Ключевые слова: концепция развития индустрии туризма в Республике Казахстан

 

План лекции:

1.Характеристика современной индустрии туризма Казахстана;

2.Основные направления экономического туризма РК и проблемы его развития;

3.Факторы определения уровня посещаемости Казахстана иностранными туристами;

4. Возрождение исторических центров казахстанского участка Великого Шелкового пути – основа формирования национальной концепции развития туризма;

5.Необходимость интеграции Казахстана в сфере туризма со странами ближнего зарубежья;

Тезисы лекции:

Последние 10-12 лет развитие туризма в Республике Казахстан характеризуется двумя показателями:

1) сокращением до минимума государственных и профсоюзных средств на туризм и, как следствие почти полное исчезновение внутреннего туризма;

2) полным преобладанием туризма экономического, (эффективность которого измеряется величиной прибыли от туристских мероприятий) над туризмом социальным, где определяющим критерием является использование оздоровительной, познавательной и коммуникативной функций.

Экономический туризм республики имеет три основных направления:

1) коммерческие (шоп-) поездки граждан Казахстана за рубеж;

2) рекреационно-познавательные зарубежные поездки граждан;

3) туры иностранных граждан по Казахстану и сопредельным государствам с активными (или комбинированными) способами путешествий.

Таким образом, по содержанию, практически весь наш туризм является международным, т.е. представляет собой совокупность путешествий, совершаемых людьми за пределами страны их постоянного проживания.

Коммерческий (шоп-) туризм мощный импульс развития получил с начала 90-х годов, когда казахстанцы массово начали выезжать за рубеж, покупать там за валюту товары и потом продавать их в республике. Эта деятельность, по ряду причин, отвечает потребностям части нашего населения, но объективно наносит значительный ущерб экономике и социальной сфере республики.

Во-первых, привозимые шоп-туристами товары создают конкуренцию отечественным аналогам на внутреннем рынке, способствуют сокращению национальных производительных сил и занятости населения. Во-вторых, огромные суммы денег в твердой валюте уходят за рубеж, укрепляя экономику других государств. Так, только эмират Дубай ежегодно посещают более 100 тысяч туристов из стран СНГ в том числе из Казахстана. Каждый из них, по подсчетам местного совета по развитию торговли и туризма, оставляет в Дубае в среднем 5-7 тысяч долларов. Такие же экономические и социальные последствия имеют рекреационно-познавательные поездки наших граждан за рубеж, в основном на морские и горные курорты мира.

И только организация туров иностранных граждан по Казахстану имеет положительный экономический эффект и социальную целесообразность, т.к. обеспечивает приток валюты в республику, создание новых рабочих мест, развитие национальной туристской инфраструктуры. Однако, турфирм, работающих в этом направлении, очень мало.

Таким образом, и экономический туризм в РК идет отнюдь не оптимальным путем развития. К причинам этого можно отнести недооценку власть предержащими социальной значимости туризма, и, как следствие, несовершенное налоговое и туристское законодательство, отсутствие государственной протекционной политики в отношении фирм, работающих на прием иностранных туристов и учебных заведений по подготовке кадров для индустрии туризма.

И, наконец, о выборе приоритетных направлений развития туристской отрасли. Безусловно, прежде всего следует развивать активные виды путешествий (для совершения которых приезжает большинство иностранцев); гостиничный бизнес, с опорой на недорогие малые и средние гостиницы и рекреационно-познавательные туры и экскурсии по территории республики.

Только в этом случае мы можем добиться оптимального использования туризма, как эффективного средства реализации политики "открытых дверей" в Республике Казахстан. Между тем развитию туризма мешают и проблемы которые имеются в смежных отраслях хозяйства. Прежде всего это касается транспорта.

По данным министерства экономики и торговли РК (с учетом оценки объемов перевозок нетранспортными организациями и предпринимателями) в 1 квартале 1997 г. по сравнению с этим же периодом 1996г., объемы транспортных работ сократились по перевозке грузов - на 1,1 %; грузообороту - на 13 %, пассажирообороту - на 4,5 %.

На железнодорожном транспорте, на долю которого приходится большая часть совокупного объема транспортных работ, грузовые перевозки и грузооборот (по сравнению с 1 кварталом 1996г.) уменьшились соответственно на 12 и 13 %, а пассажирооборот - на 7%.

Пассажирооборот на воздушном транспорте уменьшился против 1 квартала 1996 г. почти в 3 раза. Гражданская авиация Казахстана расчленена на мелкие авиакомпании. Внутренний авиарынок республики существует в ситуации жесточайшего демпинга. И шоп-туристы выбирают между дешевым, очень дешевым и самым дешевым авиарейсом, за который в Стамбул и обратно надо заплатить всего 230 долларов. В то время как "Люфтганза" просит за такой же полет в одну сторону (по международному стандарту) 570 долларов.

Сегодняшние мелкие и крупные авиакомпании Казахстана имеют самолеты, изношенные на 70 % и более. И они, желая выжить выжимают из своих машин остаток ресурса. И как только ресурс самолетов будет выработан, компании не смогут заниматься его продлением. Имея один-два самолета, это экономически невозможно. Конечно, туристская отрасль Казахстана может использовать транспортные средства (например, самолеты) других государств, но тогда ее экономическая эффективность будет гораздо ниже возможного. И опять туризм Казахстана будет работать не на отечественную, а на зарубежную экономику.

Большой проблемой для индустрии туризма Казахстана является то, что располагая значительными для этого ресурсами турфирмы не культивируют активные виды туризма. Активными называют виды туристских путешествий, которые характе­ризуются способами передвижения по маршруту с затратами собственных физических усилий туриста. К активному туризму относится большинство видов спортивных туристских путешествий: пеших, лыжных, горных, водных (с применением безмоторных судов), велосипедных и других, или их комбинации на различных участках маршрута. В плановые туристские путешествия с использованием транспорта также нередко включают активную часть путешествия. Именно такие туры часто предлагают в последние 4-5 лет казахстанские фирмы, принимающие группы иностранных туристов.

Широкомасштабное использование активных путешествий в туристской индустрии Казахстана имеет как глобальное, так и региональное значение. Ведь именно в активных туристских походах реализуются практически все функции туризма как мирового социального явления. В этом состоит глобальное значение активного туризма. Следует иметь в виду, что из всего объема туристско-рекреационных ресурсов Казахстана природные ресурсы составляют основную часть. В свою очередь, большую часть природных туристско-рекреационных ресурсов можно эффективно использовать в экономических целях только через культивирование активных туристских путешествий. И в этом состоит региональное значение активного туризма в туристской индустрии Казахстана. Все эти обстоятельства учтены в разработанной к настоящему времени "Концепции развития туризма в Республике Казахстан".

Концептуальные исследования в области туризма проводились в конце 80-х годов и в Советском Союзе. Так, в 1987г. ряд московских специалистов провели прогнозный расчет основных показателей развития Центрального совета по туризму и экскурсиям до 2005 года.

Для оценки перспективности той или иной территории для туристского освоения был использован показатель ввода в строй новых объектов туризма, а в сочетании с показателем существующего количества проводилась оценка значения каждой территории в региональном развитии туризма. Было также проведено ранжирование республик в порядке убывания объема туристско-экскурсионных услуг в союзной структуре. По указанному ранжиру Казахстан (Джамбульско-Чимкентская, Алтайская, Усть-Каменогорская зоны, Кокчетавская возвышенность, Семипалатинская, Капчагайская, Уральская (Гурьев), Актюбинская зоны) занял 14-е место; Узбекистан – 16-е; Киргизия – 23-е; Таджикистан – 24-е; Туркмения – 25-е, последнее.

Еще когда в середине 80-х годов формировалась "Концепция развития внутреннего туризма в СССР", учитывались туристско-рекреационные возможности Средней Азии и Казахстана. В частности, предсказывалось возрастание роли наших регионов для отдыха населения Сибири, развитие познавательного туризма, а также горнолыжных центров Памира, Алтая, Тянь-Шаня, увеличение потоков туристов по равнинным районам и центрам с богатым культурно-историческим наследием (столицы республик, Хива, Бухара, Самарканд, Шахризабз и другие.

Этому прогнозу, однако, не было суждено сбыться, т.к. в конце 80-х годов жизненный уровень населения СССР начал резко падать, а между республиками уже были заметны проявления центробежных тенденций. В это же время, используя большую открытость СССР на международной арене, в Казахстан и Среднюю Азию устремились туристы из дальнего зарубежья.

Наибольший рост количества иностранных туристов, посещавших Казахстан с активными способами передвижения, был достигнут в 1990г. Особенно много туристов и альпинистов приезжали в Казахстан из стран Восточной Европы – Венгрии, Чехословакии, Румынии, Болгарии. Однако после развала СССР, повлекшего за собой таможенные и валютные проблемы, злоупотребления чиновников вновь созданных суверенных государств, произошел резкий спад посещений Казахстана иностранными туристами по активным видам путешествий. И только к 1994 г. этот спад начал замедляться.

Таким образом, уровень посещаемости Казахстана туристами зависит не от наличия туристско-рекреационных ресурсов или их качества, а от политической ситуации и отношения властей к туристской отрасли. С одной стороны, мы видим наличие огромных возможностей развивать туризм, а с другой – отсутствие конструктивной государственной политики по отношению к туризму.

Отсутствие эффективного координирующего туризм государственного органа приводило к тому, что сотрудничество туристских фирм с транспортными и иными организациями было не всегда конструктивным. Невыполнение например транспортными организациями своих обязательств перед турфирмами приводит к конфликтам с туристами и уменьшает туристский поток в Казахстан. Так например, клиенты одной из туристских фирм Алматы, выложив за путевки и авиабилеты кругленькие суммы, должны были вылететь в город Шарджу коммерческим чартерным рейсом на отдых. Но вместо этого два дня провели в томительном ожидании своего самолета, который в буквальном смысле из-под носа забрали для собственных нужд несколько "высокопоставленных персон республиканского значения", приехавших к самому трапу на джипах. Туристы вылетели на, заметьте, уже оплаченный отдых с опозданием на сутки.

Пострадавшие туристы обратились в суд с исками предъявленными туристской фирме, пообещав впредь никогда не прибегать к ее услугам. Между тем, согласно закона РК "О транспорте" ответственность за происшедшее должна нести не турфирма, а транспортная организация.

Нежелание властей РК вкладывать значительные средства в туризм под предлогом экономического кризиса не имеет серьезных оснований. Примером тому является Хорватия, где недавно закончилась тяжелейшая межнациональная война. За короткое время эта страна восстановила больше половины былого туристского потока, заработав на туристских услугах крупные деньги, хотя и по откровенно демпинговым ценам. Является фактом, что свое восстановление разрушенная Хорватия начала с туризма.

Не находят поддержки во властных структурах просьбы о налоговых льготах для казахстанских туроператоров. До сих пор и те турфирмы, которые работают на прием иностранных туристов (способствуя притоку валюты и созданию новых рабочих мест для своих граждан), и фирмы, организующие выезд наших граждан за рубеж, налоги платят одинаково. Это способствует тому, что мы укрепляем экономику других стран и усугубляем экономический кризис в своей республике. По мнению специалистов, ежегодно туристы Казахстана вывозят за рубеж около 4 млрд. долларов.

До сих пор туризм воспринимается как второстепенная отрасль экономики и не учитывается его вклад в сокращение темпов роста общественных расходов на содержание систем здравоохранения и социального обеспечения.

В республиках Средней Азии и в Казахстане от социально-политических изменений последних лет в первую очередь пострадало сельское население. Уровень безработицы здесь выше, чем в городах, а уровень жизни гораздо ниже.

В современных условиях, сложившихся в республиках Средней Азии и в Казахстане, весьма перспективным является размещение туристско-экскурсионных предприятий и их вспомогательных структур в сельской местности. Это целесообразно делать в целях вовлечения в хозяйственный оборот элементов природы (горного рельефа, снежного покрова, эстетических особенностей ландшафта и т.п.), которые не могут быть основой деятельности других отраслей экономики и не могут быть использованы для привлечения к труду сезонно занятых работников сельского хозяйства.

Следует отметить, что возможности развития туристской индустрии зависят также от соответствия туристско-рекреационных ресурсов региона запросам потенциальных клиентов и способности соответствующих туристских служб предоставить комплекс необходимых туристских услуг. Изучение мотивов, по которым иностранные туристы посещают Казахстан, показывает, что их привлекает прежде всего богатейшая природа республики и стремление познакомиться с культурой местного населения.

Экологическое неблагополучие городов и даже сельских районов, повышенный уровень шума, гиподинамия и другие негативные последствия урбанизации заставляют людей все чаще выбирать активные формы отдыха на природе. Немаловажным является также требование иметь в активном туристском путешествии достаточное количество интересных экскурсионных объектов, чтобы удовлетворить познавательные интересы туристов.

Наш собственный опыт показывает, что большинство прибывающих в Казахстан западных туристов относятся к лицам "третьего возраста", т.е. находятся на пенсии или приближаются к этому состоянию. При этом большинство этих людей выбирают активные виды туристских путешествий и восхождения на горные вершины.

В современном туризме РК наблюдается комплексирование целей путешествия, сочетание активного туризма с элементами стационарного отдыха. Растет требовательность туристов к гарантированности в предоставлении услуг, к разнообразию программ путешествий.

Несмотря на слаборазвитую инфраструктуру, часть наших туристских организаций и сейчас в состоянии предоставлять комплексные туристские услуги (КТУ) – продукцию туристско-экскурсионного обслуживания, которая содержит услуги гостиничного хозяйства, предприятий питания и розничной торговли, внутри маршрутного транспорта, экскурсионных, спортивных, культурно-зрелищных, коммунально-бытовых и других учреждений и предприятий. Нужна только соответствующая организация дела.

Сотрудничество в области туризма республик Средней Азии и Казахстана не только возможно в будущем, договорно-правовые основы этого сотрудничества закладывались уже во второй половине 90-х годов прошлого века.

Так, в мае 1996г. на очередном заседании Совета премьер-министров Казахстана, Узбекистана и Киргизии был подписан ряд документов, в том числе "Соглашение о проведении согласованной политики в области транспорта и коммуникаций". В этом документе стороны обязались для содействия развитию международной торговли, туризма и транспорта осуществлять переход на беспошлинный и безналоговый пропуск грузов, транспортных средств и услуг связи.

Задолго до этого начались глобальные исследовательские работы, которые выявили предпосылки совместного функционирования туристской индустрии республик Средней Азии и Казахстана. Еще в 1987г. в Париже на 24-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО был принят проект комплексного международного изучения Великого Шелкового пути. В рамках этого проекта Алматинский институт "Казгипроград" в 1992г. вел разработку комплексной схемы исследования и размещения объектов туризма вдоль казахстанского отрезка Великого Шелкового пути.

Автор принимал участие в этой работе и может утверждать, что тогда был собран интереснейший материал, имеющий конструктивное значение. Позднее этот материал был использован при разработке проекта "Национальной программы развития индустрии туризма Республики Казахстан", которая выполнялась коллективом того же института "Казгипроград". Однако в дальнейшем достаточной преемственности в этой работе не было, а программа не была принята.

В октябре 1994г. под эгидой Всемирной туристской организации и ЮНЕСКО в Ташкенте состоялась встреча специалистов, посвященная проблемам реставрации и возрождения Великого Шелкового пути. Единственной казахстанской фирмой, аккредитованной на этом совещании, была холдинговая компания "Жибек Жолы". Однако в последующие годы в эту работу постепенно начали включаться и государственные органы республики.

Указом от 27 февраля 1998 года Президент Республики Казахстан утвердил Государственную программу Республики Казахстан "Возрождение исторических центров Шелкового пути, сохранение и преемственное развитие культурного наследия тюркоязычных государств, создание "инфраструктуры туризма".

Между тем содержательным стержнем, вокруг которого может формироваться единая "Концепция совместного функционирования туристской индустрии" являются все туристско-рекреационные ресурсы того участка Великого Шелкового пути, который проходит по территории Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Таджикистана и Туркмении.

Такая концепция будет не только выражать социально-экономические и культурные интересы перечисленных республик, но и станет частью усилий ЮНЕСКО по восстановлению всей трассы Великого Шелкового пути.

Создание и реализация единой "Концепции ..." дали бы возможность разрабатывать и осуществлять трансферные (сквозные) маршруты для иностранных туристов вдоль участка Великого Шелкового пути через Казахстан, Киргизию, Узбекистан и Туркмению. И, как показывает наш десятилетний опыт работы в экономическом туризме, практически в каждой группе иностранных туристов, приезжающих в Казахстан, есть желающие посетить озеро Иссык-Куль, Бухару и Самарканд. Особенно показательно, что такое желание высказывают почти все приезжающие представители крупных турфирм Франции, Англии, Германии, Голландии и других стран.

Для того чтобы создать условия для эффективного совместного функционирования туристской индустрии четырех республик, необходимо провести ряд совместных подготовительных работ.

Во-первых, надо отладить систему эффективной и широкомасштабной рекламы туристско-рекреационных ресурсов (ТРР) нашего региона, т.к. они плохо известны в мировой туристской индустрии.

Следует учитывать, что министерства туризма многих традиционно "туристских" стран расходуют на рекламу более половины своего бюджета, проводят мощные рекламные кампании и добиваются успехов в условиях жесточайшей конкуренции на мировом туристском рынке. Наши же государственные органы, уполномоченные принимать решения в туристском деле, расходуют на рекламу отечественного туризма мизерные суммы.

Отчасти это происходит от неверия в отечественный туризм, превратного представления о том, что туристская индустрия может процветать при здоровой развитой экономике и следует подождать улучшения ситуации. Мировой опыт, однако, свидетельствует, что создать современную туристскую индустрию (даже с активным привлечением иностранного капитала) можно в любой привлекательной с точки зрения путешественников стране.

Потенциальными потребителями наших туристско-рекреационных ресурсов являются жители стран Западной Европы, Америки и отчасти Юго-Восточной Азии. Несмотря на то, что информация о республиках, ранее входивших в состав Советского Союза, сейчас более доступна зарубежным туристам, многие из них продолжают находиться в плену иллюзий времен холодной войны.

О масштабах пропаганды стран Запада, изображавших население СССР в негативном свете, может служить следующий пример. В 1994г. автору пришлось сопровождать группу швейцарских туристов в горном маршруте по Северному Тянь-Шаню. Первые два-три дня пути швейцарцы весьма настороженно общались с членами бригады сопровождения, что характерно для большинства западных туристов. И лишь позже, когда лед недоверия растаял, один из молодых швейцарцев рассказал, что во время службы в армии командиры постоянно говорили об агрессивности "русских", которые только и мечтают о захвате Швейцарии.

Заметим, что речь идет о солдате не американской или германской армии, а о солдате страны, которая многие годы вообще ни с кем не воевала. В конце путешествия произошло то, что обычно бывает с западными туристами, – они высоко оценили спортивные и человеческие качества (доброжелательность, общительность, желание помочь) казахстанской бригады сопровождения. Особенно поразил швейцарцев образовательный уровень бригады, где, кроме студентов, было много людей с высшим образованием и учеными степенями. Именно эти качества наших людей и следует показывать в крупномасштабных мероприятиях, рекламирующих Казахстан и республики Средней Азии.

Из всех республик Средней Азии наиболее последовательно международную рекламу своих туристско-рекреационных ресурсов проводит Узбекистан. По собственному опыту автора узбекские делегации весьма представительным составом принимают участие во всех самых крупных в том числе в ежегодной Международной туристской бирже в г. Берлине, туристских выставках мира. Это резко увеличивает потоки иностранных туристов в Узбекистан.

Учитывая этот опыт, "Концепция ..." должна предусматривать обоснованную систему международной рекламы ТРР Средней Азии и Казахстана. Такая реклама по содержанию должна быть адресной и максимально учитывать менталитет вероятного потребителя наших ТРР.

Во-вторых, необходимо продолжить исследовательские работы, в частности, провести инвентаризацию имеющихся туристско-рекреационных ресурсов по всей протяженности отечественного участка Великого Шелкового пути. Такие сведения целесообразно сосредоточить в едином документе, именуемом "Туристский атлас".

В-третьих, необходимо договориться о единообразной политике по отношению к стратегии использования в туристском деле иностранных инвестиций и работе в нашем регионе иностранных турфирм.

Во многих развитых капиталистических странах систематически разрушаются целые секторы промышленности и сельского хозяйства. И делается это для получения транснациональными компаниями все возрастающей прибыли за счет перевода индустрии туризма в другие районы

земного шара. В этом случае подвергается эксплуатации дешевая рабочая сила тех стран, куда переводится капитал.

Этот процесс в нарастающих масштабах мы видим в ряде стран СНГ, особенно это заметно в России. Там перспективные туристские рынки в Испанию, Италию, Францию "открывали" турфирмы России. Именно эти фирмы сформировали достаточно мощные потоки российских туристов в названные страны.

Поняв, что это дает значительные прибыли, на российский рынок устремились испанские, итальянские, французские и другие туристские компании. При этом они, пользуясь государственной поддержкой своих стран, начали перехватывать потоки российских туристов и переключать их на себя. В посольствах некоторых стран представители своих турфирм стали получать визы быстрее, а российские фирмы, открывшие туррынки, начали испытывать трудности. Эти факты говорят об использовании в турбизнесе западных стран нерыночных методов конкуренции.

В-четвертых, важно определить единый подход к расширению и доработке материально-технической базы туризма. Можно согласиться со многими специалистами в том, что для формирования эффективной индустрии туризма в Казахстане еще предстоит создать разветвленную туристскую инфраструктуру. Однако нельзя ее создавать по западному образцу, строя многочисленные отели типа "Хилтон".

О порочности этого пути предупреждал еще президент Международной ассоциации по социальному туризму и отдыху трудящихся Жан Фоше. Он писал: "Сколько неповторимых ландшафтов – на побережье, в горной местности, в лесах обезображено современными высотными зданиями, построенными хоть и за 1000 км от промышленных центров, но по тем же избитым архитектурным и планировочным канонам. Эти сооружения теснят селения местных жителей, посягают на их образ жизни, нравы и обычаи. Вот с чем сталкивается турист взамен ожидаемых встреч, открытий, обмена".

Жан Фоше абсолютно прав в том, что каждой местности свойственны свои природно-климатические и культурно-исторические черты. Именно они притягательны для туристов. Нет никакого интереса ехать за тысячи километров для того, чтобы увидеть то же, что можно наблюдать рядом с собственным домом.

Каждая местность, рассматриваемая в качестве объекта туризма, должна сохранять свой колорит. И тогда каждый проживающий на ней человек будет испытывать гордость от возможности принять туриста в условиях своего жизненного повседневного уклада при сохранении его неповторимого отличия и привлекательности.

Стратегия составления единой "Концепции..." должна учесть еще одно важное обстоятельство. Практически на всей территории, ранее входившей в состав СССР, полностью преобладает туризм экономический, эффективность которого измеряется величиной прибыли от туристских мероприятий. В то же время практически отсутствует туризм социальный, где определяющим критерием является эффект от оздоровительной, познавательной и коммуникативной функций туризма.

До 1991г. социальный туризм Казахстана, как во всех республиках СССР, развивался по нарастающей. Как и во всем мире, отечественный социальный туризм финансировался не только государством, но и профсоюзами, поэтому путевка на турбазу стоила не больше среднемесячной заработной платы. Кроме того, профсоюзы через областные и республиканские советы по туризму финансировали развитие спортивного туризма, которым занимались многие тысячи людей.

В настоящее время турфирмы пользуются кадрами, подготовленными в годы, когда социальный туризм у нас был. Но что будет, когда этот потенциал себя исчерпает?

Современная логика развития социального туризма на Западе направлена, во-первых, на расширение права на туризм для всех, во-вторых, на достижение экономических, социальных, культурных средств, необходимых для осуществления этих прав. И если мы не пойдем по этому пути с учетом отечественного опыта, то создание и реализация оптимальной концепции экономического туризма будет невозможна.

И, наконец, самый важный по значимости вопрос – вопрос целенаправленной подготовки квалифицированных кадров, без которых невозможно любое серьезное дело.

В ряде вузов СНГ с 1992г. проводится подготовка управляющих туристско-экскурсионных структур, работающих в условиях рыночной экономики. И для развития системы туристского профессионального образования необходим анализ работы этих вузов в сравнении и с использованием аналогичного опыта работы учебных заведений дальнего зарубежья.

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 марта 2001 г. №333 была принята "Концепция развития туризма в Республике Казахстан", в составлении которой приняли участие и специалисты Казахской академии спорта и туризма. Суть данной концепции состоит в следующем.

На основе проведенного анализа с учетом рекомендаций ВТО и имеющегося опыта было выделено два базовых компонента казахстанского турпродукта: культурный туризм на Шелковом пути (паломнический и традиционный) и тесно связанный с ним экоприключенческий туризм (сафари, рафтинг, орнитологический, треккинг, альпинизм, охота, рыбалка). В этом отношении следует выделить регионы, имеющие ресурсы для эко-приключенческого туризма, через которые пролегает маршрут Шелкового пути: Алматинская, Жамбылская, Южно-Казахстанская, Восточно-Казахстанская, Акмолинская области.

В соответствии с указанными приоритетами определены следующие районы и опорные центры первоочередного освоения:

1. Зайлийский (г.Алматы, с.Тургень, г.Есик, г.Талгар, г.Каскелен, с.Узунагач, г.Капчагай);

2. Северно-Тяньшанский (с.Кеген, с.Нарынкол, с.Жаланаш, с.Чунджа, с.Кольжат);

3. Жаркент-Талдыкорганский (г.Жаркент, с.Коктал, с.Басчи, г.Текели, г.Талдыкорган, курорт Жаркент-Арасан);

4. Балхашский (оз.Балхаш, с.Прибалхашье);

5. Северо-Жунгарский (с.Дружба, р-н оз.Алаколь, с.Лепсинск, р-н р.Лепсы, с.Жаркулак, с.Коктума, г.Сарканд, курорт Арасан-Капал);

6. Жамбыльский (г.Тараз, с.Мерке, р-н Мойынкум);

7. Туркестанский (г.Туркестан, с.Турбат, с.Отрар, с.Шаульдер, с.Баба-Ата, г,Кентау, с.Шаян);

8. Сайрам-Шымкенский (г. Шымкент, с.Сайрам, г.Арысь, г.Чардара, г.Сары-Агаш, г.Ленгер, с.Ванновка);

9. Верхне-Бухтарминский (с.Катон-Карагай, с.Берель, курорт Рахмановские ключи, р-н оз.Маркаколь);

10. Мангыстауский (с.Фетисово, г.Актау, р.п. Ералиев-Курык).

Кроме того, высокой степенью привлекательности ландшафтов, доступностью, освоенностью территории в плане организации туризма характеризуются - государственные национальные природные парки (ГНПП), существующие и намечаемые к созданию, которые также следует отнести к объектам приоритетного освоения: ГНПП "Иле-Атау", ГНПП "Алтын-Емель"(Алматинская область), ГНПП "Аксу-Джабаглы" (Южно-Казахстанская область), ГНПП "Баян-Аул"(Павлодарская область), ГНПП "Каркарлинский" (Карагандинская область), ГНПП "Бурабай" и "Кокшетау" на базе Щучинско-Боровской курортной зоны, Государственные природный заповедник "Коргалжынский" (Акмолинская область).

Инфраструктура, соответствующая вышеуказанным сегментам, имеет определенные требования. Это должны быть простые, относительно недорогие, некрупные (в пределах 25-100 мест) объекты размещения (стационарные и временные), расположенные на туристских маршрутах в экологически чистых местах, рассчитанные на пребывание клиентов на одном месте в течение 2-3 дней.

Важнейшей составляющей турпродукта является транспорт. В качестве средства доставки туристов в Казахстан главную роль играет авиасообщение. Поэтому чрезвычайно важным вопросом является развитие и усиление позиций на рынке национального авиаперевозчика. Необходима нейтрализация эффекта падения конкурентоспособности национальных авиалиний путем открытия рейсов по аналогичным (с зарубежными авиакомпаниями) маршрутам.

Учитывая обширность территории республики, большое значение имеет надежное автобусное сообщение и железнодорожный транспорт, так как туристы-индивидуалы, которые составляют большую часть указанных сегментов рынка, предпочитают самостоятельное передвижение на автобусах и поездах.

Внутренний туристский рынок в большинстве развитых в туристском плане странах приносит от 30-50 процентов общего дохода от туризма. В этом отношении Казахстан имеет хорошие перспективы. В то же время следует отметить, что сегодня внутренний туризм в основном является стихийным, неорганизованным. Исключение составляет деятельность немногих курортов, санаториев и туристских баз. Из-за отсутствия должного внимания развитию этого вида туризма, бюджет государства не получает огромную сумму, продолжает разрушаться инфраструктура, наносится серьезный ущерб экологическому состоянию природных, культурных и исторических памятников.

Большой экономический потенциал представляет развитие социального туризма, субсидируемого из источников внебюджетного финансирования, в целях создания условий для путешествий школьникам, молодежи, пенсионерам, инвалидам, ветеранам войны и труда и иным гражданам, которым государство, государственные и не государственные фонды, иные благотворительные организации и фонды оказывают социальную поддержку, как наименее обеспеченной части населения при использовании их права на отдых.

Государственными и местными органами управления должна быть продолжена практика поддержки предприятий малого бизнеса, в том числе осуществляющих деятельность в сфере социального туризма. должны поощряться благотворительность, меценатство и спонсорство в отношении социального туризма.

Целью развития туризма в РК "Концепция …" определяет:

а) превращение туризма в доходную отрасль экономики путем создания высокорентабельной индустрии туризма, способной производить и реализовывать качественный, конкурентоспособный в условиях международного туристского рынка продукт; б) увеличение туристского потенциала республики; в) сохранение и рациональное использование культурно-исторических и природно-рекреационных ресурсов; г) обеспечение доступности туристских ресурсов для всех слоев населения, максимальное удовлетворение потребностей в туристских услугах; д) сти-мулирование занятости населения; е) повышение эффективности взаимодействия государственных и частных структур в сфере туризма; ж) развитие малого и среднего предпринимательства;

Развитие отрасли в республике будет осуществляться на основе следующих принципов:

а) реализации права каждого человека на отдых и досуг; б) гуманности характера взаимопонимания и сотрудничества между народами и государствами, мира и уважения, соблюдении прав человека и основных свобод без различия расы, пола, языка и религии; в) справедливости и суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела государств вне зависимости от их политических, экономических и социальных систем; г) бережного отношения к окружающей среде и культурному достоянию; д) социального равновесия и развития, повышения личного и общественного благосостояния; е) устойчивого развития туризма.

Для реализации постановленных целей необходимо решить следующие задачи:

1) активизация государственной политики в области туризма;

2) совершенствование системы регулирования туристской деятельности;

3) дальнейшее развитие правовых, организационных и экономических основ индустрии туризма;

4) защита туристского рынка путем принятия антидемпинговых и других мер государственной поддержки;

5) обеспечение безопасности туристов;

6) формирование имиджа Казахстана как привлекательного туристского объекта;

7) совершенствование системы информационного обеспечения;

8) углубление научных исследований в области туризма;

9) приведение методологии статистического учета услуг сферы туризма в соответствие с международными стандартами;

10) стимулирование развития инфраструктуры туризма путем привлечения отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции и строительства туристских объектов;

11) улучшение качества обслуживания туристов на основе стандартизации, сертификации и лицензирования туристской деятельности;

12) развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров в сфере туризма;

13) развитие международного сотрудничества в области туризма;

14) обеспечение мер по охране окружающей среды, смягчение отрицательных социальных воздействий и сохранение культурного наследия;

15) преодоление негативных тенденций в сфере туризма.