Операционный анализ в управлении текущими издержками
Подробности
Категория: Ответы на вопросы - Долгосрочная финансовая политика
Операционный анализ - это анализ зависимостей финансовых результатов предприятия от издержек и объемов производства (реализации). Поэтому его называют также анализом "издержки - объем - прибыль". Этот вид анализа считается одним из наиболее эффективных средств планирования и прогнозирования деятельности предприятия.
Ключевым элементом операционного анализа выступает расчет точки безубыточности, порога рентабельности, запасов прочности и операционного рычага.
Для тщательного проведения анализа безубыточности необходимо провести разделение затрат с выделением как переменных, так и постоянных затрат. Смешанные затраты следует разделить на переменные и постоянные составляющие.
Точка безубыточности: Qк=QCпост/МДна ед (1)
Порог рентабельности: QкЦ = QCпост/(1-?) (2)
Разность между ценой единицы продукции и переменными затратами на ее производство называется маржинальной прибылью (доходом):
МД = QЦ-QCперем (3)
Доля маржинального дохода в выручке предприятия характеризуется особым показателем - коэффициентом маржинального дохода (другие названия: коэффициент выручки, коэффициент вклада на покрытие).
(1 - ?) = Коэффициент МД = Маржинальный доход / Объем продаж = МД/ QЦ (4)
Ограничения, с учетом которых применяется модель "Издержки - объем - прибыль", значительно ограничивают интерес к данному виду анализа.
Во-первых, должна существовать возможность для классификации издержек предприятия на постоянные и переменные по единому критерию уровня деловой активности (выраженному либо в стоимостных, либо в натуральных единицах).
Во-вторых, переменные издержки рассчитываются как пропорциональные уровню деловой активности (объему производства).
В-третьих, понятие постоянных издержек как независимых от уровня деловой активности (объема производства) соответствует производственной мощности, которую не изменяет никакая инвестиционная операция в течение анализируемого периода. На самом деле, инвестиционные операции, порождая новые амортизационные отчисления, увеличивают постоянные издержки.
Более того, предприятие должно продавать только один продукт (либо несколько, но в постоянных пропорциях); предприятие не делает запасов; продажная цена не зависит от проданного количества и т. д.
Использование приемов операционного анализа в оптимизации величины себестоимости продукции
Классификация затрат для принятия решений и планирования
МАРЖИНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
52. Схема взаимосвязи доходов и левериджа
6.1. Леверидж и его роль в финансовом менеджменте Создание и функционирование любой коммерческой организации упрощенно представляет собой процесс инвестирования финансовых ресурсов на долгосрочной основе с целью извлечения прибыли. Текущая деятельность сопряжена с риском, в частности производственным и финансовым, который следует принимать во внимание в зависимости от того, с какой позиции характеризуется компания. Эта характеристика может быть выполнена либо с точки зрения активов, которыми владеет и распоряжается компания, либо с точки зрения источников средств (пассивов). В первом случае возникает понятие производственного риска, во втором - финансового риска. Производственный (бизнес) риск- это риск, в большей степени обусловленный отраслевыми особенностями бизнеса, т.е. структурой активов, в которые компания решила вложить свой капитал. Достаточно очевидно, что производство основных продуктов питания, без которых не может прожить человек и спрос на которые сравнительно легко предсказуем, - гораздо менее рисковый бизнес по сравнению с пошивом ультрамодной обуви, хотя, возможно, и не такой прибыльный. Производственный риск определяется многими факторами: региональными особенностями, конъюнктурой рынка, национальными традициями, инфраструктурой и т.п. Риск, обусловленный структурой источников, называется финансовым. В этом случае речь уже не идет о том, куда вложены денежные средства, - в производство одежды или автомобилей, а о том, из каких источников получены средства и каково соотношение этих источников. В отношении этого вида риска компания, осуществляющая свою деятельность лишь за счет собственных средств, и компания, 90% капитала которой составляют банковские кредиты, диаметрально различаются. Необходимо отметить, что понятие финансового риска важно не только и не столько для констатации сложившегося положения, сколько с точки зрения возможности и условий привлечения дополнительного капитала. Принято различать следующие разновидности финансового риска предприятий, занимающихся производственной и торговой деятельностью: Кредитный риск – опасность неуплаты предприятием основного долга и процентов по нему. Процентный риск – опасность потерь, связанная с ростом стоимости кредита. Валютные риски представляют собой опасность изменения курса валюты, что приведет к реальным потерям при совершении биржевых спекуляций и различных внешнеэкономических операций. Риск упущенной выгоды – вероятность наступления косвенного ущерба или недополучения прибыли в результате неосуществления какого-либо мероприятия или остановки хозяйственной деятельности. Инвестиционный риск – это вероятность того, что отвлечение финансовых ресурсов из текущего оборота в будущем принесет убытки или меньшую прибыль, чем ожидалось. Налоговый риск включает следующие опасности: невозможность получения налогового кредита; изменение налогового законодательства; индивидуальные решения сотрудников налоговой службы о возможности использования определенных льгот или применения конкретных санкций. Существует также понятие, характеризующее коммерческий риск, связанный с реализацией продукции (услуг), закупкой сырья, материалов и т.д. Причины такого риска – уменьшение планируемого объема реализации, повышение закупочных цен, рост издержек обращения, потери продукции в процессе обращения и др. Количественная оценка риска деятельности компании и факторов, его обусловивших, осуществляется на основе анализа вариабельности прибыли. В терминах финансов взаимосвязь между прибылью и стоимостной оценкой затрат активов или фондов, понесенных для получения данной прибыли, характеризуется показателем левериджа. В буквальном понимании леверидж означает действие небольшой силы (рычага), при помощи которой можно перемещать довольно тяжелые предметы. В приложении к экономике он трактуется как некоторый фактор, небольшое изменение которого может привести к существенному изменению ряда результативных показателей. Рис.6.1. Взаимосвязь доходов и левериджа. Производственный леверидж количественно определяется соотношением между постоянными и переменными расходами в общей их сумме и вариабельностью показателя прибыли до вычета процентов и налогов. Именно этот показатель прибыли позволяет выделить и оценить влияние изменчивости операционного левериджа на финансовые результаты деятельности компании. Если доля постоянных расходов велика, говорят, что компания имеет высокий уровень производственного левериджа; в этом случае высок и уровень производственного риска. По аналогии с производственным левериджем уровень финансового левериджа может измеряться несколькими показателями. Наибольшую известность получили два из них: 1) соотношение заемного и собственного капитала; 2) отношение темпа изменения чистой прибыли к темпу изменения прибыли до вычета процентов и налогов. Высокая доля заемного капитала говорит о высоком уровне финансового левериджа и соответственно финансового риска, иными словами, уровень финансового левериджа прямо пропорционально влияет на степень финансового риска компании и требуемую акционерами норму прибыли. Чем выше сумма процентов к выплате, являющихся, кстати, постоянными обязательными расходами, тем меньше чистая прибыль. Таким образом, чем выше уровень финансового левериджа, тем выше финансовый риск компании. Компания, имеющая значительную долю заемного капитала, называется компанией с высоким уровнем финансового левериджа или финансово зависимой компанией, компания, финансирующая свою деятельность только за счет собственных средств, называется финансово независимой. Обобщающей категорией является производственно-финансовый леверидж, для которого характерна взаимосвязь трех показателей: выручки, расходов производственного и финансового характера и чистая прибыль (Рис. 6.1). |
- ВВЕДЕНИЕ
- 1 ЛЕВЕРИДЖ КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
- 1.1 Финансовый менеджмент и его функции
- 1.2 Оценка производственного левериджа
- 1.3 Производственно - финансовый леверидж
- 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
- 2.1 Расчет финансового левериджа
- 2.2 Оценка производственного левериджа
- 2.3 Расчет производственно - финансового левериджа
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
53. Критерии анализа инвестиционных проектов: модифицированная внутренняя норма прибыли