Внимание

Материал данной темы считается усвоенным, если Вы умеете:

1.1. Определять основные понятия темы.

1.2. Находить сходства и различия между данными понятиями.

1.3. Описывать содержание основных функций и свойств внимания.

1.4. На основе наблюдения за деятельностью человека выявлять индивидуальные особенности его внимания: объем, распределение, концентрацию, переключение и др.

1.5. Интерпретировать результаты экспериментального изучения внимания по параметру переключения.

1.6. Называть основные условия управления вниманием учащихся на уроке.

1.7. Использовать правила самоорганизации внимания при усвоении учебного материала.

Основные понятия темы

Внимание; виды внимания (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное), свойства внимания (объем, концентрация, устойчивость, переключение, распределение), рассеянность; внимательность.

Примерный план Ваших действий при подготовке к занятию:

o Составьте словарь основных понятий темы и отобразите схематично отношения между ними (1.1; 1.2; 1.3).

o На основе рекомендованной к изучению литературы заполните следующую таблицу (1.2; 1.3, 1.6).

Виды внимания и их сравнительные характеристики

Виды внимания Условия возникновения и поддержания Основные характеристики
     

План работы на занятии

1. Обсуждение основных теоретических положений темы (1.1 – 1.3).

2. Проведение методики «Квадрат Шульте-Горбова» («Отыскивание чисел с переключением»), сравнительный анализ результатов (1.5).

3. Обсуждение возможностей изучения индивидуальных особенностей внимания с помощью наблюдения за деятельностью человека (1.4).

4. Знакомство с программой наблюдения за индивидуальным и коллективным вниманием учащихся на уроке и обсуждение возможных трудностей ее реализации – см. Психологический анализ урока (1.4, 1.6).

5. Обсуждение основных трудностей организации наблюдения и проведения экспериментальной методики (1.7).

Литература

1. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. – 2-е изд. Л., 1988. С. С. 59–74.

2. Дормошев Ю. Б., Романов В. Я. Психология внимания. М., 1995.

3. Немов Р.С. Психология. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М., 1997.C. 201-216.

4. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В. Д. Шадрикова. М., 1990. С. 5-30.

5. Психологический анализ урока. Волгоград, 1995. С. 15-24.

6. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990.

 

Практические материалы