Схема традиционного жизненного цикла турпродукта

Количество продаж       3 4   2 5   Время 1 2 3 4 5

 

Первая стадия - (1-2) начальная включает в себя формулировку идей нового турпродукта; маркетологические исследования аналогов, процесс разработки программы и технические туры с экспертами турангентов.

Вторая стадия - (2-3) это стадия развития, которая характеризуется сравнительно быстрым ростом количества продаж турпродукта.

Третья стадия (3-4) это стадия стабилизации, характеризующаяся удержанием количества продаж продукта на прибыльном уровне и сравнительно долгое время.

Четвертая стадия (4-5) стадия спада, в которой идет значительное уменьшение количества продаж продукта по сравнением со стадией стабилизации. И наконец, пятая стадия (5-6) это стадия деградации продукта и выход его с рынка продаж.

Традиционно считается, что жизненный цикл турпродукта по вышеуказанной схеме развивается 5 лет. При этом первая и вторая стадия занимает 2 года, третья - 2 года, четвертая и пятая - один год.

Однако опыт работы наиболее успешных казахстанских фирм свидетельствует, что пятилетний жизненный цикл бывает, как правило, у экскурсионных, коммерческих и других турпродуктов, имеющих множество маловариативных аналогов на мировом туристском рынке.

Ряд примеров отечественного туристского дела фиксирует факт, что комплексные, вариативные турпродукты особенно в активном туризме могут эффективно работать на рынке десять и более лет.

Как мы уже отмечали большинство турфирм Казахстана являются малыми предприятиями и в качестве туроператоров способны эффективно выводить на рынок только одну-две программы. Поэтому важным, для отечественного туристского дела, является вопрос, на какой же стадии жизненного цикла действующего турпродукта целесообразно выводить на рынок новый турпродукт?

При этом под целесообразным вариантом мы подразумеваем возможность одновременно избежать паузы в туроператорской деятельности, получить минимальный расход ресурсов на две программы сразу и максимально возможную прибыль в переходный период.

Таким целесообразным вариантом нам представляется ввод на рынок нового турпродукта между стадиями стабилизации и спада жизненного цикла продукта действующего.

 

Вопросы для контроля:

1.Анализ прогнозов основных тенденций развития мирового туризма на период до 2020 года?

2.Изменения в технологии работы крупных туристских фирм в XXI веке?

3.Взаимосвязи глобальных концепций развития туризма с прогнозами долгосрочного развития человека?

4.Стратегия роста туризма?

5.Новые концепции инвестирования в туризм?

6.Современная концепция управления жизненным циклом тур продукта?

 

Основная литература:

1. Александрова Ю.А. Экономика и территориальная организация международного туризма. М., 2009

2. Анаьев М.А. Основы международного туризма. М., 2004

3. Биржаков М.Б. Введение в туризм. М-Спб; 2005

4. Вуколов В.Н. История и теория международного туризма. Алматы, 2002

5. Ердавлетов С.Р. Краеведение в Казахстане Алма-Ата ,1989

 

Дополнительная:

1. Геродот История. М., 1993\

2. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. М., 2009

3. Долженко Г.П. История туризма в дореволюционной России и в СССР. Ростов-на-дону, 1988

4. Ердавлетов С.Р. География туризма Казахстана. Алматы, 1992

5. Ердавлетов С. Р. Казахстан туристский. Алма-Ата, 1989

6. Квартальнов В.А. Современные концепции социального туризма. М., Наука, 2000