ВОПРОС 35. Психологические взгляды К.Н.Корнилова и П.П. Блонского.

Автор биогенетической концепции П.П. Блонский утверждал, что в своем онтогенезе ребенок воспроизводит основные этапы биологической и исторической эволюции человечества.
Несмотря на спорность отдельных аспектов этого подхода, благодаря ему в психологии утверждалась идея развития, ставшая одним из методологических оснований не только педологии, но и всей современной психологической науки.

Определяя психологию как науку о поведении, П.П. Блонский не исключал из нее сознания. Высказывая отрицательное отношение к субъективной психологии, он критиковал и вульгарную объективную психологию. Последняя, по его словам, игнорировала субъективные состояния и доходила до отрицания самой себя, до замены себя рефлексологией или физиологией больших полушарий. Только поверхностным знанием психологии поведения, говорил он, можно утверждать то, что «мы отрицаем существование сознания и так называемых психических явлений и что мы — течение, тождественное с рефлексологией».

Традиционная идеалистическая психология рассматривала человека как какое-то неизменное существо, которое достаточно изобразить в его настоящем состоянии. Подвергая критике такой глубоко ошибочный взгляд на человека, Блонский указывал, что общество все время развивается и поведение человека есть функция поведения окружающего его общества. Поведение каждого отдельного человека и любое психическое явление должны изучаться в развитии, генетически, исторически. «Таким образом, научная психология есть, прежде всего генетическая психология... Поведение понятно лишь как история поведения»,— таков вывод П.П. Блонского.

П.П. Блонский становится на генетическую, или историческую, точку зрения и впредь будет оставаться на ней в своих психологических исследованиях. Генетический, или исторический, принцип стал ведущим для многих психологов в 20-е годы.

Память, в понимании П.П. Блонского,— это свойство мозга, заключающееся в запоминании, сохранении и забывании того, что было в индивидуальном опыте человека. Многочисленными отношениями она находится в теснейшей связи с другими психическими функциями. Исходными толчками к запоминанию могут быть движения, чувства, образы, мысли. Им соответствуют определенные виды памяти: моторная, аффективная, образная и, наконец, логическая. Исторически они возникли в филогенетическом развитии.

В этом заключается суть генетической теории памяти, выдвинутой П.П. Блонским.

Ученый различал следующие генетические ступени памяти: 1) моторную, 2) аффективную, 3) образную (по преимуществу зрительную) и 4) вербальную память. Эти ступени он называл еще уровнями памяти, отождествляя их с видами памяти.

Без преувеличения можно сказать, что Корнилов был одним из творцов советской психологии. Ведь именно он впервые в 1923г. высказал идею о необходимости построения особой науки – марксистской психологии. В качестве конкретной реализации этой идеи он предложил свое разработанное еще до знакомства с марксизмом «учение о реакциях» – реактологию. В 20-е годы реактология была одним из ведущих направлений в советской психологической науке.

Начав в 1913г. работу над диссертацией, Корнилов для изучения реакций разработал методику учета реакции испытуемого сразу по трем показателям – времени, силе и динамике протекания реакции. В этом плане показательна написанная Корниловым в 1916г. статья «Конфликт двух экспериментально-психологических школ»

В статье «Конфликт двух экспериментально-психологических школ» [10] Корнилов попытался экспериментально выяснить методический спор между школой Вундта и школой Аха относительно соотношения в эксперименте субъективной и объективной сторон и их учета.

В общем виде развитие идей Корнилова – от эмпирической психологии к реактологии и марксистской психологии – можно представить в виде следующих четырех тезисов.
1. Корнилов, проводя в дореволюционные годы экспериментальные и теоретические исследования сенсорной, моторной и натуральной реакций в рамках эмпирической психоло-гии, приходит к мысли о необходимости учитывать как субъективную, так и объективную стороны различных реакций человека в их неразрывном единстве.

2. Развивая свою мысль далее, Корнилов приходит к идее о трактовке реакции как специфического явления, органически включающего в себя субъективную (интроспективную, выражающуюся в переживании) и объективную (рефлекторную) стороны.

3. Затем Корнилов выдвигает тезис об особом направлении в экспериментальной психологии, изучающем реакции человека с субъективной и объективной стороны в единстве этих двух сторон. Это направление Корнилов называет реактологией.

4.Последующее знакомство с марксизмом позволяет Корнилову еще выше поднять ранг своей реактологии. Теперь это уже не раздел экспериментальной психологии в рамках традиционного эмпирического направления, а особое, самостоятельное направление в психологии наряду с субъективной и объективной психологией.