Порядок выполнения работы

1. Получение данных для расчета уровня загрязнения атмосферного воздуха

Данные для расчета: характеристика магистральной улицы по месту жительства/обучения/работы; метеорологические показатели; информация о транспортном потоке.

1.1 Выбирается участок (или несколько участков) автомобильной магистрали, указывается адрес, выполняется схематичный рисунок местности с указанием места наблюдения и основных объектов (зданий, зеленых насаждений, светофоров и т.п.).

1.2 Дальнейший сбор данных может проводится как путем разового замера, так и более углубленного исследования множественными замерами в течении суток (например: 9.00, 13.00, 18,00, 00.00). Интенсивность движения автотранспорта производится методом подсчета автомобилей разных типов 3 раза по 20 минут в каждом из сроков (интервал замера может быть уменьшен в случае высокой интенсивности движения). Результаты замеров заносятся в таблицу:

Время замера Тип автотранспорта Число единиц
9.00 - 10.00 Легкий грузовой Средний грузовой Тяжелый грузовой Автобус Легковой автомобиль  
13.00 - 14.00 Легкий грузовой Средний грузовой Тяжелый грузовой Автобус Легковой автомобиль  
18.00 -19.00 Легкий грузовой Средний грузовой Тяжелый грузовой Автобус Легковой автомобиль  
00.00 – 1.00 Легкий грузовой Средний грузовой Тяжелый грузовой Автобус Легковой автомобиль  

 

1.3 В каждом пункте замера производится оценка участка автомагистрали по следующим показателям:

 

1) Тип улицы: городская улица с односторонней застройкой (набережные, эстакады, виадуки, высокие насыпи), жилые улицы с односторонней застройкой, магистральные улицы и дороги с многоэтажной застройкой с двух сторон, транспортные тоннели и др.

2) Уклон. Определяется глазомерно или эклиметром.

3) Скорость ветра. Определяется анемометром.

4) Влажность воздуха. Определяется психрометром.

5) Наличие защитной полосы из деревьев и др.

 

1.4 Подсчитывается интенсивность движения и оценивается доля каждого вида транспорта в суммарной загруженности, а также определяется временной промежуток наибольшей интенсивности движения в течении суток. Результат иллюстрируется графически (диаграммы, графики).

 

 

2. Оценка уровня загрязнения участка магистральной улицы отработанными газами автотранспорта по концентрации оксида углерода (СО)

Выполняется расчет загрязнения, оценка результатов в соответствии с нормативом ПДК, составление сводной таблицы (для студентов обучающихся в группе) результатов по разным районам населенного пункта, формулируются обобщенные вывод.

Оценка концентрации рассчитывается по следующей формуле:

 

КСО=(0,5+0,01N∙KT)∙KA∙KC∙KB∙KП∙KУ,

где 0,5 – фоновое загрязнение атмосферного воздуха оксидом углерода нетранспортного происхождения, мг/м3;

 

N – суммарная интенсивность движения автомобилей на городской дороге, авто/час;

 

KT – коэффициент токсичности автомобилей по выбросам в атмосферный воздух окиси углерода,

KT= ΣPi∙Ki

Pi – доля отдельного вида транспорта от всей совокупности, принимаемой за 1.

Ki - коэффициент токсичности отдельного вида транспорта (табл.2.1);

 

Таблица 2.1

Тип автомобиля Коэффициент Ki
Легкий грузовой 2,3
Средний грузовой 2,9
Тяжелый грузовой (дизельный) 0,2
Автобус 3,7
Легковой 1,0

 

 

KA – коэффициент, учитывающий аэрацию местности (табл.2.2);

Таблица 2.2

Тип местности по степени аэрации Коэффициент Kа
Транспортные тоннели 2,7
Транспортные галереи 1,5
Магистральные улицы/дороги, Улицы/дороги с многоэтажной застройкой с двух сторон 1,0
Жилые улицы/дороги с одноэтажной застройкой 0,6
Улицы/дороги с односторонней застройкой, набережные, эстакады, виадуки, высокие насыпи 0,4
Пешеходные тоннели 0,3

 

 

KC - коэффициент, учитывающий изменение концентрации окиси углерода в зависимости от скорости ветра (табл. 2.3);

Таблица 2.3

Скорость ветра, м/с Коэффициент КС
2,7
2,0
1,5
1,2
1,05
6 и более 1,00

 

 

KB - коэффициент, учитывающий изменение концентрации окиси углерода в зависимости от влажности воздуха (табл. 2.4);

 

Таблица 2.4

Относительная влажность, % Коэффициент КВ
1,45
1,30
1,15
1,00
0,85
0,75
0,60

КП – коэффициент, увеличения загрязнения атмосферного воздуха оксидом углерода у пересечений улиц (табл 2.5);

 

Таблица 2.5

Тип пересечения Коэффициент КП
Регулируемое пересечение: - светофорами обычное, - светофорами управляемое, - саморегулируемое   1,8 2,1 2,0
Нерегулируемое: - со снижением скорости - кольцевое - с обязательной остановкой   1,9 2,2 3,0

 

 

КУ – коэффициент, учитывающий изменение загрязнения атмосферного воздуха оксидом углерода в зависимости от величины продольного уклона (табл. 2.6).

 

Таблица 2.6

Продольный уклон 0 Коэффициент КУ
1,00
1,06
1,07
1,18
1,55

 

 

ПДК выбросов автотранспорта по окиси углерода равно 5 мг/м3.

 

Результаты расчетно-практической работы оформляются отчетом произвольной формы с указанием адреса места наблюдения, схемы, карты или фотографии места наблюдения, собранных данных, расчетной части и вывода о проделанной работе.

Использованная литература:

1. Экологический мониторинг: Учебное пособие. Под ред. Т.Я. Ашихминой. М.: Академпроект, 2008, 416с.

2. Якунина И.В. , Попов Н.С. Методы и приборы контроля окружающей среды. Экологический мониторинг: Учебное пособие. - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2009. - 188 с.

3. Горшков М.В. Экологический мониторинг: Учебное пособие. - Владивосток: Изд-во ТГЭУ, 2010, 313 с

4. Методы и приборы контроля окружающей среды. Экологический мониторинг: Учебное пособие. – М.: РГОТУПС, 2003, 222с.