Деление памяти по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору
По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала память делят на непроизвольную (обязательно ставится задача, процесс запоминания требует волевых усилий) и произвольную (запоминание без усилий со стороны человека, автоматически).
Индивидуальные различия в процессах памяти выражаются в скорости, точности, прочности запоминания и готовности к воспроизведению.
Прочность выражается в сохранении заученного материала и в скорости его забывания.
Готовность памяти выражается в том, насколько человек может легко и быстро припомнить в нужный момент то, что ему необходимо.
Эти различия связаны:
а) с особенностями личности человека,
б) с его эмоциональным настроем,
в) интересами и потребностями,
г) общим состоянием личности и физическим состоянием в целом.
Запоминание также зависит от отношения личности к запоминаемому материалу. Мы обычно запоминаем то, что для нас интересно и эмоционально значимо.
Индивидуальные различия в памяти проявляются также в том, что у одних людей более продуктивно закрепляется образный материал ( предметы, изображения, звуки, цвета и т.п.), у других - словесный материал ( понятия мысли, числа), у третьих - не замечается явного преимущества в запоминании определённого материала. В связи с этим в психологии различают наглядно - образный, словесно - абстрактный и промежуточный типы памяти. Жизненные факты доказывают, что преобладание в запоминании образов и мыслей определяется в первую очередь условиями жизни и деятельности людей. Так, наглядно -- образный тип памяти чаще встречается у художников, словесно - абстрактный - у учёных -- теоретиков. Но обычно у людей не наблюдается преобладания того или иного типа памяти.
Наглядно - образный тип памяти дифференцируется в зависимости от того, какой анализатор оказывается наиболее продуктивным при запоминании различных впечатлений. В соответствии с этим различают:
а) двигательный
б) зрительный,
в) слуховой типы памяти.
Чаще встречается смешанные типы: зрительно - двигательный, зрительно - слуховой, слухо - двигательный. Соответствующими особенностями своей памяти человек пользуется как приёмом повышения её продуктивности. Во время учебного процесса необходимо учитывать индивидуальные различия памяти обучаемого, но и в то же время нужно развивать всестороннюю память (и зрительную, и слуховую, и двигательную), т.к. этого требует разнообразие самого учебного материала.
Исследованиями памяти в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики, кибернетики и ряда других. Все эти науки расширяют наши знания о памяти человека, позволяют глубже заглянуть в одно из самых важных и загадочных явлений человеческой психологии.
Одной из первых психологических теорий памяти, не потерявшей своего научного значения до настоящего времени, была ассоциативная теория. В основе этой теории лежит понятие ассоциации - связи между отдельными психическими феноменами. Память в русле этой теории понимается как сложная система кратковременных и долговременных, более или менее устойчивых ассоциаций по сложности, подобию, контрасту, временной и пространственной близости.
Было установлено:
а) как изменяется количество запоминающихся элементов при разном числе повторений предъявляемого ряда и в зависимости от распределения элементов во времени;
б) как сохраняются в памяти элементы запоминаемого ряда в зависимости от времени, прошедшего между заучиванием и воспроизведением.
На смену ассоциативной теории памяти пришла гештальттеория. Для неё исходным понятием и главным принципом выступила не ассоциация первичных элементов, а их изначальная, целостная организация - гештальт (образ). Именно законы формирования гештальта, по убеждению сторонников этой теории, определяют память. Главная мысль состояла в том, что и при запоминании, и при воспроизведении материал выступает в виде целостной структуры, а не случайного набора элементов, сложившихся на ассоциативной основе.
В этой теории есть определённые сложности в объяснении формирования и развития памяти человека в фило и онтогенезе. Получается, что и мотивационные состояния, и сами гештальты мыслились как наперёд заданные, неразвивающиеся образования. Вопрос о зависимости развития памяти от практической деятельности человека здесь не ставился и не решался.
B XX веке ( начало) возникает смысловая теория памяти. Утверждается, что работа соответствующих процессов находится в зависимости от наличия или отсутствия смысловых связей, объединяющих запоминаемый материал в более или менее обширные смысловые структуры ( А.Бине, К.Бюлер). Утверждается, что смысловое запоминание подчиняется иным законам, чем механическое: подлежащий заучиванию материал включается в контекст определённых смысловых связей.
С развитием кибернетики в психологии стали разрабатывать новую теорию памяти - информационно - кибернетическую. Это первые шаги на пути к более глубокому пониманию человеческой памяти.
Преимущественное развитие в изучении памяти получило направление, связанное с теорией деятельности. Здесь память выступает как особый вид психологических и практических действий, подчинённых решению мнемонической задачи - запоминания, сохранения и воспроизведения разнообразной информации.
С раннего детства процесс развития памяти ребёнка идёт по нескольким направлениям:
1) Механическая память постепенно дополняется и замещается логической.
2) Непосредственное запоминание со временем превращается в опосредованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приёмов и средств.
3) Непосредственное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное.
Существуют несколько теорий развития памяти:
1) П.П.Блонский высказал мысль о том, что различные виды памяти, представленные у взрослого человека, являются также разными ступенями её исторического развития и их можно считать филогенетическими ступенями совершенствования памяти. Это относится к следующей последовательности видов памяти:
а) двигательная,
б) аффективная,
в) образная,
г) логическая.
Эти виды памяти ( по Блонскому П.П.) появились в процессе развития человека последовательно, один за другим.
2) Под иным углом зрения рассматривал историческое развитие памяти человека Л.С.Выготский. Он считал, что совершенствование памяти в филогенезе шло главным образом по линии улучшения средств запоминания и изменения связей мнемонической функции с другими психическими процессами и состояниями человека. Обогащая свою материальную и духовную культуру, человек вырабатывал всё более совершенные средства запоминания, в т.ч. и письмо. Благодаря различным формам речи - устной, письменной, внешней, внутренней - человек оказался способным подчинить память своей воле, разумно контролировать ход запоминания, управлять процессом сохранения и воспроизведения информации. Память всё более сближалась с мышлением.
3) Специальные исследования непосредственного и опосредованного запоминания в детском возрасте провёл А.Н.Леонтьев. Он показал, как один мнемонический процесс - непосредственное запоминание - с возрастом постепенно замещается другим, опосредованным. Это происходит за счёт усвоения ребёнком более совершенных стимулов -
- средств запоминания и воспроизведения материала.
Роль мнемотехнических средств в совершенствовании памяти, по мнению А.Н.Леонтьева, состоит в том, что, обращаясь к употреблению вспомогательных средств, мы тем самым изменяем принципиальную структуру нашего акта запоминания; прежде прямое, непосредственное наше запоминание становится опосредованным. Стимулы - средства для запоминания подчиняются закономерности: сначала они выступают как внешние ( например, завязывание узелков на память, использование для запоминания различных предметов, зарубок, пальцев рук и т.п.), а затем становятся внутренними ( чувство, ассоциация, представление, образ, мысль). В формировании внутренних средств запоминания центральная роль принадлежит речи, поэтому процесс совершенствования памяти человека идёт с развитием его речи рука об руку.
И в заключение, несколько практических рекомендаций по улучшению памяти:
1) То, что мы можем выразить словами, обычно запоминается легче и лучше, чем то, что может быть воспринято только зрительно или на слух.
2) Если предметом запоминания является текст, то необходимо заранее сформулировать к нему вопросы, ответы на которые будут найдены в процессе чтения текста. Это способствует лучшему запоминанию.
3) Чем богаче и разнообразнее стимулы - средства, которыми мы располагаем для запоминания, чем более просты и доступны они для нас в нужный момент времени, тем лучше произвольное припоминание
4) Чем больше умственных усилий мы прилагаем у тому, чтобы организовать информацию, придать ей целостную, осмысленную структуру, тем легче она потом припоминается.
5) Поскольку от внимания к материалу непосредственно зависит его запоминание, то любые приёмы, позволяющие управлять вниманием, могут оказаться полезными и для запоминания.
6) Эмоциональное состояние, сопровождающее процесс запоминания, является частью запечатлённой в памяти ситуации.
7) Привычка к осмысленному восприятию материала также связана с улучшением памяти.
8) Способность что - либо зрительно представить положительно влияет на запоминание, развивается образная память.