Виды воспитания

 

Классификация воспитания определяется по принципу содержательного многообразия воспитательных целей и способов их достижения.

I. По институциональному признаку:

- Семейное воспитание – ориентировано на формирование мировоззрения ребенка и включение его в систему обязанностей, обязательств

- Школьное воспитание – ориентировано на организацию учебной деятельности, формированию познавательной и учебной мотивации, формирование самоуправления и самоконтроля

- Внешкольное воспитание – сопряжено с включение ребенка в образовательные учреждения, не связанные с обучением, формирование творческих инетресов и способностей.

- Конфессиональное (религиозное) воспитания – помогает в приобщении к религиозным нормам и ценностей

 

II. По стилю отношений между воспитателем и воспитуемым:

- Независимые отношения

- Зависимые отношения

 

III. В зависимости от философской концепции:

- Прагматическое – воспитание рассматривается как жизнь воспитанника в настоящем. Основная задача – научить решать реальные жизненные проблемы и посредством накопления такого опыта добиться максимального благополучия в социальной среде.

- Антропоцентристское – человек понимается как открытая система, которая постоянно развивается и изменяется наряду с изменением действительности. Воспитание не может ограничиваться нормами или не имеет своего завершения. Задача – совершенствование личности воспитанника во всем многообразии проявлений человека.

- Социетарное – воспитание реализуется как некоторый социальный заказ, основная задача – формирование определенной системы ценностей.

- Свободное воспитание – культивируется свобода воспитанника и умение нести ответственность за свою жизнь. Основная задача – достижение гармонии взаимодействия личностных конструктов и жизненных обстоятельств.

- Технократическое – воспитание направлено на управление и контроль воспитательных результатов. Задача – формирование системы поведения воспитанника с помощью подкреплений.

- Гуманистическое – ориентировано на учет личных индивидуальных особенностей воспитанника. Задача – стимулирование воспитанника на осознание своих потребностей и интересов, целей и внутренних ресурсов.

 


 

 

-3-