РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Основы менеджмента

Конспект лекций для учащихся

 

 

 

 

 

Содержание

 

Цели, задачи, предмет дисциплины. Актуальность изучения дисциплины.  
Раздел 1. Теоретические основы менеджмента.  
Тема 1.1. Развитие теории и практики менеджмента.  
Процессный, системный и ситуационный подходы к менеджменту  
Тема 1.2. Функции и принципы менеджмента  
Тема 1.3. Организационные структуры управления  
Виды организационных структур  
Тема 1.4. Методы управления организацией.  
Раздел 2. Внутриорганизационные процессы.  
Тема 2.1. Власть и руководство  
Тема 2.2. Мотивация работников.  
Тема 2.3. Управление конфликтами. Конфликт в организации, его структура.  
Тема 2.4. Теория и практика принятия управленческого решения: виды решений, этапы и методы управленческих принятия решений.  
Определение эффективности принимаемых управленческих решений.  
Раздел 3. Основы управления персоналом.  
Тема 3.1. Управление персоналом. Набор и отбор персонала.  
Тема 3.2. Организация управленческого труда.  
Тема 3.3. Эффективность менеджмента.  

 

 

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

 

ТЕМА 1.1. РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ МЕНЕДЖМЕНТА

 

В "Советском энциклопедическом словаре" управление определяется как эле­мент, функция организационных систем различной природы, обеспечивающая поддержание деятельности по реализации программ и достижению целей. В од­ном из первых учебников по научным основам управления производством управление определено как целенаправленное воздействие на коллективы для организации и координации их деятельности.

В "Словаре иностранных слов" менеджмент переводится на русский язык как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности. В Оксфордском словаре английского язы­ка "менеджмент" определяется как власть и искусство управления, способ, ма­нера общения с людьми; особого рода умелость и административные навыки; ор­ган управления, административная единица.

Менеджмент и управление в литературных источниках рассматриваются практи­чески с одних и тех же позиций. Принципиальное различие в трактовке и при­менении этих понятий может быть понято при раскрытии их содержания. В от­дельных подходах термин "управление" несколько шире, поскольку применяется к различным видам человеческой деятельности (управление в живой природе, в биологических системах, управление государством).

Менеджмент как функция реализуется посредством выполнения ряда управлен­ческих действий, получивших название функций управления. К числу важней­ших функций управления относят планирование, организацию, координации, стимулирование и контроль. Кроме того, в состав функций включаются отдель­ные виды деятельности: коммуникация, принятие решений, подбор персонала, ведение переговоров и др.

Менеджмент определяется также как интеграционный процесс, с помощью ко­торого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения. Процесс менеджмента предполагает выполнение функций планирования, ор­ганизации, мотивации и контроля, осуществляя которые менеджеры обеспечи­вают эффективность труда и получение конечных результатов.

 

 

Этапы формирования и развития менеджмента

 

Изучая условия, предпосылки возникновения системы и эволюцию управления, выделяют несколько исторических периодов.

I период — древний период. Это был наиболее длительный период становления и развития принципов и способов управления — начиная с 9—7 тысячелетия до нашей эры и примерно до середины XVIII века. Данный период характеризовался на начальной стадией первобытнообщинного строя, в котором на основе семьи складывались самые простые формы организации и управления совместным трудом.

Впоследствии они развивались в организационные структуры рода, племени, общины, народности, нации, государства, а также другие виды социальных и экономических объединений. Вырабатывались принципы организации руково­дства, такие, как свобода высказывания на собрании, избрание вождей, старейшин, военных предводителей из числа наиболее уважаемых членов племени, запрет на наследование управленческой власти и др.

II период — индустриальный период (1776-е — 1890-е). Характерной особенностью экономической жизни средневековья в Европе была цеховая организация производства, которая представляла собой объединение ремесленников определенной профессии в пределах города. С развитием промышленности на смену цеховой организации ремесленников приходила мануфактура, характеризующаяся усложнением и концентрацией производственного процесса и капитала. Постепенно начала формироваться индустриальная организация производства, которая нуждалась в специфических формах управления как на крупных предприятиях, так и со стороны государства.

III период — период систематизации (1850-е — 1960-е). Становление и разви­тие современной концепции организации и менеджмента связано с углублением индустриализации производственного процесса. В это время управление посте­пенно выделяется в самостоятельную область деятельности, способную принести успех организации. Сложились теории моделей организаций, вокруг которых появились новые систематизированные направления исследований. Получили развитие три четко различные школы управленческой теории: школа научного менеджмента, школа человеческих отношений, школа наук управления. Развитие этих школ свидетельствует об эволюционном характере формирования управ­ленческой мысли.

IV период — информационный период (1960-е — по настоящее время).

Взаимосвязь и переплетение производственной, финансовой, маркетинговой, со­циальной и других видов деятельности, интенсификация внутренних и внешних отношений организации привело к формированию системного подхода при принятии управленческих решений в различных областях. В рамках системного подхода совершенствовались количественные методы, получил распростране­ние в практике ситуационный подход в управлении. Разделение и кооперация труда в промышленности привели к увеличению удельного веса организационно-управленческих проблем и созданию научных основ управления. Школа науч­ного управления (1880-е — 1920-е). Научная школа сформировалась и получила широкую известность под названием "научный менеджмент". Появление шко­лы управления связано с теоретическими разработками и практическими реко­мендациями Фредерика Тейлора (1856—1915).

В своих трудах "Управление циклом" (1903) и "Принципы научного менеджмен­та" (1911) Тейлор сформулировал ряд постулатов, которые впоследствии полу­чили название "тейлоризм". Он развил научные идеи в пяти основных направ­лениях: 1 — создание научного фундамента по замене старых, практических ме­тодов работы; 2 — отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев и их профобучение; 3 — стимулирование труда за конечный продукт; 4 — сотрудничество администрации с рабочими; 5 — равномерное и справедливое распре­деление обязанностей и ответственности между рабочими и менеджерами.

Практическая заслуга Тейлора состоит в том, что он как основатель школы науч­ного управления разработал методические основы нормирования труда (хроно­метраж), инструктивные карточки, методы повышения квалификации рабочих, сбор социальной информации.

Наряду с Тейлором наиболее яркими сподвижниками школы научного управле­ния были Френк и Лилиан Гилберт, Генри Ганнт и др. Концепция школы бази­ровалась на рациональной организации труда, разработке формальной структуры организации и выработке подходов по сотрудничеству управляющего и рабоче­го.

Концепция научного управления стала предметом всеобщего интереса. Многие отрасли деловой сферы начали применять научное управление не только в США, но и в других странах.

Основными элементами этой концепции были теория трудовых движений, орга­низация рабочего места и управленческих процессов, методика рационального производственного обучения.

Административная, или классическая, школа управления (1920-е — 1950-е).

Главным направлением исследований административной школы была разработка универсальных принципов управления по созданию эффективной работы орга­низации в целом, велась в основном по проблемам рационализации производства и проблемам управления. Возникновение административной школы управления связано главным образом с именем Анри Файоля, считающегося отцом научно­го менеджмента. В своем труде "Общее и промышленное управление" (1916) он разработал общий подход к анализу деятельности организации и сформулировал 14 принципов административной деятельности.

На основе проведенных им исследований было определено понятие организаци­онной структуры и взаимосвязь ее элементов по выполнению основных функций управления. Л. Уорвик развил основные идеи Файоля, сформулировал основные элементы административной деятельности: планирование, организация, уком­плектование штата, руководство, координация и составление бюджета. М. Вебер свой основной труд "Теория общества и экономическая организация" (1920) посвящает анализу проблем лидерства и бюрократической структуре власти. Г. Форд, основатель американского автомобилестроения, был и одним из создате­лей "философии практики" XX века, разработал теорию, получившую название "фордизм", основные положения которой он изложил в трудах "Моя жизнь, мои достижения", "Сегодня и завтра". Они сводились к замене ручного труда машинным, высокооплачиваемому труду, жестким требованиям к организации труда и производства, таким, как оперативное внедрение научно-технических новшеств, чистота, гигиеничность, уют, учет психофизиологических характеристик работников при выдаче операций и др.

Школа человеческих отношений (1930-е — 1950-е) и поведенческих наук (1930-е - по настоящее время). Объективная необходимость ведения производственной деятельности на интенсивной основе предопределила поиск новых форм управления, учитывающих человеческий фактор. В этих условиях появилась школа человеческих отношений, в основу которой были положены дости­жения психологии и социологии.

Школа человеческих отношений. Основателем школы человеческих отношений является американский психолог Элтон Мейо (1880-1949). Он провел на предприятиях фирмы "Вестник Электрик №" (Чикаго) ряд эксперимейтов, получивших название "Хоторнские эксперименты". Обнаружил, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда.

По утверждению Мейо, мотивом эффективной работы становится обстановка в коллективе, хорошие взаимоотношения между работниками. Искусство общения с людьми должно стать главным критерием отбора руководителей. Школа поведенческих наук. Школа поведенческих наук значительно отошла от школы человеческих отношений. Ее главным постулатом являются не методы межличностных отношений, а повышение эффективности труда каждого работника и в целом организации на основе поведенческих наук. Заложенные школой идеи побудили возникновение в 60-х годах особого управленческого подхода, получившего название "управление персоналом".

Видным представителем школы поведенческих наук являлся Дуглас Макгрегор (1906—1964). В своей книге "Человеческая сторона предприятия" (1920) он изло­жил теории "X" и "У". В соответствии с этой теорией он выдвинул положения, характеризующие видение менеджера того, каковы отношения работников к труду. Теория X — человек имеет унаследованную неприязнь к работе, туповат, ленив и старается ее избежать, поэтому его постоянно нужно принуждать, контролировать, использовать угрозы и прибегать к наказанию. Человек такой категории предпочитает, чтобы им руководили, стремится избегать ответственности и более всего беспокоится о собственной безопасности.

Теория У — люди от природы не являются пассивными. У людей такой категории затраты физического и умственного труда так же естественны и необходимы, как игры на отдыхе. Такие работники могут осуществлять самоконтроль, принимать на себя ответственность. Большой вклад в развитие поведенческого направления в менеджменте внес Абрахам Маслоу (1908—1970), разработавший теорию потребностей, известную как "пирамида потребностей". Им предложена следующая классификация потребностей 1) физиологическая потребность; 2) по­требность в безопасности; 3) социальная потребность (принадлежность к коллек­тиву, социальной группе); 4) престижная потребность (авторитет, служебный статус, служебный рост); 5) потребность в самоуважении через творчество. Математическая школа управления (1950-е — по настоящее время). Математическую школу управления иногда называют количественной теорией управ­ления, толчком к возникновению которой послужило распространение киберне­тики, общей теории систем исследования операций и других математических методов. Сторонники школы, используя количественные методы для решения управленческих и производственных задач, уделяют внимание принятию решений, экономической эффективности и использованию вычислительной техники.