Освидетельствование судов Регистром судоходства

Виды освидетельствований. Годность судна к безопасному плаванию, воз­можность присвоения и подтверждения класса устанавливает Регистр судоходст­ва главным образом путем определения технического состояния корпуса судна и судовых технических средств. Техническое состояние объектов надзора определяют в процессе проведения освидетельствований путем осмотров, замеров, испытаний и проверок в действии в объеме, установленном Руководством по техническому надзору за судами в эксплуатации, которое является одним из основных нормативных документов Регистра судоходства.

Регистр судоходства осуществляет следующие виды освидетельствований судов: первоначальное, очередное, ежегодное, непрерывное, внеочередное. Все другие виды освидетельствований судов, такие, как доковые, освидетельствова­ния судовых грузоподъемных устройств, а также предусмотренные международ­ными конвенциями и соглашениями, как правило, совмещают с очередными и ежегодными освидетельствованиями.

Первоначальное освидетельствование проводят при принятии судна под надзор Регистра судоходства. Такое освидетельствование проводят для судов, которые строились без надзора Регистра. Объем освидетельствования зависит от возраста судна и его технического состояния и регламентируется нормативными документами Регистра судоходства. В случае принятия судна под надзор ему присваивают регистровый номер и выдают документы Регистра судоходства.

Очередное освидетельствование производят, как правило, через каждые 5 лет. В обоснованных случаях отсрочки регламентируются нормативными доку­ментами. По желанию судовладельца очередное освидетельствование может быть проведено досрочно. В отдельных случаях в зависимости от технического состоя­ния судна Регистр судоходства может сократить период между очередными осви­детельствованиями. При очередном освидетельствовании судна предусматривает­ся проведение детальных осмотров, замеров, испытаний и проверок в действии судовых устройств, оборудования, снабжения, механической установки, электро- и радиооборудования, объем которых регламентируется нормативами в зависимо­сти от возраста судна.

Очередное освидетельствование включает освидетельствование судна в доке. При доковом освидетельствовании, совмещаемом с очередным освидетельствованием по корпусу судна, определяют остаточную толщину обшивки в подводной части, испытывают цистерны и танки на непроницаемость. Рулевое устройство, донно-забортная арматура, гребной вал и винт освидетельствуют с разборкой и проведением замеров в объеме, который регламентируется нормативами. По ре­зультатам очередного освидетельствования возобновляют класс судна и Свиде­тельство годности к плаванию или устанавливают требования, выполнение кото­рых является условием для возобновления.

Ежегодное освидетельствование производят до или после истечения каждого годичного срока в пределах 3 мес. после очередного освидетельствования. При ежегодных освидетельствованиях судна предусматривают наружный осмотр и проверку в действии поднадзорных технических средств в объеме, регламенти­руемом нормативами. Каждое второе ежегодное освидетельствование включает освидетельствование в доке подводной части корпуса судна, рулевого устройства, гребных валов, движителей и донно-забортной арматуры.

Суда, выполняющие ледокольные работы и систематически плавающие во льдах, а также пассажирские суда подлежат освидетельствованию в доке при каж­дом ежегодном освидетельствовании. В зависимости от технического состояния период между освидетельствованиями в доке го усмотрению Регистра судоходст­ва может быть сокращен.

При ежегодных освидетельствованиях паровых котлов, воздухоохладителей и т.д. в регистровые книги вносят данные об освидетельствованиях и испытаниях. Составляют акты освидетельствований по частям судна (механическая установка, электрооборудование, корпус и т.д.).

По результатам ежегодных освидетельствований подтверждают класс судна и Свидетельство о годности к плаванию или устанавливают требования, выполне­ние которых является условием для подтверждения.

Непрерывное освидетельствование заключается в распределении части объ­емов, предусмотренных при очередном освидетельствовании судна, на частичные освидетельствования, производимые по заранее разработанному графику как при ежегодных освидетельствованиях, так и в процессе стоянок в портах и при меж­рейсовых ремонтах судов. Полный цикл освидетельствования должен быть осу­ществлен за период срока действия классификационного свидетельства.

Непрерывное освидетельствование не применяют в части требований международных конвенций и соглашений, а также дня грузоподъемных устройств, спасательных и сигнальных средств, навигационного и радиооборудования, паровых котлов, воздухоохладителей, а также элементов судна, предъявляемых Регистру судоходства при доковании.

Основанием для ведения непрерывного освидетельствования является заявка судовладельца, направляемая в инспекцию Регистра судоходства, с одновременным представлением на согласование учетного листа-плана предъявлений к частичным освидетельствованиям объектов судна с указанием сроков и видов освидетельствований. Учетный лист-план составляют отдельно по корпусу и механизмам. Он рассчитан не более чем на один классификационный период, т.е. на 5 лет, после чего составляют новый учетный лист-план с внесением в него дат последних частичных освидетельствований.

Непрерывное освидетельствование обеспечивает снижение затрат эксплуатационного времени судов, связанных с осуществлением надзорной деятельности Регистра судоходства. В этой связи распределению по срокам частичных освиде­тельствований подлежат те виды освидетельствований объектов, которые связаны с большим объемом подготовительных работ и значительным временем их прове­дения и могут быть совмещены со стоянками судна под грузовыми операциями. К ним, в частности, относят: внутренние осмотры и испытания на непроницаемость цистерн, осмотры и замеры, связанные с разборкой механизмов и оборудования.

 

Внеочередные освидетельствования проводят в следующих случаях:

- после аварии судна, при повреждениях и отказах СТС;

- если судну была предоставлена отсрочка очередного освидетельствования;

- при восстановлении ранее утерянного класса;

- по заявке судовладельца;

- по инициативе инспекции (инспектора);

- после существенных замен, переоборудований илиремонтов, не совпадаю­щих с периодическим освидетельствованием;

- при освидетельствовании иностранных судов в соответствии с междуна­родными конвенциями;

- при проведении технических экспертиз;

- при приемке судов в тайм-чартер и сдаче из тайм-чартера;

- при подтверждении рекламаций;

- при переходах судов за пределы установленного района плавания;

- при выдаче буксировочного сертификата для перегонов списанных судов.

Подготовка судов к освидетельствованиям. Регистр судоходства производит освидетельствование по заявкам судовой администрации, судовладельцев или других организации, отвечающих за эксплуатацию судна или производящих его ремонт или переоборудование. При необходимости освидетельствования прово­дят по требованию Регистра судоходства.

Корпус судна и судовые технические средства подготавливают к освидетельствованию в соответствии с объемом предстоящего освидетельствования (ежегодное, очередное). В процессе освидетельствований инспектор Регистра судоходства производит как обязательные (внешний и внутренний осмотры, гидравлические испытания и т.д.), так и выборочные проверки (осмотр цилиндровой втулки со стороны охлаждающей поверхности, замер зазора в подшипнике распределительного вала и т.п.). При выборочных проверках большое значение для инспектора Регистра судоходства имеет полнота и техническая грамотность записей в журналах учета технического состояния, вахтенных журналах, технических отчетах и актах, донесениях об отказах и других документах, характеризующих техническое состояние корпуса судна и судовых технических средств, а также соответствующие эскизы, которые служат дополнением к записям. Как при ежегодных, так и при очередных освидетельствованиях время, затрачиваемое на освидетельствование, зависит от качества и полноты информации о техническом состоянии судовых технических средств, содержащейся в судовых учетных и отчетных документах.

Лица, ответственные за заведования, должны знать объем обязательных проверок, проводимых при освидетельствованиях, для того чтобы подготовить их для инспектирования. Объем проверок регламентируется Руководством по техническому надзору за судами в эксплуатации.

Если судно имеет ледовые усиления, удовлетворяющие требованиям правил Регистра судоходства, то в зависимости от применяемой категории усиления к основному символу класса добавляют один из следующих знаков: УЛА, УЛ, Л1, Л2, Л3. Ледовые усиления соответствующих категорий определены применитель­но к условиям использования судов (таблица 2).

 

Таблица 2 – Ориентировочные условия использования судов

 

Категории ледовых усилений Самостоятельное плавание Плавание под проводкой ледокола
УЛА В летне-осенний период навигации во всех районах Мирового океана Круглогодично во всех районах Мировою океана
УЛ В летне-осенний период навигации в Арктике в легких ледовых условиях и круглогодично в замерзающих неарктических морях Круглогодично во всех районах Мирового океана, кроме Антарктики и высоких широт Арктики
Л1 В летний период навигации в Арктике в раз­реженных битых льдах и круглогодично в замерзающих неарктических морях в легких ледовых условиях Круглогодично в замерзающих неарктических морях и в летне-осенний период навигации в Арктике
Л2 В мелкобитом разреженном льду неарктических морей Круглогодично в замерзающих неарктических морях и в летний период в легких ледовых условиях
ЛЗ В мелкобитом разреженном льду неарктических морей Круглогодично в замерзающих неарктических морях в легких ледовых условиях

 

Надзор по предотвращению загрязнения моря с судов. Регистр судоходст­ва осуществляет в пределах своей компетенции надзор за выполнением техниче­ских требований Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря с судов 1973 г. и Протокола 1979 г. к ней (МАРПОЛ–73/78). В соответствии с конвенцией Регистр судоходства осуществляет надзор за судовыми устройствами по предотвращению загрязнения нефтью, сточными водами и мусором.

Освидетельствования этих устройств, включающих установки, оборудование и системы для обработки нефтесодержащих вод, сточных вод и сжигания мусора, производят одновременно с очередными и ежегодными освидетельствованиями в объеме, регламентируемом Руководством. По результатам освидетельствований на основании актов инспектора Регистра судоходства подтверждают (при ежегод­ном освидетельствовании) и возобновляют при очередном освидетельствовании Международное свидетельство о предотвращении загрязнения моря нефтью, и Свидетельство о предотвращении загрязнения моря мусором. На основании актов инспектора Регистра судоходства, Свидетельства о типовом испытании установок для обработки сточных вод и заключения органов Государственного санитарного надзора соответственно подтверждают и восстанавливают Международное свиде­тельство о предотвращении загрязнения моря сточными водами.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Приведите классификацию видов надзорной деятельности.

2. Охарактеризуйте функции Регистра судоходства.

3. Перечислите виды освидетельствований судов.

4. Какова периодичность очередных освидетельствований?

5. Какие свидетельства выдаются органами надзора по предотвращению загрязнения моря с судов?