Проектирование профессионально-личностного жизненного пути социального работника (методические рекомендации для самостоятельной работы)
Рассматривая тему “Личность социального работника в профессии” часто ли мы задаем себе вопросы:
Чего вы хотите достичь в своей профессии?
Что можете (и должны) делать, чтобы реализовать собственные возможности, личностные качества и интересы?
Что должны делать, чтобы добиться успеха? и т. д.
Поставленные вопросы вызывают стремление осознать себя, свои поступки, развивать адекватную самооценку и отношение к себе:
Знаем ли мы себя?
Мои достоинства и недостатки.
Осознание физического, психического и социального “Я”.
Зрелость и расцвет (“акме”) личности — что это значит?
Личность, ее потребности, интересы, способности, темперамент, характер и др.
Дополнительные “вопросы-поиски” создают более объективную картину “Я-образа”: как оценивают меня? что я знаю об этих оценках? моя реакция на них? и др.
Развитие саморефлексии, самокорректировки личностных качеств, черт характера часто происходит в дискуссии: Всегда ли меня понимают другие люди? Почему я не всегда понимаю себя? Дополнительным приемом развертывания этой темы являются домашние задания такого вида: “Напиши портрет: Я — реальный, Я — идеальный” или “Мои способы оказания помощи, поддержки другому человеку” и т. д.
Процесс профессиональной подготовки в вузе будет оптимальнее и эффективнее при условии социальной активности обучаемых.
В качестве примера можно привести некоторые виды, формы и методы, помогающие проектировать себя как будущего профессионала.
Проектирование программно-личностных изменений личностно-профессионального роста и развития социального работника.
Пойми себя и других.
Правило: познавать свое поведение — значит помогать себе во взаимодействии с другими людьми.
Взаимодействовать более эффективно с другими людьми в различных жизненных ситуациях.
Улучшить взаимоотношения с родными, близкими, друзьями, коллегами и т. д.
Улучшить собственные представления о жизни, людях, ситуациях.
Контролировать свое поведение, настроение, отношение к людям, работе.
Стать более уверенным, ответственным.
Организовывать свое время и управлять им более эффективно и продуктивно.
Увидеть и понять личностные резервы в жизни и профессиональной деятельности.
Постарайтесь дать себе отчет: какова главная причина, по которой вы заинтересованы изменить свое поведение, отношение, стиль жизни и работы?
Опишите эти причины (мотивы).
Определенный интерес у студентов вызывает и использование методики незавершенных предложений.
Закончите предложения:
Когда я представляю свое будущее, я в первую очередь думаю о...
Говоря со мной о будущем, родители чаще всего...
Скорее всего, успешным станет тот из моих сверстников, кто сейчас...
В будущем передо мной встанут проблемы...
Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это...
В моей жизни мне особенно не нравится, когда...
Думая о будущем, мне хочется забыть, что...
Я думаю, что со временем люди будут относиться ко мне, как к человеку...
Основным правилом семьи, которую я создам, будет...
В оценке моих перспектив меня беспокоит...
Когда-нибудь я стану представителем социальной группы, целью которой в обществе...
Основным критерием построения карьеры для меня будет...
Я думаю, мой авторитет в глазах других людей будет строиться на...
Я буду доволен своей жизнью, только если...
Дополнительным и вместе с тем развивающим методом может служить и рефлексивный прием “Путеводитель в жизни и деятельности”. Ответы-размышления побуждают личность анализировать свои действия, поступки, мысли, чувства; развивать ценностную ориентацию, мотивацию — желание стать лучше.
1. Кто Я (если моя будущая профессия — социальный работник)?
2. Какой Я (мои профессиональные потребности, интересы и способности; личностные особенности, ярко выраженные качества личности, положительные и отрицательные черты характера и т. д.)?
3. Моя миссия на Земле, в обществе?
4. Где Я (почему Я здесь)?
4.1. Учебное заведение (место работы): моя роль и состояние; мои права, обязанности, возможности.
4.2. Социальная работа как учебный предмет. Какие разделы интересны?
4.3. Карта моих предпочтений (предметы, вызывающие особый интерес).
5. Социальная работа как профессиональная деятельность. Моя будущая (настоящая) профессия.
5.1. Что мне в ней интересно?
5.2. Что нравится?
5.3. Что не устраивает?
6. Образ моего профессионального будущего: план, программа, карта — прогноз профессионального движения (роста).
7. Кто те, другие, что рядом со мной?
7.1. Я — человек, создающий проблемы или способный их решать, помогая в этом другим?
7.2. Как сосуществовать и сотрудничать?
7.3. Кому и чему соответствовать и сочувствовать?
8. Степень моей толерантности (терпимости): да (кому? чему?), нет (кому? чему?), хочу (чего?), люблю (что? кого?), делаю (что?).
9. Жизненный путь (стратегия) моей личности (жизненный сценарий, вера, надежда, любовь в моей жизни).
Шкала полярных суждений[1] также создает картину диагностического состояния профессионального сознания и самосознания студента, работающего специалиста. Можно предложить, например, такие позиции:
Позитивные | Шкала | Негативные |
Я обладаю развитой, необходимой для деятельности эмпатией (сопереживанием) | На сопереживание другим у меня не хватает сил и времени | |
У меня есть склонность быстро включаться в поиск методов, приемов решения проблем клиента | Я не могу быстро активно включиться в проблему клиента, для этого необходима определенная «настроенность» | |
У меня есть ежедневная привычка анализировать итог своего рабочего дня (успехи и неудачи) | Я ухожу от самоанализа себя и своей работы. Меня это раздражает (угнетает) | |
Я развиваю в себе рефлексию (знание и понимание себя, сравнение с другими людьми, коллегами) | Считаю излишним «копаться» в себе, сравнивать себя с другими | |
Я стараюсь осознать свои успехи, результат деятельности, отношения с людьми | Я стараюсь «отключить» себя от работы в домашних условиях |
Приложение 2