Структура управления

Основные требования. Структура управления производством – это количе­ство и состав звеньев и ступеней управления, их соподчиненность и взаимная связь. Структура управления формируется путем закрепления тех или иных функций управления за определенными подразделениями аппарата управления.

Структура управления оказывает большое влияние на функционирование системы управления. Чем меньше ступеней управления в каждой системе и чем рациональнее связи между звеньями и ступенями управления, тем эффективнее функционирует система управления.

Основными требованиями к структуре управления являются оперативность, надежность функционирования и экономичность.

Оперативность управления заключается в уменьшении времени управленческого цикла от принятия до реализации решения. Оно должно быть таким, чтобы за время управленческого цикла в управляемой системе не произошли необратимые изменения, которые делают ненужным реализацию принятого решения. Для этого структура управления должна быть достаточно гибкой и простой.

Надежность функционирования системы управления означает, что структура должна гарантировать достоверность передачи всей информации, обеспечивать бесперебойную связь в системе управления. Сущность требования экономичности управления заключается в том, чтобы результаты функционирования управляющей системы достигались при минимальных затратах на содержание управленческого аппарата.

На формирование структуры управления оказывает влияние большое число факторов, основными из которых являются: масштаб и характер производства, уровень технической оснащенности процессов труда, соотношение между центра­лизованными и децентрализованными формами управления, уровень механизации и автоматизации управленческих работ, зависимость между численностью подчи­ненных и возможностями контроля их деятельности со стороны руководителя.

Типы организационных структур управления. Структуру управления строят по иерархическому принципу, согласно которому органы управления раз­личают по их положению в структуре на вышестоящие, нижестоящие и равно­правные. Связи между элементами структуры могут быть двух типов: вертикаль­ные – связи руководства – подчинения и горизонтальные – связи кооперации рав­ноправных элементов аппарата управления. Вертикальные связи в свою очередь подразделяют на линейные (административное подчинение) и функциональные (подчинение по определенным функциям).

Различают три основных типа организационных структур управления производством: линейную, функциональную, линейно-функциональную.

Линейная структура характеризуется тем, что во главе производственного звена любого уровня стоит руководитель, который осуществляет все функции управления. Основной недостаток линейной структуры заключается в том, что руководитель должен обладать разносторонними знаниями, необходимыми дляруководства соответствующим объектом. Усложнение производства, рост его масштабов, развитие форм общественного разделения труда, внедрение новой техники и прогрессивной технологии требуют дифференцирования функций управления.

Функциональная структура предусматривает специализацию выполнения отдельных функций управления. С этой целью выделяют специальные функцио­нальные подразделения аппарата управления. Работники, в том числе нижестоя­щие линейные руководители, подчиняются нескольким функциональным руково­дителям в пределах их полномочий. Функциональная структура гибко реагирует на потребности производства путем создания новых функциональных звеньев управления. Однако её реализация ведёт к децентрализации управления и ограничивается возможностями средств производства.

Линейно-функциональная структура позволяет формировать специализированные службы, рекомендации которых становятся обязательными для исполне­ния только после утвержденияих линейным руководителем, которому подчинены как производственные подразделения, так и функциональные службы.

Основным производственным предприятием и органом хозяйственного управления в морской транспортной системе является судоходная компания. Оно включает в себя флот, порты, судоремонтные предприятия, управление морских путей, экспедиционные отряды аварийно-спасательных и подъемно-транспортных работ, ЦПКБ и др. Все эти хозяйства, кроме флота, являются самостоятельными предприятиями и по отношению к ним компания является органом производственно-хозяйственного управления. Морское судно представляет собой производственную ячейку, а вместе с судами компания образует производственное предприятие.

Структура управления компанией строится по линейно-функциональному типу. Количество и состав управленческих звеньев определяются масштабами и спецификой его производственной деятельности. Организационная структура ли­нейной судоходной компании выглядит следующим образом (рисунок 1).

Высшим руководящим органом линейной судоходной компании является Совет учредителей, состоящий из лиц, материально и морально заинтересованных в деятельности компании. Совет учредителей может насчитывать от 5 до 20 членов и более, избираемых акционерами. Совет учредителей, как высший руководящий орган судоходной компании, рассматривает и принимает решения по важнейшим вопросам, относящимся к ее практической деятельности. Это вопросы заказа или покупки новых судов, постановки и снятия судов на тех или иных направлениях и линиях, вопросы подбора и расстановки руководящих кадров, а также повышения эффективности перевозок и рекламы.

Производственную деятельность и аппарат управления компании возглавляет её генеральный директор,действующий на основе единоначалия. Он отвечает перед Советом учредителей за реализацию его решений и руководит всей хозяйственной и финансовой деятельностью компании. Генеральный директор может быть избран из числа служащих судоходной компании, прошедших все ступени служебной лестницы, из плавающего или берегового административного состава или приглашен со стороны из числа профессиональных администраторов.

Рисунок 1 – Организационная структура судоходной компании

Для коллегиального рассмотрения и подготовки решений в компании образуется совет, в состав которого входят заместители руководителя компании, начальники ряда служб и отделов и руководители подчиненных предприятий. Заместители руководителя осуществляют функциональное управление в конкретной области производственно-хозяйственной деятельности (перевозка и движение флота, техническая эксплуатация судов, материально-техническое снабжение, кадры и т.д.) с помощью подчиненных им функциональных служб и отделов.

Так директор по эксплуатации флота (или вице-президент по грузовым перевозкам) является заместителем генерального директора компании по реализации транспортных услуг. В пределах своих прав и обязанностей он руководит службой грузовых перевозок и определяет основные направления и способы достижения целей, сформулированных президентом компании и Советом учредителей. Ему подчинены специалисты, которые руководят отделами эксплуатации флота, пассажирских перевозок и фрахтования и занимаются координацией перевозок, оптимизацией использования флота, совершенствованием планируемого нового или модернизируемого тоннажа, а также вопросами приобретения или продажи судов.

Директор по технической эксплуатации флота является начальником службы (управления, отдела) эксплуатации и отвечает за организацию работы и техническую эксплуатацию флота. Он несет ответственность перед президентом компании по всем вопросам, связанным с судостроением, судоремонтом, стивидорными работами и трудовыми отношениями. В небольших судоходных компаниях он сам ведет переговоры с судостроительными и судоремонтными предприятиями и размещает заказы на строительство судов. Он контактирует со стивидорными компаниями по вопросам обработки судов в различных портах, обслуживаемых флотом компании, с поставщиками судовых запасов и снабжения, а также с профсоюзами – по вопросам заключения трудовых договоров. В крупных судоходных компаниях, как правило, эти функции выполняют специальные должностные лица, однако наиболее важные вопросы решаются вице-президентом по эксплуатации флота.

Во многих судоходных компаниях вице-президент по технической эксплуатации флота пользуется правом окончательного решения при назначении на судно капитана и старшего механика. Рекомендации на кандидатов для занятия этих должностей передают ему через его заместителя – управляющего эксплуатацией флота – начальники отделов мореплавания и судомеханической службы. Окончательное решение принимается вице-президентом, что подчеркивает важность этих должностных лиц как представителей администрации судоходной компании на судне и высокую степень доверия, оказываемого им руководством компании. Капитан и старший механик судна поставлены в равное положение со всеми руководящими работниками судоходной компании, стоящими на служебной лестнице ниже вице-президента. Это создает авторитет капитану и старшему механику и позволяет им оперативно решать все вопросы в интересах судна.

Основной задачей судоходной компании, как коммерческого предприятия, является получение максимальной прибыли, поэтому вопросы организации перевозок и реализации транспортной продукции решаются управлениями работой флота и его технической эксплуатации совместно со службами маркетинга и снабжения, планирования и развития, юридическим, кадровым и финансовым отделами.

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте управляющую и управляемую системы судоходной компании (пароходства).

2. Перечислите функции управления производством.

3. Какие требования предъявляются к структуре управления производством?

4. Какими свойствами характеризуется линейно-функциональная структура управления производством?

5. Кто входит в состав высшего руководящего органа судоходной компании?

6. Кто руководит службой грузовых перевозок?

7. Кто из должностных лиц судоходной компании несет ответственность за планирование и организацию ремонта судов?

 

Практическое занятие №2