Взаимодействие должностных лиц судоходной компании и СРЗ в процессе ремонта

Распределение обязанностей на предстоящий ремонт по контролю и наблюдению за ходом и качеством работ осуществляется суперинтендантом совместно с капитаном и старшим механиком судна. При этом они руководствуются:

– заведованием соответствующих членов экипажа;

– сложностью и объемом работ; опытом членов экипажа;

– необходимостью предъявления соответствующих объектов ремонта освидетельствованию в процессе ремонта.

 

Таблица 1 – Сроки представления ведомостей ремонтных работ

(мес. до начала ремонта)

Вид ремонта и работ Судно – ССХ компания – СРЗ
Заводской 1,5
Доковый 10 сут.
Поддерживающий 1,5
Аварийный По окончании осмотра аварийных повреждений Одновременно с постановкой в ремонт
Работы нулевого этапа
Модернизированные работы

 

При распределении обязанностей на ремонт особое внимание уделяется тем работам, которые не попали в основную ремонтную ведомость, так как для возможного уменьшения их стоимости необходим наибольший объем контроля, включая примерный учет расходования времени различных работников завода по выполнению данных пунктов ведомости. Это объясняется тем, что определение стоимости этих работ осуществляется по ходу ремонта, и завод заинтересован в завышении их цены. Ответственные за наблюдение за ходом ремонта конкретных СТС обязаны:

– контролировать выполнение работ по ведомостям на ремонт и их качество по технологическим процессам, конструкторской и технологической документации;

– присутствовать при вскрытии и закрытии механизмов; участвовать в заводской дефектации;

– контролировать качество выполнения наиболее ответственных операций;

– контролировать сроки выполнения работ и принимать необходимые меры для обеспечения выхода судна из ремонта в назначенный срок;

– участвовать в промежуточных приемках ответственных деталей и узлов, СТС и К, а также в окончательной приемке СТС из ремонта.

Вести процентный учет расходов времени и средств на выполнение ремонтных работ дополнительной ремонтной ведомости для облегчения задачи суперинтенданту вести аргументированное обсуждение цены, определенной заводом.

В необходимых случаях к участию в приемке судна из ремонта судоходная компания привлекает соответствующие надзорные органы. Наблюдение за ходом ремонта выполняется в соответствии с распределением обязанностей на ремонт. Результаты контроля ежедневно докладываются старшему механику и суперинтенданту на совещаниях. Ответственность за полноту и качество выполненных работ, и соответствие примененных материалов техническим условиям и стандартам несет судоремонтное предприятие. Все предъявляемые судоремонтным предприятием к сдаче судовладельцу СТС и К должны быть предварительно проверены судоремонтным предприятием с оформлением соответствующих актов. Ответственный за наблюдение за ходом ремонта должен действовать в соответствии с инструкциями, данными ему суперинтендантом или старшим механиком при назначении ему обязанностей. Он должен знать, на каком этапе ремонтных работ, что и как он должен проконтролировать, какие замеры должны быть сделаны и предъявлены ему исполнителем. Такая форма наблюдения возможна при условии, что суперинтендант и старший механик знакомы с технологией выполняемых работ и способах контроля их качества. Конечно, одним из критериев качества является согласованность технологии ремонта с инспекцией классификационного общества и выполнение ею соответствующего объема наблюдения.

Ниже приведена структурная схема системы управления ремонтом (рисунок 11), определяющая взаимодействие должностных лиц для успешного своевременного окончания ремонта. В системе управления процессом ремонта судна ключевыми лицами являются: прораб, суперинтендант, капитан и старший механик. Они действуют как представители: прораб – от завода, суперинтендант (главный инженер) – от судовладельца, капитан и старший механик – от судна.

В процессе управления ремонтом со стороны судна все технические и организационные вопросы решает старший механик. Со стороны судовладельца процессом ремонта руководит суперинтендант, который прибывает на завод до прихода судна на завод и убывает с завода через несколько дней после завершения ремонта и оформления всех сопутствующих документов.

 

 

Рисунок 11 – Система управления ремонтом судна

 

В процессе ремонта суперинтенданту могут понадобиться консультанты по специфическим вопросам. Консультанты могут быть представителями завода-изготовителя судовой техники, работниками судоходной компании. Учитывая то, что чаще всего суперинтендант по специальности механик, он привлекает специалистов консультантов по корпусным работам, по покраске и т.п.

В процессе ремонта по его окончании стоимость выполненных работ определяет завод. В процессе ремонта судно и завод руководствуются в своей деятельности Правилами технической эксплуатации морских судов, другими нормативными документами, контрактом на ремонт, правилами завода.

Испытания судна после ремонта проводятся по программе, разработанной судоремонтным предприятием и согласованной с судоходной компанией и Классификационным обществом. При испытаниях проверяется качество выполненных ремонтных работ, работа и взаимодействие всех систем, оборудования и механизмов в действии по прямому назначению с заданными параметрами. Ответственность за проведение испытаний после ремонта и исправную работу СТС и К, отремонтированных заводом, несет завод. Обслуживание СТС и К во время испытаний обеспечивает экипаж судна. Если в процессе испытаний обнаружены дефекты, влияющие на безопасность мореплавания, то после их устранения, по требованию судовладельца или Классификационного общества, по программе согласованной с классификационным обществом проводятся повторные испытания.

По окончании ремонта:

– должна быть возвращена на судно вся документация, переданная судоремонтному предприятию или органам надзора;

– представителю судовладельца судоремонтным предприятием предъявляется отчетная документация по ремонту и исполнительная ремонтная ведомость с указанием стоимости фактически выполненных работ;

– представитель судовладельца и капитан судна подписывают акт приемки судна из ремонта. Дата подписания акта является датой окончания ремонта.

На дефекты, связанные с некачественным выполнением ремонтных работ, обнаруженные в течение гарантийного периода, оформляются рекламационные акты, которые представляются судоремонтному предприятию, выявленные дефекты устраняются судоремонтным предприятием в сроки, оговоренные контрактом. Ввиду того, что утверждение судоходной компании, что отказ отремонтированной техники в гарантийный период произошел по вине исполнителя ремонта, может быть оспорено, существует соответствующая процедура выставления претензий. Как только наступает отказ, судовая администрация извещает судоходную компанию о нем, осуществляет первичный анализ причины. Судоходная компания извещает о случившемся судоремонтный завод и классификационное общество, осуществляющее техническое наблюдение за судном, с указанием ближайшего порта, куда судно должно прибыть. Судоремонтное предприятие как заинтересованная организация должна направить на судно своего представителя. Судоходная компания, в свою очередь, приглашает независимого сюрвейера для проведения экспертизы. В обычной практике, как правило, СРП и судоходная компания приходят к взаимоприемлемому разрешению конфликта, в противном случае виновную сторону определит суд.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите операции, выполняемые при подготовке судна к ремонту.

2. Охарактеризуйте процесс подготовки СРП к ремонту.

3. Как определяется предварительная стоимость заводского ремонта?

4. Перечислите обязанности ответственных за заведование в процессе ремонта СК и ТС.

5. Кто представляет интересы судоходной компании в процессе ремонта?

6. Какие операции производятся на судне по окончании ремонта?

7. Охарактеризуйте деятельность инспекторов классификационного общества в процессе ремонта судов.

8. Дайте понятие сюрвейерской деятельности.

 

Практическое занятие №8