии.
Важным направлением и результатом развития психологии в анализируемый период являлось углубление и конкретизация теоретических и методологических оснований психологии как науки.
Подводя итоги данному периоду развития психологии в СССР, необходимо подчеркнуть, что перестройка психологии на основе павловского учения способствовала более четкой разработке методологических оснований психологии, появлению новых психофизиологических подходов и теорий, определению специфических методов изучения психических явлений. В конечном итоге психологии удалось отстоять свою независимость от претензий физиологии высшей нервной деятельности.