ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ

ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «Экология» преподается в ВУЗе на фундаментальном уровне. В целом эта дисциплина носит естественно - научный и мировоззренческий характер.

…..Целью курса «Экология» является формирование у студентов способности оценки своей будущей профессиональной деятельности с точки зрения охраны биосферы. Он призван формировать у студентов представления о человеке как о части природы, о единстве окружающего мира и невозможно­сти выживания человечества без сохранения биосферы, а также привить эколо­гическую культуру труда, быта и отдыха.

Дисциплина «Экология» преподается в соответствии с Государственным стандартом ЕН 06:

Биосфера и человек: структура биосферы, экосистемы, взаимоотношения организма и среды, экология и здоровье человека; глобальные проблемы ОПС. Экологические принципы рационального использования природных ре­сурсов и охраны природы. Основы экономики природопользования; экозащитная техника и технология; основы экологического права, профессиональная ответственность; международное сотрудничество в области охраны окружаю­щей среды.

Экология как наука сформировалась в XIX веке, ее предметом было изучение взаимоотношения живых организмов с окружающей природной средой. В ХХ веке в экологию введены понятия «экосистема» и «биогеоценоз» как струк­турных единиц биосферы. Экология стала системной наукой. Поэтому ее определение претерпело изменение: «Экология – это наука о законо­мерностях формирования, функционирования, развития, устойчивости и де­градации экологических систем различного порядка».

Задачи экологии как науки:

*исследование закономерностей организации жизни, в т.ч. и в связи с антропогенным воздействием на отдельные экосистемы и на всю био­сферу в целом;

*создание научной основы рационального использования природных ресур­сов;

*восстановление нарушенных природных систем;

*регулирование численности популяции живых организмов;

*сохранение эталонных участков биосферы.

Объектами экологических исследований являются: экологические системы, биоценозы (сообщества), популяции и виды.

Методы:экологических исследований: наблюдения, экологический эксперимент,

(натурное, математическое и компьютерное).

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ

На конфереции ООН по окружающей среде и развитию, состоявшейся в 1992 г. был сделан вывод о том, что если характер развития нашей цивилизации не будет изменен, ее ожидает гибель. Чем же обусловлено столь неутешительное и категорическое заявление?

Первым фактором, вызывающим серьезную обеспокоенность в глобальном плане, является быстрый рост населения планета. Чис­ленность населения Земли составляет сегодня 6,5 млрд человек, причем за последние 20 лет прирост составил 1,7 млрдчеловек (из них 1,5 млрд в развивающихся странах). Ежемесячный прирост насе­ления планеты составляет в наши дни величину, равную численности населения Нью-Йорка, годовой - населения Мексики, а десятилетний - населения Китая.

Быстрый рост народонаселения, естественно, увеличит нагрузку на окружающую среду, которая и так находится в критическом состоянии. Важно при этом подчеркнуть следующее: каждый человек в развитых странах потребляет за свою жизнь в 20-30 раз больше ресурсов планеты, чем гражданин развивающейся страны, а доля на­селения развивающихся стран сегодня в три-четыре раза выше, чем развитых.

Второй фактор- это процесс деградации окружающей среды в результате хозяйственной деятельности, который вышел за пределы отдельных территорий и стал приобретать такие масштабы, что в природе стали проявляться глобальные изменения. К ним обычно от­носят трансграничный перенос химических загрязнений атмосферы и выпадение кислотных дождей, оказывающих губительное влияние на природу; истощение озонового слоя под влиянием хлорфторуглеродов и связанное с этим нарастающее действие на все живое жесткого ультрафиолетового излучения; накопление в атмосфере углекислого газа и ряда других веществ, ведущее к усилению парникового эф­фекта и далее к глобальному потеплению климата, что также чрева­то для человечества весьма тяжелыми последствиями, которые проявятся, в частности, в ухудшении условий ведения и продуктивности сельского хозяйства и подъеме уровня мирового океана.

Не менее опасны локальные и региональные загрязнения атмос­феры, воды и почвы вредными веществами. В результате интенсивного и слабо контролируемого в экологическом плане развития промышленности ряд регионов России отнесен к зонам с очень острой экологической ситуацией. Это Кольский полуостров, Северный Прикаспий, среднее Поволжье, промышленная зона Урала и др.

Деградация природы идет не только под влиянием попадающих в окружающую среду вредных химических веществ, но и в результате ее хищнической эксплуатации - вырубки обширных лесных массивов, истощения и эрозии почв, плохо контролируемого рыболовства и т.д. В итоге в биосфере в целом сформировались отрицательные тенденции (например, резкое сокращение видового разнообразия и, следовательно, генетических ресурсов), которые будут быстро раз­виваться по мере нарастания упомянутых выше глобальных изменений.

Как выжить в этих условиях, какие пути развития выбрать человечеству, чтобы обеспечить устойчивое развитие нашей цивилизации - ответы на эти вопросы дает наука экология, которая изучает взаимодействие живых организмов в их собственном "жилище", или окружающей среде, включающей в себя все действующие на организм внешние условия и факторы, как живые, так и неживые.