Ключевые слова: хартия туризма, Всемирная туристская организация, СНГ, ЮНЕСКО, ООН.

План лекции:

1.Основные направления развития современного туризма в странах Содружества;

2. Характеристика проблем, осложняющих развитие туризма в СНГ;

3. Достижения ведущих туристских организаций современного Казахстана;

4. Перспективы развития туризма в СНГ на XXI век;

 

По состоянию на декабрь 2002 г. туристская деятельность в Республике Казахстан регулировались следующими международным и казахстанским законодательством, подзаконными актами, межправительственными соглашениями, решениями международных неправительственных туристских организаций:

1. Хартия туризма. Одобрена в 1985 г. на VI сессии Генеральной ассамблеи Всемирной туристской организации.

2. Гаагская декларация межпарламентской конференции по туризму. Гаага, 10-14 апреля 1989 г.

3. Инструкция о порядке выдачи пропусков и разрешений на въезд в пограничную зону и пребывания в ней. Утверждена Приказом Министерства внутренних дел Республики Казахстан 4 апреля 1994 г. №92.

4. Закон Республики Казахстан "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Указ президента Республики Казахстан 8 июля 1994г. №110-XIII.

5. Закон Республики Казахстан "О транспорте в Республике Казахстан". Утвержден президентом Республики Казахстан 21 сентября 1994г. №156-XIII.

6. Инструкция о порядке применения правил пребывания иностранных граждан в Республике Казахстан. Утверждена приказом Министерства внутренних дел Республики Казахстан 31 октября 1994г. №286.

7. Ташкентская декларация, подписанная 21 октября 1996 г. в г.Ташкенте президентами Азербайджанской Республики, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Туркменистана, Республики Узбекистан.

8. Указ президента Республики Казахстан "О реализации Ташкентской декларации глав тюркоязычных государств, проекта ЮНЕСКО и Всемирной Туристской Организации по развитию инфраструктуры туризма на Великом Шелковом пути в Республике Казахстан" от 30 апреля 1997 г. № 3476.

9. Постановление Правительства Республики Казахстан "О мерах по реализации Указа Президента Республики Казахстан" "О реализации Ташкентской декларации, проекта ЮНЕСКО и ВТО по развитию инфраструктуры туризма на Великом Шелковом пути в Республике Казахстан" от 7 июля 1997 г. № 1067.

10. Указ президента Республики Казахстан "Возрождение исторических центров Шелкового пути, сохранение и преемственное развитие культурного наследия тюркоязычных государств, создание инфраструктуры туризма" от 27февраля 1998г. от 3859.

11. Постановление Правительства Республики Казахстан "Об акционерном обществе "Национальная компания" Шелковый путь - Казахстан" от 10 августа 1998г. №758.

12. Постановление Правительства РК "О плане мероприятий по реализации Государственной программы Республики Казахстан "Возрождение исторических центров Шелкового пути, сохранение и преемственное развитие культурного наследия тюркоязычных государств, создание инфраструктуры туризма" от 28 октября 1998 г. №1096.

13. Глобальный этический кодекс туризма. Принят на тринадцатой сессии Генеральной ассамблеи Всемирной туристской организации 27 сентября -1 октября 1999г.

14. Инструкция о порядке выдачи виз Республики Казахстан. Утверждена приказом Министерства иностранных дел Республики Казахстан 11 июля 2000г. №65 и Приказом Министерства внутренних дел Республики Казахстан 11 июля 2000г. №388.

15. Об утверждении Плана мероприятий по формированию туристского имиджа Казахстана на 2000-2003 годы. Постановление Правительства Республики Казахстан от 26 октября 2000 г. № 1604.

16. Постановление Правительства Республики Казахстан "Об образовании Координационного совета по туризму" от 30 октября 2000 г. № 1631.

17. Постановление Правительства Республики Казахстан "Об организации ежегодного Международного фестиваля "Шелковый путь-Казахстан" в городе Алматы" от 27 ноября 2000 г. №1763.

18. Протокольное решение заседания Правительства Республики Казахстан №31 "О реализации Государственной программы Республики Казахстан "Возрождение исторических центров Шелкового пути, сохранение и преемственное развитие культурного наследия тюркоязычных государств, создание инфраструктуры туризма" от 28 ноября 2000 г.

19. О первоочередных мерах развития туристской отрасли. Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2000г. №1947.

20. Концепция развития туризма в Республике Казахстан. Одобрена постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 марта 2001г. №333.

21. "О туристской деятельности в Республике Казахстан". Закон Республики Казахстан от 13 июня 2001 г. №211-II.

22. Правила лицензирования туристской деятельности. Утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 сентября 2001 г. № 1213.

За этот период Республикой Казахстан заключены следующие соглашения в области туризма:

1. Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Исламской Республики Пакистан о сотрудничестве в области культуры, спорта и туризма. Исламабад, 24.02.92.

2. Соглашение о сотрудничестве в области туризма между Республикой Казахстан и Исламской Республикой Иран. Тегеран, 20.06.93.

3. Соглашение о сотрудничестве в области туризма между Министерством по делам молодежи, туризма и спорта Республики Казахстан и Министерством промышленности и торговли Венгерской Республики. Алматы, 30.03.94.

4. Соглашение о сотрудничестве в области туризма между Министерством по делам молодежи, туризма и спорта Республики Казахстан и Министерством туризма Арабской Республики Египет. Каир, 25.05.95.

5. Соглашение о сотрудничестве в области туризма между Правительством Республики Казахстан и Правительством Государства Израиль. Алматы, 30.08.95.

6. Соглашение между Министерством образования, культуры и здравоохранения Республики Казахстан и Государственным управлением по делам туризма КНР о сотрудничестве в области туризма. Пекин. 07.05.98.

7. Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Турецкой Республики о сотрудничестве в области туризма. Анкара. 15.06.98.

8. Договор между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Болгария. 15.09.99.

9. Соглашение между Министерством туризма, физической культуры и спорта Республики Казахстан и Министерством молодежи, спорта и туризма Республики Молдова. Алматы. 04.11.92.

10. Соглашение о сотрудничестве в области туризма со странами СНГ. Подписано 23.12.93.

11. Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Узбекистан об углублении сотрудничества в области культуры, здравоохранения, науки и образования, туризма и спорта. Ташкент. 10.01.94.

12. Соглашение между Министерством молодежи, туризма и спорта Республики Казахстан и Государственным комитетом Кыргызской Республики по туризму и спорту. Алматы. 18.11.94.

13. Меморандум между Правительством Республики Казахстан и Правительством Грузии о сотрудничестве в области туризма. Тбилиси. 17.09.96.

14. Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Туркменистана о сотрудничестве в области туризма. Алматы. 27.02.97.

15. Соглашение между Министерством образования и культуры Республики Казахстан и Государственным агентством по туризму и спорту при Правительстве Кыргызской Республики о сотрудничестве в области туризма, физической культуры и спорта. Алматы. 08.12.97.

16. Соглашение между Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики и Правительством Республики Узбекистан о сотрудничестве в области туризма. Ташкент. 08.12.97.

17. Протокол о сотрудничестве между Министерством здравоохранения, образования и спорта Республики Казахстан и Государственным Агентством по туризму и спорту Кыргызской Республики на 1999-2000 год. Бишкек. 19.03.99.

18. Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Литовской Республики о сотрудничестве в области туризма, г.Астана. 11.05.2000.

19. Соглашение между Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Республики Таджикистан и Правительством Республики Узбекистан о сотрудничестве в области развития санаторно-курортных, оздоровительных и туристских учреждений и организаций, г.Астана. 08.06.2000.

По данным Агентства по статистике в 1998 году в Республике функционировало 430 туристских предприятий, из них 9 предприятий государственной формы собственности, 388 - частной и 6 иностранных туристических агентств. Казахстанскими предприятиями были к этому времени установлены договорные отношения с туристскими фирмами 80 стран, 25 алматинских и 5 областных турфирм осуществляют чартерные авиарейсы в 7 государств.

Наиболее развитой на протяжение 5 последних лет оставалась сеть туристских фирм в Карагандинской, Алматинской, Павлодарской, Южно-Казахстанской областях, а также городах Алматы (50%) и Астане. Туристскими организациями этих областей и городов обслуживалось до 88% туристов и экскурсантов ежегодно.

В целом предприятиями всех форм собственности в 1998 году было реализовано продукции, выполнено работ и оказано услуг на сумму 1916,6 млн. тенге. В том числе, государственными туристскими предприятиями на сумму 22,4 млн. тенге; частными – 1883,9 млн. тенге, иностранными фирмами 10,3 млн. тенге. Доля налогов и сборов от туристской деятельности в общих налоговых поступлениях в бюджет республики составила в 1998 году 0,1% (1997 год-0,06%).

Большинство туристских предприятий республики относятся к малым и средним. Однако, результаты их хозяйственной деятельности в 1998 году в целом дали отрицательный результат, малые предприятия (до 50 человек) показали убыток в сумме 14,5 млн. тенге, средние - (от 51-250 человек) - 3,9 млн. тенге. Крупные предприятия частного сектора (свыше 250 человек) по итогам 1998 года показали прибыль в сумме 1 841 тыс. тенге.

Всего за январь-декабрь 1998 года туристскими предприятиями было обслужено 246 тыс. туристов и экскурсантов. Следует отметить, что 1998 году услугами туристских фирм Казахстана воспользовались 35 тыс. иностранных граждан, что на 7 тыс. или 25% больше, по сравнению с тем же периодом 1997года.

В 1998 году туристские путевки за границу, в том числе страны Содружества приобрели 146 тыс. граждан Казахстана. За анализируемый период наблюдалась сокращение выезда казахстанских туристов во все страны СНГ, кроме Литвы (рост в 2,3 раза) и Узбекистана (рост в 3,8 раза). Лидерами по числу посещений гражданами РК по прежнему остаются Россия и Кыргызстан, что составило 63% туристов посетивших страны Содружества.

Численность казахстанских туристов, посетивших страны остального мира в 1998 году, составила 140 тыс. человек (на 14% меньше, чем в 1997 году). При этом 83% выездов казахстанцев приходится на долю Китая, Германии, ОАЭ и Турции (шоп-туры). По сравнению с 1997 годом, увеличилось количество поездок граждан РК в Австрию, Бельгию, Финляндию, Венгрию, Корею, Малайзию, Мальдивы, Нидерланды, Швейцарию, хотя, в целом, доля этих стран в общем числе выездов незначительна. Коммерческий поездки получили наиболее широкое распространение.

Положительный экономический эффект и социальную целесообразность имеет организация туров иностранных граждан по Казахстану и развитие внутреннего туризма, так как обеспечивает приток валюты в республику, создание новых рабочих мест, развитие национальной туристской инфрастуктуры. В настоящее время в РК соотношение туроператоров - фирм занимающихся разработкой и комплексным обслуживанием туров (5%) и турагентов - фирм занимающихся реализацией туров (95%), не является оптимальным.

На состояние туристской деятельности в республике оказывает влияние низкий уровень развития туристской инфраструктуры (гостиницы, кемпинги, туристские базы, дороги, автотранспорт, туристские маршруты). При этом для развития инфраструктуры отрасли необходимо ее системное инвестирование. Несмотря на то, что туризм признан приоритетной отраслью для инвестирования, не созданы условия, стимулирующие приток в отрасль частных инвестиций, в том числе из-за рубежа. Отсутствует система научного и рекламно-информационного обеспечения продвижения национального туристского продукта на внутреннем и внешнем рынке.

К причинам неразвитости туристской инфраструктуры можно отнести не только объективные экономические трудности, но и несовершенное налоговое и туристское законодательство, в частности, полное отсутствие необходимых для контроля за развитием отрасли и соблюдением прав потребителя государственных стандартов.

Большинство туристских фирм являются турагентами зарубежных туристских компаний, этим и объясняется преобладание числа граждан Казахстана выезжающих на отдых за рубеж, над количеством иностранных граждан посещающих Казахстан. При этом крайне слабо организованна работа казахстанских туристских предприятий по профилактике, инструктированию, разъяснению существующих норм законодательства, правил поведения, принятых в странах посещения, что зачастую приводит к факту нарушения некоторыми туристами законов страны пребывания.

В соответствии с действующей нормативной базой, в целях контроля за режимом пребывания и обеспечения личной и имущественной безопасности иностранцев, туристские фирмы обязаны заблаговременно поставить в известность органы внутренних дел по месту предполагаемого прибытия иностранных граждан, о сроках их пребывания, месте жительства и маршрутах передвижения.

Однако туристические организации, на которые, в соответствии с законодательством Республики Казахстан, возложена ответственность за соблюдение иностранцами правил пребывания на территории страны, в должной мере своих обязанностей не выполняют. Не организуется встреча иностранных туристов в пунктах прибытия, их обеспечение жильем и экскурсионным обслуживанием, регистрация по месту проживания в гостиницах или органах внутренних дел.

Оставаясь вне поля зрения органов внутренних дел, занимаясь при этом нелегальной коммерческой деятельностью, иностранные туристы зачастую нарушают казахстанское законодательство, либо сами становятся объектами преступлений.

Анализ платежного баланса Республики Казахстан по статье «поездки» (международный туризм) раскрывает полную картину состояния сферы туризма, включая анализ сальдо платежного баланса по данной статье. На протяжении 1997 и 1998 годов в платежном балансе Казахстана складывалось отрицательное сальдо баланса услуг по статье «поездки». В 1999 году наблюдается тенденция падения общего объема предоставленных услуг по сравнению с 1998 годом. Сальдо баланса услуг в 1999 году продолжало оставаться отрицательным и существенных изменении не претерпело.

Современная индустрия туризма располагает крупными материальными фондами и обеспечивает занятость миллионов людей. По данным зарубежной статистики, около 25% самодеятельного населения развитых в туристском отношении стран непосредственно занято обслуживанием иностранных туристов.

В США, по подсчетам, на каждую тысячу туристов, проживающих в гостиницах этой страны, необходимо 279 должностей, непосредственно обслуживающих туристов, и 107 должностей в отраслях, косвенно связанных с туризмом; на каждую тысячу туристов, обосновавшихся в кемпингах,– всего 57 должностей, непосредственно связанных с туризмом, и 32 должности во вспомогательных отраслях. Эта норма расчета обслуживающего персонала существовала в странах Европы и Америки к началу 80-х годов. К настоящему времени количество специалистов обслуживающих каждую тысячу туристов увеличилось.

Система управления туристской отраслью постоянно совершенствовалась в промышленно развитых и развивающихся странах Запада и Востока. В 60-е годы XX века министерства туризма были созданы в Италии, Бельгии, Мексике, Египте, Алжире, Турции, Румынии.

Так, по состоянию на 1970г. деятельность Министерства туризма Италии включала в себя семь основных направлений: изучение рекреационных ресурсов, рынков, постановка рекламы, содействие развитию новых форм туризма, и такие мероприятия по подготовке кадров, как увеличение институтов и курсов обучения персонала по всем секторам туризма. Многие развитые страны Запада значительную долю своего благосостояния построили на доходах от туризма. Поэтому за послевоенные годы была создана мощная исследовательская база и система профессиональной подготовки кадров в области экономики туризма.

Для нашей республики этот опыт особенно важен, так как в настоящее время Казахстан является развивающейся туристской страной.

Опрос директоров туристских фирм города Алматы о причинах тормозящих развитие туризма выявил следующее: среди факторов негативно влияющих на развитие туризма на первом месте стоят неоправданно высокие налоги. Об этом заявили 78% опрошенных директоров. Не находят поддержки во властных структурах просьбы о налоговых льготах для казахстанских туроператоров. До сих пор и те фирмы, которые работают на прием иностранных туристов (способствуя притоку валюты и созданию новых рабочих мест для своих граждан), и фирмы, организующие выезд наших граждан за рубеж, налоги платят одинаково. Это способствует тому, что мы укрепляем экономики других стран и усугубляем кризис в своей республике.

Мешает туризму неурегулированность таможенных отношений и других экономических связей Казахстана со странами СНГ и особенно с Россией. Ведь именно из России в 1996 г. приехало больше всего (47,28%) туристов в Казахстан. Режим наибольшего благоприятствования, с объявлением туристской зоной необходим южной столице ( в г.Алматы прибывает ежегодно 44% всех иностранных туристов) и Семиречью, т.к. здесь сосредоточенные основные туристско-рекреационные ресурсы.

Проведенный в 1986г. анализ туристских ресурсов (ТР) республик, ранее входивших в состав СССР, показал, что территория Казахстана обладает огромными востребованными ТР для активных туристских путешествий. Причем большая часть этих ресурсов содержит потенциал для развития прежде всего горного и водного туризма. Сюда относятся части Центрального, Северного, Западного Тянь-Шаня, Алтая и Джунгарии, входящие в территорию Республики Казахстан.

Казахстанские турфирмы пока еще слабо работают в области организации активных туристских путешествий по территории республики как для отечественных, так и для иностранных клиентов. При этом казахстанские туристско-рекреационные ресурсы используются странами дальнего и ближнего зарубежья. Так, московская турфирма "Азия Трэвел" организует спортивные и приключен­ческие туры на Тянь-Шане (альпинизм, горные и пустынные трекинги, рафтинг, велотуры), а также горнолыжные туры в Чимган (Западный Тянь-Шань) и Чимбулак (Северный Тянь-Шань).

Слабое использование в своей работе казахстанскими турфирмами активных путешествий имеет множество причин. В их числе явный недостаток интеллектуального и кадрового обеспечения данного направления в туризме. Ведь организация активных туристских путешествий требует серьезных научных разработок и высокой профессиональной подготовки обслуживающего персонала. В путешествиях с активными способами передвижения от выучки персонала зависит не только качество обслуживания, но и физическая безопасность туристов. Поэтому формирование бригад сопровождения из дилетантов чревато серьезнейшими последствиями.

Оптимальная организация активных путешествий невозможна без определенного уровня развития спортивного туризма. По данным, опубликованным в журнале "Турист" в 1974-1980 годах, звание "Мастер спорта СССР по туризму" получили около 400 человек. Среди 22-х крупнейших центров спроса на спортивный туризм в СССР в туристской литературе называлась и Алма-Ата. Интересно, что в число названных центров специалисты включили города, где на 100 тыс. человек взрослого населения приходилось более одного мастера спорта по туризму. Разрушение единого союзного государства пагубно сказалось на развитии спортивного туризма. Уже в 1991 году количество спортивных туристских групп сократилось по сравнению с 1990 годом на 20 %, с 23 тысяч до 19 тысяч. С 1992 года произошел еще более резкий спад.

Прекращение деятельности большинства туристских секций, клубов и федераций затруднило подготовку спортсменов-туристов, даже на уровне третьего и второго спортивных разрядов. Это означает, что стало проблемой укомплектование бригадами сопровождения иностранных туристов даже квалифицированными носильщиками. Еще хуже обстоят дела с подбором опытных поваров, переводчиков, врачей, гидов-инструкторов горного и водного туризма. Поэтому для решения проблем активных видов туризма необходима система подготовки кадров, включающая туристские спецклассы общеобразовательных школ, выпускники которых могли бы получать на вузовских факультетах туризма ученые степени бакалавров, магистров, кандидатов и докторов наук

К настоящему времени, к сожалению в нашей республике практически утрачена система социального туризма, позволявшая функционирование спортивных туристских структур почти во всех учебных заведениях. Поэтому, например, специалистами факультета туризма Казахской академии спорта и туризма ставка сделана на туристские спецклассы базовых школ и гимназий.

Многолетняя практика работы автора в таких классах позволяет сделать вывод, что следует отказаться от излишнего теоретизирования и в процессе занятий уделять больше внимания технике водного и горного туризма (как самых популярных видов), походам выходного дня. При соответствующей подготовке учащиеся старших классов могут совершать и категорийные походы, выполнять спортивные разряды по туризму. Именно такие выпускники школ стремятся поступить в высшие учебные заведения обучаться по специальности 080140 - «Туризм» со специализацией «Спортивные и активные виды туризма».

Для развития активных и спортивных видов туризма необходимы не только финансовые, материальные средства и профессионально подготовленные специалисты, но и проявление государственной воли.

Так, создан и функционирует в настоящие время Совет по туризму государств - членов СНГ. А IV Конгресс Международного туристско- спортивного союза, состоявшийся в Москве, принял "Концепцию Единого туристского пространства для самодеятельного спортивного туризма на территории государств - членов Содружества (СНГ) и стран Балтии". Большая часть туристов приезжает в Казахстан из этих стран для совершения активных туристских путешествий. При соответствующей поддержке этой концепции Республика Казахстан могла бы получать прибыль не только от транзитных групп туристов из ближнего и дальнего зарубежья, но и (при правильной организации) от спортивных групп из стран СНГ.

Это в свою очередь позволит выделять средства на развитие активных и спортивных видов туризма, особенно для подрастающего поколения. Таким образом, возможно стабильное оздоровление населения и решение глобальных социальных проблем Республики Казахстан. Безусловно, необходима и долгосрочная программа работы отечественной индустрии туризма и гостиничного дела.

В отечественном бизнесе туризм (особенно на региональном уровне) воспринимается как второстепенная отрасль экономики и не учитывается вклад туризма в сокращение темпов роста общественных расходов на содержание систем здравоохранения и социального обеспечения. В республиках Средней Азии и Казахстане от социально-политических изменений последних лет в первую очередь пострадало сельское население. Уровень безработицы здесь выше, чем в городах, а уровень жизни гораздо ниже.

Главной целью программы является возрождение общенациональной, социально-экономической и международной роли казахстанского участка трассы Шелкового пути. Достижение поставленной цели должно быть реализовано через археологические, архитектурные, градостроительные исследования объектов, создание банка данных об историко-культурном наследии Шелкового пути; консервацию, музеефикацию и благоустройство основных этапов (либо фрагментов) Шелкового пути; развитие исторических городов и других поселений трассы, включенных в перечень объектов туризма.

Необходимо создание на базе традиционной застройки городов и поселений Шелкового пути инфраструктуры туризма: предприятий сервисного обслуживания и торговли, паломнических и туристских комплексов, мастерских народных ремесел, этнографических музеев и театров, ритуально-культовых и историко-религиозных центров и других туристских объектов.

Установлено, что основные туристско-рекреационные ресурсы казахстанского участка Шелкового пути сосредоточены в Семиречье и Южном Казахстане, а особое место в данных регионах республики занимают города Туркестан, Тараз, Алматы.

Туркестан - это не только первая столица Казахского ханства, но и город, считающийся в мусульманском мире "Второй Меккой". Такую славу город приобрел потому, что в XIV веке эмир Тимур соорудил над могилой шейха Ахмеда Яссави величественную ханаку, позднее в XV - XVII вв. здесь на территории некрополя сооружаются мавзолеи Тауке, Тавакеля, Джангира, Есима, Аблая - основоположников казахской государственности. Все это, при условии успешной реставрации всей системы историко-культурных памятников и создания соответствующей инфраструктуры, позволит Туркестану стать крупнейшим центром паломнического туризма в Казахстане.

Тараз является древним и самым крупным торгово-административным центром казахстанского участка Шелкового пути, значительным памятником фортификационного искусства средневекового Казахстана. Другим древним городом, научным и культурным центром, южной столицей республики является Алматы, прообраз которого возник еще в I тысячелетии до н.э. Памятники основных трех этапов развития города представляют большой познавательный интерес и могут быть, более широко чем сейчас, вовлечены в туристский оборот.

Кроме того, важными туристскими объектами на трассе Шелкового пути являются средневековые города и поселения Хурлук, Турбат, Исфиджаб, Кулан, Мирки, Талхиз, Жаркент. Программой также предусмотрены реставрационные работы на объектах указанных городов.

Обоснованность этой концепции подтверждается уже многочисленными фактами. Например, по подсчетам А.Щуровой, Ж.Кантарбаевой О.Саурамбаева только в 1997 г. реальный размер поступлений от туризма на казахстанском участке Великого Шелкового пути (Алматинская, Талдыкурганская, Жамбылская области) составила 39,1 млн. долларов США.

Экономическая и социальная эффективность эксплуатации объектов Шелкового пути может быть еще больше при оптимальной организации информационно-рекламных мероприятий. По свидетельству директора международного альплагеря "Хан-Тенгри" К.Ш.Валиева (Казахстан), например, узбекские делегации весьма представительным составом (до 60 человек) принимают участие во всех самых крупных туристских выставках мира и это резко увеличивает потоки иностранных туристов в Узбекистан.

Основные международные туристские потоки начинаются в странах с развитой экономикой и сравнительно высоким уровнем жизни людей. Поэтому именно на население таких стран должна быть направлена массированная реклама туристско-рекреационных ресурсов Казахстана. При этом надо учитывать, что в 1996 г. больше всего туристов (47,28% от общего количества) прибыло в Казахстан из России. Поэтому значительная часть наших рекламных усилий должна быть направлена и туда.

Огромный доходный потенциал для туристской индустрии Казахстана содержат потоки иностранных туристов, направляющиеся в другие государства СНГ, особенно в Россию. На собственном опыте автор убедился, что значительная часть этих туристов желала бы в одном путешествии посетить транзитом Россию, Казахстан и другие государства Средней Азии. И чтобы использовать этот потенциал необходимо юридическое закрепление единого туристского пространства на территории стран СНГ. И первые шаги в этом направлении уже есть.

Казахстанскими специалистами по туризму высказывалась идея создания туристских атласов стран СНГ. Предполагается, что в таких атласах будет сосредоточена ранее малоизвестная информация об организации и функционировании туристских систем республик, о природных и антропогенных условиях местностей и их туристских ресурсах, о целях, истории и перспективах туризма, его рекреационной эффективности. Атласы будут призваны содействовать комплексному планированию туризма, управлению туристскими организациями, обучению специалистов по туризму и пропаганде туризма как эффективного средства активного отдыха. Обзорные туристские карты в атласах должны отображать с максимальной подробностью условия туристских путешествий. Подобный минианалог - "Карта туристско-рекреационных ресурсов Семиречья" уже создана. К настоящему времени идет подготовка к двум следующим, более масштабным этапам этой работы.

Серьезные проблемы развития туризма в СНГ и Казахстане является не эффективная пока система подготовки туристских кадров. Оптимальная модель подготовки студентов по специальности "Туризм" должна быть построена в соответствии с моделью деятельности менеджера современной туристской фирмы. Именно поэтому все действующие специализации факультета туризма Казахской академии спорта и туризма, соответствуют основным направлениям современного туризма в Казахстане. Однако разрозненных усилий одной академии и нескольких других вузов республики явно недостаточно. Необходима, регулируемая государством система небольшого количества вузов с конкретной специализацией по подготовке туристских кадров.

По состоянию на июнь 2002 года в Казахстане работало более 450 туристских фирм, имеющих лицензии, по г. Алматы и Алматинской области таких фирм насчитывается 273. К настоящему времени заметно изменилось содержание работы действующих турфирм.

Если раньше большинство из них занимались отправкой отечественных туристов за рубеж, то в настоящее время по ряду причин (обнищание населения, снижение покупательской способности, высокая конкуренция на рынке привозимых товаров) значительное число фирм пытаются организовать прием иностранных туристов в Казахстан и работать на отечественных туристско-рекреационных ресурсах. Это порождает спрос на обученных туристскому делу специалистов, знающих особенности всех основных видов современной деятельности турфирм. Если же развитие туристской индустрии в РК войдет в общемировое русло, то потребность в профессионально подготовленных кадрах многократно возрастет.

Конечно, проблем в современной казахстанской индустрии туризма еще достаточно. Однако, реализация предложенных мер, а это подтверждает зарубежный и отечественный опыт, позволит сделать международный


туризм наиболее эффективной частью экономики Казахстана.

Первых зарубежных туристов в Казахстане приняли в 1956 году. Нашу республику в том году посетили 26 человек. Как уже говорилось, в настоящее время туристско-экскурсионные организации Казахстана пытаются развивать свою деятельность в этом направлении.

Наиболее сложной, с точки зрения материально-технического, информационно-рекламного и кадрового обеспечения, является экономика и организация иностранного туризма с активными способами путешествий. Именно поэтому в этом направлении работает пока ограниченное количество турфирм Казахстана. Среди лучших из них следует назвать ТОО международный альпинистский лагерь "Хан-Тенгри", холдинговую компанию "Жибек - Жолы", фирму "Азия-тур" и другие.

По своему рекреационному потенциалу Казахстан может стать настоящей "туристской Меккой". Стратегической задачей туристской индустрии республики является привлечение иностранных туристов, с одной стороны, и создание полноценных условий для отдыха соотечественников, с другой.

Весьма важным является правильный выбор стран с которыми могут наиболее эффективно сотрудничать туристские фирмы Казахстана. В конце XX - начале XXI века Европа по-прежнему остается самой притягательной для путешественников частью планеты. В 1996г. в мире было зарегистрировано 593 млн. туристов и больше половины из них посетили государства Европы.

По данным ВТО, в списке самых посещаемых стран первое место занимает Франция, в которой побывали 61,5 млн. туристов, что на 2,3% больше, чем в 1995 г. На втором месте - США (44,7 млн., плюс 3,2%), на третьем – Испания (41,4 млн., плюс 5,3%). Американцы, однако, вновь доказали свое умение извлекать деньги из любого предприятия. Отстав от Франции по числу посещений, США опередили ее по части доходов от туризма, которые составили 64,3 млрд. долларов против 28,2 млрд. В целом же прибыли мирового туристского бизнеса достигли 423 млрд. долларов.

Однако самые быстрые темпы роста туристской активности отмечены не в Европе и Америке, а на Ближнем Востоке. Африка, напротив, переживает трудный период с точки зрения развития туризма, т.к. политическая нестабильность во многих странах этого континента отпугивает путешественников.

Специалистам казахстанских турфирм не хватает опыта для создания многовариантных туристских программ, которые были бы конкурентоспособны. Для закрепления на международном рынке туристских товаров и услуг зарубежные турфирмы стремятся сделать потенциальным клиентам все более экзотические предложения.

Так, несколько предприимчивых жителей местечка Петерхаген (земля Северная Рейн-Вестфалия, Германия) создали общество "Rast im knast", что в переводе означает "Закуска в кутузке". Они переоборудовали четыре камеры бывшей местной тюрьмы в гостиничные номера спартанского типа, а в комнате для охраны открыли пивной бар. Эта новая гостиница, в которой полностью сохранена обстановка тюрьмы, сдается для ночлега туристам, отпускникам и вообще любителям экзотики. Одноместный номер стоит 20 марок, завтрак – 10. Это по местным меркам недорого, и заведение процветает. Следует заметить, что стремление туристских структур и государственных органов разных стран к разработке экзотических программ реализуется и другими способами.

В 1997г. австралийцы объявили о намерении открыть новый туристский центр в Антарктиде. Эту экзотическую идею дали властям эксперты, работающие над национальной программой "Антарктика после 2000 года". Специалисты пришли к выводу, что в современных условиях нерентабельно содержать в Антарктиде три круглогодичные научные станции. Для исследований достаточно базы Дэвис, а станции Монос и Кейси следует перепрофилировать, причем одну из них превратить в сезонный курорт.

Реализация этого проекта вполне реальна, если построить взлетно-посадочную полосу и разработать систему экологической защиты Антарктиды от возможных последствий нашествия туристов.

В начале 1997г. в немецком городе Бремене состоялась первая в истории конференция по космическому туризму, где было заявлено, что в будущем веке желающие смогут отдохнуть на орбите. Представитель космического турагенства "Спейс-Тур" (Германия) Хартмут Мюллер сообщил, что уже разработаны проекты строительства первого в космосе отеля и в крайнем случае к 2025 году японцы и американцы создадут транспортную систему доставки туристов в орбитальные гостиницы.

Те, кто войдет в первые группы космотуристов, будут вынуждены заплатить примерно 3 600 000 долларов. Однако, если организаторам околопланетного туризма удастся отправить на орбиту 500 тысяч отважных, каждый из них выложит за подобный тур только 20 тысяч долларов.

Однако в современном освоении космического туризма немцы уже не одиноки. Американская компания "Космические путешествия Зеграхма" (г.Сиэттл) уже объявила в 1997г. запись добровольцев, которые мечтают о звездном туре. Планировалось, что космический тур займет неделю. Сначала будущие космотуристы пройдут краткий предполетный инструктаж, прослушают курс лекций по астрономии и правилам поведения в условиях невесомости. Специальный самолет поднимет группу из шести человек на высоту 4 500 метров. Затем космический аппарат отделится от материнского судна и отправится в космос, где две с половиной минуты будет вращаться на 100-километровой орбите. Космотуристам разрешат отстегнуть ремни и испытать состояние космической невесомости. Через два часа тридцать минут Земля примет космотуристов обратно.

Первый старт был запланирован на осень 2001 года. При этом фирмы пытались получить одобрение своего проекта в федеральном правительстве США. Первые пятнадцать добровольцев зарезервировали себе места в креслах космолетов, перечислив на счета фирмы по 9 тысяч долларов в качестве предварительного взноса.

К развитию космического туризма в это время подключились и другие страны. Президент Венисуэлы Уго Чавес в конце 2000 г. заявил, что скоро из этой южноамериканской страны регулярно будут отправляться туристские рейсы на Луну. Провести отпуск на Луне будет так же просто, как в Майями, или на Канарских островах. Бывший парашютист, Уго Чавес провел переговоры с группой американских бизнесменов, которые предложили перспективный совместный проект постройки космического корабля для полетов на Луну и обратно. "Лет через сто, а может и меньше люди будут во время отпуска путешествовать по Луне", - заявил журналистам президент Венисуэлы (154).

Космические бизнесмены появились и в Англии. Стив Беннетт решил катать туристов на ракете и для этого вложил 100 тысяч фунтов в летательный аппарат под названием "Нова". Беннетт запланировал в конце 2001 года совершить пробный полет на высоту 62 мили, а затем вернуться на Землю. При спуске ракета должна разделиться на пилотируемую капсулу и ускоритель, которые после приземления можно будет использовать вновь.

Будущему космонавту 37 лет, он читает лекции по физике и космическим технологиям в Сэлфорском университете и созданием ракет занимается с 13 лет. Последние 6 лет Беннетт усилено тренируется по созданной им методике и за 2001 год совершил 59 прыжков с парашютом. Беннетт серьезно намеревается получить приз в 6, 25 млн. фунтов, обещанный тому, кто первым успешно проведет полет экипажа космических туристов из трех человек. Эта победа запланирована на 2003 год и в очереди на полет уже 20 экипажей.

Однако, реальная действительность оказалась более фантастической, чем планы туристских фирм по космическим турам. До 28 апреля 2001 года космонавтика была уделом профессионалов. Но в этот день калифорнийский миллионер Деннис Тито сумел превратить узкую тропинку в космос в туристскую тропу. Он стал первым космическим туристом, которому для восьмидневного путешествия в космос понадобилось всего лишь купить билет. Правда, билет этот стоил 20 миллионов долларов.

Деннис Тито доказал всем землянам, чтобы отправиться в космос, достаточно иметь большое желание, солидный счет в банке и неплохое здоровье. Правда сама вероятность этого космическо-туристического эксперимента была под угрозой буквально до самого вылета и чуть не поссорила американское и российское космические агентства. Американцы очень возражали против присутствия туриста на борту Международной космической станции (МКС). И российские космонавты даже устроили по этому поводу забастовку без Тито не полетим! Кстати, в роли гида для первого космического туриста выступил наш земляк Талгат Мусабаев.

Второй раз поездка Тито чуть не сорвалась по приземленной причине - на американской части МКС сломался компьютер по управлению… унитазом. И космонавты слезно просили прислать им вместо Тито специалиста по компьютерам или на худой конец сантехника.

Перед полетом с Тито взяли две расписки: о том, что он обязуется не предъявлять никаких претензий в случае, если с ним что-нибудь произойдет, и возместит ущерб в случае, если что-нибудь сломает.

В апреле 2002 г. на космическом корабле "Союз ТМ - 34" в космос полетел на международную космическую станцию второй турист подготовленный в России - 28 - летний миллионер из Южной Африки Марк Шаттлворс. Пять месяцев перед полетом Марк жил в звездном городке, где проходил специальный курс подготовки, включающий в себя физические упражнения, тренировки на выживание при приземлении в море, изучение русского языка и освоение навыков работы в космосе.

За свой полет Марк заплатил столько же, сколько и первый космический турист - Денис Тито (20 млн. долларов). На вопрос корреспондента газеты "Аргументы и факты" - "Почему Марк полетел в космос из России?", космический турист №2 ответил, что в США нет программы для людей желающий полететь в космос.

Казахстан на территории которого располагается космодром Байконур имеет большие возможности для развития космического туризма. Наряду с экзотикой наблюдается стремление казахстанских турфирм и фирм ближнего зарубежья расширять культивирование активных туристских путешествий.

Так, недавно созданный в г.Москве Российский горный клуб (РГК) запланировал воссоздать в России широкую сеть горных лагерей и тренировочных альпинистских центров. Предполагается, что они возникнут на Северном Кавказе, на Алтае, в Сибири и других регионах. Наряду с россиянами в них будут работать альпинисты из ближнего и дальнего зарубежья, что станет одним из источников финансирования клуба. РГК намерен содействовать организации и финансированию российских экспедиций на высочайшие пики мира. Разрабатываются и другие проекты.

По этому же пути пошли и казахстанские альпинистские структуры. Альпинисты Центрального спортивного клуба армии Казахстана в 1998 г. разработали программу "Восхождение на высочайшие вершины континентов". Сами авторы называют эту программу "Высокогорной кругосветкой". Согласно этой программе казахстанцы поднимутся на вершины Килиманджаро, Вилсона, Аконкагуа, Мак-Кинли, Кэрстинга. Программа носит коммерческий характер, и все участники экспедиции (за исключением, конечно, профессиональных гидов) заплатят по 3 500 долларов США за каждое восхождение.

Кроме спортивной задачи, перед экспедициями ставится и рекламная задача. Успешные восхождения альпинистов должны способствовать распространению информации о Казахстане на всех континентах мира и обеспечить приток иностранных туристов и альпинистов в республику.

Вопросы для контроля:

1.Основные направления развития современного туризма в странах Содружества?

2. Характеристика проблем, осложняющих развитие туризма в СНГ?

3. Достижения ведущих туристских организаций современного Казахстана?

4. Перспективы развития туризма в СНГ на XXI век?

 

Основная литература:

1. Александрова Ю.А. Экономика и территориальная организация международного туризма. М., 2009

2. Анаьев М.А. Основы международного туризма. М., 2004

3. Биржаков М.Б. Введение в туризм. М-Спб; 2005

4. Вуколов В.Н. История и теория международного туризма. Алматы, 2002

5. Ердавлетов С.Р. Краеведение в Казахстане Алма-Ата ,1989

 

Дополнительная:

1. Геродот История. М., 1993

2. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. М., 2009

3. Долженко Г.П. История туризма в дореволюционной России и в СССР. Ростов-на-дону, 1988

4. Ердавлетов С.Р. География туризма Казахстана. Алматы, 1992

5. Ердавлетов С. Р. Казахстан туристский. Алма-Ата, 1989

6. Квартальнов В.А. Современные концепции социального туризма. М., Наука, 2000