Проектирование профессионально-личностного жизненного пути социального работника (методические рекомендации для самостоятельной работы)

Рассматривая тему “Личность социального работника в профессии” часто ли мы задаем себе вопросы:

Чего вы хотите достичь в своей профессии?

Что можете (и должны) делать, чтобы реализовать соб­ственные возможности, личностные качества и интересы?

Что должны делать, чтобы добиться успеха? и т. д.

Поставленные вопросы вызывают стремление осознать себя, свои поступки, развивать адекватную самооценку и отно­шение к себе:

Знаем ли мы себя?

Мои достоинства и недостатки.

Осознание физического, психического и социального “Я”.

Зрелость и расцвет (“акме”) личности — что это значит?

Личность, ее потребности, интересы, способности, темпе­рамент, характер и др.

Дополнительные “вопросы-поиски” создают более объек­тивную картину “Я-образа”: как оценивают меня? что я знаю об этих оценках? моя реакция на них? и др.

Развитие саморефлексии, самокорректировки личностных качеств, черт характера часто происходит в дискуссии: Всегда ли меня понимают другие люди? Почему я не всегда понимаю себя? Дополнительным приемом развертывания этой темы яв­ляются домашние задания такого вида: “Напиши портрет: Я — реальный, Я — идеальный” или “Мои способы оказания помо­щи, поддержки другому человеку” и т. д.

Процесс профессиональной подготовки в вузе будет опти­мальнее и эффективнее при условии социальной активности обучаемых.

В качестве примера можно привести некоторые виды, фор­мы и методы, помогающие проектировать себя как будущего профессионала.

Проектирование программно-личностных изменений лич­ностно-профессионального роста и развития социального ра­ботника.

Пойми себя и других.

Правило: познавать свое поведение — значит помогать себе во взаимодействии с другими людьми.

Взаимодействовать более эффективно с другими людь­ми в различных жизненных ситуациях.

Улучшить взаимоотношения с родными, близкими, дру­зьями, коллегами и т. д.

Улучшить собственные представления о жизни, людях, ситуациях.

Контролировать свое поведение, настроение, отношение к людям, работе.

Стать более уверенным, ответственным.

Организовывать свое время и управлять им более эффек­тивно и продуктивно.

Увидеть и понять личностные резервы в жизни и профес­сиональной деятельности.

Постарайтесь дать себе отчет: какова главная причина, по которой вы заинтересованы изменить свое поведение, отноше­ние, стиль жизни и работы?

Опишите эти причины (мотивы).

Определенный интерес у студентов вызывает и использо­вание методики незавершенных предложений.

Закончите предложения:

Когда я представляю свое будущее, я в первую очередь думаю о...

Говоря со мной о будущем, родители чаще всего...

Скорее всего, успешным станет тот из моих сверстников, кто сейчас...

В будущем передо мной встанут проблемы...

Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это...

В моей жизни мне особенно не нравится, когда...

Думая о будущем, мне хочется забыть, что...

Я думаю, что со временем люди будут относиться ко мне, как к человеку...

Основным правилом семьи, которую я создам, будет...

В оценке моих перспектив меня беспокоит...

Когда-нибудь я стану представителем социальной группы, целью которой в обществе...

Основным критерием построения карьеры для меня будет...

Я думаю, мой авторитет в глазах других людей будет стро­иться на...

Я буду доволен своей жизнью, только если...

Дополнительным и вместе с тем развивающим методом мо­жет служить и рефлексивный прием “Путеводитель в жизни и деятельности”. Ответы-размышления побуждают личность ана­лизировать свои действия, поступки, мысли, чувства; развивать ценностную ориентацию, мотивацию — желание стать лучше.

1. Кто Я (если моя будущая профессия — социальный ра­ботник)?

2. Какой Я (мои профессиональные потребности, интересы и способности; личностные особенности, ярко выраженные ка­чества личности, положительные и отрицательные черты ха­рактера и т. д.)?

3. Моя миссия на Земле, в обществе?

4. Где Я (почему Я здесь)?

4.1. Учебное заведение (место работы): моя роль и состоя­ние; мои права, обязанности, возможности.

4.2. Социальная работа как учебный предмет. Какие разде­лы интересны?

4.3. Карта моих предпочтений (предметы, вызывающие осо­бый интерес).

5. Социальная работа как профессиональная деятельность. Моя будущая (настоящая) профессия.

5.1. Что мне в ней интересно?

5.2. Что нравится?

5.3. Что не устраивает?

6. Образ моего профессионального будущего: план, програм­ма, карта — прогноз профессионального движения (роста).

7. Кто те, другие, что рядом со мной?

7.1. Я — человек, создающий проблемы или способный их решать, помогая в этом другим?

7.2. Как сосуществовать и сотрудничать?

7.3. Кому и чему соответствовать и сочувствовать?

8. Степень моей толерантности (терпимости): да (кому? чему?), нет (кому? чему?), хочу (чего?), люблю (что? кого?), делаю (что?).

9. Жизненный путь (стратегия) моей личности (жизненный сценарий, вера, надежда, любовь в моей жизни).

Шкала полярных суждений[1] также создает картину ди­агностического состояния профессионального сознания и само­сознания студента, работающего специалиста. Можно предло­жить, например, такие позиции:

Позитивные Шкала Негативные
Я обладаю развитой, необходимой для деятельности эмпатией (сопе­реживанием) На сопереживание другим у ме­ня не хватает сил и времени
У меня есть склонность быстро включаться в поиск методов, приемов решения проблем клиента Я не могу быстро активно вклю­читься в проблему клиента, для этого необходима определенная «настроенность»
У меня есть ежедневная привыч­ка анализировать итог своего рабо­чего дня (успехи и неудачи) Я ухожу от самоанализа себя и своей работы. Меня это раздра­жает (угнетает)
Я развиваю в себе рефлексию (зна­ние и понимание себя, сравнение с другими людьми, коллегами) Считаю излишним «копаться» в себе, сравнивать себя с другими
Я стараюсь осознать свои успехи, результат деятельности, отноше­ния с людьми Я стараюсь «отключить» себя от работы в домашних условиях

 

Приложение 2