Тема 7. (20.) Свойства сердечной мышцы

Мотивация изучения темы

Знания о физиологических свойствах сердца (автоматия, возбудимость, проводимость, сократимость),функциональных особенностях, эндокринной функции сердца необходимы для понимания механизмов функционирования сердца в целом организме при его различных состояниях.

Цели занятия.

Общая цель:изучение темы направлено на формирование компетенций ПК – 18, ПК – 3 и ПК - 28 ФГОС специальности 060105«Медико-профилактическое дело»

Конкретные цели и задачи:

После изучения темы студент должен:

«Знать»физиологические свойства сердечной мышцы, обеспечивающие функциональные особенности деятельности сердца.

«Уметь»на основе знаний механизмов регуляции активного состояния миокардиоцитов объяснить особенности их электрических и сопряженных процессов.

«Владеть»навыками определения функциональных особенностейдеятельности сердца.

Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимых для освоения темы:

1.Морфофункциональные особенности строения сердца ( каф.анатомии человека, каф.гистологии и эмбриологии)

2.Активный и пассивный транспорт веществ через мембраны ( каф. физики)

Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:

Перечень контрольных вопросов:

1. Возбуждение сердца. Потенциал действия (ПД) кардиомиоцитов предсердий и желудочков.

2. Автоматия сердца. Характеристика, компоненты проводящей системы. Потенциал действия Р-клеток СА и АВ узлов. Пейсмекер (водитель ритма) сердца. Градиент автоматии.

3. Проводимость (проведение возбуждения в сердце), проведение ПД в различных отделах сердца.

4. Возбудимость сердца. Изменение возбудимости кардиомиоцита в течение ПД.

5. Сократимость сердца. Функциональная структура кардиомиоцита, электромеханическое сопряжение, механизм расслабления, некоторые особенности сокращения сердца.

6. Соотношение возбуждения, сокращения и возбудимости в разные фазы сердечного цикла.

7. Реакция сердечной мышцы на дополнительные раздражтели.Узловые, суправентрикулярные, предсердные и желудочковые экстрасистолы, компенсаторная

пауза.

8. Возрастные особенности физиологических свойств сердечной мышцы.

 

Задание для СРС во внеучебное время:

1.Нарисуйте график соотношения потенциала действия, возбудимости и сократимости в сердечной мышце.

2. Нарисуйте схему экстрасистолы и компенсаторной паузы. Объясните их происхождение.

Вопросы для самоконтроля подготовки к практическому занятию

 

1. Назовите структуру, обладающую наибольшей способностью проведения возбуждения в сердце.

2. Какой ритм сокращений задаёт синусовый узел?

3. Какой ритм сокращений задаёт предсердно-желудочковый узел?

4. Какая фаза сердечного цикла совпадает с фазой абсолютной рефрактерности?

5. Чем отличается режим сокращения сердечной мышцы от скелетной?

6. Чему равна продолжительность фазы абсолютной рефрактерности кардиомиоцитов желудочков сердца?

7. Чем отличается ПД синусового узла, кардиомиоцитов предсердий и желудочков?

8. Чему равна продолжительность ПД кардиомиоцитов предсердий?

9. Как повлияет на сокращение сердца уменьшение уровня Са++ в крови?

10.Сопровождается ли предсердная эксрасистола компенсаторной паузой?