МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
(СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ, СРСП, СРС)
Подготовка к семинарским занятиям. Для многих дисциплин семинарские занятия являются основными после лекций видом учебной работы. Они дополняют лекционный курс, содействуют закреплению данной науки к практике.
Готовясь к семинарским занятиям необходимо:
- Руководствоваться теми соображениями, что польза от занятия будет тем больше, чем в большей мере вы будете способны продуктивно самостоятельно работать в аудитории;
- Постоянно и серьезно относиться к подготовке к занятиям;
- Вернуться к предыдущим темам курса и вспомнить основные положения теории, сохранились ли они в памяти;
- В процессе отработки теоретической части курса по теме занятия, необходимо проработать основные положения теории, рассмотреть примеры по учебникам;
- Если необходимо, то подготовить к занятию материалы.
Хорошая подготовка к занятию позволит активно работать в аудитории и получить тем самым удовлетворение от него.
Подготовка к коллоквиумам. По некоторым дисциплинам для оценки степени усвоения теоретической части раздела курса, проводится коллоквиум (собеседование). Отсюда следует, что теоретический материал по вопросам, выносимым на коллоквиум, должен быть еще раз повторен.
Подготовка к СРС, СРСП. Самостоятельная работа студентов организуется по каждой дисциплине учебного плана с учетом основных разделов типовой и рабочей учебных программ.
Различают самостоятельную работу студента (СРС) и самостоятельную работу студента под руководством преподавателя (СРСП), которые представляют собой внеаудиторные занятия и являются одной из форм организации учебного процесса при кредитной системе обучения. Самостоятельная работа студента, в том числе под руководством преподавателя обеспечивает единую непрерывную внеаудиторную работу студента и направлена на самостоятельное выполнение дидактической задачи, формирование интереса к познавательной деятельности и пополнение знаний в определенной отрасли науки, развитие логического мышления, творческой активности, исследовательского подхода в освоении учебного материала.
Самостоятельная работа студента –это работа студента без участия преподавателя по определенному перечню тем и заданий, отведенных на самостоятельное изучение, обеспеченных учебно-методической литературой и рекомендациями в условиях библиотеки, компьютерного класса, спецлаборатории, лингафонного кабинета.
Самостоятельная работа студента под руководством преподавателя– внеаудиторная работа студента в контакте с преподавателем, введенная в расписание с указанием часов. Объем часов СРСП не должен быть меньше суммарного объема контактных часов лекций, практических занятий, семинаров и лабораторных занятий.
Кафедра осуществляет контроль качества самостоятельной работы студентов, при этом утверждает объем, содержание и формы отчетности СРС и СРСП, определяет трудоемкость, последовательность и сроки выполнения СРС и СРСП, рассматривает отчеты студентов и преподавателей о результатах СРС и СРСП.
Преподавателю необходимо:
1. Приводить в рабочей программе дисциплины для студентов (силлабусе) общее описание и график СРС и СРСП с указанием тем, заданий, форм проведения, объема часов и других критериев согласно Приложению 1 и Приложению 2 на весь период изучения дисциплины. При этом формировать задания в соответствии с основными разделами типовой и рабочей учебных программ с учетом нормирования лекций и практических занятий.
2. Правильно планировать СРС и СРСП:
- Выдавать задания СРС и СРСП в начале семестра;
- Разрабатывать формы контроля и определять оценки знаний студентов по каждой теме или заданию в отдельности;
- Разработать методические материалы по организации СРС и СРСП;
- Определить виды консультативной помощи и устанавливать время консультаций по СРС;
- Устанавливать требования и общие ожидания, которые должны нацелить студента на подготовку и выполнение заданий, на соблюдение сроков их выполнения;
- Рекомендовать основную и дополнительную литературу студентам;
- Определить взаимозаменяемость заданий
- Определить формы контроля СРС и СРСП (письменную и устную). При письменной форме контроля результаты самостоятельной работы обучающихся могут оформляться в виде конспекта, реферата, доклада, творческой, контрольной, письменной, курсовой, дипломной работ, научной статьи и т.д.
При устной форме контроля результаты самостоятельной работы обучающихся могут оформляться в виде коллоквиума, конференции, деловой игры, доклада, сочинения, сообщения, индивидуального собеседования и т.д.
3. Выполнять три функции:
- Установочную, предполагающую введение в тему, постановку целей, задач, описание практической полезности, сущности и взаимосвязи основных разделов содержательного материала, рекомендации по работе с учебно-методическими пособиями и др.
- Консультативно-корректировочную, заключающуюся в оказании консультативной помощи в реализации учебных действий в самостоятельной работе студентов и проведении индивидуальных консультаций.
- Контрольно-оценочную, предполагающую проведение тестирования, оценивание знаний и умений студентов, организацию диалога по выявлению их основных затруднений, демонстрацию преподавателем «правильных» действий, взаимодействия, эталонных способов работы в позиции эксперта или контролера.
4. Осуществлять контроль за выполнением СРС.
5. Предоставлять отчет кафедре о контроле за выполнением СРС.
Наиболее распространенными видами выполнения самостоятельной работы студента, в том числе под руководством преподавателя представляются следующие:
Подготовка студента к учебным занятиям и экзаменам.
Подготовка обзора по теме означает, что студенту необходимо письменно написать краткий литературный обзор на 1-2 стр. по рекомендуемой теме с привлечением дополнительного материала из печати и информационных ресурсов Интернета.
Глоссарий – это краткое разъяснение терминов и понятий по заданной теме на казахском или русском языках возможно с переводом на иностранный язык.
Реферат представляет собой доклад на определенную тему с обязательным обзором литературы или изложение содержания научной работы или книги.
Оппонирование реферата – это анализ выступления, опровержение приведенных доводов, ведение дискуссии.
Коллоквиум позволяет выявить знания, уровень подготовки по различным темам конкретной изучаемой дисциплины, в форме собеседования.
Ответы на вопросы для самостоятельного изучения даются на основе анализа собранного материала.
Эссе – изложение своих размышлений, соображений на актуальные социально-экономические, правовые, международные и иные проблемы.
Презентация заключается в том, что студент по выбранной или заданной теме выражает свое понимание и видение аспекта обозначенной проблемы, на основе профессионального анализа вызывает интерес слушающих.
Учебные конкретные ситуации предлагаются студентам с целью ответа на поставленные вопросы и выявления их уровня знаний по конкретным темам.
Задачи предлагаются студенту для их решения на основе теоретических и практических знаний, а также с целью научить студента руководствоваться различными нормативами (правовыми, формулами и т.д.).
Деловые игры помогают выработать у студента навыки, необходимые для будущей профессиональной деятельности. Чаще всего требуют домашней подготовки студента.
Составление кейса заключается в самостоятельной выработке студентами своих аргументов в пользу определенной позиции.
Составление дерева целей – студенты, выбрав проблему, обозначают цели по уровням, обозначают задания на всех уровнях и предлагают реалистичные планы.
Групповой проект – предлагается группам из 3-5 человек, которые утверждают и обосновывают свой проект по теме или темам.
Индивидуальный проект выполняется наиболее подготовленными студентами по их желанию, имеет исследовательский, научный характер.
Приведенный перечень видов выполнения самостоятельной работы студентов не является исчерпывающим, а каждый преподаватель самостоятельно решает что конкретно использовать в соответствии с проводимой работой.