Введение.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

(ФГБОУ ВПО ПГУПС)

-----------------------------------------------------------------------------------------------

 

Кафедра «Техносферная и экологическая безопасность»

 

Е.А. ШИЛОВА, И.А. ГОРШКОВА

 

 

Методические указания к выполнению расчетно-практических работ в интерактивной форме для бакалавров всех специальностей заочной формы обучения

 

 

Санкт-Петербург 2013

 

 

УДК 502.3

ББК 20.1

 

 

Методические указания к выполнению расчетно-практических работ в интерактивной форме для бакалавров всех специальностей заочной формы обучения – СПб.: Петербургский государственный университет путей сообщения, 2013. – 48 с.

 

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) реализация учебного процесса должна предусматривать проведение занятий в интерактивных и активных формах.

 

Методические указания содержат вводную теоретическую часть, материал и рекомендации для выполнения практической самостоятельной работы в форме расчетной и практической работ, контрольные вопросы для итоговой аттестации, перечень рекомендуемых источников информации для освоения дисциплины «Экология».

Учебное пособие предполагает его использование в комплексе с учебным пособием «Экология», где рассмотрены общие и специальные теоретические вопросы в разделах «Основы экологии», «Биосфера и человек», «Экологизация антропогенной деятельности», «Система обеспечения экологической безопасности в Российской Федерации»

Учебное пособие предназначено для студентов всех специальностей преимущественно дистанционной, очно-заочной и вечерней форм обучения.

 

 

УДК 502.3

ББК 20.1

 

©Шилова Е.А., Горшкова И.А.,2013

© Петербургский государственный

университет путей сообщения, 2013

Введение.

Актуальность получения широкого и всестороннего экологического образования в высшей технической школе продиктована современными темпами развития науки и техники, растущей антропогенной нагрузкой на окружающую среду. Молодой специалист должен иметь представление о способах и средствах снижения негативного влияния технического прогресса, о возможности экологизации своей профессиональной деятельности. Этому должна способствовать не только теоретическая подготовка, но и умение применять полученные знания в практической сфере.

Основные навыки в этом направлении студент получает при выполнении практических заданий. У учащегося должен сформироваться опыт работы с соответствующими источниками информации – нормативными документами, научной литературой, интернет-ресурсами. Он должен уметь применять полученные знания, заниматься активным поиском и анализом новых данных.

В своей деятельности современный инженер не может не учитывать аспекты безопасности предлагаемых им технических решений для окружающего пространства, здоровья населения, природной среды. Наряду с экономической, технологической, производственной целесообразностью, для него должны быть важны и экологические последствия его работы.

Предлагаемое учебное пособие предполагает работу студентов по изучению существующей системы обеспечения экологической безопасности в Российской Федерации, углубленную проработку отдельных вопросов функционирования этой системы в форме реферативных исследований, а также самостоятельную работу по мониторингу и анализу состояния окружающей среды в районе их непосредственного проживания и трудовой деятельности.

Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе. Студенты легче вникают, понимают и запоминают материал, который они изучали посредством активного вовлечения в учебный процесс. Исходя из этого, основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения.

В процессе обучения необходимо обращать внимание в первую очередь на те образовательные технологии, при которых слушатели идентифицируют себя с учебным материалом, включаются в изучаемую ситуацию, побуждаются к активным действиям, переживают состояние успеха и соответственно мотивируют свое поведение. Всем этим требованиям в наибольшей степени отвечают интерактивные методы обучения.

Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля.

Ведущий преподаватель вместе с новыми знаниями ведет участников обучения к самостоятельному поиску. Активность преподавателя уступает место а/p>

Ведущий преподаватель вместе с новыми знаниями ведет участников обучения к самостоятельному поиску. Активность преподавателя уступает место активности студентов, его задачей становится создание условий для их инициативы. Преподаватель отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Поэтому интерактивное обучение призвано активно использоваться в интенсивном обучении достаточно взрослых обучающихся по программе дистанционных и заочных форм обучения.

 

Особенностью практических заданий по дисциплине «Экология» для дистанционных и заочных форм обучения, предлагаемых данным методическим пособием, является использование интерактивных технологий, которые подразумевают максимальную индивидуализацию поставленных перед учащимся задач, формирование заданий с учетом имеющихся знаний и навыков, настоящей профессиональной деятельности и выбранной специализацией. Учащийся также имеет возможность контактировать с преподавателем, получать консультации и осуществлять промежуточный и итоговый контроль выполнения задания посредством интернет-общения.

 

 

Уважаемые студенты!