КРУГОВОРОТ ВОДЫ

В этом процессе происходит очистка, накопление и перераспределениепланетарного запаса воды. Солнечная энергия и земное притяжение непрерывно перемещают воду между океанами, атмосферой, сушей и живыми организмами. Важнейшими процессами этого круговорота являются испарение, конденсация ларов, осадки (дождь, град, снег) и сток воды с суши в моря и океаны для возобновления цикла. Это вызывает эрозию почв, которая приводит к миграции различных химических веществ в рамках других биогеохи­мических циклов.

Значительная часть возвращающейся на сушу воды просачивается глубоко в грунт. Там происходит накопление грунтовых вод в водоносных горизонтах - подземных резервуарах, расположенных как внутри, так и между различными формациями горных пород. Подземные источники и водотоки в итоге возвращают воду на поверхность суши и в реки, озера, ручьи - откуда она вновь испаряется или стекает в океан. Циркуляция подземных вод происходит несравненно медленнее, чем циркуляция поверхностных и атмосферных вод.

Человек вмешивается в круговорот воды двумя способами:

1. Забор больших количеств пресной воды из рек, озер и во­доносных горизонтов. В густозаселенных или интенсивно орошаемых районах водозабор привел к истощению запасов грунтовых вод или к вторжению океанической соленой воды в подземные водоносные горизонты.

2. Сведение растительного покрова суши в интересах развития сельского хозяйства, при добыче полезных ископаемых, строительстве дорог, жилья и других видов деятельности. Это приводит к уменьшению просачивания поверхностных вод под землю, что сокращает пополнение запасов грунтовых вод, увеличивает риск наводнений и повышает интенсивность поверхностного стока, тем самым усиливая эрозию почв.

Несмотря на то, что за пользование пресной водой установлена плата (1,5 к./м3 в ценах 1991г.), ее использование на техни­ческие нужды непрерывно увеличивается. Многие предприятия могли бы значительно сократить расходы и снизить нагрузку на окружающую среду, если бы ввели в технологические процессы внутренние водооборотные циклы. Экономический эффект от внедрения этого процесса можно рассчитать на примере эксплуатации очистной установки сточных вод гальванопроизводства с водооборотным циклом (данные для расчета представлены в табл. 2.7). При таком процессе экономический и экологический эффект получается в результате отсутствия платежей за водозабор, а также за прекращение сброса сточных вод.

 

3. ВОПРОСЫ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ И КОНТРОЛЬНЫМ ЗАДАНИЯМ ПО КУРСУ "ЭКОЛОГИЯ"

 

1. Предмет, цели и объекты, изучаемые экологией. Методы экологических исследований.

2. Понятие о популяции. Что отражают статистические и динамические показатели популяциии? Какие экологические причины вызывают саморегуляцию плотности популяции.

3. Какие причины вызывают рост численности популяции по экспоненте и по логистической кривой? Проанализируйте экспоненциальный рост населения на нашей планете. По какому уравнению рассчитывают время удвоения численности населения?

4. Какие глобальные, социальные, экономические и экологические проблемы возникли в связи с ростом народонаселения?

5. Проанализируйте демографические пирамиды в развитых и развивающихся странах. Что может произойти с человеческой популяцией, если ее численность достигнет предельной биологической емкости ( 12 — 15 млрд человек) ?

6. Какими факторами ограничен рост человеческой популяции?

7. Сравните разницу в среднедушевом доходе ВНП между более и менее развитыми странами. Сравните отношение этих стран к природным ресурсам. К каким эколого-экономическим проблемам это приводит?

8. Дайте определение природным ресурсам. Как классифицируют природные ресурсы по различным признакам?

9. Что такое ресурсообеспеченность? Индекс использования природных ресурсов.

10. Принципы безотходного, малоотходного производств и замкнутого водооборота. Ресурсный цикл.

11. Принципы рационального использования природных ресурсов.

12. Принципы охраны природных ресурсов.

13. Какими методами можно увеличить потенциал использования невозобновимых ресурсов?

14. По какому закону происходит потребление ресурсов? Приведите пример и формулу для расчета периода истощения ресурсов.

15. Понятие об окружающей среде. Факторы окружающей среды; их классификация.

16. Законы минимума Либиха и толерантности Шелфорда. Лимитирующие факторы окружающей среды.

17. Экологическая ниша. Принципы: «взаимоисключения Гаузе» и «заполняемости». Практическое значение этого понятия.

18. Что описывает диапазон толлерантности (экологической валентности)? Как подразделяют живые организмы по ширене диапазона их толлерантности.

19. Понятия: «экосистема», «биогеоценоз» и «нообиогеоценоз». Соотношение этих понятий.

20.

21. Классификация экосистем по различным признакам. Приведите примеры.

22. Продуктивность экологических систем; ее виды.

23. Потоки вещества и энергии в экологических системах и в биосфере. (Ответ обоснуйте на основе 1 и 2 начал термодинамики).

24. Пищевые цепи; их типы. Виды экологических пирамид.

25. Виды взаимосвязей в экологических системах.

26. Горизонтальная и вертикальная структура экологических экосистем.

27. Факторы, определяющие устойчивость экологических систем.

28. Факторы, определяющие динамику (развитие) экологических систем.

29. Что называется сукцессией? Назовите виды сукцессий. Приведите примеры.

30. Круговорот веществ в природе; их типы. Дайте общую характеристику каждого типа.

31. Опишите круговороты кислорода и углерода в природе. Антропогенное вмешательство в эти круговороты и его экологические последствия.

32. Азот в природе. Опишите круговорот азота в природе. Антропогенное вмешательство в этот круговорот и его экологические последствия.

33. Фосфор в природе. Опишите круговорот фосфора в природе.

Антропогенное вмешательство в этот круговорот и его экологические последствия.

34. Сера в природе. Опишите круговорот серы в природе. Антропогенное вмешательство в этот круговорот и его экологические последствия.

35. Техногенный (социальный) круговорот веществ. Опишите этот круговорот на примере одного из металлов.

36. Сформулируйте четыре экологических закона Б. Коммонера. Раскройте их содержание.

37. Использование природных ресурсов и проблема загрязнения ОПС.

38. Понятие о загрязнителях ОПС, их классификация по различным признакам. Источники загрязнения ОПС.

39. Понятие о токсичности загрязнителей ОПС. Виды доз токсичных веществ. Факторы, влияющие на токсичность и тяжесть воздействия загрязнителя на ОПС.

40. Экологические и производственно-хозяйственные показатели качества ОПС.

41. Дайте общую характеристику физических загрязнителей.

42. Шум и вибрация как загрязнители ОПС. Их влияние на экосистемы и здоровье человека. Методы защиты от шумового и вибрационного загрязнения.

43. Световое и тепловое загрязнения ОПС. Экологические поблемы, связанные с этими загрязнителями.

44. Дайте общую характеристику химическим загрязнителям ОПС.

45. Оксиды серы - как загрязнители ОПС. Поведение диоксида серы в атмосфере. Экологические проблемы, обусловленные этим загрязнителем.

46. Оксиды азота — как загрязнители ОПС. Их поведение в окружающей среде. Экологические проблемы, обусловленные этими загрязнителями.

47. Хлорпроизводные углеводородов — как загрязнители ОПС. Экологические проблемы, обусловленные этими загрязнителями.

48. Загрязнение окружающей среды синтетическими поверхностно-активными веществами. Экологические последствия.

49. Факторы приводящие к образованию кислотных дождей. Влияние кислотных осадков на биоту.

50. «Парниковый эффект» и эффект «ядерной зимы». Факторы, приводящие к этим эффектам и их экологические последствия.

51. Загрязнение ОПС нефтью, поведение нефти и нефтепродуктов в окружающей среде. Экологические последствия.

52. Радиационное загрязнение ОПС. Источники радиации в промышленности и в быту. Влияние радиации на здоровье растений, животных и человека.

53. Электромагнитное загрязнение ОПС и его источники.

54. Проблема загрязнения и качественного истощения природных вод. Пути решения проблемы дифицита питьевой воды.

55.Загрязнители гидросферы. Экологические последствия загрязнения природных вод.

56. Нормирование качества питьевой воды.

57. Понятие о сточных водах. Очистка сточных вод. Защита гидросферы.

58. Загрязнение и деградация почв. Защита почвы от загрязнения.

59. Защита атмосферы от загрязнения. Какая экозащитная техника используется для этих целей?

60. Проблема пестицидов.

61. Проблема утилизации и переработки твердых бытовых отходов.

62. Экологические проблемы автомобильного транспорта. Пути снижения загазованности автомобильнах дорог.

63. Экологические проблемы тепловой энергетики. Когенерация энергии.

64. Экологические проблемы ядерной энергетики.

65. Альтернативные источники получения энергии.

66. Пути улучшения экологических характеристик топлива.

67. Что такое качество энергии? Охарактеризуйте энергии высокого и низкого качества. Где их необходимо применять?

68. Что такое урбанизация? Какие страны называют урбанизированными? Экологические особенности урбанизированных экологических систем.

69. Что такое контроль загрязнителя на входе и на выходе.

70.. Экологический мониторинг. Его цели, задачи и структура.

71. Методы проведения экологического мониторинга.

72. Каково место и назначение экологической экспертизы в системе гарантий качества ОПС? Назовите принципы государственной экологической экспертизы.

73. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС).

74. Предмет, нормы, субъекты и объекты экологического права России.

75. Структура экологического права России.

76. Экологические права и обязанности человека ( по материалам Конституции РФ и Закона РФ об охране окружающей природной среды).

77. Экономико-правовой механизм охраны ОПС.

78. Какие виды экологических правонарушений Вам известны? Приведите

примеры.

79. Проффессиональная, гражданская и правовая экологическая ответственность.

80. Правовая охрана земельного фонда России.

81. Правовая охрана водных объектов в России.

82. Принципы международного сотрудничества в области экологии.

83. Формы и методы Международного сотрудничества в области экологии.

84. Объекты международно-правовой охраны ОПС.

85. Международные организации по охране окружающей среды.

86. Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН по охране ОПС.

87. Концепция устойчивого развития.

88. Здоровье человека и ОПС. Субъективные и объективные показатели здоровья «среднего человека».

89. Синдром «антропогенного напряжения» и факторы, обуславливающие его.

90. Окружающая среда и болезни человека.

92. Пути проникновения и поведение загрязнителей в организме человека.

93. Питательные вещества. Питание - как фактор антропогенного напряжения.

94. Опасные для здоровья неорганические вещества.

95. Опасные для здоровья органические вещества.

96. Основные принципы эколого-экономического

(эко-экономического) развития.

 

 

4. ЗАДАЧИ К КУРСУ "ЭКОЛОГИЯ"

 

1. Численность населения Земли с 2003 г. имеет постоянный процентный рост 1,8 %. Вычислить время удвоения населения плане­ты, его ежегодный, ежемесячный и еженедельный прирост, если на 2003 г. (по данным ООН) население Земли составляло 6,4 млрд че­ловек.

2. В Китае самое большое по численности население в мире, 1.5 млрд человек, и время удвоения его составляет 49 лет. Вычис­лить процентный рост населения Китая в год и объяснить его при­чину.

3. Индия, занимая второе место в мире по численности насе­ления – 1,2 млрд человек, имеет время его удвоения, равное 32 го­дам. Вычислить процентный рост населения Индии в год и объяснить его причину.

4. Население БРС (более развитых стран с валовым националь­ным продуктом ВНП более 670 дол.на душу населения) составляет 1.2 млрд человек. Процентный прирост населения составляет 0,6 % в год. Вычислить время удвоения населения БРС, его ежемесячный и еженедельный прирост.

5. Население МРС (малоразвитых стран с валовым национальным продуктом ВНП менее 670 дол. на душу населения) составляет 4.0 млрд человек. Процентный прирост населения составляет 2,1% в год. Вычислить время удвоения населения МРС, его ежемесячный и еженедельный прирост.

6. Разведанные запасы нефти на Земле составляют 260 - 375 млрд тут. Добыто нефти (1989 г.) - 6,25 млрд тут. Процентный при­рост добычи нефти равен 2,18% в год. Вычислить, через сколько лет закончится нефть как невозобновимый ресурс, если не будут приня­ты ограничения по ее добыче.

7. Объем древесины, сосредоточенные в лесах планеты, сос­тавляет 359 млрд м3. Всего вырублено древесины (1989 г.) - 3,69 млрд м3. Процентный прирост вырубки лесов равен 1 % в год. Вы­числить, через сколько лет может исчезнуть лесная растительность на Земле. К каким последствиям это может привести и что надо сделать, чтобы перевести леса в разряд потенциально возобновимо­го ресурса.

8. Разведанные запасы железной руды на Земле составляют 260 млрд т. Добыто железной руды (1989 г.) - 697 млн т. Процентный прирост ее добычи равен 1,33 %, в год. Вычислить, на сколько лет хватит этого невозобновимого ресурса и что надо сделать для его сохранения для будущих поколении.

9. Запасы бокситов - лучшего сырья для производства алюминия - оцениваются в 4 млрд т. Всего добыто бокситов (1989 г.) -125 млн т. Средний прирост их добычи равен 2,80 % в год. Вычис­лить, через сколько лет истощатся запасы и что надо предпри­нять для того, чтобы алюминий был сохранен как невозобновимый ресурс для будущих поколений.

10. Меди в рудах имеется около 400 млн т.,из них 260 млн т. разведаны и могут быть извлечены. Всего добыто меди (1989 г.) -3,311 млн т. На сколько лет хватит ее запасов, если средний при­рост ее добычи равен 8,4 %в год и что надо предпринять для то­го, чтобы медь была сохранена как невозобновимый ресурс для бу­дущих поколений?

11. С помощью второго закона термодинамики объясните, почему нефть можно использовать в качестве горючего только один раз? Приведите примеры, с помощью закона сохранении вещества объясните, почему рано или поздно вам необходимо построить общество, утилизирующее отходы.

12.Объясните, почему большинство ученых - энергетиков ут­верждают, что в основе любого индустриального, общего или нацио­нального плана производства и потребления энергии должен лежать принцип повышения эффективности энергии? Является ли этот прин­цип основополагающим для Вашего собственного плана и образа жиз­ни? Приведите примеры.

13. Объясните, почему использование электроэнергии для отоп­ления дома и обеспечения бытовых потребностей в горячей воде об­ходится дорого и ведет к большим потерям энергии. Какие задачи наиболее рационально решать с помощью электроэнергии?

14. Вы собираетесь построить дом. Какой источник энергии (нефть, газ, уголь или что-то другое) Вы используете для отопле­нии помещений, приготовления пищи, охлаждения продуктов питания и нагревания воды? Составьте долгосрочный экономический прогноз проживания в доме, а также прогноз воздействия дома на окружаю­щую среду? Будет ли Ваше решение зависеть от того, что Вы плани­руете прожить в этом доме 50, а не 5лет?

15. С помощью первого и второго закона термодинамики объяс­ните, почему станет необходимым построения даже не общества без­отходного производства, а природосберегающего общества?

16. Оценить целесообразность осушения болота площадью 40 га для использования его после мелиорации под сельскохозяйственные угодья. Среднегодовая чистая первичная продуктивность: болота -37,2106 (Дж/м2) год, сельскохозяйственных угодий – 11,3106 (Дж/м2) год.

17. В процессе эксплуатации искусственного водохранилища площадью 400 км2 произошло его заиливание и поэтому возник воп­рос о его дальнейшем использовании. Определить по данным чистой первичной продуктивности, что следует предпринять:

1) провести его очистку;

2) не очищать и оставить его в виде болота;

3) осушить, провести мелиорацию и использовать его под сельхоз угодья.

18. В городской черте имеется парковая зона площадью 200 га. Из-за нехватки жилья решено на месте парковой зоны построить жилой массив, а парковую зону перенести за город. Оценить с точки зрения чистой первичной продуктивности целесообразность этого мероприятия и что бы Вы, как эколог, предложили сделать в данной ситуации.

19. Оценить целесообразность осушения болота площадью 40 га для использования его под постройку жилого массива. (Среднегодовая чистая первичная продуктивность: болота – 37,2106 (Дж/м2) год, жилого массива - 0,25106 (Дж/м2) год.

20. В черте города имеется водоем площадью 4 км2. Произошло его заиливание и возник вопрос о его дальнейшем использовании:

1)провести его очистку;

2) не очищать и оставить его в видеболота;

3) осушить и построить жилой массив.

Рассчитайте чистую первичную продуктивность этих экосистем и предложите, что сле­дует предпринять.

 

21. Как изменится толщина (концентрация) озонового слоя, если максимальная степень почернения линий спектра составила 75%. Какие вещества влияют на толщину озонового слоя? Исходные данные:

 

I ,%  
С, ppm 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5

 

22. Как изменится толщина (концентрация) озонового слоя, если максимальная степень почернения линий спектра составила 30%. Какие вещества влияют на толщину озонового слоя? Исходные данные:

 

I ,%  
С, ppm 0,01 0,07 0,14 0,26 0,37 0,45 0,5

 

23. Завод по производству сыра сбрасывает в реку сточные воды в количестве 300 м3/сутки с БПКполн = 120 мг/л, БПКпдс= 40 мг/л, Спдс= 146 р./т, Сппс=774 Р./т. Определить экологический ущерб и штраф предприятия за квартал.

24. Консервный комбинат сбрасывает в реку сточные воды в ко­личестве 200 м3

с БПКполн= 220 мг/л, БПКпдс= 40 мг/л, Спдс= 146 р./т, Сппс=774 р./т. Определить экологический ущерб и штраф за год.

25. Пищевое предприятие сбрасывает в реку сточные воды в количестве 600 м3/сутки с БПКполн = 180 мг/л, БПКпдс = 40 мг/л, Спдс = 146 р./т, Сппс=774 р./т. Определить экологический ущерб и штраф за квартал и за год.

26. Автотранспортное предприятие потребляет в сутки 10 т ди­зельного топлива (С = 2,5 р./т); 7 т этилированного бензина (С = 2,2 р./т) и 8 т неэтилированного (С = 1,3 р./т). Определить экологический ущерб природе и штраф за квартал и за год.

27. Автотранспортное предприятие потребляет в сутки 20 т ди­зельного топлива (С = 2,5 р./т); 15 т этилированного бензина (С =2,2 р./т) и 5 т неэтилированного (С = 1,3 р./т). Опреде­лить экологический ущерб природе и штраф за год.

28. Автотранспортное предприятие потребляет в сутки 100 т дизельного топлива (С =2,5 р./т); 170 т этилированного бензина (С = 2,2 р./т) и 280 т неэтилированного (С = 1,3 р./т). Опре­делить экологический ущерб природе и штраф за квартал и за год.

29. Автотранспортное предприятие потребляет в сутки 10 т ди­зельного топлива (С = 2,5 р./т); 57 т этилированного бензина (С = 2,2 р./т) и 28 т неэтилированного (С =1,3 р./т). Определить экологический ущерб природе и штраф за квартал и за год.

30. Автотранспортное предприятие потребляет в сутки 110 т дизельного топлива (С = 2,5 р./т); 270 т этилированного бензина (С = 2,2 р./т) и 385 т неэтилированного (С = 1,3 р./т). Определить экологический ущерб природе и штраф за квартал и за год.

31. После кислотного дождя на площади 1.5∙104 га сельхозуго­дий рН почвы стала равна 4,2. Оценить ущерб производителя с/х продуктов, если для доведения почвы до нормальной рН пришлось применить известкование. Доза СаО 500 мг/м2 изменяет рН на одну единицу. ССаО = 5 р./кг.

32. После кислотного дождя на площади 0.5∙104 га сельхозуго­дий рН почвы стала равна 3,2. Оценить ущерб производителя с/х продуктов, если для доведения почвы до нормальной рН пришлось применить известкование. Доза СаО 500 г/м2 изменяет рН на одну единицу. ССаО = 5 р./кг.

33. После кислотного дождя на площади 2.5∙104 га сельхозуго­дий рН почвы стала равна 3,9. Оценить ущерб производителя с/х продуктов, если для доведения почвы до нормальной рН пришлось применить известкование. Доза СаО 500 г/м2 изменяет рН на одну единицу. ССаО = 5 р./кг.

34. После кислотного дождя на площади 1.3∙104 га сельхозуго­дий рН почвы стала равна 4,0. Оценить ущерб производителя с/х продуктов, если для доведения почвы до нормальной рН пришлось применить известкование. Доза СаО 500 г/м2 изменяет рН на одну единицу. ССаО =5 р./кг.

35. После кислотного дождя на площади 1.8 ∙ 104 га сельхозуго­дий рН почвы стала равна 3,2. Оценить ущерб производителя с/х продуктов, если для доведения почвы до нормальной рН пришлось применить известкование? Доза СаО 500 г/м2 изменяет рН на одну единицу. ССаО = 5 р./кг.

36. Тепловая электростанция содержит в выхлопных газах заг­рязняющие вещества: оксиды азота - 0,200 мг/л; диоксид серы – 0,350 мг/л. Объем выхлопных газов - 150 тыс, м3/ч.Вычислить экологический ущерб предприятия окружающей среде и штраф за квартал и за год, если Спдк = 52 р./т; Сппв = 260 р./т для оксидов азота и Спдк = 21 р./т; Сппв = 105 р./т для диок­сида серы.

37. Тепловая электростанция содержит в выхлопных газах заг­рязняющие вещества: оксиды азота - 0,240 мг/л; диоксад серы - 0,450 мг/л. Объем выхлопных газов - 140 тыс. м3/ч. Вычислить эко­логический ущерб предприятия окружающей среде и штраф за квартал и за год, если Спдк = 52 р./т; Сппв = 260 р./т для оксидов азота и Спдк = 21 р./т; Сппв = 105 р./т для диоксида серы.

38. Тепловая электростанция содержит в выхлопных газах заг­рязняющие вещества: оксиды азота - 0,250 мг/л; диоксид серы - 0,300 мг/л. Очистная установка очищает выхлопные газы до норм ПДК. Объем выхлопных газов - 130 тыс. м3/ч. Вычислить экологичес­кий ущерб предприятия окружающей среде и штраф за квартал и за год. Оценить прибыль предприятия за квартал и за год при сниже­нии загрязнений за счет работы очистной установки. (Данные взять из табл. 2.4 и 2.5)

39. Тепловая электростанция содержит в выхлопных газах заг­рязняющие вещества: оксиды азота - 0,280 мг/л; диоксид серы - 0,390 мг/л. Объем выхлопных газов - 120 тыс. м3/ч.Очистная ус­тановка очищает выхлопные газы на 70%. Рассчитать экологический ущерб предприятия окружающей среде и штраф предприятия за год. Оценить прибыль предприятия за счет работы очистной установки и снижения загрязнений. (Данные взять из табл. 2.4 и 2.5)

40. Тепловая электростанция содержит в выхлопных газах заг­рязняющие вещества: оксиды азота - 0,220 мг/м3; диоксид серы - 0,250 мг/м3. Объем выхлопных газов - 110 тыс. м3/ч. Очистная ус­тановка очищает выхлопные газы до концентраций 0,050 мг/л по ок­сидам азота и 0,030 мг/л по диоксиду серы. Рассчитать экологи­ческий ущерб предприятия окружающей среде и штраф за квартал и за год. Оценить прибыль предприятия за счет снижения загрязне­ний. (Данные взять из табл. 2.4 и 2.5)

41. Из-за плохого хранения фосфорных удобрений в водную экосистему смыто 50 т фосфорных удобрений в пересчете на фосфор. Определить экологический ущерб и штраф предприятия, если разреше­ние на сброс загрязняющих веществ не было оформлено в установ­ленном порядке. (Данные взять из табл. 2.6.)

42. В водную экосистему сброшено 185 т фосфорных удобрений в пересчете на фосфор. Рассчитать экологический ущерб и штраф предприятия, если разрешение на сброс загрязняющих веществ было оформлено в установленном порядке. (Данные взять из табл. 2.6.)

43. В стоках предприятия имеется синтетическое моющее ве­щество ОП-7. Концентрация ОП-7 в стоках 15 г/л. Объем стоков 250 м3/сутки. Оценить экологический ущерб окружающей среде и штраф предприятия за квартал. (Данные взять из табл. 2.6.)

44. В стоках предприятия имеется синтетическое моющее ве­щество 0П-10. Концентрация ОП-10 в стоках 13 г/л. Объем стоков 280 м3/сутки. Оценить экологический ущерб окружающей среде к штраф предприятия за квартал. (Данные взять из табл. 2.6.)

45. В стоках предприятия имеется синтетическое моющее ве­щество ОП-7. Концентрация ОП-7 в стоках 25 г/л. Объем стоков 350 м3/сутки. Оценитьэкологический ущерб окружающей среде и штраф предприятия за квартал. (Данные взять из табл. 2.6.)

46. Предприятие сбрасывает сточные водыгальванопроизводс­тва в количестве 20 м3/ч.. (Составзагрязнений взять из табл. 2.7). Рассчитать экологический ущерб, наносимый предприятием ок­ружающей среде за год и штраф предприятия за год.

47. Предприятиесбрасывает сточные воды гальванопроизводства количестве 320 м3/сутки. (Состав загрязнителей взять из табл. 2.7). Очистная установка очищает сточные воды на 75%. Рассчитать экологический ущерб, наносимый предприятием водной среде и штраф предприятия за квартал. Оценить прибыль предприятия яри работе очистной установки.

48. Предприятие сбрасывает сточные воды гальванопроизводства в количестве 30 м3/ч..(Состав загрязнителей взять из табл. 2.7).0ценить, какую прибыль получит предприятие за год, ес­ли оно построит очистную установку, очищающую сточные воды до существующих ПДК.

49. Предприятие сбрасывает сточные воды гальванопроизводства е количестве 40 м3/ч..(Состав загрязнителей взять из табл. 2,7). Рассчитать, какой штраф заплатит предприятие за квартал. Какую прибыль получит предприятие за квартал если оно построит очистную установку, очищающую сточные воды на 50% ниже концентраций существующих ПДК .

50. Предприятие сбрасывает сточные воды гальванопроизводства в количестве 25 м3/ч. (Состав загрязнителей взять из табл. 2.7), Оценить, какую прибыль получит предприятие за год, если оно построит очистную установку с водооборотным циклом. Оплата за забор чистой воды из артезианской скважины составляет 1,5 к./м3.

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ :

1. Цветкова Л.И., Алексеев М.И. Экология –М.: 1999. -488 с.

2 .Стадницкий Г.В., Родионов А.И. Экология.- М.: Высшая школа, 1988. -310 с.

3. Воронков Н.А. Экология: общая,прикладная, социальная. М.:Агар, 2000. -424 с.

4. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. –Ростов н/Д: изд-во Феникс, 2003-2009. -576 с. (серия Высшее образование».)

5. Варламов А.А., Хабаров Ф.В. Экология землепользования и охрана природных ресурсов.- Москва: Колос, 1999.- 159 с.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1. Николайкин Н.И. Экология. Учебник для вузов.–М.: Дрофа, 2004. – 624 с.

2. Гарин В.М., Кленова И.А., Колесников В.И. Экология для технических вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 384 с.

3. Тайлер Миллер. Жизнь в окружающей среде. Программа всеобщего экологического образования, т.1, под редакцией члена РАО профессора Г.А.Ягодина, М.,1993 г.

4. Б.В.Ерофеев. Экологическое право России. - М.: «Юрист», 1996 г.

5. В.Ф.Протасов, А.В.Молчанов. Экология, здоровье и природопользование в России. - М.: «Финансы и статистика», 1995 г.

6. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология вопросах и ответах: Учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 382 с.

7. Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» // Российская газета. – 2002 – 12.01

8. Комментарий к Закону Российской Федерации «Об охране окружающей среды» /Под ред. Проф. С.А.Боголюбова – М.: Норма-ИФРА, 1999. – 368 с.

9. Луканин В.Н., Трофименко Ю.В. Промышленно-транспортная экология: Учебник для вузов. – М.: Высшая шк., 2001 – 273 с.

10. Родионов А.И., Клушин В.П., Систер В.Г. Технологические процессы экологической безопасности: Учебник для студентов технических и технологических специальностей. 3-е изд, перераб и доп. – Калуга: Издательство Н. Бочкаревой, 2000. – 800 с.

11. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. – М.: Мысль, 1986.–657 с.

12. Андреева Т.А. Экология в вопросах и ответах: учебное пособие. – М.: Проспект, 2006. – 184 с.

13. И.А.Шилов. Экология. - М.: «Высшая школа», 1997 г.

14. Заиков Г.Е., Маслов С.А., Рубайло В.Л. Кислотные дожди и окружающая среда. М: Химия, 1991 г.

15. O состоянии здоровья населения РФ в 1991 г. /"Зеленый мир", N 45 - 46, 1992 г.

16. Факты и проблемы, связанные с захоронением радиоактивных отходов в морях, омывающих территорию РФ./"Зеленый мир", N 13,15,16,1993 г.

17. Бернардинер М.Н., Шурыгин А.П. Огневая переработка и обезвреживание промышленных отходов. – М.: Химия, 1990. – 304 с.

18. Гарин В.М., Хвостиков А.Г. Утилизация твердых отходов: Учебное пособие. - Ростов н/Д: РГУПС., 2000. – 80 с.

19. Петров В.В. Экологическое право России: Учебник. - М.: Изд-во БЕК, 1995.–557 с.

20. Бродский А.К. Краткий курс общей экологии: Учебное посо­бие // Санкт-Петербург, ун-т, Санкт-Петербург, 1992.

21. Будыко М.И. Глобальная экологии.-М., 1991.

22. Вернадский В.И. Биосфера и неосфера.- М,:Наука, 1989.

23. Кузнецов Г.А. Экология и будущее: Анализ философских ос­нований глобальных прогнозов. - М. :Изд-во МГУ, 1938.

24. Одум Ю.П. экология-М.,:Прогресс, 1986.

25. Химия в интересах устойчивого развития // ВО “наука”. 1993.

26. Экономика природопользования/ Под редакцией академика Т.С.Хачатурова //Издательство Московского ун-та.-М, 1991.

27. Г.П.Гущина и др. Озон в земной сфере. – Ленинград, 1996.

28. Ф.С.Ортенберг, Ю.М.Трифонов. Озон: взгляд из космоса.- М.: Знания,1990.

29. Ю.Гиляров А.М.Популяционная экология. М.: изд-во МГУ, 1990. окружающая среда.- М, 1991.

 

ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ

 

Варианты   Номера вопросов Номер задачи  
1, 9, 28, 57, 89 2, 10, 29, 58, 90 3, 11, 30, 59, 91 4, 12, 31, 60, 92 5, 13, 32, 61, 93 6, 14, 33, 62, 94 7, 15, 34, 63, 95 8, 16, 35, 64, 89 1, 17, 36, 65, 90 2, 18, 37, 66, 91 3, 19, 38, 67, 92 4, 20, 39, 68, 93 5, 21, 40, 69, 96 6, 22, 41, 70, 92 7, 23, 42, 71, 90 8, 24, 43, 72, 91 1, 25, 44, 73, 89 2, 26, 45, 74, 95 3, 27, 46, 75, 94 4, 9, 47, 76, 93 5, 10, 48, 77, 92 6, 11, 49,78, 93 7, 12, 50, 79, 90 8,13, 51, 80, 89 1, 14, 52, 81, 96 2, 15, 53, 82, 91 3, 16, 54, 83, 92 4, 17, 55, 84, 93 5, 18, 56, 85, 94 6, 19, 28, 86, 89 7, 20, 29, 87, 96 8, 21, 30, 88, 91 1, 22, 31, 57, 90 2, 23, 32, 58, 92 3, 24, 33, 59, 93 4, 25, 34, 60, 96 5, 27, 36, 62,93 7, 10, 38, 64, 89 1, 11, 39, 65, 90 2, 12, 40, 66, 91 3, 13, 41, 67, 92 4, 14, 42, 68, 93 5, 15, 43, 69, 94 6, 16, 44, 70, 95 7, 17, 45, 71, 89 8, 18, 46, 72, 90 1, 19, 47, 73, 91 2, 20, 48, 74, 96 5,26, 35, 61, 94 6, 28, 37, 63, 88

 

Выбор варианта проводится по двум последним цифрам шифра студенческого билета и зачетной книжки. Например, если последние две цифрышифра 3 и 1, то отвечайте на вопросы и решайте задачу 31 варианта. Если последние две цифры шифра больше числа 50, то надо из номера шифра вычесть число 50 и выбрать соответствующий вариант. Например, последние две цифры шифра 88. Вычитаем из 88 число 50, получаем 38. Выполняется контрольная работа 38 вариан­та.

Отвечать на вопросы и решать задачу необходимо в той последовательности, в какой они даны в методических указаниях. Номер и текст вопросов и условие задачи приводятся обязательно. В конце работы должен быть приведен список использованной литературы.

Работа подписывается студентом с проставлением даты выполнения.