Зная источники ошибок, лучше понимаем метод

Можно перечислить причины, по которым необходимо выражение задачи исследования словами респондента:

1. Иногда вопрос трудно понимать по языковым причинам: понятия, при помощи которых формулируются доказательный вопрос и задача исследования, не ясны населению; они могут быть неправильно поняты или различным образом интерпретированы; они многозначны или содержат подсказку, потому что эмоционально окрашены.

2. Доказательные вопросы или задачи исследования часто носят абстрактный характер, и эрудиции многих опрашиваемых недостаточно для их понимания. Население отвечает тем подробнее и тем точнее, чем конкретнее сформулированы контрольные вопросы.

3. Языковые способности опрашиваемого, как правило, ограничены, и вследствие скованности, замкнутости, робости он не может сразу точно высказать свое мнение, точку зрения или предоставить сведения, которые от него требуются.

4. Недостаточная наблюдательность: на те обстоятельства, о которых спрашивают, опрашиваемый не обращал внимания или воспринимал их недостаточно точно.

5. Нечеткие воспоминания – респондент не может дать надежную информацию: восприятие было, но оно полностью или частично стерлось в памяти.

6. На способность или готовность высказаться может повлиять усталость. Для достижения многих целей исследования или осуществления методик от опрашиваемого требуется большое число сведений, которые, однако, интервьюер может получить, не утомляя опрашиваемого. Для этого необходимо соответствующим образом «перевести» вопрос на язык респондента.

7. На ответ может повлиять вежливость по отношению к интервьюеру или предполагаемому заинтересованному лицу (на англо-американском профессиональном языке это называется «Sponsorship-effect»).

8. На ответы опрашиваемого могут повлиять его недоверие к исследователю или опасения политического, экономического, социального или религиозного характера.

9. Ответы могут быть искажены по соображениям престижа (правда, этот фактор играет меньшую роль, чем обычно предполагают).

10. Разговор касается вещей, которые считаются сугубо личными и о которых постороннему не хотят говорить. (Эта причина нежелания отвечать на вопрос указывается чаще всего, но в действительности она играет сравнительно небольшую роль).

11. Ответы искажены мудрствованиями и самообманами различного рода, которые объясняются желанием ответить непротиворечиво, «разумно». В связи с этим возникают значительные трудности по составлению анкеты.

12. Во многих исследованиях изучаются обстоятельства, поведение или установки, которые опрашиваемый не осознает. Поэтому при всем желании опрашиваемый не сможет дать ответ на прямой вопрос.

Здесь не указан один из источников ошибок - изменчивость мнения („Если Вы спросите меня сегодня, то я думаю так; если спросите меня завтра - я буду думать иначе...»). По этой причине часто считают, что именно она делает метод опроса сомнительным. Истоки этой критической точки зрения следует искать, очевидно, в представлениях о вошедшей в поговорку, но не подтверждающейся на практике «склонности масс к колебаниям» (переменчивости), а также в экспериментах над собой, к которым склонны интеллектуалы, - это способность (мало распространенная среди остального населения) рассматривать один и тот же вопрос с различных точек зрения и в зависимости от настроения или ситуации защищать с одинаковой убежденностью различные точки зрения. (…)

Исследовательский (программный) вопрос «переводят»
– анкетный вопрос «формулируют»

Уже сейчас следует взять за правило, что только те сведения, те исследовательские (программные, «доказательные») вопросы могут включаться в анкету в неизмененном виде, которые удовлетворяют перечисленным выше условиям. Таковыми являются вопросы об известных фактах, о простых, конкретных, легко проверяемых обстоятельствах, например:

а) «Пользуетесь ли Вы иногда здесь, в Гамбурге, метро, автобусом или трамваем?»

б) «Когда Вы в последний раз пользовались здесь, в Гамбурге, метро, автобусом или трамваем?»

Эти вопросы могут быть заданы в такой или аналогичной форме, если задача исследования – установить, какая часть населения Гамбурга в определенные периоды времени пользуется общественным транспортом.

Это не означает, что формулировка вопроса безупречна. Это означает лишь, что перевод исследовательского вопроса в анкетный здесь не требуется. Без особой опасности для результата и без мучительных поисков простой конкретной формулировки можно было бы прямо спросить: «Относитесь ли Вы к той части населения Гамбурга, которая минимум один раз в месяц использует общественный транспорт – метро, автобус, трамвай?»

Краткая проверка этого вопроса на соответствие указанным условиям:

1. Трудно понять смысл вопроса? - Нет.

2. Вопрос слишком абстрактен? - Нет.

3. Требуется слишком большое красноречие для ответа на вопрос? - Не требуется.

4. Необходима значительная наблюдательность для ответа на вопрос? - Нет.

5. Предъявляются слишком высокие требования к памяти? - Нет.

6. Существует опасность утомления из-за большого объема вопроса? - Нет.

7. Может ли возникнуть желание угодить кому-нибудь своим ответом? - Едва ли.

8. Повлияют ли на ответ опасения, страх, недоверие? - Нет.

9. Играют ли роль соображения престижа? - Едва ли.

10. Носит ли вопрос интимный характер? - Нет.

11. Есть ли вероятность конфликта с идеализированным представлением опрашиваемого о себе? - Нет.

12. Касается ли вопрос неосознаваемых обстоятельств? - Нет.

Теперь противоположный пример: программный вопрос - «Почему в Южной Германии (ФРГ) сравнительно мало покупают телевизоров?»

Проще всего было бы, вероятно, опросить представительную группу людей на юге страны: «Почему Вы еще не купили телевизор?»

Однако таким образом нельзя получить правильный ответ. Здесь исследователь, чтобы выполнить свою задачу, не может предлагать опрашиваемому вопрос в такой форме. Не вдаваясь в подробности, можно сразу отметить следующие трудности для респондента: мотивы, о которых здесь спрашивается, многими людьми не осознаны, при этом предъявляются слишком высокие требования к наблюдательности и разговорчивости, возможно, затрагиваются также вопросы престижа.

Следовательно, для решения задачи необходимо иначе сформулировать вопрос, причем в данном конкретном случае он требует около 70 анкетных вопросов, которые в целях сравнения необходимо задать не только на юге страны, но и во всей стране.

При решении большинства исследуемых задач встречаются, таким образом, одна или несколько из перечисленных трудностей. Если не учитывать особенности формулировки вопросов, то даже при соблюдении всех остальных принципов метода мы получим ошибочные результаты. Требуется ли перевод исследовательского вопроса в набор анкетных вопросов или достаточно лишь уточнить формулировку – это можно решить только в том случае, если задача исследования четко зафиксирована на первом этапе разработки программы. Впрочем, большое число лиц, принимающих участие в подготовке исследования, а также длительность периода времени до окончания анализа делают необходимым четкое определение задач исследования уже в самом начале.