Мышление
Материал данной темы считается усвоенным, если Вы умеете:
1.1. Определять основные понятия темы.
1.2. Объяснять такие характеристики мышления как обобщенность и опосредованность.
1.3. Называть различные классификации мышления, выделяя их основания.
1.4. Описывать основные различия теоретического и эмпирического мышления.
1.5. Давать характеристику основных мыслительных операций.
1.6. Проводить методику изучения способности к установлению логических связей («Сложные аналогии»).
1.7. Представлять результаты исследования (констатация количественных и качественных показателей, анализ данных, психолого-педагогические рекомендации).
Основные понятия
Мышление, наглядно-образное мышление, конкретно-действенное мышление, понятийное (словесно-логическое) мышление, теоретическое мышление, эмпирическое мышление, сравнение, абстрагирование, анализ, синтез, обобщение, классификация.
Примерный план Ваших действий при подготовке к занятию
o Составьте словарь основных понятий темы и схематично отобразите отношения между ними.
o На основе изученной литературы заполните классификационную таблицу видов мышления:
Виды мышления и их характеристики
Основание классификации | Вид мышления | Особенности (общая характеристика) | Примеры |
План работы на занятии
1. Обсуждение основных теоретических положений темы (1.1 – 1.6)
2. Освоение процедуры проведения методики «Сложные аналогии»: проведение, количественная и качественная обработка данных (1.7 – 1.8)
Литература
1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения М., 1986. С. 102–110.
2. Немов Р.С. Психология. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М., 1997. С. 232–261.
3. Общая психология. Под ред А.В.Петровского, - 3-е изд., перераб. и доп. М. 1986. C. 322-346.
4. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В. Д. Шадрикова. М., 1990.
5. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990.
6. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М., 1995. С. 292– 305.
Практические материалы
Экспериментальная методика «Сложные аналогии»
Цель:
Методика используется для выявления того, насколько человеку доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Предназначается для испытуемых подросткового возраста и взрослых.