РАЗДЕЛ 2. ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

ВЛАСТЬ И РУКОВОДСТВО

 

НАПРАВЛЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ И ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Изучение личностных качеств и деятельности руководителя является неотъемлемой частью менеджмента. И в этом изучении можно выделить четыре основных направления [3].

1. Ролевое, в рамках которого изучаются сама деятельность руководителя, т.е. те роли, которые он должен исполнять на своем рабочем месте. И в этом направлении наиболее значимой представляется работа Генри Минцберга “Природа управленческого труда”, вышедшая в 1973 году.

2. Личностное, в рамках которого ученые пытаются установить личностные характеристики, присущие наиболее эффективным руководителям. Пик своего расцвета данное направление переживало в 30-50 годы нашего столетия, когда разрабатывалась теория великих людей. Однако, эти и последующие исследования не смогли установить характеристик личности, обеспечивающих успешное руководство в любых синуациях. Но исследования такого характера продолжаются и здесь необходимо назвать работу Майка Вудкока и Дейва Фрэнсиса “Раскрепощенный менеджер”.

3. Поведенческое, которое рассматривает манеру поведения руководителя в отношении подчиненных, т.е. его стиль управления.

4. Ситуационное, в рамках которого делаются попытки, во-первых, установить взаимозависимости эффективности деятельности руководителя, его личностных характеристик, стиля управления и той ситуацией, в которой он работает и принимает решения, а во-вторых, определить степень адаптивности разных руководителей к разным ситуациям.