Ключевые слова: великие географические открытия, капитализм, туристские организации.

План лекции

1.От Великих географических открытий до организованных первых проектов по экономическому туризму и первых туристских обществ;

2.Путешествия и открытия в XV – XVI вв. открытия и завоевания в Центральной Америке;

3.Путешествия и открытия во второй половине XV – XVIII вв;

4.Развитие путешествий в XIX – в начале XX вв. первые туристские организации и проекты по экономическому туризму.

 

Завершающая часть средневекового периода всеобщей истории характеризуется укреплением светской власти становлением национальных государств, разложением феодализма и постепенным формированием капиталистических отношений. Усиливающиеся противоречия между феодальным и формирующимся капиталистическим укладами, неуклонно приводил к проведению в европейских государствах, политики развития промышленного производства внутри своих стран.

Уже во второй половине XV века зарождение неограниченных монархий в европейских государствах способствовало постепенному складыванию внутреннего и внешнего рынка промышленных товаров. Буржуазный путь развития требовал не только свободных от крепостной зависимости людей, но и средств для первоначального накопления капитала, новых источников сырья и рынков реализации товаров. Однако турецкие завоевания не давали европейцам пользоваться для этого старыми сухопутными и морскими путями, ведущими в Юго-Восточную Азию. Именно поэтому Португалия, как сильная морская держава начала поиски южного пути вокруг Африки, а Испания и Англия - западного пути из Европы в Азию через Атлантический океан.

Огромную роль в истории организованных путешествий сыграл принц Португалии Генрих, прозванный Мореплавателем. Под его руководством было подготовлено много опытных мореходов, получило развитие кораблестроение (создана каравелла - легкий трехмачтовый корабль с большим количеством прямых и косых парусов, развивающий скорость до 22 км/ч), исследован и нанесен на карты западный берег Африки на протяжении 3500 км.

Именно португальцы усовершенствовали компас и заимствованный у арабов угломерный инструмент, при помощи которого вычислялись, положение светил и широта.

Исследовательские путешествия испанцев во многом были подготовлены учеными других стран. Так, немецкий географ Мартин Бехайм (1459-1506 г.г.) в 1492 г. сделал большой глобус, который является самым старым глобусом, дошедшим до наших дней, а так же нашел способ ориентироваться по высоте солнца.

Итальянский астроном Паоло Тосканелли (1397-1482 г.г.) так же был убежденным сторонником учения о шарообразности Земли и именно ему приписывают идею короткого западного пути в Индию. Поэтому не случайно перед началом своих путешествий первооткрыватель берегов Америки Х.Колумб вел переписку с М.Бехаймом и П.Тосканелли.

Христофор Колумб родился в октябре 1451 года близ итальянского города Генуи. Владел четырьмя языками, много читал на итальянском, испанском, португальском и латыни.

Накопив большую информацию об истории мореплавания, Колумб задумал открыть западный путь в Индию. Не получив поддержки в Португалии, Колумб обратился к испанскому королю Фердинанту и королеве Изабелле. С их помощью были снаряжены три каравеллы с флагманом "Санта-Мария".

3 августа 1492 г. Колумб вышел на своих кораблях из Андалуссии и по Атлантическому океану 12 октября 1492 г. достиг острова Нового совета, названного Колумбом Сан-Салвадор (Святой спаситель). Колумб был уверен, что достиг берегов Индии и поэтому местных жителей называли индейцами.

25 октября 1492 г. Колумб достиг о.Куба, считая его берегом Азии. После четырех путешествий Колумб проложил правильный морской путь из Европы в Америку через Атлантику. В 1506 г. Х.Колумб умер и его прах, (после долгих скитаний) похоронен в Испании в Севильском Соборе.

Открытия Х.Колумба встревожили португальцев. Летом 1497 г. португальский король Мануэль I назначил руководителем экспедиции в Индию молодого дворянина Васко да Гамму (род. 1460-1469 г.г.).

8 июля 1497 г. эскадра из 4-х кораблей (в экипажах были даже преступники) вышла из Лиссабона и 4 ноября подошла к африканскому берегу. Обогнув Африку эскадра прошла Мозамбикский пролив (между Африкой и Мадагаскаром и 2 марта пристала в порту Мозамбика.

После остановки в арабском порту Малинди эскадра пересекла Индийский океан и 19 мая 1498 г. бросила якорь у берегов Калькуты.

18 сентября Васко да Гамма вернулся в Лиссабон, где получил наследственный титул "дон" и адмиральский чин. В 1524 г. Васко да Гамма стал вице-королем Португальской Индии. 24 декабря 1524 г. он умер в тропиках после бесплодной борьбы с злоупотреблениями португальцев в Индии.

После открытия морских путей из Европы на Американский континент началась постепенное освоение территории Северной и Южной Америки различными исследователями, в том числе объектов, которые в последствии стали посещаться огромными количествами туристов. Так в 1540 г. Франсиско Васкес де Каранадо открыл для европейцев Большой каньон реки Колорадо. В настоящее время каньон является популярным объектом для посещения как американскими, так и иностранными туристами.

Великие географические открытия способствовали постепенному складыванию туристских потоков из Европы в Америку в более поздний период. Однако одновременно получили распространение путешествия состоятельных людей по Европе. В Англии, например, маршрут такого путешествия начинался в Лондоне, вел во Францию с длительным пребыванием в Париже, затем в Италию: Генуя, Милан, Флоренция, Рим. Обратный путь пролегал через Швейцарию, Германию, Нидерланды.

Автором первого проекта по экономическому туризму в Российской империи в 1777 г. стал педагог Вениамин Генш.

Аналогичные образовательные туры в конце XVIII - начало XIX века предпринимали уже представители третьего сословия.

Отличительными чертами путешествий до середины XVIII века были примитивизм средств передвижения и то, что путешествие было не самоцелью, а средством достижения цели: торговли, образования, лечения, паломничества. Указанные путешествия были элитарными и предпринимались узким кругом лиц.

Важнейшую роль в развитии туризма сыграли революционные изменения в развитии транспорта: изобретения парохода Фултоном в 1807 г., паровоза Стивенсоном в 1814 г., расширение сети дорог в Европе. Все это обеспечивало большую надежность и скорость передвижения при снижении расходов на путешествия. Вследствие массового наплыва переселенцев из Старого Света в Америку бурными темпами развивается морское сообщение, в середине XIX века возникают крупные пароходные компании.

Научно-технический прогресс, социальная борьба трудящихся, растущее благосостояние общества обусловили постепенное уменьшение рабочего времени в пользу свободного: введение гарантированных неоплачиваемых, а позднее и оплачиваемых отпусков (в Германии, например, впервые отпуска были установлены Законом о государственных служащих 1873 г).

Повышение качества и надежности транспортных перевозок в совокупности с их удешевлением, а так же постепенное сокращение рабочего времени обусловили существенные увеличение потоков путешественников. Соответственно возникли и первые предприятия по обслуживанию временных посетителей.

В Германии на рубеже 18-19 в.в. возникают первые курорты минеральных вод - в Хайлигендамме, Нордернее, Травемюнде.

Как отмечает швейцарский исследователь туризма профессор К.Каспар: "В этот период становления туризма строились в первую очередь роскошные гостиницы, которые обслуживали представителей аристократических кругов, "нового дворянства", высшего офицерства".

В зависимости от времени года элита либо пребывала на французской или итальянской Ривьере, либо отдыхала на термальных курортах Швейцарии и Германии, либо предпринимала длительные путешествия в Северную Африку, Египет, Грецию.

Расширение торговых и культурных связей, географические открытия, обусловили дальнейшее увеличение подвижности населения, что способствовало познанию человечеством окружающего мира.

У многих людей появляется естественная потребность увидеть новые районы и страны, познакомится с жизнью и обычаями их народов. Все это послужило причиной возникновения особой формы путешествий - туризма.

Процесс активизации хозяйственных связей не только увеличивал подвижность населения, но и сопровождался строительством дорог, благоустроенных гостиниц, ресторанов, зон отдыха, изучением достопримечательностей.

С появлением регулярного движения пассажирского транспорта, сети предприятий питания и средств размещения отпали многие элементы риска и трудностей с которыми были сопряжены путешествия. Путешествия все чаще становятся развлекательными и увеселительными поездками.

В конце XVIII века представителей имущих классов европейских государств, посещавших зарубежные страны из любопытства и с целью развлечения стали называть "туристами".

В 1841 г. предприимчивый англичанин Томас Кук впервые организовал массовую прогулку (600 человек) от Ланкастера до Лонгоборуга железнодорожным составом. В 1845 г. им же была организована массовая экскурсия в Ливерпуль. С 1847 г. общество Кука стало распространять специальные билеты на путешествия и экскурсии не только в Англии, но и за рубеж.

В 1863 г. Кук организовывал большое туристское путешествие в Швейцарию, а в 1868 г. - в Северную Америку. В 1882 г. состоялось первое "кругосветное путешествие Кука". При этом общество не только заключало договора с железнодорожными и пароходными компаниями, владельцами гостиниц, но и изучало спрос, составляло маршруты поездок и программы пребывания.

Увеличились поездки с целью удовлетворения все возрастающих потребностей людей посещать другие страны, регионы и общаться с другими людьми.

"Domestic travel", или внутренние путешествия для удовольствия возникли как явления с XVIII века. Это совпадало с возникновением моды на морские курорты. Распространение знаний о полезности минеральных и морских вод для здоровья способствовало превращению этих мест в места паломничества элиты общества того времени.

Путешествия в восемнадцатом столетии предпринимались небольшой группой людей, элитой общества. В основном с образовательными или другими целями, которые сейчас мы назвали бы целями бизнеса. Основная масса народа в те времена никогда не выезжала за пределы своего постоянного места проживания. Досуг в те времена был атрибутом лишь высшего класса и не стал еще явлением в жизни каждого члена общества.

В конце XVIII столетия все больше стал проявляться феномен, который сейчас мы называем Промышленной революцией. Это феномен повлиял не только на экономику многих стран, но и лег в основу современного туризма.

Основной характеристикой периода с 1780-1870 г.г. стало увеличение населения Земли вдвое. Это увеличение могло произойти только с индустриализацией экономики. Рост населения повлек за собой миграцию. Люди стали покидать свои места проживания и уезжать в новые индустриальные города по очень простой причине: только в этих городах была возможность найти работу. Началось массовое строительство, и вместе с ним появился спрос на рабочих - строителей, а также на рабочую силу в совершенно новых областях, на которые никогда не было спроса в сельской местности. Эффект от этих процессов прежде всего проявился в увеличении доли городского населения. Дети бывших мигрантов выросли в городе, и их уровень жизни стал более высоким, чем он мог бы быть в деревнях, откуда были родом их родители.

Итак, индустриализация создала два новых сектора в обществе:

а) городское население, которое стало основой рынка железнодорожных пассажиров и вместе с этим рынка популярных экскурсий;

б) новые классы фондодержателей и финансистов, богатых людей, сформировавших рынок для путешествий и туризма, так же как развитие транспорта способствует туризму.

Путешествия и туризм в 19 столетии в основном совершались по железной дороге и на пароходах. Но не только чисто технологическая причина развития железнодорожного и водного (пароходного) видов транспорта легла в основу увеличения путешествий, но появились и стали развиваться крупные проекты экономического развития (в торговле и в индустрии услуг). Эти проекты становились более реально осуществимыми как раз с развитием транспорта.

Поступательное развитие железнодорожного транспорта способствовало дальнейшей урбанизации населения. Большие города разрастались, превращались в индустриальные мегаполисы. В большинстве крупных городов сформировавшийся средний класс был занят в обслуживающих отраслях промышленности. Доходы этой многочисленной части населения все возрастали и, с другой стороны, их профессиональная деятельность протекала не без перерывов для отдыха. Это было характерно для всего работающего населения. Возрастающие потребности и возможности проведения досуга (спрос) рождали предложение - началось формирование индустрии отдыха и развлечений.

Технология судостроения позволила в XIX в. далеко шагнуть технике и промышленности. За короткое время применение парового двигателя "укоротило" расстояние между странами вдвое.

Использование теплоходов в круизах датируется серединой XIX века. Но идея использования круизов для осмотра достопримечательностей, а не только как средства передвижения, не возникала до более позднего времени. Торжеством линейных пассажирских перевозок стал период непосредственно перед Первой мировой войной. Это была эра больших и надежных кораблей, перевозки осуществлялись небольшим числом компаний и стран. Компании находились в состоянии жесткой конкуренции, боролись за богатых клиентов - пассажиров первого класса.

Однако наибольшее количество трансатлантических поездок осуществлялось пассажирами-эмигрантами. Места на пароходы, осуществляющие дальние морские поездки обычно бронировались богатыми американцами и европейцами. Но в период низких прибылей и высокой конкуренции эти места не могли быть выкуплены свободными от прибылей вообще пассажирами третьего класса. Так или иначе эти мигранты сформировали самую большую часть трансатлантических туристских поездок в первой половине двадцатого века.

Когда путешествия были еще не очень распространенным явлением, составляющие их части еще не были организационно объединены, объем туристских поездок был относительно небольшим, путешественники сами являлись "турорганизаторами" своего собственного отдыха. Например, за переезд платили непосредственно в офис железнодорожной или мореплавательной компании. Но постепенно оформилась насущная потребность в некой организации, которая взяла бы на себя заботу создания "туристского комплекса". Таким образом были созданы предпосылки для создания комплекса предприятий, сформировавшихся позднее в единую индустрию туризма.

 

Вопросы для контроля:

1.От Великих географических открытий до организованных первых проектов по экономическому туризму и первых туристских обществ?

2.Путешествия и открытия в XV – XVI вв. открытия и завоевания в Центральной Америке?

3.Путешествия и открытия во второй половине XV – XVIII вв?

4.Развитие путешествий в XIX – в начале XX вв. первые туристские организации и проекты по экономическому туризму?

 

Основная литература:

1. Александрова Ю.А. Экономика и территориальная организация международного туризма. М., 2009

2. Анаьев М.А. Основы международного туризма. М., 2004

3. Биржаков М.Б. Введение в туризм. М-Спб; 2005

4. Вуколов В.Н. История и теория международного туризма. Алматы, 2002

5. Ердавлетов С.Р. Краеведение в Казахстане Алма-Ата ,1989

 

Дополнительная:

1. Геродот История. М., 1993

2. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. М., 2009

3. Долженко Г.П. История туризма в дореволюционной России и в СССР. Ростов-на-дону, 1988

4. Ердавлетов С.Р. География туризма Казахстана. Алматы, 1992

5. Ердавлетов С. Р. Казахстан туристский. Алма-Ата, 1989

6. Квартальнов В.А. Современные концепции социального туризма. М., Наука, 2000