Внимание
Материал данной темы считается усвоенным, если Вы умеете:
1.1. Определять основные понятия темы.
1.2. Находить сходства и различия между данными понятиями.
1.3. Описывать содержание основных функций и свойств внимания.
1.4. На основе наблюдения за деятельностью человека выявлять индивидуальные особенности его внимания: объем, распределение, концентрацию, переключение и др.
1.5. Интерпретировать результаты экспериментального изучения внимания по параметру переключения.
1.6. Называть основные условия управления вниманием учащихся на уроке.
1.7. Использовать правила самоорганизации внимания при усвоении учебного материала.
Основные понятия темы
Внимание; виды внимания (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное), свойства внимания (объем, концентрация, устойчивость, переключение, распределение), рассеянность; внимательность.
Примерный план Ваших действий при подготовке к занятию:
o Составьте словарь основных понятий темы и отобразите схематично отношения между ними (1.1; 1.2; 1.3).
o На основе рекомендованной к изучению литературы заполните следующую таблицу (1.2; 1.3, 1.6).
Виды внимания и их сравнительные характеристики
Виды внимания | Условия возникновения и поддержания | Основные характеристики |
План работы на занятии
1. Обсуждение основных теоретических положений темы (1.1 – 1.3).
2. Проведение методики «Квадрат Шульте-Горбова» («Отыскивание чисел с переключением»), сравнительный анализ результатов (1.5).
3. Обсуждение возможностей изучения индивидуальных особенностей внимания с помощью наблюдения за деятельностью человека (1.4).
4. Знакомство с программой наблюдения за индивидуальным и коллективным вниманием учащихся на уроке и обсуждение возможных трудностей ее реализации – см. Психологический анализ урока (1.4, 1.6).
5. Обсуждение основных трудностей организации наблюдения и проведения экспериментальной методики (1.7).
Литература
1. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. – 2-е изд. Л., 1988. С. С. 59–74.
2. Дормошев Ю. Б., Романов В. Я. Психология внимания. М., 1995.
3. Немов Р.С. Психология. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М., 1997.C. 201-216.
4. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В. Д. Шадрикова. М., 1990. С. 5-30.
5. Психологический анализ урока. Волгоград, 1995. С. 15-24.
6. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990.
Практические материалы