Ключевые слова: концепция развития туризма до 2020 года

 

План лекции:

1.Анализ прогнозов основных тенденций развития мирового туризма на период до 2020 года;

2.Изменения в технологии работы крупных туристских фирм в XXI веке;

3.Взаимосвязи глобальных концепций развития туризма с прогнозами долгосрочного развития человека;

4.Стратегия роста туризма;

5.Новые концепции инвестирования в туризм;

6.Современная концепция управления жизненным циклом тур продукта.

 

На Западе давно поняли социально-экономическое значение туризма. Поэтому уже с конца 80-х годов XX века всевозможные комиссии и отдельные эксперты туристских организаций стремились предсказать, каким будет туризм к 2000 и даже к 2025 году, с тем, чтобы выработать эффективную стратегию его развития. Уже тогда, в 80-е годы, писалось, что туризм станет одним из первостепенных по своему значению видов международной деятельности. Об этом свидетельствовала динамика роста средств, затрачиваемых на его развитие, и то, что на первый план стали выходить крупные транснациональные финансовые группы с их транспортными компаниями, сетью гостиничных комплексов, электронно-вычислительными и информационными центрами.

Обобщая деятельность многих развитых стран в сфере туризма, комиссия ЕС опубликовала прогноз основных тенденций развития туризма на период до 2000 года. В частности, в нем отмечалось:

1. Европе придется выдерживать жесткую конкуренцию за доходы от туризма, которая потребует от европейской индустрии туризма повышения качества предоставляемых услуг;

2. Расходы на все виды путешествий, и в первую очередь расходы на транспорт, будут увеличиваться быстрее, чем другие статьи семейного бюджета. Путешествия станут более частными, но менее продолжительными, так как расходы на одну поездку снизятся. В целом же затраты на путешествия возрастут за счет потребления более качественного отдыха;

3. Число поездок будет увеличиваться за счет межконтинентальных путешествий из Европы в Америку, Азию и Океанию;

4. Сезонные изменения рыночной конъюнктуры в ближайшем будущем перестанут быть проблемой для индустрии туризма, так как удачный маркетинг будет способствовать их выгодному использованию. Для этого потребуется активное сотрудничество между государственными и частными туристскими структурами;

5. Использование воздушного транспорта будет расширяться быстрее благодаря увеличению числа удобных прямых рейсов;

6. Группы, включая семейные, будут уменьшаться и выбирать все более гибкую программу отдыха;

7. По мере все более активного внедрения компьютерных систем бронирования будут уменьшаться сроки бронирования;

8. Активнее других будут путешествовать две возрастные группы: люди пожилого возраста и молодежь;

9. Будет продолжать расти спрос на туризм, связанный с посещением культурных достопримечательностей, а также с активным отдыхом;

10. Состояние окружающей среды станет одним из доминирующих факторов в привлечении туристов, особенно в сельских и прибрежных районах;

11. Маркетинговое сегментирование рынка станет более четко выраженным. Предложение необходимо будет подстраивать под потребности каждой группы туристов.

Общие тенденции развития туристской индустрии в мире отражены в статистических исследованиях Всемирной туристской организации (приложения №№ 5-11). В 1950 г. ведущей страной по числу туристских прибытий были США. В 1970 г. первенство по числу туристских прибытий перешло к Италии, а с 1990 г. лидером по приему иностранных туристов становится Франция. Именно Франция стала лидером в международном туризме до конца XX века.

Именно в конце XX века общемировые поступления от экспорта туристских услуг достигли сравнительно высоких показателей. В 1998 г. общемировые доходы от экспорта текстиля и одежды составили 330 млрд. долл. США, от экспорта топлива - 400 млрд. долл. США, продажи автомобилей и запчастей - 550 млрд. долл. США, от экспорта продуктов питания - 430 млрд. долл. США. Общемировые поступления от экспорта туристских услуг в 1998 г. составили 560 млрд. долл. США.

В конце XX века США становятся лидером по доходам от международного туризма, соответственно в 1999 г. эти поступления составляют 74, 9 млрд. долл. США, а в 2000 - 95.2 млрд. долл. США.

С 2000 г. в число десяти стран лидеров по приему иностранных туристов вошла Российская Федерация, куда в 1999 г. прибыло 18,5 млн. человек. В 2000 г. эта цифра составила 21, 2 млн. человек. Статистические данные ВТО свидетельствуют о том, что доля Европы по международным туристским прибытиям в 2000 г. составила 58%, а доля поступлений от международного туризма только 48%. Это свидетельствует о более эффективной системе обслуживания иностранных туристов именно в США.

Важнейшими сегментами мирового туристского рынка на период с 2000 по 2020 г.г. ВТО определила круизы, конгрессный туризм, тематические парки, городской туризм, культурный туризм, приключенческий и спортивный туризм, а также пляжный отдых. При этом цифра прогнозируемых туристских прибытий в мире к 2020 г. должна составить 1561,1 млн. человек. Для Казахстана на этот период важнейшими сегментами мирового туристского рынка являются приключенческий и спортивный туризм, для которого в республике есть достаточно туристско- рекреационных ресурсов.

Г.Харрис и К.Кац в своей книге "Стимулирование международного туризма в XXI веке отмечают несколько тенденций развития мирового туризма на предстоящие несколько лет. Прежде всего, сюда они относят: 1. Быстрый рост, видоизменение международного туризма, что с одной стороны открывает новые возможности, а с другой постоянно создает проблемы людям, занятым в индустрии туризма. 2. Выросла информированность туристов о возможностях выбора зарубежных путешествий и они стали намного требовательнее в удовлетворении своих потребностей во время путешествий. 3. Повысился уровень жизни людей (в среднем по всем странам мира - прим. автора) и расширилась возможность свободного передвижения по миру, что способствовало появлению миллионов международных туристов. 4. Предлагаются новые услуги. Предприниматели разработали хитроумные комбинации, позволяющие совмещать покупки с отдыхом, образование с просвещением, бизнес с культурной программой. 5. Усиливается конкурентная борьба фирм за международных туристов. 6. Современные информационные технологии - от интернета до виртуальной реальности - открывают новые пути для торговли услугами, бронирования мест, изучение различных туристских центров и достопримечательностей. 7. В XXI веке развитие туризма будет устойчивым, т.е. сохраняющим равновесие между желанием максимально учесть потребности туриста и пониманием того ущерба, который они могут причинить.

Специалисты предсказывают изменения и в технологии работы крупных туристских фирм. Анализ ситуации на рынках туристских товаров и услуг выявил новые тенденции, позволяющие говорить об усилении важности качества турпродукта в конкурентной борьбе. К ним относятся:

1. Тенденция к приобретению туроператорами собственных отелей (и иных средств размещения) или долевому участию в предприятиях размещения. Крупные туроператоры приобретают пакеты акций гостиниц в Испании, Тунисе, Таиланде, на Цейлоне, в Турции;

2. Усиление вертикальной интеграции с партнерами - туроператорами в турцентрах, отвечающими за непосредственный прием туристов на местах (например, в форме приобретения акций этих предприятий);

3. Тенденция к преодолению сложившегося разделения труда между турагентствами и туроператорами. Современная структура каналов сбыта турпродукта такова, что львиная доля туров продается через независимые турагентства. В этих условиях туроператору очень трудно реализовать собственную маркетинговую концепцию. Поэтому туроператоры заинтересованы в повышении степени управляемости своих каналов сбыта.

Пути реализации этой цели различны: расширение собственной сбытовой сети, покупка акций турагентских фирм и объединений турагентств, франчайзинг.

По мнению президента международной ассоциации по социальному туризму и отдыху трудящихся Жана Фоше, развитие туризма, которое берет за основу лишь поиск финансовой прибыли и не принимает во внимание социальные, культурные и гуманитарные аспекты, является делом недальновидным, бесперспективным для человека и окружающей его среды.

Разработка глобальных концепций развития туризма в мире имеет социальный смысл, если она опирается на прогнозы долгосрочного развития человечества. В этом смысле, для максимально точных глобальных концепций развития туризма имеет смысл анализировать такие прогнозы долгосрочного развития человека как экологический и демографический.

А подобного рода прогнозы регулярно публикуют ученые разных стран. Так, вашингтонский институт "World watch" опубликовал свой ежегодный доклад под названием "Состояние мира 1998". В документе содержится предупреждение, что использование мировых ресурсов резко увеличится в течение последующих 50 лет. Ожидается, что население нашей планеты увеличится на 60%. А это означает, что к почти 6 миллиардам людей, населяющих земной шар, прибавится еще 3,5 миллиарда человек, а это повлечет за собой увеличение расхода природных ресурсов. В докладе говорится, что за последние 50 лет мир потерял почти половину своего лесного массива.

Эрозия почвы стала серьезной проблемой во многих странах мира. В США, Европе, Китае, Индии, на Ближнем Востоке и в Африке сокращаются запасы воды. Доклад призывает страны мира приступить к созданию экономики, учитывающей нужды окружающей среды нашей планеты, прежде, чем существующая экосистема исчерпает свои возможности.

Это весьма актуально для Казахстана, где экономически эффективный туризм может развиваться в основном за счет использования природных рекреационных ресурсов.

Одним из важных прогнозов долгосрочного развития человека является демографический прогноз о численности населения Земли и ее отдельных регионах через тот или иной промежуток времени. В 2001 г. эксперты ООН спрогнозировали, что численность населения будет беспрестанно расти, пока не достигнет в 2050 г. отметки в 9,3 млрд. и только в 2150 году оно стабилизируется на уровне 10 млрд. Однако сейчас демографы все чаще дают совсем другой прогноз.

Уже давно на большей части Европы и Японии уровень рождаемости снижается. Сейчас демографы наблюдают эту тенденцию в 74 странах с промежуточным уровнем рождаемости, где женщины сейчас имеют в среднем около троих детей. К странам с промежуточным уровнем рождаемости относятся Бразилия, Филиппины, Сирия. Израиль, Малайзия, Индонезия и Египет, а так же Индия, население которой превышает 1 млрд. человек.

В другой стране с гигантским населением, Китае, с его 1,2 млрд. человек, рождаемость уже опустилась ниже уровня, обеспечивающего простое воспроизводство. Население России тоже убывает. Те же тенденции можно наблюдать и в католической Польше. Как только рождаемость падает, ниже уровня воспроизводства, через одно-два поколения население прекращает расти и начинает сокращаться.

Большинство экспертов утверждают, что по мере роста благосостояния стран и повышения уровня образованности женской части населения женщины предпочитают иметь меньше детей. Но даже в некоторых бедных странах с высоким уровнем неграмотности рождаемость сокращается.

В Африке и на Ближнем Востоке еще есть страны, где средний уровень рождаемости по-прежнему высок. Но доля их населения в мировом масштабе не настолько высока, чтобы не воспрепятствовать мировой тенденции к стабилизации численности населения и, возможно, к его сокращению.

Другим важным прогнозом долгосрочного развития человечества, имеющим значения для формирования концепций развития туризма, является прогноз глобального обезвоживания планеты.

В докладе ООН опубликованном 21 марта 2002 г., когда отмечался Всемирный день воды, говорится, что 2,7 млрд. человек столкнутся с жестоким дефицитом воды к 2025 году, если мир продолжит потреблять ее в тех же масштабах, что и сейчас. Еще 2,5 млрд. человек будут жить в регионах с очень ограниченным доступом к пресной воде. В числе углубляющегося водного кризиса авторы документа называют ошибки в распределении водных ресурсов и перемены в природных явлениях.

Самыми уязвимыми с точки зрения грядущего дефицита регионами Земли могут оказаться засушливые районы Африки к югу от Сахары и Азии. При этом как утверждают представители Европейской экономической комиссии ООН, каждый седьмой европеец (всего это 120 млн.) не имеет сегодня достаточно пресной воды. В докладе утверждается, что сейчас 1,1 млрд. человек на Земле не имеют в достатке питьевой воды, более 5 млн. человек умирают каждый год от болезней переносимых водой.

Одним из регионов мира, где нехватка воды может вызвать конфликты, является Центральная Азия. Поэтому вновь актуальной стала проблема переброски воды сибирских рек в регион. Эта идея обсуждалась еще в советское время, но активное противодействие российской интеллигенции заставило Кремль отложить ее реализацию. В настоящее время проект "поворота рек" вызывают интерес в Казахстане и Центральной Азии.

Водные ресурсы, в необходимом этим странам количестве находятся только в России. В связи с этим встает вопрос о возможности использования водного ресурса сибирских рек Иртыша, Оби и ряда других, в которых регулярно возникают половодья, наносящие значительный ущерб. По мнению некоторых аналитиков, вода больше чем нефть может сблизить Центральную Азию и Россию.

В начале 21 века произошли серьезные изменения в технологии работы крупных туристских фирм, которые стали планировать свои программы под цикличные мероприятия международного уровня, такие например как Олимпийские игры и Чемпионаты мира по популярным видам спорта. При этом данные программы осуществляются турфирмами с участием значительного количества посредников. Эта технология с одной стороны облегчает задачу менеджеров турфирм, с другой стороны ставит их в зависимость от большого количества брокеров, связанных с различными сторонами туристского бизнеса. Примером тому могут быть подготовительные мероприятия к зимним олимпийским играм 2002 года.

Невысокий спрос на билеты на соревнования зимних Олимпийских игр в Солт-Лейк-Сити не на шутку встревожили туристические агентства и брокеров, уже подсчитывающих свои убытки.

Между тем организационный комитет Олимпиады заявил, что ему удалось продать более 85 процентов всех билетов на спортивные соревнования общей стоимостью в 180 миллионов долларов. Как выяснилось, эти деньги действительно поступили на банковский счет комитета, однако значительную часть билетов приобрели не будущие зрители Олимпиады, а брокеры, которые планировали их распространять. В частности, через туристические агентства.

Как выяснилось, число желающих попасть в Солт-Лейк-Сити намного меньше имеющихся в продаже билетов. Брокеры рассчитывали получить большую прибыль от Олимпиады, а позже старались хоть как-то уменьшить свои потери. Турагенства также терпели убытки и были вынуждены снижать цены на проезд до Солт-Лейк-Сити и номера в гостиницах, чтобы заманить туристов. Брокеры во всем винили Организационный комитет, который, по их мнению, мало уделил внимания рекламе Олимпийских игр и совершенно не учел такие факторы, как ухудшение состояния американской экономики и теракты 11 сентября. Многие американцы не склонны тратить сейчас деньги и боятся путешествовать.

Политическая нестабильность чаще всего отрицательно влияет на туризм. Однако крупные турфирмы оптимально используют в своей деятельности даже последствия катастроф. После террактов в Нью-Йорке 11 сентября предполагался отток туристов в этот город из соображения безопасности. Однако практика показала, что руины ВТЦ стали самой популярной достопримечательностью Нью-Йорка, если можно так выразиться.

Ежедневно, по крайней мере, несколько тысяч человек приходят посмотреть на них в стремлении лично ознакомиться с масштабами разрушений. В этом районе Манхэттена из-за наплыва людей возникли проблемы с уличным движением. Оценив все эти обстоятельства, и то, что пострадавшей экономике города не помешают денежные вливания, мэрия приняла решения, что отныне посмотреть на место трагедии можно будет, только купив билет и только в течение получаса. По билету каждый желающий может пройти к специальной площадке, откуда наилучшим образом открывается "вид".

Этой плодотворной идеей американцы в который раз показали миру свой знаменитый национальный характер, главной чертой которого является предприимчивость.

Международный туризм специалисты, прежде всего, рассматривают как часть международной торговли товарами и услугами. В свою очередь к теории международной торговли (в той ее части, которую составляет международный туризм) относят (Г.А.Папирян) теории абсолютного преимущества; сравнительного преимущества; соотношения факторов; жизненного цикла продукта и подобия стран.

Абсолютное преимущество играет важную роль в международном туризме. Уникальные природные и историко-культурные памятники создают это преимущество отдельных стран перед другими во въездном туризме.

Абсолютное преимущество по группе природных памятников имеют: Непал, Китай, Пакистан (на территории которых расположены самые высокие вершины мира высотой более 8 тысяч метров, в том числе Эверест), США (Гранд-Каньон); Венесуэла (самый высокий в мире водопад) и т.д.

Абсолютное преимущество по группе историко-культурных памятников имеют: Египед (развилины и некрополь Мемфиса, пирамиды в районе Гиза-Дахшур, древние Фивы); Греция (Акрополь в Афинах, Храм Аполлона Эпикурейского в Бассае); Франция (дворцы и парки в Версале и Фонтенбло); Россия (Санкт-Петербург, Московский Кремль и Красная площадь); Китай (Великая китайская стена) и т.п.

Свое абсолютное преимущество указанные страны используют, создавая оригинальные туристские продукты и таким образом прочно занимают свой сектор на международном туристском рынке.

Некоторым абсолютным преимуществом в расположении ряда природных памятников имеет и Казахстан. Так, самая северная горная вершина мира Хан-Тенгри, высота которой превышает семь тысяч метров над уровнем моря, расположена достаточно близко к такому мегаполису как г.Алматы. Имея промежуточные аэродромы в долинах рек Каркара и Баянкол, сотрудники алматинских турфирм могут за 3,5-4,5 часа доставлять вертолетом группы альпинистов из Алматы к подножью Хан-Тенгри.

Это безусловно является преимуществом перед другими странами, где есть горные вершины - семитысячники. Ведь, например, в Гималаях доставка альпинистских экспедиций к подобным объектам восхождений осуществляется много недель караванами с многочисленными носильщикам и вьючными животными. Поэтому стоимость подобных восхождений в других районах значительно выше, чем на Хан-Тенгри.

Суть теории сравнительного преимущества состоит в том, что страна отказывается от производства товаров (услуг) в которых она имеет абсолютное преимущество, и специализируется на других, более эффективных производствах, при этом, закупая в других странах с меньшими ресурсами те товары (услуги), от производства которых она отказалась. Но для развивающихся стран, какой в настоящее время является Республика Казахстан, эта теория не может быть реализована полностью. И чтобы получить сравнительное преимущество перед другими странами в международном туризме можно пытаться снизить цену труда персонала туристских предприятий и соответственно стоимость туристского обслуживания.

Теория соотношения факторов определяет потоки международного туризма между странами. Соотношение факторов - это средства доступные для обеспечения производства услуг международного туризма страны. Специалисты выделяют три группы факторов, которые тесно взаимодействуют с главными факторами функционирования всей экономики: природные и историко-культурные объекты; капитал; трудовые ресурсы.

В международных туристских программах имеет значение, как уже указывалось, не только преимущество по привлекательным природным объектам, но и по наличию соответствующих трудовых ресурсов. Опыт показывает, что персонал туристских фирм Казахстана имеет более высокий уровень образования и профессиональной подготовки, чем их иностранные коллеги, работающие с туристами в горных программах.

Согласно теории жизненного цикла туристский продукт проходит стадии внедрения на рынок, рост, зрелость и упадок. Реализация этой теории в международном туризме Казахстана будет нами рассмотрена после проблем инвестирования в туризм.

Инвестициями называются долгосрочные вложения капитала в отрасли экономики внутри страны и за границей, приобретение средств производства в целях получения прибыли. Различают финансовые и реальные инвестиции.

За последние десять лет XX века в индустрию туризма стран СНГ поток прямых инвестиций невелик. При этом, как отмечают специалисты, пока результатами такого инвестирования в значительной степени пользуется страны Запада. Больше других распространены такие виды инвестиций как кредитование проекта; совместное участие в проекте; контракт на управление.

Республика Казахстан привлекательна для иностранных инвесторов по следующим главным основаниям:

1. потенциально высокий коэффициент прибыли;

2. большой потенциал рынка;

3. наличие доступа к природным ресурсам;

4. наличие перспективы в будущем международных транспортных маршрутов соединяющих Восток и Запад.

С 1997 по 2000 г.г. уполномоченными организациями Республики Казахстан заключен 171 инвестиционный контракт в объеме 1240 млн. долларов. Из них в сферу туризма привлечено 12,21 млн. долларов.

Основными причинами столь низкого объема инвестиций в сферу туризма являются:

1. отсутствие РR - программы;

2. отсутствие нормального сервиса и средств коммуникации на месте.

3. неоптимальные транспортные схемы на территории Республики .

При этом, главной такой причиной является то, что основная часть казахстанских турфирм работает на вывоз капитала из страны.

Ключевая задача новой инвестиционной политики состоит в том, чтобы адаптировать современную модель инвестирования к конкретным условиям переживаемого Казахстаном переходного периода. Одна из них - мобилизация внебюджетных источников инвестиционного финансирования, за счет которых в развитых странах обеспечивается основная часть капитальных вложений и национальное хозяйство.

Среди привлеченных инвестиционных средств все большее значение получает лизинг как форма финансирования капитальных вложений. В широком значении понятие "лизинг" трактуется как комплекс имущественных отношений, возникающих в связи с приобретением конкретного имущества с последующей его передачей во временное пользование на длительный срок (от года до 15-20 лет). В экономическом смысле лизинг представляет собой разновидность кредита в товарной форме, когда право пользования имуществом отделяется от права владения им, и особый способ финансирования инвестиционной деятельности предприятий. Осуществляется лизинг в рамках трехсторонней сделки: лизинговая фирма (арендодатель) приобретает у изготовителя (владельца) имущество по выбору клиента (арендатора), которое и передается в распоряжение (аренду) последнему.

Различают лизинг международный, обычный, оперативный и финансовый.

Лизинг международный - это договор аренды, заключаемый предприятиями и организациями разных стран.

Лизинг обычный - договор, когда арендатор приобретает машины и оборудование на срок меньше фактического срока службы оборудования.

Лизинг оперативный - сдача в краткосрочную аренду транспортных средств, строительной техники, приборов, аппаратуры и других технических средств.

Лизинг финансовый - типичная, наиболее широко применяемая форма лизинга, характеризуется средне- и долгосрочным характером договоров, в процессе реализации которых происходит амортизация полной или большей части стоимости имущества.

В Казахстане лизинговые услуги получили развитие с 1989 г. в форме финансовых лизинговых компаний, коммерческих банков, занимающихся лизинговыми операциями. В настоящее время износ основных фондов приблизился к порогу, за которым начинается уничтожение производственного потенциала страны.

Для успешного развития лизинга большое значение имеют создание и эффективное использование на различных уровнях управления фондов содействия развитию лизинга. Перспективным направлением является создание экспериментальных (инкубационных) лизинговых компаний, специализирующихся на определенных операциях.

Привлекательность казахстанского рынка охарактеризована респондентами выше среднего уровня. В казахстанскую экономику инвестируют, согласно результатам опроса, в основном резиденты Казахстана (75 %).

Все респонденты имеют долгосрочные планы инвестирования Казахстане. Из общего количества респондентов 94,1 % уже являются инвесторами и 5,9 % имеют намерение ими стать. По оценке респондентов, наибольшую привлекательность для инвесторов в РК обеспечивают ее политическая стабильность и богатство сырьевых и природных ресурсов.

В результате анализа оценки респондентов все факторы, оказывающие тормозящее воздействие на приток инвестиций в РК, были подразделены на 3 категории. Первая - сильные факторы сдерживания, вторая - умеренные факторы сдерживания, третья - слабые факторы сдерживания.

Таким образом, по мнению респондентов, очень сильно инвестиционный процесс тормозится вследствие: несовершенства действующего налогового режима, высокого финансового риска, бюрократизма, отсутствия стабильной законодательной базы, неразвитой правовой инфраструктуры. Результаты опроса характеризуют инвестиционный климат в Казахстане выше средней степени привлекательности.

Наиболее привлекательными секторами экономики названы нефтяная и газовая промышленность, производство потребительских товаров, торговля и сфера услуг. Для улучшения инвестиционного климата в Казахстане необходимо в целом стремиться к устранению факторов сдерживания и развитию факторов благоприятствования.

Зарубежный опыт, в частности турецкий, показывает, что наиболее эффективно туристская отрасль развивается за счет частных инвестиций, в том числе иностранных. Для стран СНГ в настоящее время привлечение иностранного капитала это основной способ строительства объектов туристской инфраструктуры.

Дело в том, что местные бюджеты чаще всего не в состоянии финансировать строительство новых туристских объектов и развивать уже существующие. И туристские фирмы, с их сравнительно небольшими доходами от работы на приеме иностранных туристов, так же не могут самостоятельно развивать туристскую инфраструктуру.

Сама технология инвестирования туристских проектов такова, что в ее осуществлении обязательно должны участвовать работники уполномоченных государственных органов. В настоящее время это Агентство по туризму и спорту Республики Казахстан, департаменты туризма областных и городских акимов.

В указанных государственных структурах целесообразно аккумулировать инвестиционные проекты представленные туристскими организациями, давать экспертную оценку их экономической и социальной эффективности, предлагать для участия в международных и отечественных выставках и банковским и финансовым организациям, проявляющим интерес к инвестированию различных проектов.

Проблемой является то, что механизм инвестирования в туристские объекты в Казахстане, и на всей территории СНГ еще не отлажен. Существующие условия выдачи кредитов более благоприятны для иностранных, чем для отечественных инвесторов.

В Европе средства под туристский инвестиционный проект можно получить под 6-8% годовых, что значительно ускоряет его окупаемость для иностранцев. Отечественные инвесторы могут получить средства не менее, чем под 15-20% и выше.

В большинстве случаев финансирование осуществляется на стандартных для международного бизнеса условиях - последующего управления объектом в течении минимум 1-12 лет, с дальнейшим приобретением объекта инвестором.

В настоящее время в Республике Казахстан практически нет крупных туристских предприятий. Лишь незначительную часть туристских фирм и агентств можно отнести к средним (по объемам деятельности) предприятиям. Большинство же - это малые предприятия с 3-30 работниками. Это относится как к турагентам, так и к туроператорам. При этом магистральным в развитии индустрии туризма РК можно считать создание максимального количества туроператоров, работающих по собственным программам.

Сложность создания и эффективного функционирования туроператоров в Казахстане состоит в отсутствии достаточного количества специалистов способных создавать самостоятельный туристский продукт. Эта сложность обусловлена еще и тем, что малые предприятия могут одновременно реализовывать только один - два самостоятельных туристских продукта. Поэтому существует проблема не только создания такого продукта, но и ввода на отечественный и международный туристские рынки новых самостоятельных туристских продуктов.

Жизненный цикл продукта по разному оценивается специалистами. Но история развития международного туризма и наш, отечественный опыт показывает, что как правило, жизненный цикл турпродукта имеет пять основных стадий:

1. начальную стадию;

2. стадию роста продаж;

3. стадию стабильного количества продаж;

4. стадию уменьшения количества продаж;

5. стадию деградации продукта.