II. Противовоспалительные лекарственные средства

A. Актуальность темы:

Нестероидные противовоспалительные средства используются для лечения воспаления|зажигания|, снижения повышенной температуры тела и как обезболивающие средства.

Воспаление|зажигание| является универсальной реакцией организма на действие разнообразных|многообразных| экзогенных и эндогенных разрушающих факторов, к|до| которым|каким| относят возбудители бактериальных, вирусных и паразитарных инфекций, также аллергены, физические и химические раздражители. Препараты устраняют|отстраняют| воспаление|зажигание| путем влияния на простаноид (простагландини| и тромбоксан). Обезболивающее действие связан|повязал|о с притеснением фермента циклооксигеназы и уменьшение|сбавкой|м синтеза простагландинив|.

Глюкокортикоиды владеют|обладают| разносторонним действием на организм. Биологическая активность глюкокортикоидов позволяет использовать их в наиболее тяжелых|трудных| клинических ситуациях. Нередко их включают в комплекс экстренных мероприятий помощи при безотлагательных|неотложных| состояниях|стане|.

Конкретные цели:

1. Анализировать причину возникновения воспаления|зажигания|, механизм больвого| ощущени|чувства|я, подъема температуры тела.

2. Анализировать механизмы действия нестероидных противовоспалительных средств, которые ликвидируют признаки воспаления|зажигания|, особенности в зависимости от селективности.

3. Анализировать фармакологические эффекты неселективных нестероидных противовоспалительных средств.

4. Анализировать фармакологические эффекты селективных нестероидных противовоспалительных средств.

5. Анализировать фармакологические эффекты высокоселективных нестероидных противовоспалительных средств.

6. Охарактеризовать фармакологические эффекты нестероидных противовоспалительных средств.

7. Интерпретировать показания к|до| применению нестероидных противовоспалительных средств разных|различных| групп.

8. Проанализировать возможность возникновения побочных эффектов лекарственных средств с целью их предотвращения.

9. Составить|сдавать| алгоритм помощи пациентам при лихорадке, больвому| синдроме.

10. Выписать и проанализировать рецепты на препараты, которые применяются для снижения повышенной температуры тела, ликвидации воспаления|зажигания| и уменьшения|сбавки| боли.

11. Анализировать механизм действия и физиологичные эффекты глюкокортикоидов.

12. Анализировать фармакокинетику природних| глюкокортикоидов.

13. Анализировать фармакокинетику синтетических глюкокортикоидов.

14. Анализировать фармакокинетику ингаляционных глюкокортикоидов.

15. Интерпретировать показания и схемы назначения системных глюкокортикоидов.

16. Интерпретировать показания и схемы назначения ингаляционных глюкокортикоидов.

17. Проанализировать противопаказания| и побочные эффекты глюкокортикоидов.

18. Составить|сдавать| алгоритм помощи пациентам при анафилактическом шоке, астматическом|астматичном| статусе.

2. Базовые знания, умения, навыки, необходимые для изучения темы (междисциплинарная интеграция).

Название предыдущих дисциплин Получены навыки
1. Латинский язык   Раздел "Фармакологическая терминология и медицина". Владеть умением верного написания названия препаратов латинским языком, согласно грамматики. Владеть знаниями об окончании в родительном падеже существительных и прилагательных разных склонений при выписывании препаратов в рецептах.  
2. Нормальная физиололгия   Раздел «Температура тела и ее регуляция», раздел «Физиология эндокринной и дыхательной систем» - применить знание этого раздела.  
3. Биологическая химия   Определить роль фермента циклооксигеназы и метаболизма арахидонової кислоты, глюкокортикоидов для организма человека. Применять знание этого раздела при рассмотрении механизмов действия отдельных препаратов.  
4. Фармакология   Раздел «Фармакология противовоспалительных лекарственных средств». Раздел «Фармакология гормональных препаратов». Применять знание этого раздела при рассмотрении фармакодинамики и фармакокинетики отдельных препаратов.  

 

3. Перечень|перечисление| основных сроков|термина|, параметров, характеристик, которые|какие| должен усвоить студент при подготовке к|до| занятию

 

Срок Определение
Нестероидные противовоспалительные средства   Препараты, которые используются для снятия и притеснения признаков воспаления, купирования боли и повышенной температуры тела. Для лечения больных используются препараты разных химических групп.  
Циклооксигеназы (ЦОГ)   Ферменты, которые принимают участие в образовании из арахидонової кислоты простагландинив. Притеснение данного фермента приводит к усилению утилизации арахидонової кислоты по липоксигеназному пути и повышению образования лейкотриєнив и ограничению экссудации.  
«Аспиринова» астма   Результат подавляющего образования лейкотриєнив и тромбоксана А2 из арахидонової кислоты. В случае появления данного осложнения назначают озагреля гидрохлорид, который подавляет тромбоксансинтетазу, снижает образование тромбоксана А2.  
Синдром Рея   Токсичная энцефалопатия, острая жировая дистрофия печенки, мозга и почек.  
Глюкокортикоиды   группа препаратов, которые есть структурни­ми и функциональными аналогами гормонов, которые синтезируются пучко­вою зоной коры наднирникив.  
Пульс-терапия   схема назначения сверхвысоких доз глюкокортикоидов на короткий срок пациентам с тяжелыми и опасными для жизни заболеваниями или состояниями (например, сис­темними коллагенозами, васкулитами, тяжелым ревматоидным артритом с поражением внутренних оргнанив, рассеянным склеро­зом). Препаратом выбора считают метилпреднизолон.  
Хронотерапия   раздел медицины, в основе которого лежит усовершенствование лечебного процесса путем снижения разовых, суточных, курсовых доз лекарственных средств, зменьшення тяжести побочных эффектов с учетом изменчивости фармакодинамических, фармакокинетичних показателей в зависимости от часового фактора (период суток, месяц, период года но др.).  

 

4. Теоретические вопросы к занятию.

1. Признаки воспаления|зажигания|, влияние на каждое звено воспаления|зажигания|.

2. Классификация нестероидных противовоспалительных средств в зависимости от химического происхождения, противовоспалительной активности, анальгетичної| активности, жаропонижающей активности.

3. Классификация НПЗЗ в зависимости от селективности действия на циклооксигеназу.

4. Механизм действия нестероидних| противовоспалительных средств, отличие противовоспалительного екфекту| от глюкокортикостероїдив|.

6. Фармакологические эффекты нестероидных противовоспалительных средств и их практическое|практичное| приложение в клинике.

7. Фармакокинетика НПЗЗ.

8. Взаимодействие НПЗЗ с препаратами из|с| других групп.

9. Побочные эффекты НПЗЗ и пути их лечения и профилактики.

10. Показание к применению НПЗЗ.

11. Критерии оценки эффективности и безопасности применения НПЗЗ.

12. Классификация глюкокортикоидов.

13. Регуляция функций гипоталамо-гипофизарно-наднирникової| системы.

14. Механизм действия и физиологичные эффекты глюкокортикоидов.

15. Фармакокинетику системных и ингаляционных глюкокортикоидов.

16. Показания и схемы назначения системных и ингаляционных глюкокортикоидов.

17. Противопаказания и побочные эффекты глюкокортикоидов.

18. Взаимодействие глюкокортикоидов с препаратами других групп.

 

5. Практические|практичные| задания|задача|, которые|какие| выполняются|исполняют| на занятии.

Этот этап предусматривает выполнение каждым студентом самостоятельно нижеследующих практических|практичных| работ.

Задание|задача| 1.

Выписать рецепты и провести их фармакотерапевтическийй| анализ (указать групповую принадлежность, показания |до|к применению, возможны осложнени|усложнение|я)

1. Ибупрофен в таблетках

2. Диклофенак натрия в таблетках и ампулах

3. Парацетамол в таблетках и супозиториях|

4. Нимесулид

5. Целекоксиб в таблетках

6. Рофекоксиб в таблетках

7. Мелоксикам в таблетках

8. Гидрокортизон в амрулах|

9. Преднизолон|преднизалон| в таблетках и ампулах

10.Метилпреднизолон в таблетках и ампулах

11.Триамцинолон в таблетках и ампулах

12.Дексаметазон в таблетках и ампулах

13.Беклометазона дипропионат| для ингаляционного введени|ввода|я

14. Флунизолид для ингаляционного введения|ввода|

15.Будезонид для ингаляционного введения|ввода|

16.Флутиказон для ингаляционного введения|ввода|

Задание|задача| 2.

Ознакомиться с препаратами учебной коллекции по теме, определить их принадлежность к фармакологической группе и показанию к|до| использованию|употреблению|.

Задание|задача| 3.

Обосновать выбор препарата, его врачебную|лекарственную| форму, дозирование, концентрацию и путь введения|ввода|.

1. Препарат для снятия головной боли.

2. Препарат для снятия боли в суставах.

3. Препарат для снижения повышенной температуры тела.

4. Препарат для купирования болевого синдрома при радикулите.

5. Препарат НПЗЗ с целью антиагрегантної| действия у больного на ИХС.

6. Препарат для стимуляции закрытия открытого боталового| протока у недоношених| младенцев при условии лево правого шунта.

7. Препарат для предоставления неотложной помощи при анафилактическом шоке.

8. Препарат для предоставления неотложной помощи при астматическом|астматичном| статусе.

9. Препарат для предоставления неотложной помощи при отеке мозга.

10. Препарат для локальной терапии при суставному синдрому.

11. Препарат для заместительной терапии при наднирниковий| недостаточности.

Задание|задача| 4.

Перечислить НПЗЗ:

· Противопоказанные для применения детям

· Противопоказанные беременным женщинам|жене|

· Противопоказанные больным преклонных лет через|из-за| хондротоксичнисть|

Задачи для самоконтроля.