Тема 7. (20.) Свойства сердечной мышцы
Мотивация изучения темы
Знания о физиологических свойствах сердца (автоматия, возбудимость, проводимость, сократимость),функциональных особенностях, эндокринной функции сердца необходимы для понимания механизмов функционирования сердца в целом организме при его различных состояниях.
Цели занятия.
Общая цель:изучение темы направлено на формирование компетенций ПК – 18, ПК – 3 и ПК - 28 ФГОС специальности 060105«Медико-профилактическое дело»
Конкретные цели и задачи:
После изучения темы студент должен:
«Знать»физиологические свойства сердечной мышцы, обеспечивающие функциональные особенности деятельности сердца.
«Уметь»на основе знаний механизмов регуляции активного состояния миокардиоцитов объяснить особенности их электрических и сопряженных процессов.
«Владеть»навыками определения функциональных особенностейдеятельности сердца.
Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимых для освоения темы:
1.Морфофункциональные особенности строения сердца ( каф.анатомии человека, каф.гистологии и эмбриологии)
2.Активный и пассивный транспорт веществ через мембраны ( каф. физики)
Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:
Перечень контрольных вопросов:
1. Возбуждение сердца. Потенциал действия (ПД) кардиомиоцитов предсердий и желудочков.
2. Автоматия сердца. Характеристика, компоненты проводящей системы. Потенциал действия Р-клеток СА и АВ узлов. Пейсмекер (водитель ритма) сердца. Градиент автоматии.
3. Проводимость (проведение возбуждения в сердце), проведение ПД в различных отделах сердца.
4. Возбудимость сердца. Изменение возбудимости кардиомиоцита в течение ПД.
5. Сократимость сердца. Функциональная структура кардиомиоцита, электромеханическое сопряжение, механизм расслабления, некоторые особенности сокращения сердца.
6. Соотношение возбуждения, сокращения и возбудимости в разные фазы сердечного цикла.
7. Реакция сердечной мышцы на дополнительные раздражтели.Узловые, суправентрикулярные, предсердные и желудочковые экстрасистолы, компенсаторная
пауза.
8. Возрастные особенности физиологических свойств сердечной мышцы.
Задание для СРС во внеучебное время:
1.Нарисуйте график соотношения потенциала действия, возбудимости и сократимости в сердечной мышце.
2. Нарисуйте схему экстрасистолы и компенсаторной паузы. Объясните их происхождение.
Вопросы для самоконтроля подготовки к практическому занятию
1. Назовите структуру, обладающую наибольшей способностью проведения возбуждения в сердце.
2. Какой ритм сокращений задаёт синусовый узел?
3. Какой ритм сокращений задаёт предсердно-желудочковый узел?
4. Какая фаза сердечного цикла совпадает с фазой абсолютной рефрактерности?
5. Чем отличается режим сокращения сердечной мышцы от скелетной?
6. Чему равна продолжительность фазы абсолютной рефрактерности кардиомиоцитов желудочков сердца?
7. Чем отличается ПД синусового узла, кардиомиоцитов предсердий и желудочков?
8. Чему равна продолжительность ПД кардиомиоцитов предсердий?
9. Как повлияет на сокращение сердца уменьшение уровня Са++ в крови?
10.Сопровождается ли предсердная эксрасистола компенсаторной паузой?