Практические материалы

Методика «10 слов» (А.Р. Лурия)

Цель:

Исследование особенностей запоминания и воспроизведения (быстрота, точность и др.).

Оборудование:

Ряд из 10 не связанных между собой слов (примеры набора слов: 1) стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мед, дом; 2) дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лед, ночь, пень).

Ход работы

Ребенку дается следующая инструкция: "Сейчас я назову тебе ряд слов, которые ты постараешься запомнить и, когда я закончу, сразу назовешь в том порядке, в котором они вспоминаются".

После воспроизведения дается новая инструкция: "Ты запомнил не все слова. Я прочту их еще раз. Постарайся запомнить больше слов и назвать их в любом порядке". После полного воспроизведения: "Теперь ты запомнил все слова. Работа окончена".

Экспериментатор читает слова громко, отчетливо и однотонно, не выделяя отдельных элементов, с интервалом в 1 сек. Он фиксирует в протоколе удержанные элементы знаком "+" и повторяет опыт до полного заучивания всего ряда. Повторное предъявление материала дается через 5 сек. после окончания воспроизведения.

Данные заносятся в следующий протокол.

Фамилия ________________________ Имя _______________________

Дата ___________________ Время ______________________________

 

№ предъявления Предъявлены слова 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 V Примечания
1. …      

Обработка результатов

1. Подсчитывается общее количество правильно воспроизведенных слов при каждом повторении (обозначение буквой "V").

2. По этим данным строится график заучивания: на оси абсцисс откладываются порядковые номера повторений, а на оси ординат – значения V.

3. Составляются сводные таблицы по V для группы учащихся класса; вычисляются средние показатели и заносятся эти данные на индивидуальные данные со средним по группе.

4. Проводится анализ полученных данных: особенности динамики запоминания, проявление «эффекта края», забывание отдельных элементов при повторном воспроизведении.

Информационные материалы